Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Философия и наука Нового Времени

  • 28. Происхождение и основные идеи теории эволюции.

  • шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики


    Скачать 280.3 Kb.
    Название37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
    Дата02.05.2018
    Размер280.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры филосня.docx
    ТипДокументы
    #42652
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    3. Философия и протонаука в Средние века
    Раннее средневековье (5-10 вв.) в Европе характеризовалось общим кризисом интеллектуальной культуры на фоне глубокого экономического и культурного упадка. Основными региональными центрами, в которых культивировалось наследие античной протонауки, были Византия, а затем арабский Восток.

    В 11-14 вв. в Западной Европе возник ряд университетов. Наибольшую известность получили Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Кёльнский, Падуанский, Неапольский, Саламанкский, Венский, Пражский университеты. Средневековый университет, как правило, состоял из факультета свободных искусств, который оценивался как подготовительный, и трех высших факультетов: юридического, медицинского и теологического. На факультетах свободных искусств изучали тривиум (грамматику, риторику, диалектику) и квадриум (арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки).

    Вся средневековая культура находилась в сильной зависимости от религии. Религиозные идеи обладали статусом абсолютной истины. Средневековая философия опиралась на два основных источника:

    - Священные тексты (Священные Писание и Предание) – рассматривались как наиболее надежное основание достоверных знаний.

    - Идеи античной философии – рассматривались как вспомогательный источник формирования знаний о мире. Античные философы предлагали правильные и неправильные идеи, поэтому необходимо выбрать наиболее ценные из них.

    В 12-15 вв. в различных университетах (в первую очередь в Англии) возникает интерес к изучению природы. Знание о природе в то время концентрировалось в рамках, с одной стороны, натурфилософии, содержание которой составляли абстрактные теоретические построения в духе античных традиций, с другой, «практических» дисциплин: «натуральной магии», астрологии и алхимии. Для последних было характерно сочетание мистических и опытно-экспериментальных способов исследования природы. Протонаучное знание формирует традиции реального взаимодействия с предметами. Это придает познанию статус не только абстрактно-теоретической деятельности, но и деятельности, предполагающей опытную апробацию явлений. Некоторые исследователи (Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Жан Буридан, Николай Орем и др.) стали авторами ряда новаторских открытий, подготовивших почву для становления научного естествознания.

    Однако, можно говорить о том, что в эпоху позднего средневековья сложились лишь предпосылки для формирования экспериментальной науки. Для средневековой протонауки были характерны следующие черты:

    - креационизм (учение о том, что все объекты живой и неживой природы созданы Богом из ничего);

    - провиденциализм (объяснение природных и социальных явлений управляемых сверхъестественными силами);

    - символизм (все видимые вещи воспроизводят, но в неравной степени вещи невидимые, являются их символами – в зависимости от приближенности или удаленности от Бога между символами существует иерерхия);

    - телеологизм (признание всеобщей целевой причинности всех процессов и явлений в живой и в неживой природе);

    - теория анизотропного и неоднородного пространства, утверждавшая привилегированность различных точек и мест;

    - синкретизм (единство мистического и опытно-экспериментального познания);

    - авторитарность, цитатничество.

    4. Философия и наука Нового Времени
    Научная революция ХVII века. Разложение феодального общества активно продолжается и затрагивает все сферы жизни: политическую, экономическую и культурную. В экономической сфере все больший вес приобретает мануфактурное производство. Внедрение машин и механизмов, разделение труда способствуют увеличению эффективности производственного процесса. Новый тип производства требовал достоверных знаний, основанных на опыте, которые могли бы способствовать развитию производственной деятельности. Поэтому изучение природы, как в философском, так и в научном смысле приобретает значимость и необходимость.

    Отсюда вытекает и одна из основных проблем новой философии — проблема метода научного познания.
    Проблема метода научного познания: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт)

    Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с эмпиризмом, у истоков которого стоял Фрэнсис Бэкон, и рационализмом, ярким представителем которого был Рене Декарт.

    «Знание — сила» (Бэкон). Подлинное знание, по мнению философа, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Наука здесь понимается в чисто практическом смысле — как средство, но не самоцель.

    Что мешает человеку в достижении объективного знания? Особенности его сознания: предрассудки, субъективные искажения реальности, которые Бэкон называет «идолами» (или «призраками»). Их несколько: идолы пещеры (человек воспринимает мир как бы из своей пещеры, со своей «колокольни»); идолы театра – приверженность мнению «авторитетов»; идолы рынка (со своими спекулятивными ценами); идолы рода (особенности разума и чувств человека, связанные с самой его сущностью). Победу над идолами человеческого сознания и приобретение достоверного знания может обеспечить подлинно научный метод изучения природы. Античность и Средневековье пользовались преимущественно дедуктивным методом. Его суть: из общих самоочевидных положений (аксиом, или постулатов) делаются частные выводы. Бэкона такой подход не устраивает, так как не обеспечивает достаточную достоверность.

    Подлинное знание должно опираться па опыт (эмпиризм — от гр. «опыт»), а, значит, предполагает обращение к конкретным фактам, явлениям и процессам. Изучив эти частные факты, исследователь может делать общие выводы. Данный метод называется индукцией.

    Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм — в Англии; Э. Кондильяк, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро и др. — во Франции.

    Рене Декарт, подобно Бэкону, выступает с критикой схоластической философии за ее отвлеченность и созерцательность. Цель науки он видит в достижении господства над природой и пытается разработать настоящий научный метод ее изучения, позволяющий добиться систематического производства научных открытий. на первое место он выдвигает не чувственный опыт, а разум человека. Необходимо преодолеть все традиционные заблуждения. Поэтому провозглашается принцип сомнения – последовательно сомневаясь во всем, Декарт погружается в глубины сознания. Тут он находит искомое незыблемое основание: можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании самого сомневающегося разума. "Мыслю, следовательно, существую" - утверждает философ. Таким образом, мышление или разум является исходной точкой и фундаментом научного метода познания.

    В центре его Декарт видит дедуктивную логику, т.е. логический метод, при котором умозаключения делаются от общего к частному. Зная общие аксиомы, можно устанавливать частные факты. Но как установить исходные аксиомы? Декарт считает, что они порождаются интеллектуальной интуицией, которая опирается на врожденные идеи.

    Наиболее крупные представители рационализма после Декарта - Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

    Эмпиризм Бэкона, ориентированный на наблюдение и эксперимент, и рационализм Декарта, ориентированный на теоретическое исследование, оказали большое влияние на развитие научного познания.

    Механистическая картина мира.

    В период позднего Возрождения начинается научная революция, которая завершается к концу XVII в. созданием первой научной (механистической) картины мира (НКМ).

    Настоящая наука начинается с экспериментально-математического естествознания, которое в Европе формируется только в XVII в. Поэтому механистическая картина мира называется первой. Важнейший вклад в становление НКМ внесли Н. Коперник (гелиоцентризм), Дж. Бруно (бесконечность Вселенной), Т. Браге (измерение положения Марса, астрономические таблицы и т.д.), И. Кеплер (законы движения планет), Г. Галилей (принцип относительности, применение телескопа в астрономических наблюдениях), Ф. Бэкон (эмпирический метод), Р. Декарт (аналитическая геометрия и рационализм), И. Ньютон (законы механики и всемирного тяготения, дифференциальное исчисление), У. Гарвей (открытие кровообращения) и др.

    Основанием первой НКМ выступила механика, так как других разработанных естественнонаучных теорий (в области химии, магнетизма, биологии, ядерных взаимодействий) в то время еще не существовало. Поэтому Ньютон будет стремиться «вывести из начал механики и все остальные явления природы».

    Её основные контуры: Мир создан Богом и подчиняется законам механики. Бог, создав небесные тела и явив причину их движения («первотолчок»), не вмешивается в закономерное течение событий. Природа материальна. Материя имеет внутреннюю инерцию, протяженность, фигуру, непроницаемость. Ее взаимодействия понимаются как простые механические перемещения. Механическое движение, следовательно, — основная форма движения материи. Жизнь и человек тоже объясняются с механистических позиций. Предполагается, что, зная начальные условия, можно безошибочно рассчитать положения и состояния материальных тел в будущем, если умело применить законы механики.

    Это представление о мироздании имеет три важнейших недостатка:

    1. Причина движения выносится из природы и передается Богу. С ним же связывается происхождение небесных тел и всей природы.

    2. Редукционизм — попытка объяснения высших форм движения материи движением ее низших форм. Сведение сложного к простому. Возникает искаженное представление о жизни, сознании, разуме и законах движения материи. Позже было установлено, что законами механики можно описать весьма ограниченный класс явлений природы.

    3. Метафизичность — понимание природных явлений, процессов и материальных тел вне их изменения, развития и влияния друг на друга. Например, история развития небесных тел не рассматривалась.

    Считалось, что с момента их божественного творения ни они сами, ни законы их движения не изменились.

    Тем не менее, несмотря на все свои слабые места, механистическая НКМ явилась большим достижением новой культуры, так как впервые в европейской истории была предпринята попытка разработать достоверные, научно обоснованные представления о мире и человеке.

    Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

    В центре метафизических размышлений европейских философов XVII в. находилась проблема субстанции. В широком смысле термин «субстанция» обозначает некое первоначало: то, что лежит в основе всех вещей. По определению Декарта, субстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение, строго говоря, у Декарта попадает только Бог. Но он находится за природной сферой. В последней же философ выделяет вещи, нуждающиеся в участии только Бога (это и есть субстанции в природе), и вещи, нуждающиеся в участии иных божественных творений.

    В природном мире, согласно Декарту, есть две субстанции: духовная и материальная.

    Первая неделима, ее основной атрибут — мышление. Модусы мышления — воображение, чувство и желание.

    Вторая делима до бесконечности, основной атрибут — протяженность. Модусы протяженности — фигура, положение, движение.

    Эти субстанции независимы друг от друга (дуализм). Согласовываются они между собой Богом.

    Иное решение проблемы субстанций предложил голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (XVII в.). Субстанция, согласно Спинозе, есть то, что является причиной самой себя: Бог, отождествляемый с природой. То есть первоначало одно, но это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духовная сущность, выступающая причиной всего бытия.

    Немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц выступил с учением о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Монада — нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна, нематериальна. Активность ее состоит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не воспринимаются, только разумом. Но тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах происходит постоянная смена внутренних состояний.

    Это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных типа причин развития: «действующие» - они порождают преобразования в соединениях монад (телах); «целевые», или «финальные», - это внутренние причины развития отдельных монад. Соединения монад регулируются «предустановленной гармонией».

    Уровень развития монад неодинаков. Лейбниц пишет, что есть монады низшей (субстанциальной) формы - они обладают только пассивной способностью восприятия. Далее – монады-души. Они имеют чувства и способны к достаточно четким представлениям. Самые высокоразвитые - монады-духи. Они обладают разумом. Следовательно, все в природе предстает наполненным активностью и жизнью. Все движется и развивается.

    Лейбниц первым среди философов Нового времени выдвигает идею всеобщего развития в природе. Монады, не погибая, но постепенно видоизменяясь, образуют в своем непрерывном развитии иерархическую цепь живых существ: минералы - растения - животные - человек. Высшая ступень на этой лестнице эволюции жизни - Бог.

    Из онтологического учения о монадах вытекает теория познания Лейбница. Ее основные черты: убеждение в реальности врожденного знания (но не как готовых идей, а как склонностей и потенций), примирение чувственного познания («истины факта») и рационального («истины разума»); причем рациональное ставится выше чувственного, так как позволяет постигать общие положения и имеет необходимый характер.
    28. Происхождение и основные идеи теории эволюции.
    Предпосылки.

    1. Космогонии древних религий и мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции.

    Первую же такую концепцию из дошедших до нас разработал Анаксимандр: когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных. Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Рассуждения Анаксимандра были умозрительны и не подкреплены наблюдениями.

    Ксенофан: он отождествлял окаменелости с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям, и превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали.

    2. Идея эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление креационизму - учению о сотворении мира богом из ничего и неизменности созданного творцом мира.

    3. Фундаментальную роль в мировоззрении того времени играли также идеи телеологии - учения, по которому всё в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей.

    4. Концепция ограниченной изменчивости видов от одного единого предка под влиянием среды - трансформизм. Эту концепцию сформулировал выдающийся естествоиспытатель 18 века Жорж Бюффон в своем 36-томном труде "Естественная история". Трансформизм имеет представления об изменении и превращении одних организмов от других 17 и 18 веков наиболее известны Р.Гук, Ж.Ламетри, Д.Дидро, Э.Дарвин, И.Гёте, Э.Сент-Илер. признавали изменяемость организмов под действием изменений окружающей среды.

    5. Систематика - наука о взаимоотношениях и связях между различными группами. Задачами систематики являются определение путем сравнения специфических особенностей каждого вида и таксона более высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов. Основы систематики заложены в трудах Дж. Рея и К. Линнея. Карл Линней построил наиболее удачную искусственную классификацию растений и животных.

    Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвёл биологию к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов.

    Таким образом, в 17-18 веках возникала идея исторических изменений наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития живой природы - идея эволюции органического мира.

    Переход от трансформизма к эволюционизму произошёл на рубеже 18-19 веков. Эволюция - от лат. "развертывание" - историческое развитие природы. В ходе эволюции возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие форм организмов. Во-вторых, организмы приспосабливаются к изменениям условий внешней среды. В-третьих, постепенно повышается общий уровень организации живых существ.
    Первые эволюционные теории были созданы двумя учёными 19 века - Ж.Ламарком и Ч.Дарвином.

    создали эволюционные теории, которые противоположны по основным выводам. Теория Ламарка не получила широкого признания современников, в то время как теория Дарвина стала основой эволюционного учения.

    Ламарк впервые выделил два самых общих направления эволюции: восходящее развитие от простейших форм жизни ко все более сложным и совершенным и формирование у организмов приспособлений в зависимости от изменений внешней среды (развитие "по вертикали" и "по горизонтали"). Ламарк полагал, что историческое развитие организмов имеет закономерный характер происходит в направлении постепенного совершенствования. Движущей силой градаций Ламарк считал "стремление природы к прогрессу", "к совершенствованию», что конкретизировал в двух законах:

    1) активно используемый орган усиленно развивается, а ненужный исчезает;

    2) изменения, приобретенные организмами при использовании одних органов и неиспользовании других, сохраняются у потомства.
    По-своему идея эволюции органического мира развивалась в теории катастроф.

    Французский биолог Жорж Кювье стал основателем теории катастроф - концепции, в которой идея биологической эволюции выступила как производная от более общей идеи развития глобальных геологических процессов. Кювье пришёл к выводу, что в результате крупных катастроф планетного масштаба происходило вымирание живого на значительной части земной поверхности. Восстановление флоры и фауны происходило за счёт видов, пришедших из небольших местностей, не подвергшихся (или слабее подвергшихся катастрофе). По мнению Кювье, cами виды неизменны.
    Против учения катастрофизма выступили сторонники другой концепции эволюции, которые также ориентировались преимущественно на принцип однообразия, по которому геологические процессы, происходящие в прошлые геологические эпохи, и явления, вызывавшиеся этими процессами, имеют много общего с современными - концепции униформизма. В 18-первой половине 19 века концепцию униформизма разработали Дж. Геттон, Ч. Лайель, М.В.Ломоносов, К.Гофф и др. Лайель утверждал, что в геологической истории Земли никогда не существовали фазы повышенной природной активности — эпох повышенного вулканизма или горообразования, как и скачкообразного развития различных биологических видов. Даже самые кардинальные изменения облика земной поверхности стали возможными лишь в результате крайне медленного процесса взаимодействия бесчисленных мелких явлений, которые одно за другим происходили на протяжении целых геологических эпох, длившихся десятки и сотни миллионов лет.
    В середине XX века на основе теории Дарвина и генетики Моргана сформировалась синтетическая теория эволюции(сокращённо СТЭ). СТЭ является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Основой для эволюции по СТЭ является динамика генетической структуры популяций. Основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор. Синтетическая теория в её нынешнем виде образовалась в результате переосмысления ряда положений классического дарвинизма с позиций генетики начала XX века. Толчок к развитию синтетической теории дала гипотеза о периодических мутациях в генах.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта