Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Возникновение науки и основные стадии ее развития.

  • 20. Понятие и природа исследовательской методики

  • 2. Философия и протонаука эпохи античности.

  • шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики


    Скачать 280.3 Kb.
    Название37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
    Дата02.05.2018
    Размер280.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры филосня.docx
    ТипДокументы
    #42652
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
    Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения

    Введенный в современный научный язык термин «биоэтика» первоначально обозначал особый вариант экологической этики. Основная идея сводилась к необходимости объединения усилий гуманитарных и биологических наук для решения проблем сохранения жизни на земле, учета долгосрочных последствий научно-технического прогресса. роли биологии в решении глобальной задачи выживания человечества в условиях техногенной цивилизации. В настоящее время основная задача биоэтики состоит в том, чтобы заложить и воспитывать в человеке морально-нравственные, философские основы концепции мирного гармоничного соразвития человечества и его биоокружения.

    Современная биоэтика возникла и начала развиваться на основе трех идеологических предпосылок: экологического движения, правозащитного движения и междисциплинарного подхода.

    Идеология экологического движения является исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 г. (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного).

    Идеология правозащитного движения – вторая предпосылка формирования биоэтики. Термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему Андре Хеллегерс - обозначение междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. Если экологическое движение возникает в ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека, то биоэтика начинает бурно развиваться в результате открытия угрозы для моральной идентичности человека со стороны технологического прогресса в области биомедицины.

    Идеология междисциплинарного подхода. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 г. дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Биоэтика по своей сути и происхождению междисциплинарна. Понимание необходимости междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом, нужно рассматривать в качестве третьей идеологической предпосылки формирования биоэтики.

    Предшественницей биоэтики принято считать традиционную медицинскую этику, изучение истории которой показывает, что медицинская этика – типичный пример профессионального кодекса, главная задача которого – определение прав и обязанностей врача и медицинского персонала по отношению к пациентам, а также нормативное регулирование взаимоотношений внутри профессионального сообщества медиков. Врач обладал полной властью над пациентом, распоряжаясь его жизнью и смертью. С другой стороны, практически не уделялось внимания обратной связи, т. е. отношению пациента к врачу.

    Регулятивы биоэтики не следует использовать как указания к практическим действиям врачей. Предписания биоэтики – лишь новые основания, исходные пункты в принятии решений и общие ориентиры, которые в рекомендательной форме указывают наиболее адекватный и морально достойный выход из затруднительных ситуаций. Современная биоэтика принимает активное участие в жизни общества. В настоящее время перед ней стоит трудная задача – обеспечить контроль исследовательской деятельности в биомедицине и особенно в экспериментах, проводимых на людях и животных. Немаловажную роль в этом должен сыграть сложившийся в последней трети ХХ в. новый социальный институт, представляющий глобальную многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций – этических комитетов. Этические комитеты существуют при научно- исследовательских организациях, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др
    21. Возникновение науки и основные стадии ее развития.
    Наука – форма познавательной деятельности человека, направленная на получение объективной истины. Совокупность сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в систему.

    Своим появлением наука обязана стремлению человека к повышению производительности труда и уровня жизни.

    Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

    Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

    Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

    Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

    Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

    Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
    Модели периодизации истории науки

    Миф → Логос → Преднаука → Наука

    Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафоричное очеловечивание природы.

    Основные черты мифа:

    – коллективный характер,

    – не разлучение естественного и сверхъестественного миров,

    – отсутствие причинно-следственной координации событий

    – антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.

    Этапы развития мифа:

    1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.

    2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.

    3. фетишизм – вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

    Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

    Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Индия и Китай). Была связана непосредственно с практикой и возникала путем абстрагирования и схематизации объектов материального мира. Пример – математика, метеорология, выводящие эмпирические зависимости из практики.

    Несмотря на то, что были достигнуты успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

    1. оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

    2. были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и т.п.;

    3. отсутствовало критическое отношение к знанию;

    4. знание не было полностью рациональным, т.к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, именно их авторитет определял истинность знаний;

    5. отсутствие систематичности знания;

    6. рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

    Началом научного познания считается деятельность философов Др. Греции. Демократическое устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов, и в результате у греков складывается восприятие истине не на веру, а как продукта рационального доказательства.

    Периодизация научного знания

    0. В обществе древней цивилизации знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции.

    1. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). Начало у вещей одно, а природа различна. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход.
     Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
    Метод познания – наблюдение.
    2. Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

    Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
    Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окр. мира и его объектов — теология.

    Возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук)

    3. Новоевропейская классическая наука (15-19 вв). 

    Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний. Сочетание теоретического и практического направлений. Господствует объектный стиль мышления.

    Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)
    Культура постепенно освобождается от господства церкви. Лавиноообразный интерес к научному знанию. Научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность. Наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги). Начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки. Антропоцентризм.

    4. 1 половина 20 века – неклассическая наука. 

    Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук. Отвергает объективизм классической науки
    Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме. Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).

    5. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина 20 - начало 21 в.) - синергетика, изучающая общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).
    Филос. основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

    Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный).
    Каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия.
    20. Понятие и природа исследовательской методики
    Логика научного исследования: это методологические предпосылки научного поиска и научного открытия.

    Алгоритм научного поиска определяется соответствующими методами, правилами, приемами.

    Методология — это учение о методах познания и преобразования действительности.

    Метод — путь исследования или познания. Метод конкретизируется в методике.

    Методика — это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

    Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Отсюда возникает необходимость во “взаимной дополнительности” отдельных методов.
    Научный метод — совокупность способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. 

    Требования к научному методу:

    1. объективность, исключающая субъективное толкование результатов.

    2. критичность - не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных.

    3. документирование наблюдений для обеспечения независимой проверки

    4. доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.
    Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта): 
    – концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта; 
    – операционный компонент – предписания, регламентирующие познавательную деятельность субъекта; 
    – логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.
    В философии науки выделяются  методы эмпирического и теоретического познания

    Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. 
    На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:
    Теоретические научные методы:

    1. формализация - отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

    2. идеализация - создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

    3. гипотетико-дедуктивный

    4. аксиоматический

    5. восхождение от абстрактного к конкретному
    Эмпирические научные методы:

    1. эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

    2. научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

    -фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;.

    - прикладное исследование.

    3. наблюдение 
    - непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;
    - опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

    4. измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

    5. сравнение

    6. описание
    Эмпирико-теоретические методы. Методами, которые используются на обоих уровнях,  являются:
    1. - анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
    - синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

    2. - дедукция, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

    - индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

    3. абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т. д.)

    4. аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
    5. моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное (создание уменьшенных копий), мысленное (мысленные образы), компьютерное (комп. модель).

    6. классификация —объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т. д.)

    7. обобщение


     В основе методов познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
    Новации в науке возможны только в рамках традиций, но их много. Знания возникают на их стыке.
    2. Философия и протонаука эпохи античности.
    Формирование и развитие протонауки охватывает длительный период, включающий в себя эпохи античности, Средневековья и Возрождения (условно с 6 в. до н.э. до 16 в. н.э.).

    Переход от пранауки к протонауке происходил в Древней Греции в 7-6 вв. до н.э. Данный процесс был связан с рядом особенностей древнегреческого общества, которые принципиально отличали его от обществ древних цивилизаций:

    - установление демократической политической системы в ряде городов-государств (полисов);

    - развитие товарно-денежных отношений, гражданской и частной собственности на землю и средства производства;

    - отсутствие жесткой социальной иерархии, замкнутых социальных групп;

    - преобладание правовых отношений перед личностными.

    Так, в условиях политической демократии верховная власть в государствах принадлежала гражданам в форме народных собраний. На этих собраниях утверждались законы, принимались важнейшие решения в сфере государственной политики, избирались все должностные лица. Для реализации своих требований в сфере государственно-правовой практики различные политические группировки должны были добиться поддержки граждан, а для этого им нужно было в полемике обосновать правильность свих позиций. В Древней Греции достигло высокого уровня искусство рационально-логической аргументации.

    Примерно в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции формируется философское мировоззрение, которое базируется на рационально-критическом мышлении. Философские рассуждения характеризуются внутренней связностью и логической системностью. В рамках философии теоретическое знание отрывается от решения непосредственных практических задач.

    В античной культуре философия включала в себя всю совокупность рациональных знаний о мире. Таким образом, древнегреческие мыслители, занимаясь философией, разрабатывают элементы знания в области математики, физики, логики, биологии, социально-гуманитарной сферы и др. Тем самым элементы научного знания формировались внутри философского осмысления мира. Благодаря оформлению отдельных философских школ (пифагорейская школа, академия Платона, ликей Аристотеля) формируются протитипы будущей институционализации науки.

    В античной культуре формируется новый тип познавательной деятельности с характерными для него чертами:

    - объектом познания являются не реальные, а сконструированные в сознании идеальные объекты;

    - главным средством получения нового знания является не эмпирический опыт, а система логических процедур обоснования знаний (доказательство, объяснение, интерпретация и др.).

    Наиболее полно данный тип познавательной деятельности обнаружил себя в философии. Именно в философии были впервые продемонстрированы образцы подлинно теоретических построений и обоснованы принципы идеализированного описания реальных вещей и их отношений.

    Эти принципы оказали серьёзное влияние на становление античной математики. Математическое знание в античности приобретает строгую рационально-теоретическую форму (исторически первый образец научной теории – геометрия Евклида). В определенной мере принципы и нормы рационально-теоретического мышления повлияли на медицину Гиппократа, историю Геродота, астрономию Птолемея.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта