шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
Скачать 280.3 Kb.
|
17. Эмпирические методы научного познания. Существуют особые приемы, характерные только для научного познания, - научные методы исследования. Они, в свою очередь, подразделяются на две основные группы: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания. Один из важнейших методов эмпирического познания - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а особого вида деятельностью, которая включает в качестве элементов самого наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся приборы и материальный носитель, с помощью которого передается информация от объекта к наблюдателю (например, свет). Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей, опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения). Описание подразделяется на два основных вида - качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. Сравнение используется не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы. Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий. Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок. Дополнительные вопросы по теме: Что такое «мысленный эксперимент»? Какова область его применения? Мысленный эксперимент — вид познавательной деятельности, в которой ключевая для той или иной научной теории ситуация разыгрывается не в реальном эксперименте, а в воображении. Термин «мысленный эксперимент» ввёл немецкий учёный Эрнст Мах. История механики в Новое время начинается с нескольких классических мысленных экспериментов Галилео Галилея. Это мысленный эксперимент с комнатой на корабле (находясь в комнате на корабле, мы никакими способами не можем установить, движется ли корабль или стоит на месте); мысленные эксперименты с маятником и так называемыми "горками Галилея"; мысленный эксперимент с падающими телами (если тяжёлое тело А падает быстрее лёгкого тела Б, как это считает Аристотель, то как будет падать тело, составленное из двух этих тел? Лёгкое тело должно тормозить тяжёлое, поэтому тело А+Б будет отставать от тела А. Но с другой стороны, тело А+Б тяжелее тела A, поэтому оно будет обгонять его: противоречие). Область применения: случаи, при которых невозможно проведение эксперимента в связи с отсутствием приборной базы, когда исследователь может только предполагать и выдвигать мысленные представления об изучаемом объекте или явлении. Различия наблюдения и созерцания? Наблюдением называется целенаправленное восприятие, осуществляемое по определенному плану. Оно всегда связано с явлением апперцепции (обусловленность содержания и направленности восприятия знаниями и предшествующим опытом человека, его сложившимися интересами, взглядами и отношениями к окружающей действительности. Основатель метода индукции и теории эксперимента? Методом правильного составления понятий и является в философии Фрэнсиса Бэкона индукция, основанная на эксперименте. Эксперимент же и есть путь к искусственному повторению и постоянной взаимной проверке ощущений. Но сущность индукции не в одном эксперименте, а в известной разработке чувственных данных, через него приобретаемых. Для организации этой разработки ощущений и для правильного руководства самим экспериментом Бэкон предлагает составлять особые таблицы случаев сходных, различных (отрицательных), параллельно изменяющихся фактов, исключающих друг друга, и проч. Эта знаменитая бэконовская теория таблиц дополняется учением о системе вспомогательных индуктивных приёмов или инстанций. Основные проблемы философии медицины. Тема нормы, здоровья и болезни является очень специфичной и важной проблемой философии медицины. Прежде чем осознать научный смысл поставленной проблемы, надо определиться с понятиями: «норма», «здоровье», «болезнь». Это - базовые, фундаментальные понятия медицины и ее философии. Норма (лат. norma - требование, правило, образец) - установленный эталон или стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Наиболее известная область применения нормы - диагноз (распознание) как познавательный прием, позволяющий установить находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Здесь норма предопределяет действия, ведущие к достижению цели. Наиболее широко факторы нормы используются в медицине как синоним или мера здоровья. Как правило, медики определяют норму как функциональный оптимум живой системы, позволяющей реализовать ее внутреннюю целевую программу. По содержанию понятия «норма» и «мера» в немалой степени разнятся. В «норме» присутствует ценностно-оценочный момент, который отражает в понятиях полезное, результативное и т.д. Что касается понятия «меры», то это категория философского свойства, фиксирующая результаты измерения качественно-количественной определенности предметов, вещей, явлений, процессов и их взаимодействий. В медицине норма - это интервал, в пределах которого количественные изменения не нарушают оптимума соответствующего биологического структурно-функционального субстрата. Функциональный оптимум - это максимально возможная в данной ситуации слаженность и эффективность реализации того или иного процесса. понятие нормы несводимо к широко распространенному мнению и представлению о некой индивидуальной форме нормы в жизни и трудовой деятельности конкретного человека. То есть, каждый человек имеет свои специфические особенности физического и психического свойства. Он по-своему здоров и болен. Однако ни один человеческий индивид не может быть мерилом как бы своей собственной нормальности. Закономерный характер нормы выражает конкретно-исторический и социально-культурный инвариант здоровья, т.е. человек индивидуально обнаруживает соразмерность своего здоровья и родовой человеческой сущности. Именно поэтому так понимаемая конкретная индивидуальная норма - нонсенс, ибо абсолютно индивидуальное в человеке говорит о его уродстве. Индивидуальную норму следует рассматривать в рамках взаимодействия общего, особенного и единичного. Если рассматривать индивидуальную норму в свете диалектики общего, особенного и единичного, то ее можно представить примерно таким образом: индивидуальная норма есть диалектическое единство неповторимого (единичного) или частично повторяемого (особенного) и повторяемого в основном и главном (общего). Если норма – это количественная составляющая отдельных составных частей, элементов, то здоровье - это системно-личностное качественное состояние организма и личности. При анализе специфики здоровья человека в указанном отношении следует четко разграничивать здоровье человеческого индивида как личности и здоровье популяции. Здоровье индивида - это динамический процесс сохранения и развития его биологических, физиологических, психологических, социально-культурных функций, социально-трудовой и творческо-созидательной активности индивида при максимальной продолжительности его жизненного цикла. Здоровье популяции в отличие от этого представляет собой процесс долговременного природно-социального, историко-социального и культурно-социального развития жизнеспособности и трудоспособности конкретного человеческого сообщества в ряду поколений. Отождествлять понятия «норма» и «здоровье» - значит, в конечном счете отождествлять часть и целое, или элемент и систему. Норма отражает только состояние той или иной клетки, ткани, органа и т.п. А вот понятие «здоровье» отражает состояние организма человека как личности в целом. Норм много (физиологическая и морфологическая, психическая и соматическая, молекулярно-биологическая и системная и т.д. нормы), а здоровье у человека одно (оно целостно, системно, личностно, уникально и индивидуально). Все болезни - следствие, причина которых в большинстве случаев находится за пределами организма человека, в социально-экономических и экологических условиях его жизни. Болезнь человека - это прежде всего порождение его образа жизни. Поэтому все больше внимания должно уделяться социально-экологическому аспекту болезни и здоровья человека. Изучению механизмов здоровья, проблемам санологии (лат. санус - здоровье) не уделяется необходимое внимание. Медицина имеет богатый опыт борьбы с болезнями, но пока не располагает таковым в отношении укрепления здоровья здоровых. Духовное здоровье - норма человеческой личности Люди все больше сознают, что огромная масса объективных проблем и субъективных факторов угрожает целостности внутреннего мира человека, смыслу его жизни, который с трудом приобретается индивидом. Но только внутренний мир, осмысленный личностью свидетельствует о ее духовном здоровье. Его можно понимать как определенную защищенность сознания личности от агрессивного внешнего воздействия, способного против ее желания и воли менять психическое состояние и поведение. Диалектика процесса поиска смысла жизни заключается в том, что, с одной стороны, само существование человека требует постоянного его развития и раскрытия духовных качеств и интеллектуальных способностей, с другой - под влиянием разных обстоятельств и условий люди открывают именно то, что во многом заложено в них от рождения. Ученые-медики духовное здоровье связывают со здоровым образом жизни людей, развивающим в них активные творческие позывы, в основе которых лежат осознанные интеллектуально-нравственные начала. Духовное здоровье людей свидетельствует о наличии у них стратегической линии в творческой и созидательной жизнедеятельности. Болезнь - это такое состояние организма человека, которое обусловлено некими нарушениями структуры и функций. В основе этого состояния всегда лежат некие нарушения гомеостаза - уравновешивания всех жизненных процессов внутри организма и его отношений с внешней средой. Болезнь, по мнению Гиппократа, это наглядное или скрытое проявление нарушения естественного равновесия между организмом и окружающей его средой. Термином «патологический процесс» врачи пользуются, как правило, тогда, когда характеризуют тот или иной частный случай нарушений процессов жизнедеятельности, например, такие, как некроз, дистрофия, тромбоз и др. Впрочем, нередко медики термины «болезнь» и «патологический процесс» употребляют как синонимы. С общебиологических позиций или позиций вида она даже полезна. Но для индивида болезнь - это уже риск гибели организма. Болезнь как состояние организма есть одно из проявлений и одновременно один из механизмов естественного отбора, направленных как на приспособление, так и на совершенствование этого вида к изменяющейся среде обитания людей. И.И. Мечников говорил, что патологические и физиологические процессы протекают на основе общебиологических законов эволюции, согласно которым естественный отбор вырабатывает и закрепляет приспособительные защитные функции организма. А. Бергсон - французский философ-интуитивист тоже утверждал, что болезнь так же нормальна, как и здоровье. Например, инфекционные заболевания нужны для полноценного «созревания» системы иммунитета, которая необходима не только для борьбы с инфекцией, но и противоопухолевой защиты. C точки зрения И.В. Давыдовского патологические процессы и болезни есть всего лишь особенности приспособительных процессов. Ученый считал объективно-научными только лишь понятия, связанные с приспособлением и физиологией, а понятия «болезнь», «патология», «защитные силы» - пережитком прежней натурфилософии. 18. Теоретические методы научного познания. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и "мыслительных операций". Теоретические методы познания являются общенаучными методами. К теоретическим методам познания относятся: – формализация – идеализация – гипотетико-дедуктивный метод – аксиоматический метод – метод восхождения от абстрактного к конкретному 1.Формализация – в самом широком смысле это метод изучения самых разнообразных объектов путём отображения их содержания и структуры в знаковой форме при помощи самых разнообразных «искусственных» языков, к числу которых относятся, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и т.д. Использование специальной символики является одним из необходимых и всё более прогрессирующих методов отражения действительности человеком. Достоинства данного метода: а) Метод формализации базируется на применении специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и чёткость фиксации знаний. б) Формализация связана с приписыванием отдельным символам или их системам строго определённых значений, что позволяет избежать многозначности терминов, свойственной естественным языкам. в) Формализация позволяет формировать знаковые модели объектов и изучение реальных вещей и объектов заменять изучением этих моделей. 2. Идеализация – метод теоретического познания, заключающийся в мысленном внесении определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть: во-первых, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов (например, материальная точка - абстрактный объект, размерами которого пренебрегают); во-вторых, объект может быть наделен какими-то особыми свойствами, в реальной действительности не существующими (например, широко используемая в физике идеализация абсолютно черное тело поглощает абсолютно всю падающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя). Целесообразность использования идеализации как метода исследований определяется следующими положениями: когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического; когда необходимо исключать некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но который затеняет сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в "очищенном" виде, что облегчает его изучение; когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. 3. Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер. Общая структура гипотетико-дедуктивного метода: а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то: б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов; в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного; г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания; д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию. Гипотетико-дедуктивный метод (как и аксиоматический) является не столько методом открытия, сколько способом построения и обоснования научного знания, поскольку он показывает, каким именно путем можно прийти к новой гипотезе. 4. Аксиоматический метод – способ построения научных теорий на основе аксиом (постулатов) – утверждений, доказательства истинности которых не требуются. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Следовательно, доказательство в аксиоматическом методе - это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода. Аксиоматический метод - лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. 4. Восхождение от абстрактного к конкретному. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Под конкретным понимается сама действительность, различные объекты, взятые во всём многообразии их свойств, связей и отношений. В таком случае знание выступает как противоположность знанию абстрактному, т.е. одностороннему, бедному по своему содержанию. Абстрактное и конкретное – это не абсолютные характеристики знания, а относительные. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания, закон отражения действительности в мышлении. Согласно этому методу, процесс познания как бы разбивается на два этапа. 1) На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного (от конкретного в действительности) к абстрактно-конкретному – единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, превращаясь в совокупность абстракций и односторонних определений. 2) Второй этап – переход от абстрактно-конкретного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многообразному знанию об объекте, т.е. к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная ценность объекта. Он воспроизводится во всей своей многогранности. То есть формируется теория изучаемого объекта. Различия эмпирического и теоретического уровней научного познания: 1) Предмет изучения. На эмпирическом уровне это явление, непосредственный объект (вещество или что-то другое), а на теоретическом уровне – идеализированный объект. 2) Различное взаимодействие с объектом. На эмпирическом уровне идет непосредственное взаимодействие с объектом, а на теоретическом – опосредованное. 3) Отличие в формах организации и фиксации знания. На эмпирическом уровне формой организации являются факты, а на теоретическом – научная теория и гипотеза. 4) Различные методы познания. (Эмпирические – наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование) 5) Различные функции. Эмпирическое знание – описательная функция, теоретическое знание – объяснительная и прогнозирующая (предсказательная). 6) Различная глубина проникновения в сущность изучаемых объектов (различная глубина познания). Эмпирическое знание – явление, теоретическое – сущность. 7) Различные формы и способы проверки на истинность. |