шпоры филосня. 37. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики
Скачать 280.3 Kb.
|
31. Понятие экосистемы. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Продолжительность Эволюции составляет примерно 10 млн. лет. Возникновение труда является важнейшим ее фактором. Концепция В.И.ВЕРНАДСКОГО В.И. Вернадский в своём учении характеризовал термин БИОСФЕРА как область жизни, основой которой является взаимодействие живого и косного вещества. Живые организмы – функции биосферы и тесно связаны с ней. Сама биосфера – продукт длительного развития планеты. Живое вещество, «завоевав» планету, глубоко изменило ее, является трансформирующим фактором Земли. Главная особенность биосферы – биогенная мутация химических соединений, вызываемая энергией Солнца и проявляющаяся в обмене веществ, росте и размножении организмов. Биосфера рассматривается как область земной коры, переводящая космические лучи в действенную земную энергию: электрическую, химическую, механическую, тепловую. Составные части биосферы: живые организмы; биогенное вещество (уголь, нефть, известняки.); косное вещество ( в его образовании живое вещество не участвует); биокосное вещество (создается с помощью живых организмов); вещество космического происхождения. Вернадский проводит характеристику биосферы по отдельным оболочкам: АТМОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА, ЛИТОСФЕРА. Биосфера – это саморегулирующаяся система, в которой все живые организмы связаны между собой, человек вмешивается в процессы этой природной системы и воздействует на нее. Человечество вступило в новую эпоху, когда, познав законы природы, оно проявляет себя как сила, способное сознательно управлять процессами в биосфере. Живое вещество – совокупность всех организмов Земли, находящихся на ней в данный период времени. Миграция косного и живого вещества – единство земных естественноприродных процессов. Происходит круговорот органического вещества. Каждый вид организмов – звено в биотическом круговороте. Существуют биотический и геологический круговорот. Можно вычислить скорость «передачи жизни». Возможная скорость размножения: бактерий – 1,25 суток, водорослей 379 лет – за этот период они могут захватить всю поверхность планеты. Существует ПОСТОЯНСТВО БИОМАССЫ живого вещества: живое вещество на протяжении всей истории земной жизни остается постоянным. Термин НООСФЕРА возникший в 1936 г., также впервые упомянул Вернадский (идея принадлежит Э.Леруа). Условия становления ноосферы: заселение человеком всей планеты; резкое преобразование средств связи и обмена между странами; усиление связей, в т.ч. политических между всеми государствами Земли; преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение границ биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии; равенство всех рас и религий; увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; свобода научной мысли от давления авторитетов; подъем благосостояния трудящихся; разумное преобразование природы Земли с целью удовлетворить потребности населения; исключение войн из жизни общества. НООСФЕРА может формироваться как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне определенных особенностей организованности биосферы, которой должна следовать человеческая деятельность. Логика развития человеческой деятельности должна идти в унисон с организованностью биосферы. Преемственность человека по отношению к живому веществу планеты состоит в том, что своей деятельностью он должен продолжить логику развития органического мира. В этом – мировоззренческий смысл понятия ноосферы. Повышение жизнепригодности природной среды для существования общества зависит от разработки опережающей модели оптимального взаимодействия природы и общества (методологический смысл). КОЭВОЛЮЦИЯ – взаимоотношение человека и биосферы. Переход человечества в эпоху ноосферы Вернадский рассматривал как акт приспособления человечества. Необходима выработка новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей новой нравственности. От этого зависит решение вопроса дальнейшего развития цивилизации. 6. Формирование философии науки и ее историческое развитие. Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и доказательно-обоснованных знаний о человеке и Мире. Философия науки как дисциплина возникла во второй половине XX столетия и причиной ее появления стала необходимость осмыслить место, функции науки в условиях научно-технической революции. Термин был предложен нем. философом Евгением Дюрингом в 1878 г. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности: особое знание о науке в целом, ее месте в культуре, о том, как совершается научный поиск, какова динамика научного знания, методы и методология исследовательской деятельности; рассматриваются такие проблемы, как критерии научности знания, принципы его организации и функционирования, способах его обоснования, логика и модели его развития, идеалы и нормы отдельных периодов развития науки и другое. Философия науки как направление Предшественница – гносеология (теория познания). Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени. Эволюция позитивизма – это эволюция проблем философии науки. В развитии философии науки как направлении можно выделить несколько этапов. Позитивизм (основатель О.Конт) — направление, основанное на принципе, что все подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук, опирающихся на факты. (Это значит, что старая философия, или «метафизика» со своими глубинными поисками бытия, должна уступить место «новой» философии – философии физики, химии и др., опирающейся не на абстрактные теоретические построения, а на факты, имеющих предметом исследования не область духа, а мир явлений, физический мир.) Основные черты позитивизма: - наука и научная рациональность признается высшей ценностью; - требование перенесения естественно-научных методов в гуманитарные науки; - попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом - вера в прогресс науки. Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.). Первые позитивисты обосновали два коренных преобразования: в сфере науки – отказ от претензий на раскрытие причин и проникновения в их сущность, в сфере философии - отказ от метафизических наслоений. Позитивистские установки О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С. Милля опирались на принцип механистического истолкования мира, сложившийся в физике. Второй позитивизм (эмпириокритицизм). Характеризуется более тесной связью с наукой. Основатели: Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Суть эмпириокритицизма выражается в следующей позиции Эрнста Маха: Мир состоит из элементов, которые представляют собой соединения физического и психического: «…весь внутренний и внешний мир состоит из числа однородных элементов». Цель данного направления позитивизма — очистить опыт. Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт. Третий позитивизм (Логический позитивизм), неопозитивизм (Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап). Логический позитивизм выдвинул ряд требований, в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа. Логический позитивизм (Л.Витгенштейн) сформулировал принцип верификации как процедуры установления истинности научной гипотезы на основе ее соответствия эмпирическим данным (прямая верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация). Четвертый позитивизм, постпозитивизм — В его основе - проблемы развития научного знания, а в 70-е годы XX века – проблему рациональности научного знания. Она породила плеяду философов науки, таких как Карл Поппер, Томас Кун, Поль Фейерабенд, Имре Лакатос, Майкл Полани. Постпозитивистов особенно интересовала проблема взаимодействия традиций и новаций, на их теориях я остановлюсь отдельно, в контексте этой темы. Современная философия науки выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым, философия науки выполняет и общекультурную функцию, она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, на отношение научной мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста (развития) научного знания. 29. Концепция антропосоциогенеза Антропосоциогенез − учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Можно выделить несколько концепций антропосоциогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др. 1. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. 2. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей. 3. В соответствии с эволюционной теорией Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») считается, что человек произошел от обезьяны. Считается, что 5-8 млн лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. 4. В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности. Существуют также альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело. 5. Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга) – человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру. 6. Согласно психосоматической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу. 7. Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения. 8. Космогенетическая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу. Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, которые обеспечивают основные жизненные процессы: саморегуляцию, адаптацию, продолжение рода. Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; усваивание пищи, осваивание языка в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и т.п. Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей. Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ. и политич. деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию. Биологическое и социальное должны быть в единстве. Без биологич. предпосылок невозможно представить появление человека, а без социального нельзя представить становление человека. 12. Наука и антинаука Антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука» Виды антисциентизма: Умеренный антисциентизм выступает, скорее, не против науки, а против агрессивного сциентизма, абсолютизации науки, гипертрофирования её возможностей. С позиций гуманизма антисциентисты подчёркивают необходимость разнообразия человеческого опыта и мировоззрения, не считая возможным принижать значимость отличных от науки видов культурной деятельности человека Представители умеренного антисциентизма делают акцент на том, что наука фактически незаменима в вопросах поддержания социального и познавательного прогресса. Радикальный антисциентизм представляет науку как враждебную по отношению к человеческой свободе силу (например, Н. А. Бердяев, Л. А. Шестов). Критики от радикального антисциентизма особо отмечают неминуемые негативные последствия от использования таких результатов научной деятельности как средства массового уничтожения, ставящие под риск существование самого человечества. Религиозный антисциентизм делает упор на том, что мотивация научного познания должна определяться религиозным мировоззрением. Антисциентизм и наука Ранние виды антисциентизма базировались на отличных от науки формах познания, таких как религия, искусство, нравственность. В современном мире антисциентические тенденции возникают также при критическом самоанализе самой науки. В качестве примера можно привести критику науки как «миф современности» постпозитивистом Полом Фейерабендом. Некоторые современные варианты антисциентизма обращают внимание на противоречивость научно-технического прогресса, который приводит, с одной стороны, к несомненным успехам, а с другой — влечёт за собой разрушительные последствия. Выдвигается требование, что наука должна нести за это ответственность. Такая разновидность антисциентической критики позволяет оценить роль и возможности науки с различных точек зрения, в том числе подчеркнуть значимость этических аспектов в научной деятельности. 39. Экология и ее философские проблемы. Понятие экофилософии. Проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы. Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире: философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем; в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания; в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности. Ряд достижений научно-философской мысли, оказавших значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность: Учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития. Концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе. Идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению. Концепция устойчивого экологического развития, выработанная и предложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях. Однако, при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно. Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять. Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы — это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы. Отсюда вытекает ответственность философов и новые задачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения. Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Другая важнейшая задача — периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа». Экофилософия - философия экологической гармонии или баланса. Она содержит нормы, правила, постулаты, приоритеты и гипотезы, касающиеся состояния дел во Вселенной. Направление интересов экофилософии вариативны, и включают не только факты загрязнения, ресурсы, население и т. д., но и ценностные приоритеты. |