Главная страница
Навигация по странице:

  • 40. Основные экологические проблемы конца ХХ – начала ХХ1 века.

  • 5. Философия и наука Новейшего Времени.

  • 32. Основные этапы исторического развития химии.

  • шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики


    Скачать 280.3 Kb.
    Название37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
    Дата02.05.2018
    Размер280.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры филосня.docx
    ТипДокументы
    #42652
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1.Истоки возникновения науки. Наука и преднаука. Основные стратегии производства знаний
    Наука – форма познавательной деятельности человека, направленная на получение объективной истины. Совокупность сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в систему.

    Своим появлением наука обязана стремлению человека к повышению производительности труда и уровня жизни.

    Модели периодизации истории науки

    Миф → Логос → Преднаука → Наука

    Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафоричное очеловечивание природы.

    Основные черты мифа:

    – коллективный характер,

    – не разлучение естественного и сверхъестественного миров,

    – отсутствие причинно-следственной координации событий

    – антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.

    Этапы развития мифа:

    1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.

    2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.

    3. фетишизм – вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

    Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

    Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Индия и Китай). Была связана непосредственно с практикой и возникала путем абстрагирования и схематизации объектов материального мира. Пример – математика, метеорология, выводящие эмпирические зависимости из практики.

    Несмотря на то, что были достигнуты успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

    1. оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

    2. были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и т.п.;

    3. отсутствовало критическое отношение к знанию;

    4. знание не было полностью рациональным, т.к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, именно их авторитет определял истинность знаний;

    5. отсутствие систематичности знания;

    6. рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

    Началом научного познания считается деятельность философов Др. Греции. Демократическое устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов, и в результате у греков складывается восприятие истине не на веру, а как продукта рационального доказательства.

    Наука. В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов.

    Возникает потребность в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание. Такой формой практики становится научный эксперимент. Поскольку проведение границы между преднаукой и наукой связано с новым способом порождения знаний, проблема возникновения науки предстает как проблема предпосылок собственно научного способа исследования.

    Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации:

    1. изменения в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели её на уровень теоретического исследования

    2. изменения в европейской культуре в эпоху Возрождения и переход к Новому времени, в ходе которых научный способ мышления стал достоянием естествознания (эксперимент, формирование теоретического естествознания).

    В современную эпоху происходят радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности. Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

    В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. На развитие науки оказывают влияние не только достижения фундаментальных наук, но и результаты междисциплинарных прикладных исследований.

    Синергетика (от греч. sinergeia - совместное действие) - междисциплинарное научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и прочих системах. Такой подход позволяет найти общее в закономерностях развития, исследуемых разными науками.

    Синергетика включает в себя многообразие подходов, формулировок.
    40. Основные экологические проблемы конца ХХ – начала ХХ1 века.
    По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающюю среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов, когда вышли в свет первые доклады Римскому клубу. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей.

    Экологическая проблема. В последние годы слово “экология” приобрело исключительную популярность. Научные достижения XX века создали иллюзию почти полной управляемости, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).

    Влажные тропические леса вырубаются в десять раз быстрее, чем происходит их естественное восстановление. Катастрофическое сокращение лесов в юго-восточной Азии может привести к их полному уничтожению через 15- 20 лет. В связи с очень важным значением влажно-тропических лесов их сведение является важным экономическим бедствием для всей планеты. Оно выразится в сокращении поступления кислорода и увеличению содержания углекислого газа, уничтожении многих видов растений и животных. По скорости процессов разрушения и территориальному распространению очень тяжелые последствия имеет вырубка лесов в горных районах. Это ведет к высокогорному опустыниванию. Сейчас процесс опустынивания, зарождаясь локально, принял глобальные масштабы. По климатическим данным, пустыни и полупустыни занимают более трети поверхности суши и на этой территории проживают свыше 15% населения мира. Только в результате хозяйственной деятельности людей за последние 25 лет появилось свыше 9 млн. квадратных километров пустынь. К основным причинам опустынивания можно отнести уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, распашка пастбищных массивов, вырубка деревьев и кустарников на топливо, промышленное и дорожное строительство и др. Добавляется к этим процессам ветровая эрозия, иссушение верхних горизонтов почвы, засухи. Все это приводит к уменьшению продуктивных земель в странах «третьего мира», а именно в этих странах наблюдается самый большой прирост населения, т.е. увеличивается потребность в продовольствии. В скором времени на первом плане во всем мире окажутся не идеологические, а экологические проблемы, доминировать будут не отношения между нациями, а отношения между нациями и природой. Человеку настоятельно необходимо изменить его отношение к окружающей среде и его представления о безопасности. Мировые военные расходы составляют около одного триллиона в год. В то же время нет средств для наблюдения за глобальными климатическими изменениями, обследование экосистем исчезающих влажных тропических лесов и расширяющихся пустынь. Правительства продолжают рассматривать безопасность только с военной точки зрения. И хотя до сих пор существует возможность развязывания ядерной войны, все же понятие безопасность должно включать и заботу о среде обитания. Естественный путь выживания – максимализация стратегии бережливости в отношении с окружающим миром. В этом процессе должны участвовать все члены мирового сообщества. Экологическая революция победит, когда люди смогут произвести переоценку ценностей, взглянуть на самих себя как не неотъемлемую часть природы, от которых зависит их будущее и будущее потомков. Заключение. Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ( загрязнен, вода ( отравлена, почва ( заражена радиацией или др. химическими веществами
    5. Философия и наука Новейшего Времени.
    В 20 веке продолжается научно-технический прогресс. В то же время это эпоха крупнейших социальных потрясений мирового масштаба. В философском отношении 20 век знаменуется переходом на антропологическую проблематику. Две причины:

    связана с развитием самой науки, а именно на рубеже веков появляются науки о человеке. Зигмунд Фрейд, Иван Павлов, Сеченов пользовались авторитетом на рубеже веков.

    исторические причины. Человек проявляет свои качества в Мировых войнах. Проблема человека снова стала главенствующей. Возникает новый вопрос – Каково соотношение человека и техники?

    Основные антропологические направления и идеи 20 века.

    Немецкая философская антропология 20 века.

    Макс Шелер «Положение человека в космосе». Шелер рассматривает 4 мира: неорганической природы, растительный, животный и человеческий. Человек – самоопределяющееся существо и выходящее за свои пределы. Дух человека сродни космическому духу.

    Плеснер пытается создать научную философию человека, основываясь на данных наук, прежде всего, биологии. Главная работа – «Ступени органического и человек». Плеснер выводит несколько законов бытия, один из них – закон естественной искусственности, согласно которому человек не может жить вне мира, созданного им самим. Второй закон – закон опосредованной непосредственности – человеку необходимы какие-то медиаторы.

    Гелен усматривает черту, отличающую человека от других – неспециализированность, позволяющая человеку быть любым. Культура как средство компенсации за биологическую неприспособленность человека.

    Психоанализ. Эта школа имеет ориентир на рассмотрение человека как биологического существа. Все индивидуальные особенности закладываются в детстве. Рассматривают влияние социальных факторов на сознание человека.

    Фрейд искал метод лечения психических заболеваний и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека. Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека.  Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. 

    Альфред Адлер показал, что содержание подсознания определяется комплексом социальной неполноценности.

    Фромм исследует феномен агрессивности, феномен любви, человеческой свободы. Присутствует практическое начало, стремление помочь «заблудившемуся» человеку. Карл Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чье поле создает содержание культуры и религии.

    Экзистенциализм – философия существования человека, близок к художественной литературе. Представители: Карл Ясперс, М. Хайдеггер, Жан Поль Сартр, А. Камю, Г. Марсель. Главные темы: человеческая свобода, религия, страх, тоска, чувство заброшенности. Представители экзистенциализма переосмысливают ценность человека после ВОВ. Еще одна проблема – взаимодействие личности и общества, они считают, что общество враждебно к личности. Человек должен быть участником событий. Свобода рассматривается не как благо, а как бремя, которое человек не может сбросить с себя.

    Сартр ввел понятие «пограничная ситуация» – существование на грани жизни и смерти. Тема свободы рассматривается в соотношении с темой ответственности. Камю считает, что существование человека абсурдно. Отношение к религии у экзистенциализма неоднозначно. Существует религиозный экзистенциализм (Ясперс) и атеистический экзистенциализм (Сартр и Камю). Сартр утверждает, что для человека не важно: есть Бог или нет.

    4. Основные гносеологические направления 20 века.

    Неопозитивизм. Представители – Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Представители считают научное знание единственно верным, не верят в философское знание и считают, что все вопросы сводятся к научному доказательству. Неопозитивизм предлагает метод верификации суждения – проверки любого суждения.

    Постпозитивизм. Представители – К. Поппер, И. Лакатос, Томас Кун, П. Фейерабенд. Философия и наука не отделимы. Все научные знания относительны, субъективны и нагружены доказательствами и теориями.

    Поппер предлагает принцип фальсификационизма – доказательства лживости теории. Развитие науки — естественный отбор, эволюция. Кумуляция знаний.

    Кун. Идея качественных изменений в науке. Циклы науки: нормальная (в рамках парадигмы), экстраординарная (кризис в науке, рост аномалий, появление новой парадигмы, способной это объяснить), научная революция (смена одной парадигмы другой, новой).

    Лакатос. Чередование научно-исследовательских программ вокруг одной фундаментальной (ядро) и «защитного пояса».

    5. Марксизм – основоположники – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Составными частями марксизма являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм. Согласно теории Карла Маркса, основой любого человеческого общества является добывание средств для жизни. Труд создал человека. Человек — продукт и субъект общественной трудовой деятельности.

    6. Постмодернизм. Философия конца 20 века. В философии отсутствует понятие «реальность». Всё внимание уделяется внутреннему миру субъекта. Интерес к буддизму, индуизму, даосизму. Познание не может претендовать на истинность. Главное понятие – текст. Научно-технический прогресс, мировые войны привели к тому, что философия новейшего времени опять вывела на первое место проблему человека. Самой важной стала проблема выживания цивилизации и решение вопроса – в чем предназначение человека.
    В XX веке появляются новые разделы философии: философия культуры, техники, жизни.

    7. Синергетика (Илья Пригожин, Ян Смэтс, Ричард Фуллер, Герман Хакен) - теория самоорганизации и развития систем любой природы. С др.греч. «содействие, соучастие».

    Системный анализ и редуктивизм (Нагель, Фейгл). Под редукцией понимают упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, доступному для анализа и управления. Появился соблазн объяснения сложных явлений, исходя из законов, полученных при изучении простых систем. Например, предпринимались попытки свести биологические явления к химическим и физическим законам, или социологические – к биологическим. Системный подход отрицает неизбежность специализации наук и предлагает более общий взгляд на биологию и родственные науки.

    Холизм (Ян Смэтс) — философия цельности — направление в философии, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая является нематериальным «фактором цельности». Крайнее проявление философии синергетики и системного анализа.

    Синергетика (Ричард Фуллер, Герман Хакен, Пригожин Илья Романович). Между двумя крайностями: редуктивизмом и холизмом возникла промежуточная наука - синергетика, попытавшаяся установить связь между крайностями. Это наука, направленная на согласованность взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Одной из основных технологий постиндустриальной эпохи становятся методики прогноза, в частности — предсказание катастроф, стихийных бедствий, катаклизмов, угроз из космоса, биржевые крахи, инциденты с хранением ядерного оружия, утечка конфиденциальной информации.

    8. Герменевтика – онтология понимания. Язык определяет судьбу бытия.

    Герменевтика означает теорию и практику истолкования текстов, языковых выражений и символов. Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора. Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание. Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык. Поэтому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории.
    32. Основные этапы исторического развития химии.
    История химии изучает и описывает сложный процесс накопления специфических знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ; её можно рассматривать как пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.

    1. Предалхимический период: до III в. н.э.

    В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.

    2. Алхимический период: III – XVII вв.

    Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. Зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория была тесно связана с астрологией и мистикой. "Златоделие".

    3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.

    В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Химия - самостоятельная наука, занимающаяся экспериментальным изучением состава тел.

    4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.

    Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.

    5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.

    Были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. Дифференциация химии. Окончательно формируется атомно-молекулярная теория и учение о химических элементах, классические разделы химии, создаётся периодический закон, возникают две новых концептуальных системы химии – структурная химия и учение о химическом процессе.

    6. Современный период: с начала XX века по настоящее время

    В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики, создание теории химической связи между атомами. Установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта