шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
Скачать 280.3 Kb.
|
11. Философские основания науки. Философские основания науки - общие представления науки определенного периода или отдельной науки о характере изучаемой реальности (ее наиболее общих свойствах, отношениях, законах), способах ее научного познания, структуре научного знания, закономерностях развития науки и научного знания, социальных и ценностных предпосылках деятельности научных сообществ и отдельного ученого (рис. 5.1). Рис. 5.1. Взаимосвязь философии, науки и философских оснований науки Основания науки (рис. 5.2): Рис. 5.2. Виды философских оснований науки 1) онтологические - представления той или иной науки о своем предмете, наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях изучаемых ею объектов, характере их взаимосвязи и изменения; 2) гносеологические - представления той или иной науки о научном знании, методах научного познания, критериях истинности и обоснованности научного знания, структуре научного знания и характере взаимосвязи между его элементами, закономерностях развития научного знания, способах его представления; 3) праксеологические - представления той или иной науки о характере и способах ее взаимосвязи с практикой, формах применения результатов научных исследований, принципах научно-технической политики, экономическом, правовом регулировании научной деятельности, эффективности научных исследований и способах ее оценки, технологии научной деятельности и способах ее оптимизации, о взаимосвязи науки с инновационной системой общества; 4) социокультурные - представления той или иной науки о взаимосвязи с культурой и обществом, востребованности обществом, детерминации науки ценностями существующей культуры и потребностями общественного развития, исторической и цивилизационной обусловленности; 5) социологические - представления ученых о социально-организационном строении науки, субъекте научного исследования, соотношении управления и самоуправления в науке, способах научных коммуникаций, их эффективности и роли в развитии науки, научном консенсусе и механизме его достижения, общественной значимости науки и ее результатов; 6) аксиологические - представления той или иной науки об идеалах и нормах научного исследования, целях научного познания, его возможностях и границах, социальных и этических регулятивах научного исследования, взаимосвязи науки и идеологии; 7) антропологические - представления ученых о своем предназначении, смысле жизни, способах поведения в ситуациях выбора, свободе и ответственности в науке, взаимосвязи ученого с научным коллективом и обществом, экзистенциальных особенностях личности и жизни ученого. Онтологические основания науки Онтологические основания науки являются существенно различными не только для разных областей науки, но и разных ее культурно-исторических типов, например для классической, неклассической и постнеклассической науки. Онтологические основания классической науки - однозначный детерминизм; субстанциальная природа пространства и времени; абсолютность (неизменность) пространственных размеров (протяженности тел) и временных интервалов (длительности); абсолютность одновременности во всех системах отсчета; мгновенная (бесконечная) скорость распространения воздействия (принцип дальнодействия); всеобщая взаимосвязь всех явлений в мире; непрерывность вещества и энергии; линейный характер изменения объектов и (или) систем; аддитивность суммарного воздействия; пространственная и временная бесконечность Вселенной; закономерный характер всего происходящего в мире; элементаризм и редукционизм во взаимоотношении между отдельными объектами и их совокупностями (системами). Онтологические основания неклассической науки - вероятностный детерминизм; относительность пространственных размеров и временных интервалов; относительность одновременности; внутренняя взаимосвязь пространства, времени и материи; конечная скорость распространения любого воздействия (максимальная - 300 000 км/с); Вселенная имеет начало во времени и конечные, хотя и постоянно расширяющиеся размеры; дискретный характер энергии и вещества; антителеологизм неживой природы; закономерный характер природы и общества; линейный характер изменений. Онтологические основания постнеклассической науки - фундаментальность и первичность случайности в мире; относительность пространственных и временных свойств объектов; дискретный характер пространства, времени, вещества и энергии; системность и целостность объектов; эволюционный характер изменений объектов и систем; потенциально неограниченная (но всегда конечная) скорость распространения воздействия; нелинейный характер изменений объектов и систем; возможность как аддитивных, так и неаддитивных взаимодействий между объектами; условно закономерный характер изменений в природе и обществе; свободный и творческий характер человеческого существования; постоянное расширение ноосферы и силы ее влияния на все происходящие в мире процессы (рис. 5.3, 5.4). Онтологические основания науки могут быть существенно различными и у разных областей наук (математика, естествознание, науки об обществе и человеке), и у отдельных научных дисциплин (физика, биология, социология, история и т.д.) в рамках одного и того же культурно-исторического типа науки. Рис. 5.4. Структура уровней онтологических оснований науки Гносеологические основания науки Гносеологические основания науки - совокупность представлений науки о специфике научного познания, его природе, возможностях и методах, структуре научного знания, субъекте научного познания, критериях научной истины, закономерностях изменения и развития научного знания. Рис. 5.5. Взаимосвязь философской гносеологии и гносеологии науки Гносеологические основания науки являются существенно различными не только для разных наук, но и разных ее культурно-исторических типов. Рис. 5.6. Структура и взаимосвязь уровней гносеологических оснований науки Гносеологические основания классической науки - абсолютная объективность знания; абсолютная истинность научных фактов и теорий; абсолютная определенность (однозначность) понятий и суждений науки; трансцендентальный характер субъекта научного познания; универсальность (всеобщность) научных законов и теорий; монотеоретизм (возможна только одна истинная теория об одном и том же объекте); логическая доказательность всех научных суждений и теорий; предмет научного познания - объект (как "вещь в себе"); базисная лингвистическая характеристика знания - текст; научная теория - дедуктивно-организованный текст; существует универсальный научный метод; научное знание - ценностно нейтрально; логическая гомогенность научного знания; исходное начало научного способа познания - опыт (данные систематических наблюдений и эксперимента). Гносеологические основания неклассической науки - субъект-объектность научного знания (объективность знания как его трансцендентальная общезначимость); относительная истинность любых единиц научного знания; относительная определенность всех научных понятий суждений и теорий; трансцендентальный и вместе с тем социальный характер субъекта научного познания; партикулярность всех научных законов и теорий (принципиальная ограниченность сферы действия и области применимости любых законов и теорий); комплементарность (дополнительность) научных описаний (возможно несколько истинных и вместе с тем взаимоисключающих друг друга описаний одного и того же объекта); недоказательность, а только подтверждаемость любых научных законов и теорий опытом; непосредственный предмет научного познания - абстрактный объект; базисная лингвистическая характеристика научного знания - контекст; любая научная теория есть лишь частично логически упорядоченный текст; методологический плюрализм в научном познании; ценностная обусловленность научного знания; неполная (лишь частичная) гомогенность научного знания; исходный пункт и фундаментальное начало научного способа познания - мышление. Гносеологические основания постнеклассической науки - интерсубъективность научного знания (объективность как консенсуальность); вероятно-истинный характер научного знания; частичная недоопределенность научного знания (всех его понятий, суждений, теорий); подлинный субъект научного познания - профессиональное научное сообщество (научный коллектив); в принципе возможно неограниченное число дополняющих друг друга различных и даже взаимоисключающих теоретических описаний одного и того же объекта; не только логическая доказательность, но и утверждаемость любых научных концепций в качестве истинных (на основе когнитивной воли и принятия решения об их истинности в условиях отсутствия абсолютной определенности); предмет научного познания - некоторая сконструированная мышлением сущность; базисные лингвистические характеристики научного знания - интертекст и гипертекст; любая научная теория всегда является нарративом (т.е. повествованием, "рассказом", story); методологическая и лингвистическая свобода ученого (как необходимое условие его самовыражения и творчества); существенная логическая и лингвистическая гетерогенность научного текста; исходное начало научного познания - здравый смысл. Гносеологические основания науки могут быть существенно различными как у разных областей наук (математика, логика, науки о природе, науки об обществе, науки о человеке), так и у отдельных наук (физика, химия, история, биология и др.) и научных теорий (теория эволюции видов и генетика, арифметика и геометрия, макроэкономика и микроэкономика и т.д.) в рамках одного и того же культурно-исторического типа науки. Социальные и аксиологические основания науки Социальные основания науки - совокупность представлений науки о ее взаимосвязи с обществом, формах и характере этой взаимосвязи. Аксиологические основания науки - совокупность представлений (допущений) науки о внешних и внутренних ценностях науки, диахронном и синхронном разнообразии научных ценностей и их изменении, оценка значимости научных достижений, понимание роли свободы и ответственности в деятельности ученых, представление об идеалах и нормах научного исследования. Социальные и аксиологические основания науки существенно различны не только у разных культурно-исторических типов науки (например, у классической, неклассической и постнеклассической науки), но и у разных областей научного знания (например, математики, естествознания и социально-гуманитарных наук) даже в пределах одного и того же культурно-исторического типа, а также у разных научных дисциплин в рамках одной области знания (например, теория относительности и квантовая механика как фундаментальные концепции неклассической физики исходят из разных представлений о допустимых способах описания реальности) (рис. 5.7). Рис. 5.7. Взаимосвязь различных уровней социальных и аксиологических оснований науки Социальные и аксиологические основания классической науки - наука и научное познание имеют абсолютную ценность для общества и всех видов человеческой деятельности (сциентизм); наука - главная основа социального прогресса; научное познание - высший уровень человеческого познания; развитие науки и научного знания имеет прогрессивный характер; наука - источник истинного мировоззрения; наука должна быть свободной и не зависеть от политики, идеологии и государственного регулирования. Социальные и аксиологические основания неклассической науки не универсальная ценность науки для развития общества и его различных институтов; главное назначение науки - технический и технологический прогресс общества; социокультурная детерминация науки; исторический характер научного познания; наука -лишь одно из оснований истинного мировоззрения; наука - источник не только социального прогресса, но и геополитической конкуренции, военного противостояния, техногенных опасностей и социальных деструкции; существенная зависимость в функционировании и развитии науки от потребностей и интересов экономики, политики и идеологии. Социальные и аксиологические основания постнеклассической науки - относительная ценность науки и научного познания для решения проблем человеческого существования; наука - один из факторов развития общества; наука - социально и эпистемологически равноправный вид дискурса наряду с другими видами человеческого дискурса (обыденный язык, литература, СМИ, искусство, философия и др.); гуманитарная и социальная природа научного знания; существенная ценностная обусловленность научного знания; необходим социальный и гуманитарный контроль (экологический, этический и др.) за развитием и особенно применением науки; личная ответственность ученых за предлагаемые научные решения и пропагандируемые от имени объективной истины концепции; толерантность и гуманизм. 25. Наука как социальный институт. Современные формы организации научных исследовани Наука как социальный институт выступает как один из аспектов бытия науки (2 других: Наука как познавательная деятельность и Наука как специфическая сфера культуры). Наука как социальный институт - это система взаимосвязей между научными сообществами, взаимодействующие между собой научные коллективы, организации и учреждения. То есть наука представляет собой социальную систему, состоящую из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания. Первые научные сообщества в современном смысле были созданы в 17-18 вв. в Западной Европе. Это было Лондонское Королевское общество (1662 г.), президентом которого некоторое время был И.Ньютон, и Парижская академия наук (1666 г.). Социальная организация науки включает широкую сеть научных сообществ от дисциплинарных до национальных научных и международных объединений» Родоначальником институционального подхода в науке считается крупный американский социолог, теоретик структурного функционализма Роберт Мертон (1910 – 2003). Как и любой другой социальный институт, наука представлена совокупностью знаний и их носителей, т.е. научными идеями, гипотезами, фактами и их носителями – кадрами ученых. Она обладает особой целью, такой специфической целью является познание законов объективной реальности для удовлетворения общественных потребностей. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: – совокупность знаний и их носителей; – наличие специфических познавательных целей и задач; – выполнение определенных функций; – наличие специфических средств познания и учреждений; – выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; – существование определенных санкций. Наука как социальный институт функционирует при наличии следующих организаций: - сообщества ученых, деятельность которых регулируется соответствующими принципами; - научных учреждений, имеющих соответствующие материальные средства и регулирующих свою деятельность в соответствии с формально-правовыми установлениями. Сообщество ученых регулирует свою деятельность в соответствии с принципами научного этоса - набора некоторых неписаных и юридически не оформленных, но признаваемых и выполняемых всеми членами научного сообщества правил (поопределению философа науки Роберта Мертона): а) коллективизм; б) универсализм; в) организационный скептицизм; г) бескорыстие. Некоторые ученые к этим принципам добавляют еще два: д) требование научной компетентности; е) запрет на плагиат. Эти императивы (принципы) придают деятельности ученого целенаправленный характер, который позволяет им достичь так необходимой науке истины. Процесс институционализации науки свидетельствует о самостоятельности науки, об официальном признании науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Формы организации научных исследований Процесс социальной институционализации науки идет от научного направления к специализации и коллективам, организованным по дисциплинарному принципу. Учеными создаются специальные организации и учреждения, например, академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, высшие учебные учреждения, научные общества, информационные центры, издательства, библиотеки, музеи, органы координации и планирования научных исследований. Понятие «научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани в XX в. Научные сообщества возникли на базе научных дисциплин. Это были специализированные научные сообщества. Научные школы – организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые, как правило, выдающимся ученым. Современные научные школы, иди дисциплинарные, возникли в начале 20 века на основе превращения научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда. Они ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые программы, формирующиеся вне рамок самой школы. Следующим этапом стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе. Междисциплинарность размывает строгие границы между дисциплинами и обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания; утверждает установку на синтез знания в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность; существенные подвижки намечаются в понятийном аппарате науки на стадии междисциплинарной институционализации. Для эффективного решения поставленной задачи члены междисциплинарного коллектива подразделяются на проблемные группы. В современный период появился еще один тип организации – промышленные лаборатории, характеризующиеся синтезом фундаментальных и прикладных аспектов развития науки, а также интеграцией специалистов различного профиля, призванных решать единую задачу. Иногда говорят о возникновении так называемых гибридных организациях ученых, в которых предполагается переключение научных работников с одного типа деятельности на другой. Начиная примерно с 50-х годов ХХ века, технологизированная наука осваивала склад — идеи, концепции, эффекты и принципы конструирования экспериментальных установок, полученные предыдущими поколениями ученых. За последние десятилетия не открыт ни один объект и не сформулировано ни одного концептуального представления, сравнимых с открытием гена, молекул, теплоты, информации и разработкой соответствующих теорий. |