|
шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
14. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм (от лат. science) абсолютизирует роль науки, рассматривая ее как универсальное средство от всех проблем современности. В социологическом сциентизме абсолютизируется роль науки в социальной жизни, в культурологическом – наука занимает доминирующее положение в культуре, в методологическом – отдается пальма первенства методам познания – философии и логике.
Социологический сциентизм (представители - фр просветители 18 века Тюрго, Кондорсе и др.). зарождается в Эпоху Просвещения. В его основе - представление о том, что научно-технический прогресс отождествляется с прогрессом Разума, стремление создать некую социальную теорию, автономную от идеологии и политики, которая автоматически может стать силой общественного прогресса (О.Конт и его закон трех стадий человеческого мышления: теол., метафизич., позитивная). Возрождение социологического сциентизма намечается после Второй мировой войны. Большим влиянием пользуется новая идея технологического детерминизма (т.е. развитие общества определяется развитием техники и технологий), в которой демонологизируется техника, опять же как некое надиндивидуальное явление, управляющая сила общественного прогресса. Сторонники социологического сциентизма утверждают, что с ростом знаний и расширением последствий НТП (научно-технический прогресс) все социальные проблемы будут автоматически разрешаться.
Культурологический сциентизм. Можно говорить о разных его вариантах: умеренном, радикальном, изоляционистском.
Умеренная форма культурологического сциентизма сформировалась в XIX веке в идее О.Конта об «онаучивании» всех форм духовной деятельности, об их перестройке по образцу научного мышления (философия, искусство, мораль).
Радикальный вариант культурологического сциентизма сформировался в рамках неопозитивизма. Неопозитивисты пытались объявить все формы духовной деятельности, в которых нет научных оснований, незаконными, а потому их следует размыть, растворить в науке.
Изоляционизм – один из вариантов культурологического сциентизма. Его суть заключается в попытке полной изоляции научно-теоретической деятельности от всех иных форм культурной деятельности. (Науку следует изолировать от философии, искусства и т.д.)
Антисциентизм (К.Ясперс, М.Хайдеггер, Н. Бердяев) – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают критике науку и технику, считая их враждебными подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Главная идея – об антигуманной сущности науки и технического прогресса. Наука и техника не способны создать адекватный образ человека, мир его ценностей, смысложизненных ориентиров, наука несет в себе опасность из-за экологических, технологических применений (К. Ясперс: «Наука – чудесный плод, но … является источником опасности. Она уничтожает человеческое бытие»). Сегодня совершенно очевидно, что прогресс, например, в области ядерных вооружений ставит под угрозу существование не только цивилизации, но и биосферы. Рост промышленного производства вызвал огромные по своему масштабу техногенные загрязнения окружающей среды, породив феномен экологического кризиса, первые признаки которого обнаружились уже в 60-е годы.
Человечество, как и предполагал В.И. Вернадский, действительно стало могучей геологической силой, но силой, действующей явно не по оптимальному варианту. Во-первых, антропогенные воздействия на биосферу и на цивилизацию приобретают настолько разрушительный характер, что дальнейшее неконтролируемое развитие этих тенденций может приобрести уже в следующем столетии необратимый характер и привести к катастрофическим для цивилизации последствиям. В-2-х, история развития науки в XX веке полностью подтвердила известную истину, согласно которой практически любое научное открытие либо изобретение используется человечеством в первую очередь не столько в созидательных, сколько в разрушительных целях. И, наконец, в-3-х. Если до недавних пор констатация перечисленных тенденций не требовала еще незамедлительных действий, то теперь речь идет о жизненной необходимости принципиальной переориентации стратегии развития общества.
Следует избегать крайностей этих позиций, понимая, что наука взаимодействует с различными сферами общественной жизни, оказывая совершенно различное влияние на общество, человека, его интеллект, культуру мышления, духовность.
Н.Бердяев полагал, что нельзя абсолютизировать роль дискурсивного мышления, но не оно, а интуиция, которая базируется на вере, является основой знания. Недопустимо методы математики и естественных наук переносить в социальные науки и другие области духовной жизни, чуждые науке.
Обобщая указанные позиции, следует отметить, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать. Необходимо объективно относиться к науке, учитывая достижения и противоречия. И если прежде наука развивалась как изолированный институт, то сегодня она пронизывает все сферы жизни общества, тесно взаимодействует со всеми формами общественного сознания, ориентируется на человека, его способности, творчество, активность в способах интеллектуальной деятельности
41. Социальная экология
Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предмет социальной экологии – ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.
Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы.
Предыстория социальной экологии начинается с появления человека на Земле. Провозвестником новой науки считают английского богослова Томаса Мальтуса. Он одним из первых указал на то, что существуют естественные границы экономического роста, и требовал ограничить рост населения: «Закон, о котором идет речь, состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи» (Мальтус, 1868, с. 96);
Другой предшественник социальной экологии – географическая школа в социологии: приверженцы этой научной школы указывали на то, что психические особенности людей, уклад их жизни находятся в прямой зависимости от природных условий данной местности.
Этапы развития социальной экологии
Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку.
|
| Всемирное признание социальной экологии как самостоятельной науки относят к 60-м годам ХХ столетия.
Выделяют три основных этапа развития данной науки.
1) эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях научно-технической революции. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.
2) «модельный».
3) Началом третьего – глобально-политического – этапа социальной экологии считается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.
Роль. Социальная экология – комплексная научная дисциплина
Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.).
Рис. 1. Место экологических дисциплин в целостной системе наук.
Социальная экология связана с другими науками экологического цикла: экономикой природопользования, экологией человека, экологической идеологией, экологической этикой, «глубинной» экологией, экологической политикой, экологическим правом, экологией, геологической экологией и антропогеографией.
Основные направления развития социальной экологии
К настоящему времени в социальной экологии выделились три основных направления:
– исследование взаимоотношений общества с природной средой на глобальном уровне – глобальная экология. Научные основы этого направления заложил В.И. Вернадский в фундаментальном труде «Биосфера».
– исследования взаимоотношений с природной средой различных групп населения и общества в целом с точки зрения понимания человека как общественного существа. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что ограниченное отношение людей к природе обуславливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу – их ограниченное отношение к природе. Это социальная экология в узком смысле слова.
– экология человека. Её предмет – система взаимоотношений с природной средой человека как биологического существа. Основная проблема – целенаправленное управление сохранением и развитием здоровья человека, населения, совершенствование человека как биологического вида.
Цель социальной экологии – создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды.
Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества. Социальная экология выявляет фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Адаптационные возможности биосферы не безграничны. Отсюда и «экологический императив»: человеческая деятельность ни в коем случае не должна превышать адаптационные возможности биосферы. В качестве основного закона социальной экологии признан закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды.
8. Позитивистская традиция в истории и философии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Начало систематическому анализу науки было положено позитивизмом.
Позитивизм (основатель Огюст Конт) - философское направление 19 —20 вв., основанное на принципе, что все подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук, опирающихся на факты. Старая философия, или «метафизика» со своими глубинными поисками бытия, должна уступить место «новой» философии – философии физики, химии и др., опирающейся не на абстрактные теоретические построения, а на факты, имеющих предметом исследования не область духа, а мир явлений, физический мир. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Эволюция позитивизма – это эволюция проблем философии науки.
Последователи О.Конта – Г.Спенсер, Д.С. Милль и др. составили ядро школы позитивизма. (В России это течение представлено именами П.Лаврова, Н.Михайловского.) Можно сказать, что философия позитивизма – это философия научного знания. В своем развитии позитивизм прошел 4 стадии.
Первый позитивизм. (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.). Первые позитивисты обосновали два коренных преобразования: в сфере науки – отказ от претензий на раскрытие причин и проникновения в их сущность, в сфере философии - отказ от метафизических наслоений. Позитивистские установки О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С. Милля опирались на принцип механистического истолкования мира, сложившийся в физике. Однако новые открытия на рубеже XIX-XX столетий, связанные с развитием квантовой физики, поставили под вопрос механистическую методологию.
Второй позитивизм (эмпириокритицизм). Характеризуется более тесной связью с наукой. Основатели: Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Суть эмпириокритицизма выражается в следующей позиции Эрнста Маха: Мир состоит из элементов, которые представляют собой соединения физического и психического: «…весь внутренний и внешний мир состоит из числа однородных элементов». Цель данного направления позитивизма — очистить опыт. Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт. Свою задачу неопозитивисты усматривали в логическом анализе языка науки с целью изгнания из него каких-либо метафизических (т.е. умозрительных, не основанных на фактах частных наук) философских рассуждений. Другими словами, по мнению неопозитивистов, почти ко всему философскому наследию стоит относиться как к собранию логических нелепостей.
Третий позитивизм (Логический позитивизм), неопозитивизм (Мориц Шлик, «Венский кружок», Отто Нейрат, Рудольф Карнап). Логический позитивизм выдвинул ряд требований, в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа. Логический позитивизм (Л.Витгенштейн) сформулировал принцип верификации как процедуры установления истинности научной гипотезы на основе ее соответствия эмпирическим данным (прямая верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация).
Представители Венского кружка предложили программу обновления научного и философского знания. В общем виде их взгляды можно свести к следующим положениям: важнейшими инструментами научной, познавательной деятельности являются логика и язык. Так, Бертран Рассел (англ. философ, мат-к, логик) обосновал идею, согласно которой задачей науки являются рассмотрение, изучение объектов и получение знаний о мире, задачей же его философии как логического анализа является прояснение, уточнение смысла слов и предложений, составляющих знание.
В сфере методологии науки представители Венского кружка выступили с идеей разграничения эмпирического и теоретического уровней знания, выделили в научном знании твердую эмпирическую основу. Отрицательно относились к философии, абсолютизировали логические методы анализа и построения научного знания, в истолковании научного знания они ориентировались на математические дисциплины.
Четвертый позитивизм, постпозитивизм — В его основе - проблемы развития научного знания, а в 70-е годы XX века – проблему рациональности научного знания. Она породила плеяду философов науки, таких как Карл Поппер, Томас Кун, Поль Фейерабенд, Имре Лакатос, Майкл Полани. Постпозитивизм отсчитывает свое начало с работ Карла Раймунда Поппера. Он хотел создать теорию научной рациональности, опирающуюся на эмпиризм и логику, которая позволила бы строго разделить науку и ненаучные формы мыслительной активности. Постпозитивистов особенно интересовала проблема взаимодействия традиций и новаций, на их теориях я остановлюсь отдельно, в контексте этой темы. 26. Биология, ее предмет и основные этапы развития. Биология – это наука о живом, его строении, формах активности, природных сообществ живых организмов, их распространение и развитие, связях друг с другом и связях с неживой природой. (Термин употребили в современном смысле: Т.Роос, К.Ф.Бурдах, Г.Р.Тревиранус: в работе «Биология и философия живой природы» (1802 г.)
Предмет биологии – многообразие вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строение, функции, происхождение, индивидуальное развитие, эволюция, распространение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой.
Структура биологии:
1) По объектам исследования биологическая наука делится на: вирусологию, бактериологию, ботаника, зоология, антропология.
2) По свойствам и проявления живого: эмбриология (наука, изучающая зародышевое (эмбриональное) развитие организмов), морфология (наука о строении живых организмов), физиология (функционирование живых организмов), молекулярная биология (наука об образе жизни сообществ растительного и животного мира, их взаимосвязях с окружающей средой), генетика (исследует законы изменчивости и наследственности).
3) По структурным уровням организации систем живой природы: цитология (наука о строении живых клеток), гистология (строение ткани), анатомия (макроскопическое строение живых организмов).
В период рабовладельческого строя возникают ионийская, афинская, александрийская и римская школы в изучении животных и растений.
Ионийская школа возникла в Ионии (VII-IV вв. до н. э.). Выдающиеся представители: Алкмеон (конец VI - начало V в. до н. э.) описал зрительный нерв и развитие куриного эмбриона, признавал мозг в качестве центра ощущений и мышления, а Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.
Афинская школа сложилась в Афинах. Наиболее выдающийся представитель этой школы Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал четыре биологических трактата, в которых содержались разносторонние сведения о животных. Аристотель подразделял окружающий мир на четыре царства (неодушевленный мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека), между которыми устанавливалась последовательность. В дальнейшем эта последовательность превратилась в «лестницу существ».
Александрийская школа вошла в историю биологии благодаря ученым, занимающимся в основном изучением анатомии. Герофил (расцвет творчества на 300-е гг. до н. э.) оставил сведения по сравнительной анатомии человека и животных, впервые указал на различия между артериями и венами, а Эразистрат (около 250 г. до н. э.) описал полушария головного мозга, его мозжечок и извилины.
Римская школа. Основные представители: Диоскорид (I в. н. э.) оставил описание около 600 видов растений, обращая внимание на их целебные свойства. Клавдий Гален (130-200) широко проводил вскрытия млекопитающих (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, собаки, медведи и др.), первым дал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Он был последним великим биологом древности, оказавшим исключительно большое влияние на анатомию и физиологию В Средние века господствующей идеологией была религия. В этот период биология еще не выделилась в самостоятельную науку, но отделилась от восприятия мира на основе искаженных религиозно-философских взглядов.
Натурфилософские идеи Греции и развитие биологического протознания:
Милетская, элейская школа, Пифагор, Гераклит, Демокрит определили становление биологического познания. В понимании Гераклита эволюция - это постоянное изменение природы, которое представляет вечно повторяющийся, замкнутый круговорот. Идея же исторического развития природы осталась Гераклиту чуждой.
Биологические идеи в работах Аристотеля: В работе «О возникновении животных» рассмотрена эмбриология животных и человека, вопросы происхождения пола, наследственных признаков. Все ступени природы существуют изначально, неизменно и вечно. Но: идея градации видов подготовила эволюционизм. Человека Аристотель разместил во главе животных с кровью; человек — это «общественное животное», наделённое разумом.
Биологические идеи в Древнем Риме: Гален систематизировал медицинские, анатомо-физиологические и фармацевтические знания эпохи эллинизма. Он детально изложил анатомию животных. Заметил сходство человека и обезьяны, описал анатомическое строение сердца, создал принципы воздухо- и водолечения. создал сложные лекарственные препараты.
Биологическое знание в средние века: Арабские врачи: Ибн-Сина, Аль-Фараби и др. детально изучают лекарственные растения животного и минерального происхождения, создают диагностику, развивают учение о причинах болезней, принципах лечения, профилактике заболеваний токсикологию, диетологию, гигиену, косметологию и др
Биологическое знание эпохи Возрождения и Нового времени: В эпоху Возрождения происходят Великие географические открытия. Развиваются науки: механика, математика, астрономия. Закладываются основы экспериментального естествознания (Леонардо да Винчи, Г. Галилей). Возникают ботанические сады: Парижский ботанический сад (1627 год), ботанические сады в Италии, Голландии, Германии. Появляются первые гербарии (Рим, Флоренция, Болонья).
Две концепции биологического знания:
Преформизм - в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, которые развиваются в процессе онтогенеза (Дж. Ароматари, Г. Лейбниц, Н. Мальбранш).
Эпигенез - развитие организма определяется воздействием внешних факторов на непреформированную зародышевую клетку (У. Гарвей и Р. Декарт).
1 этап развития биологии (XVIII в.). Период систематики. Натуралистическая (традиционная) биология.
Особое место занимает XVIII в. в истории биологии. Именно в XVIII в. в биологическом познании происходит коренной перелом в направлении систематической разработки научных методов познания и формирования предпосылки первой фундаментальной биологической теории - теории естественного отбора.
Среди выдающихся биологов XVIII в. можно выделить - Ж. Бюффона и К. Линнея. Бюффон в 36-томной “Естественной истории” сформулировал идею единства живой природы и единства плана строения живых существ.
К. Линней создал искусственную классификацию, где описал свыше 10 тыс. видов растений и свыше 4 тыс. видов животных.
2 этап развития биологии. Эволюционный этап (2-ая пол. ХIXв). Эволюционная биология.
Ж.Б. Ламарк, ботаник при Королевском ботаническом саде, первый предложил развернутую концепцию эволюции органического мира. Он остро осознавал необходимость формулирования новых теоретических целей, методологических установок биологического познания; и потребность в обобщающей теории развития органических форм..
Во второй половине XIX в. формулируется эволюционная теория Ч. Дарвина.
В этой работе он сформулировал движущие силы эволюции:
1) Наследственность. 2) Изменчивость. 3) Естественный отбор.
У Дарвина было немного сторонников и все это привело к тому, что картина развития биологии во второй половине XIX в. была наполнена противоречиями, борьбой мнений, школ и направлений, взаимным непониманием позиций и обилием поспешных, необоснованных выводов.
3 этап развития биологии. Период биологии микромира.
В этот период Т. Шванн, опираясь на теорию М. Шлейдена о том, что элементом всех клеток является ядро, разработал основные положения своей клеточной теории. В основе ее лежало утверждение, что клеткообразование - универсальный принцип развития организма. Таким образом, клетка была выделена как универсальная инвариантная единица строения организма.
Вторая половина XIX в. - период не только создания теории естественного отбора, но и особенно бурного развития других важнейших отраслей биологической науки - эмбриологии (К. Бэр), цитологии (М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов, Г. Моль и др.), физиологии (Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К. Бернар); тогда же были заложены основы органической химии (Ф. Велер, Ю. Либих, М. Берло), получены существенные результаты в области гибридизации и явлений наследственности (Ш. Нодэн, Г. Мендель) и др.
На рубеже XIX-XX вв. сформировалась современная биологическая химия. В первой половине XX в. оформляется в качестве самостоятельной науки биологическая физика.
Важнейшим рубежом в развитии биологии в XX в. стали 40-50-е гг., когда в биологию хлынули идеи и методы физики и химии, а в качестве объектов стали использовать микроорганизмы. В 1944 г. была открыта генетическая роль ДНК, в 1953 г. выяснена ее структура, а в 1961 г. был расшифрован генетический код. С открытием генетической роли ДНК и механизмов синтеза белков из генетики и биохимии произошло вычленение молекулярной биологии и молекулярной генетики, которые часто называют физико-химической биологией, основным предметом изучения которых стали структура и функция нуклеиновых кислот (генов) и белков. Возникновение этих наук означало гигантский шаг в изучении явлений жизни на молекулярном уровне организации живой материи.
В 1970-е гг. появляются первые работы по генетической инженерии, которая подняла на новый уровень биотехнологию и открыла новые перспективы перед медициной.
В XX в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология. Это направление, несомненно, будет стремительно развиваться и в дальнейшем. | |
|
|