Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Церковный раскол и причины возникновения сект.

  • Глава 2. Секты и их особенности. 2.1 Хлысты.

  • 2.3 Баптисты

  • Список использованной литературы

  • Эссе Религиозные секты в России конца XVII–XIX вв.. Эссе без титульника. Сект будет актуальна всегда, пока в жизни общества присутствует такое явление


    Скачать 27.68 Kb.
    НазваниеСект будет актуальна всегда, пока в жизни общества присутствует такое явление
    АнкорЭссе Религиозные секты в России конца XVII–XIX вв
    Дата11.11.2021
    Размер27.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе без титульника.docx
    ТипДокументы
    #269632

    Введение.

    Секты с самого начала своего появления привлекали к себе внимание исследователей и историков. Д. Н. Ушаков дал определение этому слову: «Секта – религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение.»

    Секты возникали и будут возникать в связи с несогласием некоторых групп людей с установленными догмами господствующей религии, с мистическим и духовным поиском и желанием создать «более правильное» с точки зрения этих людей течение.

    Тема сект будет актуальна всегда, пока в жизни общества присутствует такое явление.

    В этом эссе я постараюсь осветить самые известные секты в России, их особенности и причины возникновения.

    Глава 1. Церковный раскол и причины возникновения сект.

    Церковный раскол в России начался в 1650-х годах в Москве с подачи патриарха Никона и при поддержке и участии царя Алексея Михайловича.

    Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное знамение не двумя пальцами, а тремя, что противоречило актам Поместного Стоглавого собора, закрепившего двоеперстие1.

    Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двумя пальцами (указательным и средним), а три пальца (большой, безымянный и мизинец) складывали во имя святой Троицы. Также, как свидетельствуют святые отцы, сам Христос благословлял своих учеников двоеперстием.

    Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Крещение двумя пальцами свидетельствует о двойной сути Христа – как бога и как человека, распятого на кресте, а троеперстие всегда символизировало святую Троицу. Выходит так, будто Троица была распята.

    Никон продолжил реформы, созывая соборы и изменяя многие богослужебные книги и обряды в целях унификации их с греческими. На решении Поместного Московского собора 1656 года всех, крестящихся двумя перстами признали еретиками и предали анафеме.2

    Приверженцы «старой веры» - дореформенных обрядов, крещения двумя перстами, сугубой (двойной) аллилуи - подверглись гонениям и казням со стороны церкви и последователей «новой веры» - троеперстников. Из-за раскола и широкого общественного резонанса и несогласия многих людей с реформами начали образовываться секты.

    Глава 2. Секты и их особенности.

    2.1 Хлысты.

    Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Данила Филлипович. Предание гласит, что в 1645 году на землю сошел Господь Саваоф и вселися в тело Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. Название происходит от исковерканного слова «Христы» или от хлыста, которым приверженцы секты хлестали себя во время радений.

    Преемники Данилы Филлиповича стояли во главе каждого «корабля» как именовались общины, и назывались кормщиками или Христами. Также встречаются женщины, именуемые кормщицами или богородицами. Каждый кормщик пользуется в своем корабле неограниченной властью и уважением.

    Хлысты отвергают идею церковного брака и, как писал С. В. Булгаков в «Православие. Расколы. Ереси. Секты. и проч.»: «Первый человек Адам согрешил именно угождением плоти: он впал в грех супружества. Отсюда вытекает хлыстовская заповедь: не жениться и жить с женой, как с сестрой.»

    Из-за этого убеждения хлыстам назначались жены, которые должны были «хранить их целомудрие.»

    Церковные обряды не признаются. Хлысты совершают свои радения ночью, которые заключаются в самобичевании, экстатическом кружении и, иногда, в беспорядочных половых связях.

    Как пишет С. В . Булгаков: «Дети, зачатые от этого греха, богохульно признаются зачатыми по наитию "Св. Духа", родившимися "не от крове, ни от похоти плотские, ни от похоти мужеския, но от Бога"; им усвояется название христосиков.»3

    Так описывал хлыстовские радения П. И. Мельников: «Потом, взяв благословение у оной предводительной особы с низким наклонением и целованием руки, <...> плясали кругом по избе как кто мог, высоко подскакивая, и сказывали, что на такое плясание или паче шатание поднимал их Дух Святой, приводя на то пребезумным развратом оное у пророка слово Божие: «вселюся в них и похожду», что глаголал Бог, обещая верным Своим Свое неотступное присутствие, ведуще их на путь спасения, а не к так шаленому движению.»4

    Хлысты считают что есть два мира – материальный и нематериальный, первый создан Сатаной, а второй – Богом. Также, согласно их вероучению, Бог может вселяться в человека неограниченное количество раз.

    Хлысты являются ярким примером того, насколько в темные времена люди становятся легковерными и готовы принять любое, даже самое нелогичное и противоречивое, учение лишь для самоуспокоения. Хлыстовское движение, хоть и находясь под маской христианства, к нему имело самое посредственное отношение.

    2.2 Скопцы

    Как свидетельствует Кирилл Новиков, движение зародилось в Орловской губернии в середине XVIII века. Тогда существовала хлыстовская община, во главе которой стояла «Богородица» - Акулина Ивановна5. К общине прибился крестьянин – Кондратий Селиванов, которого глава общины поспешила сделать приближенным. Она объявила его "богом над богами, царем над царями" и фактически сделала его вторым после себя человеком в «корабле». Нравы в хлыстовских общинах были достаточно свободными, часто имели место быть оргии, за что хлысты особенно осуждались противниками учения. Селиванов также не одобрял «свальный грех» и предложил весьма радикальную меру для избавления от желаний плоти раз и навсегда – «раскаленным железом отжечь детородные своя уды». Также он первый провел себе кастрацию, но понимания у хлыстов не встретил и был изгнан.

    Вскоре после этого Селиванов основывает свою общину в Тамбовской губернии. Последователей учения было более чем достаточно – оно было подкреплено многочисленными богословскими аргументами. Например, в Евангелии есть слова: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.»

    Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть. К тому же скопцу не надо было тратиться на семью, что также вело к немалой экономии. Поэтому, когда власть наконец-то обратила внимание на новую секту, среди ее членов было немало обеспеченных людей.

    Первый "скопческий процесс" имел место в 1772 году, когда перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней; его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец, пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, но дело его не было забыто. Хотя скопчество было поставлено вне закона, число его последователей продолжало расти. Более того, учение проникло в городскую среду и нашло новых приверженцев среди купцов и приказчиков.

    Своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева - 4 млн, у братьев Никифоровых - 1 млн. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса над сектантами, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, влачили довольно жалкое существование.

    Скопцы долгое время имели большое богатство и влияние, так как секта по сути имела вид «закрытого клуба для посвященных». Многие были готовы лишиться детородных органов в обмен на богатство, и как раз это было основным мотивом вступления в секту. Многих людей бедность и желание лучшей жизни толкали на добровольное оскопление и вступление в сомнительные организации.

    2.3 Баптисты

    Движение началось в XVII веке в среде английских пуритан.  Главою секты, при ее возникновении и первоначальном образовании, был Джон Смит, а в Северной Америке, куда значительная часть последователей этой секты вскоре переселилась, - Роджер Уильям. 6

    В России же предшественниками баптизма были движения штундистов и молокан, которые были значительно поглощены баптистскими убеждениями. Ряд исследователей считают российский баптизм результатом эволюции русских протестантских сект, принявших упорядоченное баптистское богословие.7

    На первом этапе регионами появления баптистских общин в России стали Кавказ и Украина. В 1884 году был создан первый Союз Баптистов, существовавший до 1930-х годов.

    Особености баптистов как отдельного христианского течения заключаютя в том, что баптисты не признают крещения детей, так как считают что человек должен прийти к вере сам, в сознательном возрасте. Также важная особенность баптисткого течения заключается в отрицании поклонения иконам, мощам и святым, молитвы к ним, а ткаже молитвы за усопших . Баптисты утверждают что уже спасены своей верой, в отличии, например, от православных, верящих в то, что еще не спасены, пока находятся на поприще земной жизни, а спасение ждет их только после смерти как результат их веры и добрых дел.

    Ранее был широко распространен миф об отказе баптистов от медицинского вмешательства, прививок, операций в связи с религиозными взглядами, но на самом деле это является выдумкой. Нигде нет упоминания или определенных догм, диктующих отказ от врачебной помощи.

    В целом баптизм не считается деструктивной сектой и занял скорее положение отдельной ветви христианства. Сегодня баптизм не запрещен в России и официально сектой не считается.

    Заключение

    Церковный раскол и реформы патриарха Никона создали смуту в умах людей и широкий резонанс. Многие люди по-своему пытались найти истину, многие же поддавались влиянию лже-проповедников и участвовали в деструктивные и, откровенно говоря, идущие вразрез с устоявшимися христианскими догмами и здравым смыслом. Многие люди реформировали религию в более логичную и позитивную сторону, откалываясь от господствующей церкви и создавая свою религиозную общину, многие же преследовали лишь свои личные амбиции, жажду власти и корыстные интересы. Вполне возможно, что, например, родоначальники движения хлыстов и скопцов были просто душевно больны.

    Секты и религиозные ответвления всегда имели место быть, и изучение этого вопроса помогает лучше понять психологию и религиозное мышление людей. В любом случае, я считаю что каждый человек должен не попадать под какое-либо религиозное влияние, а иметь свое мнение в религиозных вопросах.

    Подведя окончательный итог и изучив краткие описание различных сект, можно отметить что религиозно-реформаторские движения в России были вызваны неудовлетворенностью народа жестким и мертвым по духу предписаниям официальной церкви, а искренне верующие люди пытались удовлетворить свои духовные поиски.

    Список использованной литературы:

    1. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2010.

    2. Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни»/ М. И. Непомнящих – Могилев, МГУ им. Кулешова, 2010

    3. Православие. Расколы. Ереси. Секты. и проч. / С. В. Булгаков. — Москва, 1994.

    4. Тайные секты / П. И. Мельников. . — Москва, Директ-Медиа, 2014.

    5. Кирилл Новиков. Журнал «Деньги» № 49(655) от 17.12.2007

    6. Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874—2008) // Сборник статей "Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма. 5-7 апреля 2011 года» М., 2011.

    1 История России с древнейших времен до конца XVII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2010. — 768 с.


    2 «Сектантские течения XVIII-XIX в.в. в русской религиозной жизни»/ М. И. Непомнящих – Могилев, МГУ им. Кулешова, 2010 – стр 14, https://works.doklad.ru/view/fKFvazsqjSg/all.html

    3 Православие. Расколы. Ереси. Секты. и проч. / С. В. Булгаков. — Москва, 1994. — 193 с.

    4 Тайные секты / П. И. Мельников. . — Москва, Директ-Медиа, 2014. — 53 с.

    5 Кирилл Новиков. Журнал «Деньги» № 49(655) от 17.12.2007

    6 Православие. Расколы. Ереси. Секты. и проч. / С. В. Булгаков. — Москва, 1994. — 32 с.

    7 Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874—2008) // Сборник статей "Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма. 5-7 апреля 2011 года» М., 2011. — С. 21



    написать администратору сайта