Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Немецкая классическая философия.

  • Учитывая то, что Бердяев был философом можно предположить, что в этом тексте он рассматривает классицизм и романтизм не в прямом смысле этого слова, а в переносном.

  • Тексты

  • Ответы: Задания

  • Педагогические понятия

  • Воспитание

  • В каких сферах жизнедеятельности, по вашему мнению, творчество целесообразно, а в каких – нет Приведите примеры творческой деятельности из собственного опыта.

  • 5 примеров проявления творчества в жизни

  • Педагогика творчества2022_1_OPT. Семинар Междисциплинарный подход к изучению феномена творчества


    Скачать 36.93 Kb.
    НазваниеСеминар Междисциплинарный подход к изучению феномена творчества
    Дата18.01.2022
    Размер36.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПедагогика творчества2022_1_OPT.docx
    ТипСеминар
    #334540

    Семинар № 1. «Междисциплинарный подход к изучению феномена творчества


    1. Чем отличалось и от чего зависело понимание феномена творчества в разные исторические периоды?

    1. Античность.

    Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия вечного, бесконечного и равного себе. Творчество при этом выступает в двух формах:

    а) как божественное - акт рождения (творения) космоса и

    б) как человеческое (искусство, ремесло).

    Творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере божественного. Античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Однако в отличие от других видов созидательной деятельности творчество художника совершается под влиянием божественного наития. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания, а человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания.

    2. Христианство.

    Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции:

    теистическая, идущая от древнееврейской религии, и

    пантеистическая - от античной философии.

    Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

    И в человеческой личности подчеркивает значение момента воли, функции которой отличаются от функций разума:

    для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть, то воля скорее имеет дело с тем, чего нет, но что впервые вызывается к жизни волевым актом.

    Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог - это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум, это". совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной". Поэтому понимание божественного творчества близко к пониманию античному.

    Однако независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции человеческое творчество оценивается ими совершенно иначе, чем оно оценивалось античной философией. Оно выступает в христианстве, прежде всего как "творчество истории". Не случайно философия истории впервые выступает на христианской почве: история, согласно средневековому представлению, есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире. Поскольку, далее, не столько разум, сколько воля и волевой акт веры, прежде всего, связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного.

    Художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им; и поэтому средние века никогда не знали того пафоса творчества, каким проникнуто Возрождение, новое время и современность.

    3. Возрождение.

    Это своеобразное "ограничение" человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца.

    Возрождение понимает творчество, прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала по преимуществу. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но столь характерна именно для нового времени.

    Этот интерес к процессу творчества как к субъективному процессу в душе художника порождает в эпоху Возрождения также и интерес к культуре как продукту творчества прежних эпох. Если для средневекового миросозерцания история есть результат совместного творчества бога и человека, то, начиная с конца 15-16 вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой.

    4. Реформация.

    В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие. Преуспевание индивида в практических начинаниях на земле - свидетельство его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в введении дел освящались религией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-религиозного деяния.

    5. Немецкая классическая философия.

    Завершенная концепция творчества в 18 веке создается Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует идею о творчестве, как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей как бы новый, ранее не существовавший, "очеловеченный" мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия.

    Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали советские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.

    Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее».

    Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)»

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    1. В работе «Смысл творчества» Н.А. Бердяев пишет о трагической сущности творчества, но в то же время приветствует наступление творческой мировой эпохи. Проанализируйте приведенный отрывок. Как можно описать творческую эпоху?

    Учитывая то, что Бердяев был философом можно предположить, что в этом тексте он рассматривает классицизм и романтизм не в прямом смысле этого слова, а в переносном.

    Мы прекрасно знаем, что классицизм по натуре своей - это законы, которые все соблюдают, а романтизм руководствуется только эмоциями и чувствами человека, исходя из этого можно трактовать этот текст так:

    По мнению философа, "существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает высшую ценность Бога". Личность - это ценность, которая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, по сути, не входит в эту серию. Поэтому он не принимает идеализм нравственного разума как высший закон для человека, ибо весь закон есть решимость, но человек, по его мнению, должен быть свободен. В свободе он видел главную характеристику человека, и человек не только обладает свободой, но и сам является свободой. Человек, как свободное существо, имеет творческую свободу. Здесь, в Бердяеве, человек рассматривается не только как создатель мира, но и, в некотором смысле, как создатель самого себя. Творчество философа становится теургическим актом, которому он придает эсхатологический характер в последний период своей жизни. Таким образом, целью человека является стремление к духовной свободе, отказ от всякого принуждения, террора и насилия. 


    1. В чем преимущества и недостатки междисциплинарного подхода к исследованию творчества?

    В целом, можно выделить два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Непосредственно такое взаимодействие реализуется в форме работы над конкретными исследовательскими проектами, создания междисциплинарных центров при академических организациях, проведения междисциплинарных конференций, издания проблемно, а не дисциплинарно ориентированных журналов и т. п. Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. Приставка «меж» в этом случае указывает на наличие некого провала между дисциплинами, «ничейной земли», не являющейся традиционным объектом исследования ни одной из дисциплин. В таком случае на стыке научных дисциплин может возникнуть новая. Например, социальная психология возникла на стыке таких дисциплин как общая психология и социология, выявив «ничейный» объект исследования и заимствовав язык и методы из обеих «материнских» дисциплин.
    Исходя из изложенного выше подхода к дисциплинарности М. Фуко, междисциплинарность можно рассматривать как сферу свободы, как возможность вырваться из-под жесткого контроля дисциплинаристов, приблизиться к подлинному творчеству, свободному от каких-либо ограничений. Именно с таких позиций Г.Б. Клейнер пишет, что «дисциплинарность – это порядок, а междисциплинарность – это свобода».

    Безусловно, междисциплинарность в ее первом значении может способствовать плодотворному решению научных проблем. Она позволяет исследовать объект в его целостности, объединять данные, полученные специалистами различных дисциплин, привести к возникновению новых, плодотворных концепций, расширяющих и углубляющих существующий корпус научного знания. Как правило, междисциплинарные исследования проводятся в том случае, когда предмет исследования слишком сложен, а проблема слишком масштабна для определенной научной дисциплины. Междисциплинарность может иметь существенные преимущества перед отдельными дисциплинами, однако она же может завести исследователей в своеобразные тупики, а за громкими фразами о применении междисциплинарной методологии могут скрываться дилетантизм и непрофессионализм. Четкое понимание преимуществ междисциплинарности и возможных проблем, связанных с ее применением, позволит исследователям использовать ее эвристический потенциал, избегая негативных последствий чрезмерной увлеченности ею. Постараемся выделить как основные преимущества, так и существенные проблемы, возникающие при применении междисциплинарности.
    Важное преимущество междисциплинарности, связанное с выявлением связей между различными дисциплинарными областями, является проявлением интегративных тенденций, присущих постнеклассической науке с ее стремлением к синтезу знания. Следствием применения междисциплинарного подхода к исследованию может стать выход за рамки сложившихся стереотипов, норм и исследовательских традиций. Однако, как справедливо отмечает П. Тагард, междисциплинарное исследование будет успешным лишь в том случае, если оно опирается на идеи, действительно пересекающие дисциплинарные границы.
    На методологическом уровне междисциплинарность значима потому, что позволяет применить методы, характерные для одной дисциплины в других областях знания, порождая новый междисциплинарный инструментарий.

    Важное преимущество междисциплинарности, связанное с выявлением связей между различными дисциплинарными областями, является проявлением интегративных тенденций, присущих постнеклассической науке с ее стремлением к синтезу знания. Следствием применения междисциплинарного подхода к исследованию может стать выход за рамки сложившихся стереотипов, норм и исследовательских традиций.

    Существенными проблемами, возникающими при проведении междисциплинарных исследований, являются проблемы несовпадения специализированных языков и понятийного аппарата различных дисциплин, а также экспертизы междисциплинарных исследований.

    Существенной проблемой междисциплинарных исследований является проведение их экспертной оценки. Традиционно в науке действует принцип «рецензирования равными», причем «равные» являются представителями той же научной дисциплины. В случае междисциплинарных исследований этот принцип нарушается, и неизбежно возникает вопрос критической оценки проведенных изысканий. Поскольку статьи, освещающие междисциплинарные исследования, как правило, рецензируются дисциплинаристами, возникает угроза их непонимания или неточного толкования.

    Итак, междисицплинарность может стать как фактором повышения качества исследовательских проектов, так и затруднить получение нового истинного знания. Преимущества междисциплинарных исследований могут быть реализованы только при условии определения четких принципов работы междисциплинарных коллективов и сфер ответственности входящих в него ученых, критического использования терминологии, выработки и применения эффективной методологии, позволяющей осуществить подлинный синтез знания. Важной проблемой эпистемологии в целом является выработка критериев экспертизы междисциплинарных исследований, позволяющих как оценить новаторские работы, так и избежать дилетантизма и непрофессионализма.

    1. Психологи в качестве одного из важнейших признаков деятельности называют ее преобразующий характер, т.е. какие-либо изменения реальной действительности. Можно ли, исходя из этого, любую деятельность считать творческой?


    В нашей отечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью»

    При психологическом подходе к анализу творчества такой критерий явно не пригоден. Ведь говорят же о решении проблем животными, о творчестве детей; творчество, несомненно, проявляется при самостоятельном решении всякого рода «головоломок» человеком любого уровня развития. Но все эти акты непосредственно общественной значимости не имеют. В истории науки и техники зафиксировано множество фактов, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обретали общественной значимости. Нельзя же думать, что в период замалчивания деятельность их создателей не была творческой, а становилась таковой только с момента признания.

    Вместе с тем критерий общественной значимости в ряде случаев действительно имеет решающее значение в творческих актах.

    Подобное понимание творчества сохранялось долгое время. Однако, как отмечает С. В. Максимова, в такую трактовку творчества не укладывались многие известные его феномены, такие как «проблематизация собственного мира» (Г. С. Батищев), «трансцендентность», «борьба, полет в бесконечность» (Н. А. Бердяев), «неадаптивность» (А. Г. Асмолов), «выход за границы, преодоление» (Н. Абаньяно), «бунт» (Ж. - П. Сартр) и пр. Кроме того, критерии новизны казались размыты - «для кого? в чем? по сравнению с чем?» (А. П. Огурцов).

    Д.Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. Однако теперь, считает Максимова, понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность» (В. А. Петровский). В этом случае под категорию творчества должны попасть и действия хулигана, преступника, которые трудно рассматривать в одном ряду, например, с произведением искусства.

    Кроме того, остается открытым вопрос о различении проявлений творчества и творческого потенциала.

    Поэтому С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих - неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптивной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще не реализованных возможностей (не очень удачно названное автором творческим потенциалом) - появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате адаптивной активности - реализация творческого потенциала: достижение цели, воплощение идеи, выражение образа и т. д., т. е. создание творческого продукта.

    В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов - новая машина, механизм; у модельера - новый фасон одежды и т. д.

    Ф.Д. Батюшков выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.

    М.С. Каган и А.М. Эткинд пишут об общении как творчестве, а Е. Ю. Сидоркина полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события.

    Задания

    1. Перечислите философские, психологические, социологические и педагогические понятия, так или иначе связанные с понятием «творчество». Сравните их.

    2. В каких сферах жизнедеятельности, по вашему мнению, творчество целесообразно, а в каких – нет? Приведите примеры творческой деятельности из собственного опыта.


    Литература

    1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991.

    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском воз­расте. – М., 1991.

    3. Диалектика творческой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж, 1989.

    4. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42

    5. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1980.

    6. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.

    7. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. – 1982. – N 1.

    8. Философский энциклопедический словарь /Ред. Ф.И. Ильичев. - М., 1983.

    9. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - СПб., 1910.


    Тексты

    Н.А. Бердяев

    СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
    Творчество болезненно и трагично в существе своем. Цель творческого порыва – достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытии. А достижение творческого акта – книга, картина или правовое учреждение. Движение вглубь и ввысь проецируется на плоскости. В этом есть большое и трагическое несоответствие между задачей творчества и результатом творчества. Вместо бытия творится культура. Субъект не выходит в объект, субъект исчезает в объективации. Классицизм хочет признать болезнь здоровым, нормальным состоянием. Дляклассицизма трагическое несоответствие между задачей творческого акта и его результатом и есть значимое, ценное. Романтизм чует болезнь, болеет ею, и тем уже он здоровее. Романтизм не хочет имманентной замкнутости и завершенности, он жаждет трансцендентного прорыва в бесконечность. И романтизм более соответствует бесконечной природе человека, трансцендентной по отношению к данному миру, чем классицизм. Романтизм как бы пророчествует о творческой мировой эпохе, предчувствует ее наступление. Классицизм задерживает наступление творческой мировой эпохи, заковывает человека вимманентной завершенности, мешает его порывам к иному бытию. Классицизм хочет примирить человека с его болезнью, с его подзаконностью и ограниченностью и создать для него призрачное, не сущее имманентное совершенство. Романтизм не хочет этого не сущего совершенства, он видит в трагедии творчества знак высшей природы человека. Критическая гносеология есть лишь одна из форм классицизма. Классицизм весь в дотворческой эпохе, он в законе, он норма для греховной, не искупленной природы. Романтизм предваряет творческую эпоху, но сам еще не знает подлинного, религиозного творческого акта. Классицизм и романтизм я здесь беру не как эстетические, литературные категории, а гораздо шире, как мировые, метафизические категории, распространяемые на все сферы творчества, и на познание, и на нравственную жизнь, и на все. В классицизме есть консервативная, задерживающая инертность, в романтизме – революционное, творческое движение. Классицизм всегда серединен, романтизм – конечен, не по осуществлению, но по устремлению своему. Критическая гносеология есть по существу своему узаконение классицизма и отвержение романтизма. Творческий романтизм не хочет знать власти гносеологии над творчеством, ее прав запрещать, ограничивать или оправдывать.

    Ответы:
    Задания


    1. Перечислите философские, психологические, социологические и педагогические понятия, так или иначе связанные с понятием «творчество». Сравните их.


    Философские понятие - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познаниябытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и др.
    Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

    Философия включает в себя множество областей, от метафизикиэпистемологииэтикиэстетикиполитической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

    Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физикабиология и психология.

    Психологические понятие -  это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе.

    Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

    Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

    Социологические понятие - наука, изучающая совместную жизнь групп и сообществ людей. Социологи считают социальную реальность особым видом действительности и по-разному подходят к её изучению: одни полагают, что она состоит из социальных структур, другие рассматривают её как социальные действия и взаимодействия индивидов. Социология исследует социальные институты, общности, организации и движения, вопросы социализации, идентичности, социального неравенства и стратификации.

    Социология ― молодая наука, возникшая на Западе в контексте социальных изменений XIX века, поэтому часто рассматривается как изучение современного общества, таких явлений и процессов, как рационализация, социальная дифференциация, капитализмглобализация и других. Этот подход заложили основатели дисциплины – МарксДюркгейм и Вебер. Обычно выделяют несколько теоретических традиций: структурный функционализм придавал значение социальной интеграции в социальной системе на основе разделения функций, общих норм и ценностей; конфликтный подход выделял антагонизмы, противоречия и неравенство между классами или группами; интерпретативная социология — понимание смыслов и целей социальных действий. Социологи проводят количественные и качественные исследования. Социология зародилась в конце XIX века как позитивная наука, в XX веке её статус, предмет, задачи и методы часто являлись предметом споров, для современного состояния дисциплины характерны специализация, разнообразие теорий и методологических подходов. В начале XXI века большинство учёных стоят на позициях социального конструктивизма в отношении существования социальных феноменов. Многие полагают, что задача социологии — способствовать самосознанию человека как социального существа и формировать критическое восприятие действительности.

    Педагогические понятия - это форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений (И.Ф. Харламов). Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса.

    Воспитание — процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.

    Образование — процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством.

    Обучение — познавательная деятельность, направленная на усвоение учеником определенной части общественно-исторического опыта человечества, осуществляемая под руководством специально подготовленного человека.

    Основные понятия педагогики, как и явления, которые они отражают, не существуют изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны в едином и целом педагогическом процессе.

    Кроме основных понятий, педагогика как наука оперирует другими терминами и понятиями, отражающими ее сущность.Среди них можно назвать следующие: содержание, принципы, методы, организация процесса воспитания и обучения; умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое развитие и формирование личности ребенка.

    В настоящее время в связи с увеличившимся потоком информации и знаний, сложностью воспитательной и учебной деятельности большое значение приобретают процессы самовоспитания и самообразования.

    1. В каких сферах жизнедеятельности, по вашему мнению, творчество целесообразно, а в каких – нет? Приведите примеры творческой деятельности из собственного опыта.

    Творчество – это важная составляющая жизни человека, именно поэтому оно является обязательной сферой в колесе жизненного баланса. Творческое проявление необходимо человеку точно так же, как и поддержание здоровья, налаживание отношений в семье, общение и карьерный рост.

    «Творчество (или творческая деятельность) в широком смысле – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

    По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» (Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»)».

    Опираясь на это определение, мы можем сделать вывод, что творчество у большинства людей может идти «красной нитью» через остальные сферы жизни. Творчество является основой любой деятельности, в которую погружается человек.

    При этом степень новизны продуктов творческой деятельности может сильно отличаться. Творчество – это не только создание шедевров искусства или совершение великих открытий. Каждый человек является индивидуально неповторимым, но в течение своей жизни он должен освоить часть общечеловеческих знаний и опыта. Овладение навыками и знаниями для человека тоже является творческим процессом. Решение любой задачи, в результате которой создается что-то новое хотя бы для одного человека, связано с творчеством.

    Свойства личности, такие как интуиция, воображение, умственная активность, способность к самооценке и самонаблюдению являются важными для творческой деятельности. без четкого осознания своих навыков и умений, которые основываются на опыте решения каких-либо проблем, творческая деятельность будет невозможной.

    Творчество способствует сохранению и повышению самооценки, и поэтому оно становится значимым для человека. Препятствия на пути реализации творческих планов помогает преодолеть глубокое мышление, критичность и гибкий ум.
    Именно способность посмотреть на проблему с необычной стороной является важной основой творческого процесса. Таким образом, творчество связано с умением терпимо относиться к чужому взгляду, даже если он сильно отличается от собственного.

    Людей часто делать на категории: творческие личности, прагматичные люди (по-другому, прагматы, расчетливые и принципиальные). Но каждый человек может продемонстрировать творческие способности.

    5 примеров проявления творчества в жизни:

    1) Сама продумала дизайн ванной комнаты и кухни;

    2) Племянница написала для мамы стих;

    3) Садовник из обычных кустов сделал человеческие фигуры;

    4) Кондитер придумал новый дизайн десерта.


    написать администратору сайта