Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Научные революции.

  • 16 .Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии отличия

  • 22. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки.

  • 27. Основные концепции происхождения жизни. Природа и сущность живого

  • шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики


    Скачать 280.3 Kb.
    Название37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
    Дата02.05.2018
    Размер280.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры филосня.docx
    ТипДокументы
    #42652
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    15. Проблема дифференциации и интеграции научного знания
    Процесс дифференциации наук начался уже на рубеже 16-17 вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных "ствола" - философию и науку (как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт). В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

    В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук (биохимия, биофизика, физическая химия, биогеохимия и т.д).

    Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма").

    Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Проявление парадигмы целостности четко уловил В. И. Вернадский. Интеграция наук убедительно все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.
    23. Научные революции.
    НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

    Основателем учения о научных традициях является Т.Кун. Традиционная наука в его концепции представляет собой исследование, опирающееся на прошлые достижения, которые признаются научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности. Традиция является не тормозом, а необходимым условием быстрого накопления научных знаний.

    Достаточно общепринятые теоретические концепции типа системы Коперника, механики Ньютона, теории относительности Эйнштейна и т.п. определяют парадигмы научной деятельности. Кун предлагает идею качественных изменений в науке. Циклы науки: нормальная (в рамках парадигмы), экстраординарная (кризис в науке, рост аномалий, появление новой парадигмы, способной это объяснить), научная революция (смена одной парадигмы другой, новой).

    НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ — это этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. 

    Основания науки включают несколько компонентов:

    цели и методы исследования;

    научная картина мира;

    философские идеи и принципы,

    обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

    Глобальная научная революции связаны со сменой научной картины мира, с изменением типа научной рациональности.Основной вклад - появление новых методов, методик, приборов и средств познания.

    Типы научных революций:

    Мини-революции - которые относятся к отдельным блокам в содержании той или иной науки (напр: микрофизика)

    Локальные - которые охватывают конкретную науку в целом

    Глобальные - захватывают всю науку в целом и приводят к возникновению нового видения мира

    Научные картины мира:

    Натурфилософская 16-17в

    Механистическая 17-вторая половина 19в

    Термодинамическая 19в

    Электромагнитная конец 19-начало 20в

    Квантово-механическя 20в
    Первая научная революция (17-половина 18 в)

    Становление классического естествознания :

    1. механическая картина мира (МКМ)= общенаучная картина мира

    2. объект- малая система как механическое устройство, с жестко определенными свойствами частей

    3.Субъект исключен из результатов познания

    4. объяснение - поиск механических причин и сущностей

    5. знание о природе сведены к принципам и представлениям механики

    Идеалы и нормы классической науки

    Поиск очевидных, наглядных,вытекающих их опыта принципов и построение на их основе теорий

    Ориентация на абсолютную истину

    Объективность и предметность научного знания. Знание как отражение действительности

    Механицизм. Ориентация на сведение сложного к простому

    Систематичность и внутренняя согласованность знания

    Основная идея: объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности

    Основные идеи механистической картины мира (МКМ):

    Дискретность –мир состоит из взаимодействующих частиц

    Все тело находится в вечном движении в пространстве , заполненной упругой средой - эфиром

    Пространство абсолютно, трехмерно, однородно и изотропно

    Время – абсолютно, однонаправленное и необратимо

    Пространство и время не связаны между собой
    Вторая научная революция (конец 18-нач 19в)

    Переход к дисциплинарно-организованной науке. МКМ утрачивает статус общенаучной. Специфические картины мира (биол, химические). Поиск путей единства в науке. Разработка теорий поля

    Переход от классической науки

    Возникает идея развития

    Появление дисциплинарных наук

    Начало возникновения парадигмы неклассической науки

    МКМ перестает быть мировоззренческой
    Третья научная революция(кон19-сер 20в)

    1.Электромагнитное поле- одна из форм существования материи

    2. эл/магнитное поле существует в виде эл/магнитных волн

    3.эл/магнитные волны обладают энергией и импульсом

    4.источник эл/магнитных поля- электрический ток

    Квантово-полевая картина мира: Планк показал, что эл/магнитное излучение происходит порциями-квантами, энергия которых зависит от частоты излучения

    Теория относительности:

    Взаимопереход пространства и времени концепция 4-мрного пространства времени

    Зависимость свойств пространственно-временных от движения объектов

    Возрождение атрибутивной концепции пространства и времени

    Идеалы и нормы неклассической науки:

    Релятивизм. Относительность истины

    Отказ от наглядности

    Ссылки на средства и операции познания

    Интегратизм. Предпосылки к построению целостной картины мира

    Модернизм. Отход от реальности , допущение ее новых типов (виртуальная реальность)

    Психологизм. Субъективность познавательных образов, плюрализм концепций

    Прагматизм. Познавательные стереотипы эффективности , свобода поиска
    Четвертая картина мира( конец 20-нач 21в)

    Применение научных знаний , революция в средствах хранения и получения знаний

    Синергетическая картина мира (основоположник Г.Хакен, И.Пригожин)

    Идеалы и нормы постнеклассической науки:

    Синергизм

    Включение в природные комплексы человека в качестве компонентов (объекты биотехнологии)

    Приоритет гуманистических ценностей. Особая роль- знание запретов на некоторые научные стратегии

    Введение научного знания в контекст социальных условий

    16 .Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии отличия.
    Научное знание делится на теоретическое и эмпирическое. Для начала следует выделить сходства двух уровней познания:

    Во-первых, это этапы одного и того же научного процесса

    Во-вторых, теоретические знания являются своего рода надстройкой над эмпирическими знаниями

    В-третьих, эмпирические знания всегда теоретически нагружены.

    Отличий гораздо больше.

    Мы познаем мир через чувства и через разум. Чувства обеспечивают контакт с окружающим миром и дают материал для образов, разум - раскрывает строение и выявляет свойства вещей, устанавливает причинные связи событий.

    Соответственно, чувствам подвластен эмпирический уровень познания, а разуму теоретический.

    Научная теория – высшая форма организации научного знания.

    ВАЖНО: Объективность научного знания порождает универсализм. Теоретические законы и их эмпирические интерпретации должны быть связаны.

    Два этапа методов:

    переход от чувственного к абстрактно-конкретному

    переход от абстрактно-конкретного к исследованию объекта во всей его абстрактности
    35. Основные проблемы философии медицины
    Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками.

    Основные проблемы:

    здоровье личности и здоровье нации,

    здоровый образ жизни,

    влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме,

    проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека,

    социальные причины «болезней века»,

    этика взаимоотношений врача и пациента,

    эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.)

    Как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.

    Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки  диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики и клинической практики.

    В ХХ веке создается синергетика как комплексное междисциплинарное направление в науке и метод научной деятельности. Синергетика изучает открытые, нелинейные, устойчивые системы, характерным примером которых может служить человек. Соединение усилий синергетики и медицины – одна из важных задач современной философии медицины. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, где лечение обретает образ открытия самого себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.

    К сожалению, современное состояние теоретической медицины позволяет констатировать тот факт, что  теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию науки практически невозможно из разрозненных фактов  создать единую стройную теоретическую базу современной медицины.  Решение данной задачи видится только через синтез философского и медицинского знания, на основе интерпретации фактического материала медицинской науки с позиций и через  призму философского знания, что является прерогативой и предназначением философии медицины
    22. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки.
    Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания:

    1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

    Идеалы и нормы классической науки

    Поиск очевидных, наглядных,вытекающих их опыта принципов и построение на их основе теорий

    Ориентация на абсолютную истину

    Объективность и предметность научного знания. Знание как отражение действительности

    Механицизм. Ориентация на сведение сложного к простому

    Систематичность и внутренняя согласованность знания

    2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

    Идеалы и нормы неклассической науки:

    Релятивизм. Относительность истины

    Отказ от наглядности

    Ссылки на средства и операции познания

    Интегратизм. Предпосылки к построению целостной картины мира

    Модернизм. Отход от реальности , допущение ее новых типов (виртуальная реальность)

    Психологизм. Субъективность познавательных образов, плюрализм концепций

    Прагматизм. Познавательные стереотипы эффективности , свобода поиска

    3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая пол XX- начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

    Идеалы и нормы постнеклассической науки:

    Синергизм

    Включение в природные комплексы человека в качестве компонентов (объекты биотехнологии)

    Приоритет гуманистических ценностей. Особая роль- знание запретов на некоторые научные стратегии

    Введение научного знания в контекст социальных условий

    Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

    С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

    Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

    При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия.

    27. Основные концепции происхождения жизни. Природа и сущность живого.
    Загадка появления жизни на Земле с незапамятных времен волнует людей. На протяжении веков менялись взгляды на эту проблему и было высказано большое количество самых разнообразных гипотез и концепций.

    креационизм, утверждающий, что жизнь создана сверхъестественным существом в результате акта творения;

    Возникновение жизни рассматривается как акт Божественного творения. Процесс божественного сотворения мира и живого недоступен для наблюдения, и божественный замысел недоступен человеческому пониманию. Концепция креационизма, по существу, научной не является, ведь она возникла в рамках религиозного мировоззрения. Она утверждает, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой ее сотворил Бог. Это положение принимается на веру и без доказательств.

    концепцию стационарного состояния - жизнь существовала всегда;

    Земля никогда не возникала, а существовала вечно, и вместе с ней всегда существовали различные виды живого. При этом какие-то из видов при изменении условий окружающей среды вымерли, какие-то переместились в новые биологические ниши, а какие-то резко поменяли численность. В разные геологические эпохи менялись лишь формы жизни. Виды животных никогда не возникали, а также существовали всегда, что у каждого вида есть лишь две возможности существования: изменение численности или вымирание. Строго говоря, данную теорию нельзя относить к концепциям происхождения жизни, поскольку вопрос о происхождении жизни в ней принципиально не стоит: жизнь рассматривается как вечно существующая.

    концепцию самопроизвольного зарождения жизни, основывающуюся на идее многократного возникновения жизни из неживого вещества;

    Идея о самопроизвольном зарождении жизни появилась в результате повседневных наблюдений за тем, как в мусорных кучах, гниющих отбросах постоянно появляются личинки, черви, мухи. Считалось, что все низшие организмы появляются путём самозарождения. Ученые Средневековья, например, допускали, что рыбы могли зародиться из ила, мыши — из грязи, мухи — из мяса и т.д. Подобных взглядов придерживались многие известные ученые (Аристотель, Парацельс, Коперник, Галилей, Декарт и др.), благодаря авторитету которых концепция самопроизвольного зарождения жизни смогла существовать так долго. Однако начиная с 17 в. стали накапливаться данные, противоречащие такому пониманию происхождения жизни. Ф. Реди провел серию опытов, которыми доказал, что белые черви в гниющем мясе есть личинки мух. В несколько сосудов он положил кусочки мяса. Часть этих сосудов он оставил открытыми, а часть прикрыл материей, пропускающей воздух. Вскоре в первых сосудах появились личинки мух, а в прикрытых сосудах их не было. Тем самым он доказал невозможность самозарождения червей из гниющего мяса в отсутствие мух. Поэтому Реди стал основоположником концепции биогенеза, утверждавшей, что жизнь возникает только из предшествующей жизни.

    Луи Пастер своими простыми и оригинальными опытами окончательно доказал невозможность самозарождения простых организмов. Если же сосуд с питательной средой оградить от занесения в него микробов, проведя стерилизацию (пастеризацию), то никакого самозарождения не произойдет. Но, опровергнув эту концепцию, Пастер, к сожалению, не предложил никакой другой идеи. Поэтому в середине XIX в. наука не могла ничего сказать о том, как возникла жизнь на Земле.

    Концепция самозарождения жизни, несмотря на свою ошибочность, сыграла позитивную роль в развитии естествознания, поскольку опыты, призванные подтвердить ее, помогли получить богатый эмпирический материал для развивающейся биологической науки.

    концепцию панспермии - жизнь занесена на Землю из космоса;

    Рихтером была высказана гипотеза о занесении живых существ на Землю из космоса, получившая позднее название концепции панспермии. Жизнь в виде «семян» широко распространена в космосе, откуда зародыши могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью и дать начало эволюции всего живого, породив таким образом все многообразие земной жизни. У. Томсон (барон Кельвин), Г. Гельмгольц, В.И. Вернадский и др.

    Довольно большое число сторонников имеет эта концепция и в наши дни. Так, американские астрономы, изучая газовую туманность, отстоящую от Земли на 25 тысяч световых лет, нашли в ее спектре следы аминокислот и других органических веществ. В начале 1980-х гг. американские исследователи обнаружили в Антарктиде осколок породы с поверхности Марса, на котором были обнаружены окаменевшие останки микроорганизмов, похожие на земные бактерии. При этом существуют серьезные доводы против нее. Дело в том, что, хотя спектр возможных условий для существования живых организмов достаточно широк, все же считается, что они должны погибнуть в космосе под действием ультрафиолетовых и космических лучей.

    Некоторая часть ученых склоняется к версии о «направленной» панспермии. Суть ее — в признании существования некой галактической сверхцивилизации сеятелей, которые создают и распространяют семена жизни по разным планетам (Ф. Крик).

    концепцию случайного однократного происхождения жизни;

    В контексте этих поисков американский генетик Г. Меллер выдвинул гипотезу о случайном возникновении первичной молекулы живого вещества. Живая молекула, способная размножаться, могла возникнуть случайно в результате взаимодействия простейших веществ.

    концепцию закономерного происхождения жизни путем биохимической эволюции Опарина.

    Жизнь на Земле возникла в результате физических и химических процессов. Зарождение жизни на Земле — длительный эволюционный процесс становления живой материи в недрах неживой. И произошло это путем химической эволюции, в результате которой простейшие органические вещества образовались из неорганических под влиянием сильнодействующих физико-химических факторов.

    Рассматривая проблему возникновения жизни путем биохимической эволюции, Опарин выделяет три этапа перехода от неживой материи к живой:

    этап синтеза исходных органических соединений из неорганических веществ в условиях первичной атмосферы ранней Земли (в первичном бульоне) и их предбиологическая эволюция;

    этап формирования в первичных водоемах Земли из накопившихся органических соединений более сложных - биополимеров, липидов, углеводородов, появление коацерватов — предбиологических систем;

    этап самоорганизации сложных органических соединений, возникновение на их основе и эволюционное совершенствование процессов обмена веществом и воспроизводства органических структур, завершающееся образованием простейшей клетки. Естественный отбор.
    Такое разнообразие взглядов вызвано тем обстоятельством, что точно воспроизвести или экспериментально подтвердить процесс зарождения жизни сегодня невозможно. Отмеченные теории преимущественно опираются на умозрительные представления как исследователей естественно-научного направления, так и исследователей, придерживающихся теологических взглядов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта