Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Основные проблемы и направления развития философии науки в 20 и начале 21 века.

  • шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики


    Скачать 280.3 Kb.
    Название37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
    Дата02.05.2018
    Размер280.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры филосня.docx
    ТипДокументы
    #42652
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    24. Идеалы и ценности науки. Понятие этики науки.
    1.1 Идеалы и ценности науки

    Воспроизводство научного сообщества, т.е. подготовка новых поколений ученых, связано не только с передачей определенной суммы знаний и умений, но и с усвоением ими идеалов и ценностей науки. Возможны два способа преемственности в усвоении принципов нормативно-ценностной системы.

    Во-первых, идеалы и ценности зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса и новый член сообщества, удостоверив свою приверженность основополагающим идеалам и ценностям, получает право самостоятельно заниматься соответствующим видом деятельности. Например, каждый выпускник медицинского вуза должен дать «клятву Гиппократа», чтобы получить право заниматься профессиональной деятельностью.
    Во-вторых, в ходе неформального личностного общения учитель своим поведением демонстрирует образцы следования ценностям и нормам научного сообщества, которые непосредственно усваивает ученик.

    Жизнь науки — постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а также борьба за приоритет в полученном результате. Эта система устанавливает и правила честной конкурентной борьбы, обеспечивая единство научного сообщества, поскольку каждый ученый может реализовать свои научные интересы лишь в рамках научного сообщества, что побуждает его относиться с уважением к коллегам.

    1.2 Понятие этики науки.

    Этические нормы и ценности науки

    В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между

    теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной

    системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что

    считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти

    нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода "исторического отбора", который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

    В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как "не укради", "не лги", приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Плагиат - когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

    Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки, да и история человечества с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Дж. Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. За примерами, впрочем, не обязательно углубляться

    Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов - как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки.

    Пример - Исследование американского социолога Р. К. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей:

    универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

    ценность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.

    бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (обретения славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений.

    организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был.

    Наличие такого рода норм (пусть не именно этих, но в чем-то сходных с ними) очень важно для существования и развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.
    Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого

    Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека; все они довольно близко соприкасаются между собой. Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете.

    Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Перед учеными открылись перспективы направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до инженерного конструирования организмов с заранее заданными свойствами. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества: непредсказуемость возможной ошибке в эксперименте, использование результатов злоумышленниками или в военных целях.

    В наше время опасения вызывают опыты по клонированию (получению живого существа, в том числе человеческого, из живой клетки).

    При всей противоположности позиции сциентизма и антисциентизма заключают в себе и нечто общее. Сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой; враждебность антисциентизма по отношению к науке также замешена на слепом, безотчетном страхе перед ней. Чего не хватает обеим этим позициям и что так необходимо сегодня не только ученому, но и каждому человеку, со всех сторон окруженному порождениями научно-технического прогресса, - это прежде всего рационального отношения к науке и научному мышлению.

    Вывод: Философский анализ неизбежно ведет к социальным функциям науки, показывая тем самым свою эвристическую эффективность и актуальность в современных условиях. Логическим продолжением этого анализа является непосредственное обращение к общественным процессам, в которых протекает всякое человеческое познание, включая науку и жизнедеятельность самого человека, человеческой личности как центра философских размышлений.

    9. Основные проблемы и направления развития философии науки в 20 и начале 21 века.
    Основные черты философии XX века:

    - наличие разнообразных школ;

    - отказ от рационализма, позиции иррационализма;

    - антропологический хар-р (проблема человека);

    - противоречивое отношение к науке: сциентизм и антисциентизм;

    - развитие религиозной ф.;

    - противостояние ф. марксизма (идеологическое);

    - синергетика.

    1. Позитивизм, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм (Т. Кун, К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.) – эти учения являются результатом последовательного развития позитивизма. Они занимаются анализом проблем, с которыми сталкиваются частные (остальные, кроме философии) науки.

    Позитивизм - наиболее распространенное течение западной ф. XIX-XX вв. Основатель - О.Конт. Изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания. Ф. должна опираться только на достоверное научное знание, исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность. Ф. О.Конта, Д.Миля, Г.Спенсера - первая историч. формой п.

    Вторая историч. форма п. — кон. 19 - нач. 20 вв. Создатели - Э.Мах и Р.Авенариус. П. не является философией материализма или идеализма, а представляет собой ф. реализма; любое положительное научное знание само по себе знание философское. Основная идея махизма: в основе философии должен лежать критический опыт. 

    Неопозитивизм - третья историч. форма п. Прародители - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Главная идея - изучение и анализ языка науки, он - главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир.

    Четвертая волна п. - «постпозитивизм». Главные представители - К.Поппер, Т.Кун. Поппер - концепция критического рационализма. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания.

    2. Экзистенциализм ( Мартин Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.) – философия человеческого существования. Экзистенциалисты делают акцент на индивидуальном человеческом бытии, на сознательной жизни индивида, уникальности его жизненных ситуаций, пренебрегая при этом изучением, лежащими в основе этого бытия, объективными всеобщими процессами и законами.

     Центр. проблемы:

    - проблема сущ-я чел. (экзистенция указывает на возможности, которые таятся в чел.);

    - проблема бытия чел. и бытия мира: чел. создает мир таким, каким желает его видеть, создает свою эмоциональную картину мира;

    - проблема свободы чел.: свобода — выбор чел. самого себя (т.е. свобода выбора); задача чел. — не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему.

    Основные моменты экзистенциализма

    1) Существование (человека) предшествует сущности (сначала появляется на свет, а только потом определяется, в отличие от ножа, например, который сначала задуман в голове, а потом уже появляется, у ножа сущность предшествует существованию).

    2) «Человек это тайна», постичь человека рационально нельзя.

    3) Свобода воли человека (человек свободен выбирать, его поведение не детерминировано, и потому на нем лежит огромная ответственность)

    4) Пограничные ситуации — ситуации критические между жизнью и смертью. Именно в них (а не в каждодневной рутине) проявляется свобода человека

    5) Заброшенность, Тревога (наиболее часто встречаемые у экзистенциалистов слова) – человек чувствует себя одиноким в этом чужом для него мире. Он сам за все отвечает — отсюда страх ошибиться и тревога.

    6) Абсурд - абсурд возникает там, где сталкивается иррациональный мир и жаждой рационального его познания, овладевающая человеком.

    Два вида экзистенциализма

    1) Религиозный (Ясперс, Бердяев, Лев Шестов) Человек, осознав свою беспомощность, и одиночество в этом мире совершает прыжок в иррациональное – к Богу, и тем спасается.

    2) Атеистический (М. Хайдеггер, Сартр, Камю) Бога у них нет, и потому человек абсолютно одинок, ему совсем не на кого положиться. Вся ответственность на нем.

    3. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др.) (возник в 1879) – официальная философская доктрина католической церкви — новая форма объективного идеализма, современная форма религиозной философии, занимающаяся осмыслением мира и решением общечеловеческих проблем с позиций католицизма. Главной своей задачей видит внесение в жизнь людей высших духовных ценностей.

    Предмет: бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности чел. божеств. началу. Принципы: гармония веры и разума, подчинение ф. и науки теологии, сознат. сопротивление тенденциям обновления.

    4. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) – связан с прагматической позицией по решению всех проблем. Рассматривает целесообразность тех или иных действий и решений с точки зрения их практической полезности или личной эмоциональной выгоды. Критерием истинности, с точки зрения этого учения, также является полезность. При этом отрицание представителями прагматизма существования объективных, общезначимых истин и понимание, что цель оправдывает любые средства её достижения, бросает тень на гуманистические идеалы и нравственные ценности. Если каждый в обществе встанет на такую позицию, то в конечном счёте оно превратится лишь в поле столкновения различных эгоистичных побуждений и интересов, где не будет никаких правил и норм, никакой ответственности.

    5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э.В. Ильенков, В.В. Орлов и др.) –материалистическая философия. Стремится выявить наиболее общие законы и закономерности развития природы, общества и мышления. Социальная философия марксизма основана на идее создания коммунистического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости, свободы, ответственности и взаимопомощи. Конечной целью построения такого общества является создание условий для свободной самореализации любой личности, наиболее полное раскрытие её потенциала, где было бы возможным осуществление принципа:«от каждого по способностям, каждому по потребностям». Однако для реализации этих идеалов в ней недостаточно проработана проблема индивидуального, уникального бытия личности, богатства её внутреннего мира и потребностей.

    6. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло- Понти и др.) – учение, которое исходит из того, что необходимо очистить наше мышление от всех искусственных логических построений; учение об особом состоянии сознания (чистое сознание — формируется феноменами). Наше понимание о вещах должно складываться в зависимости от того, как мы их используем, как они себя по отношению к нам проявляют, а не какова их действительная сущность. В вещи вкладывается лишь практический смысл их возможного использования или влияние на нас. Такой подход отрывает человека от действительности.

    7. Герменевтика (Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей, Ханс Георг Гадамер, Поль Рикер, Жак Лакан, Карп Отто Апель) – искусство истолкования текстов («понять текст лучше, чем сам автор»). В центре внимания – проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов. В понятие текста вкладывается очень широкий смысл, в их понимании вся понимаемая нами реальность есть особый вид текста, поскольку мы осмысляем её через языковые структуры, все наши мысли выражены на языке.

    8. Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) – исследует закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного. Все психич. состояния, все действия чел., а затем и все историч события и обществ. явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. 

    9. Структурализм – выявление структуры изучаемых систем и разработкой структурных методов исследования. Представители: Клод Леви-Стросс, Жак Дерида, Мишель Фуко, Жан Лакан и др. В своих исследованиях они стремились обосновать гуманитарное знание как теоретическую науку. При этом, например, Леви-Стросс ориентирует гуманитарные науки на идеал естественнонаучной строгости. Структура выявляется силой абстракции. Вычисленная таким образом структура поддается расследованию методами формальной логики и математики (теорией групп, теорией графов и т.п), информационно-вычислительной техники.

    10. Космизм — совокупность течений фил. и религиозной мысли, изучающих проблему космич. всеединства всего живого, волю к познанию внеземных пространств.

    Николай Фёдорович Федоров - родоначальник русского космизма. Поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Главное зло для чел. - в смерти, порабощенности его слепой силой природы. Идея регуляции природы силами науки и техники.

    Константин Эдуардович Циолковский. Пытался решить ряд фил. проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего. Признает наличие во вселенной вечных элементов материи - атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Космос - живое существо, а чел. - союз атомов, блуждающих во вселенной.

    Владимир Иванович Вернадский. Биосфера - целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Живое вещество вечно, изначально присутствует в космосе и повсеместно в нём распространено.

    11. Постмодернизм (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Деррида и др.): философия постмодернизма восстаёт против любой формы, способной претендовать на ограничение свободы личности. Однако на пути к такой абсолютной свободе оказываются объективность, истинность, правильность, закономерность, всеобщность, ответственность, любые нормы, правила и формы долженствования - инструменты власти и элит по манипуляции общественным мнением. Высшими ценностями провозглашаются свобода, новизна, спонтанность, непредсказуемость и наслаждение. Но ожидания людей о жизни оказываются обманутыми, их мечты и цели оказываются недостижимы или достижимы, но приводят к иному результату, чем они ожидали, приносят им лишь разочарования.

    12. Синергетика (Илья Пригожин, Ян Смэтс, Ричард Фуллер, Герман Хакен) - теория самоорганизации и развития систем любой природы. С др.греч. «содействие, соучастие».

    Системный анализ и редуктивизм (Нагель, Фейгл). Под редукцией понимают упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, доступному для анализа и управления. Появился соблазн объяснения сложных явлений, исходя из законов, полученных при изучении простых систем. Системный подход отрицает неизбежность специализации наук и предлагает более общий взгляд на биологию и родственные науки.

    Холизм (Ян Смэтс) — философия цельности — направление в философии, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая является нематериальным «фактором цельности». Крайнее проявление философии синергетики и системного анализа.

    Синергетика (Ричард Фуллер, Герман Хакен, Пригожин Илья Романович). Между двумя крайностями: редуктивизмом и холизмом возникла промежуточная наука - синергетика, попытавшаяся установить связь между крайностями. Синергетика представляет собой новую обобщающую науку, изучающую основные законы самоорганизации сложных систем. Синергетика — наука, направленная на согласованность взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Одной из основных технологий постиндустриальной эпохи становятся методики прогноза, в частности — предсказание катастроф, стихийных бедствий, катаклизмов, угроз из космоса, биржевые крахи, инциденты с хранением ядерного оружия, утечка конфиденциальной информации.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта