Главная страница

Свобода воли. Свобода воли человека


Скачать 18.57 Kb.
НазваниеСвобода воли человека
Дата13.03.2023
Размер18.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСвобода воли.docx
ТипДокументы
#985585

СВОБОДА ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА

Свобода воли  — это возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств. Под обстоятельствами здесь могут пониматься как чисто внешние обстоятельства (насилие, принуждение, вознаграждение и т. д.), так и внутренние (инстинкты, симпатии и антипатии, предубеждения и т. п.). Каждый человек имеет свободы воли то есть у него есть свободный выбор всего. Вопрос о свободе воле является одним из старейших философских вопросов. Для греков свобода – внешний признак человека, если она у тебя есть, ты свободный человек, если нет, то ты раб, одушевленная вещь. Богословская полемика Августина с Пелагием проходит через всю историю церкви и остается актуальной даже сегодня. Вопрос почему? Потому что остались спорные моменты. Пелагий родился то ли в Британии, то ли на сервере Европы в те же годы, что и Августин, предположительно в 354 году. Если верить источникам, Пелагий был просвещенным человеком и образцовым монахом, его называли «монахом, жившим в миру», он много общался и дружил со знатными гражданами и церковными деятелями своего времени. Пелагий услышал, как римский епископ публично высказал мысль Блаженного Августина о том, что его участь зависит исключительно от Бога. Епископ опирался на цитату из «Исповеди» Блаженного Августина: «Господи! Вся надежда моя на беспредельное милосердие Твое. Дай мне силу исполнить то, что Ты повелеваешь, и повелевай, что хочешь». Пелагий выступил против этого, утверждая, что неодолимого греха не бывает. Если грех – дело необходимости, то это не грех, если же грех – дело воли, то его можно избежать. Пелагий не согласен ни со сторонниками апокатастасиса (представления о спасение всех людей вне зависимости от степени навыка ко греху в человеке), ни со сторонниками теории предопределения, согласно которой Бог предопределил христианам уверовать, принять крещение и причащаться, а, значит, и спасение для таких людей гарантировано. Однако особенно опасным для общества, по его мнению, является представление о том, что сама человеческая природа обладает некой наследственной испорченностью. Это может легко привести к мысли о бессильности борьбы с грехом. Пелагий полагал, что не следует списывать собственные прегрешения на природу, в человеческих силах исполнить волю Божию о человеке; Бог дал заповеди, именно для того, чтобы они исполнялись, ведь не мог же Творец дать заповеди, которые невозможно было бы осуществить. С точки зрения Пелагия, человек создан свободным и независимым. Августин родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. Его мать Моника была христианкой, а отец – язычником. Августин считал, что если он не может сопротивляться греху, то и другие не могут.

Августина сформулировал следующие тезисы о природе зла и свободе: 1) Зло онтологически невозможно. Благо – бытие, зло – небытие, уменьшение или отсутствие блага. 2) Свобода – это онтологическая независимость, неотъемлемое качество человека, и она может проявляться в разной мере. Августин разглядел в логичной и на первый взгляд приятной для человека проповеди Пелагия серьезнейшую опасность для всего христианского вероучения. Из учения Пелагия о свободной воле человека вытекали действительно еретические выводы. Ведь если, свобода, с точки зрения Пелагия заключается в выборе. Получается, что человек сам определяет каким ему быть: добрым или злым, праведником или грешником. А каков человек изначально по своей природе? Получается, что ни добрый, ни злой. То есть Бог сотворил человека – никаким, ни добрым, ни злым? Но в Священном Писании однозначно сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу. Если воля человека безразлична к добру и злу, одинаково может принять/отвергнуть. Августин утверждает, что Бог сотворил человека в определенной мере совершенным. Но, так как человек все-таки сотворен по подобию Бога. то в какой-то степени он несовершенен. И стать совершенным - это задача, которую перед человеком поставил Бог.

Вывод-Полемика двух этих уважаемых в четвертом веке мыслителей закончилась тем, что учение блаженного Августина стало православным, а пелагианство из-за отрицания последствий первородного греха в природе человека было признано ересью. Хочется заметить, что на разных этапах жизни и идейного противостояния обе рассматриваемые личности обвинялись в манихействе, которое считается тяжелой ересью сторонниками классического прочтения святых текстов. И действительно, и в ранних работах св. Августина и в учении ересиарха Пелагия можно найти противоречивые высказывания, решение которых приводит нас к выводам, близким по духу к манихейству.

По моему личному мнение у обоих есть и правильные и неправильные мнение и я лично не поддерживаю одного а обоих смешанно потому что я согласен с некоторыми мнениями обоих.



написать администратору сайта