Особенности Античной философии. Особенности и идейное содержание античной философии. Особенности античной философии, основные этапы ее развития
Скачать 147.77 Kb.
|
Особенности и идейное содержание античной философии. 1. Особенности античной философии, основные этапы ее развития. Особенности античной философии: 1. Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями — математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. 2. Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). 3. Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. 4. Характерная особенность античной философии состояла в противопоставлении философских размышлений практической деятельности. Философы представляли самостоятельную прослойку общества. 5. Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. Этапы античной философии: 1. Ранняя классика (натуралисты, досократики). Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение; 2. Средняя классика (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека; 3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.; 4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы - мораль и свобода человека, познания и т. д. Этапы античной философии: 1. Натурфилософский (доклассический) этап 7-5 в до н. э.; 2. Классический этап 5-4 в до н. э.; 3. Эллинистическо-римский этап 4 в до н. э. – 3 в н. э.; 4. Завершающий этап. 2. Онтологические проблемы ранней греческой философии. В древнегреческой философии на проблему бытия смотрели с двух точек зрения: — проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос); — в проблеме бытия выявилась абсолютизация знаний об объектно-чувственном мире (вечные бестелесные идеи). В основе проблемы бытия лежит противопоставление чувственно воспринимаемых вещей, – изменчивых, временных, текучих, непостоянных, – и доступного мышлению неизменного, вечного, себетождественного, «чистого» (или истинного) бытия. Из сформулированной проблемы вытекают три следствия. 1. Вещи, мир «единичных вещей» не является истинным бытием. То, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем...), на самом деле не существует; мир единичных предметов – иллюзия. 2.Парменид формулирует принцип тождества бытия и мышления: «Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует». В онтологическом аспекте бытие, реальность есть то же, что содержание мысли. То, что нельзя непротиворечиво мыслить, не может и существовать. 3.Философская школа элеатов противопоставила знание – мнению. Знание достигается только разумом; оно является истинным, поскольку совпадает с реальным бытием. Мнение возникает на основе чувств, но «чувства обманывают нас», всегда создавая ложное представление об иллюзорных единичных вещах. В гносеологическом аспекте это означает дихотомию истинного и ложного, причем истина как бы «автоматически» достигается мышлением исходя из принципа тождества бытия и мышления. Итак, обнаруженная онтологическая проблема нуждается в решении, и в древнегреческой философии возникает множество философских «картин мира» (или онтологических учений), пытающихся дать ответ на вопрос «Что такое чистое, истинное Бытие?» 3. Классический период развития античной философии. Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа: 1. Появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы); 2. Переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление; 3. Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты. Особенности философии софистов: 1. Поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности; 2. Отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии; 3. Признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы; 4. Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности. Главные идеи Сократа: 1. Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели. 2. Признание своего невежества побуждает к расширению знаний. 3. Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля. Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального. Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории: 1. Мир становления– реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов; 2. Мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга). Основные положения философии Аристотеля: 1. В основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи); 2. Философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам; 3. Основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума; 4. Решающее значение имеет поиск первой или конечной причины; 5. Главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни. 4. Философия эллинистического периода. Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни. Задание 1. Причины развития античной философии: Культурные Развитие торговли – путешествия – обмен опытом; Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира. Социально- экономические Разделение труда; Появление металлургии – увеличение производительности труда – возникновение избыточного продукта – организация труда – необходимость получения знаний; Политические Захватнические войны – рабовладение Задание 2. Основные этапы развития Античной философии. Под этапы развития античной Признак 1 Признак 2 Признак 3 Признак 4 Признак 5 Школа Представители Основные идеи Киники (Циник и) Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа; Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.). Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы. Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям. Эпикур ейцы Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы; Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.); Гораций Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии). Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Стоики Ранние стоики: Зенон из Кития (336- 264 гг. до н.э.) – основатель школы. Поздние стоики: Эпиктет (50-138 гг. до н.э.); Сенека; Марк Аврелий. Счастье есть главная цель человеческой жизни. Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение. Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью. Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому. Скептик и Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.); Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину. Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие. Эклекти зм Филон (150-79 гг. до н.э.); Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.); Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода. Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни. философи и Натурфило софский (доклассич еский) этап Нераздел енность собствен но философ ских и естествен нонаучн ых знаний Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира Диалектичес кий и метафизиче ский методы познания. Атомы, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Мировые процессы возникают из борьбы противоположнос тей Классическ ий этап Создание системат изирован ных учений Переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление Поворот от натурфилос офской проблемати ки к человеку, обществу и проблемам повседневн ости Отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии Признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы; Эллинисти ческо- римский этап Кризис античных моральн ых и философ ских ценносте й Снижение страха перед богами и иными сверхъестестве нными силами, уважения к ним Преобладан ие материалист ического взгляда на мир Поиск физической и духовной опоры в самом себе Признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека Завершаю щий этап. Самым влиятель ным учением этого периода стал неоп латонизм Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза Суть познания – познание божественн ого принципа, воплощающ его подлинност ь бытия Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм. Задание 3. Опираясь на данные, которые были получены ранее, провести сравнительный анализ философии Востока и Античной философии. Установить принципиальные отличия, сходства развития философии Востока и Античной философии. 1. Античная философия, в отличие от восточной, развивалась обособлено от религии. 2. Античная философия стремилась рационалистически объяснить мир, в то время как восточная характеризовалась морально-этическим направлением, стремлением к поучениям, наставлениям праведной жизни. 3. В Древней Греции точные науки развиваются неотделимо от философии, параллельно и вместе с ней. Ранний греческий философ одновременно являлся и астрономом, и математиком, и физиком. Эмпирическое знание на востоке развивалось обособлено от философский теорий. 4. Научное знание на Востоке своей целью имело воспитать послушного и трудолюбивого члена общества (организационно-управленческая функция), нацелено на проектирование и постройку инженерных сооружений, изобретения (технологическая функция). Система знания древней Греции не имела настолько прикладного значения. 5. Восточная наука носила организованный и коллективный характер и подчинялась управленческой бюрократии. В Европе наука была делом отдельных личностей. 6. Философ древнего Востока — это, как правило, жрец или чиновник, который комментировал или исправлял своих предшественников. Греческий философ был нацелен на изменение представлений о мире, на создание нового знания. 7. Изречения крупного восточного философа являлись догмами, заучивались наизусть без каких-либо сомнений, что контролировалось государством. В Афинах каждый философ выносил свои мысли на суд публичной критики. Каждый свободный человек в демократической среде Афин получал возможность утверждать себя в качестве личности в общественной и духовной сферах, поэтому стремился отстаивать принадлежащие лишь ему идеи. Задание 4. Сформулировать вывод, ответив на вопрос: Каково сущностное содержание основных идей Античной философии? Сущностное содержание основных идей Античной философии заключается в том, что они заложили культурные основы, которые определили развитие европейской философии. В античной философии были поставлены вопросы, ответы на которые философы ищут до настоящего времени. В более широком смысле античность — это колыбель европейской цивилизации, период зарождения европейской культуры, в том числе и философии. Древняя Греция аккумулировала влияния самых разных культур, поскольку она активно торговала с разными государствами. Знакомство древних греков с достижениями других культур помогло им расширить свой собственный кругозор, обогатившись за счет освоения их достижений; |