Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Учение св. Августина: Августина Аврелия

  • Основные положения философско-теологического учения Августина следующие

  • Право издания общеобязательных законов

  • (томизм)

  • Патристика. Семинар Патристика и ранняя схоластика в Западной Европе. Патристика как религиозная философия раннехристианской эпохи Патристика от греч. , лат


    Скачать 193.4 Kb.
    НазваниеСеминар Патристика и ранняя схоластика в Западной Европе. Патристика как религиозная философия раннехристианской эпохи Патристика от греч. , лат
    АнкорПатристика
    Дата03.11.2021
    Размер193.4 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПатристика.pdf
    ТипСеминар
    #262332
    Семинар Патристика и ранняя схоластика в Западной Европе. Патристика как религиозная философия раннехристианской эпохи:
    Патри́стика от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология Отцов
    Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
    Выделяют римское и греческое направления патристики. Традиционно проводят следующее деление:
    1.Мужи апостольские, примыкающие непосредственно к апостолам.
    2.Апологетические (защищающие) отцы II века, пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100—167, затем
    Афинагор, вторая половина II века. Ко II веку относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая половина II века. Завершает этот период
    Тертуллиан.
    3.III веки начало IV века характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего, что Христос божествен, ас другой — в отрицании Арием его божественности. В то время как философия
    Климента Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген,
    заимствовавший из греческой философии её понятия ив значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства.
    4.В IV веки начало V века христианство впервые начинает исследовать свою историю.
    Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Три Великих каппадокийца занимались систематизацией теологии в противовес арианизму.
    5.С конца IV века, то есть с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 году императором
    Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики, которая входит в историю как Латинская патристика. После Илария
    Пиктавийского, Афанасия Запада (310—367), и Амвросия Медиоланского,
    «латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве (граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают,
    боролся Пелагий..
    На Руси были известны и пользовались высоким авторитетом произведения отцов церкви, богословов и проповедников Иоанна Златоуста, Григория Назианзина,
    Василия Великого, Григория Нисского, Афанасия Александрийского и др.
    Высоко ценились на протяжении всего русского средневековья писатели-гомилеты
    (авторы поучений и проповедей. Наибольшим авторитетом пользовался Иоанн
    Златоуст.
    2. Учение св. Августина:
    Августина Аврелия (354 — 430), выдающего представителя западной патристики, в православной традиции называют Блаженным (праведником местного масштаба, в католической — Святым. Его перу принадлежит множество сочинений, главными из которых являются О Троице, Исповедь и О Граде Божьем».
    Августин, укорененный в языческой культуре, получивший прекрасное образование на основе латинского языка, с огромным трудом и напряжением искал христианского
    Бога. О своих драматических переживаниях он поведал в автобиографической
    «Исповеди», которой впоследствии подражали Руссо, Толстой. Главные философские
    идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени, движения истории и
    исторического прогресса, личности человека, его свободы воли, а также его спасения.
    По учению Августина Аврелия, Бог сотворил мир из ничего, те. из небытия. Бог сотворили время, которое не существовало до Творца. Бог находится вне времени. Он вечен. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее. При этом Августин открывает
    субъективную форму времени, которая является способом организации души человека, ибо на самом деле для человека существует только настоящее. Настоящее человека распадается на настоящее прошлого (память, « настоящее настоящего»
    (созерцание), настоящее будущего (надежда. Идея Августина о субъективном времени оказала впоследствии значительное влияние научения Декарта, Мальбранша,
    Канта и других европейских мыслителей.
    Основные положения философско-теологического учения Августина
    следующие:
    ● Мир сотворён Богом из ничего по образу идей, которые были в божественном разуме. В этом утверждении содержится важнейшее у Августина ив христианстве в целом учение — креационизм от латинского creatio ex nihilo
    — творение из ничего. Это одна из основных идей христианства.
    Сотворение мира Богом состоялось вследствие его всемогущества.
    Отсюда следует наличие у Бога свободной воли, поскольку мир сотворён им из ничего актом божественного замысла, следовательно, Бог обладает разумом

    ● Бог сотворил мир из абсолютного ничего. При этом Августин утверждал, что
    Бог сотворил мир сразу, единовременно, водно мгновение. Поэтому шесть дней творения мира, о которых говорится в Священном Писании, — это только аллегория, для того чтобы люди лучше поняли величие божественного акта творения. Сначала Бог создал из ничего бесформенную материю, а затем создал все материальные вещи по образцу своих вечных и совершенных идей Августин противопоставляет мир действительный, мир несовершенных,
    преходящих, временных вещей вечному, неизменному миру высшего бытия.
    Существование каждой вещи в действительном мире — это более или менее совершенная копия идеи, которая находится в божественном разуме Августин является создателем так называемого христианского оптимизма».
    Поскольку всё, что существует, сотворено Богом, постольку всё является добрым. А какова причина существования зла в мире Зло — это недостаток добра. Подобно тому, как голод есть недостаток пищи, нагота — недостаток одежды, темнота — недостаток света, болезнь — недостаток здоровья, таки зло — это недостаток добра. Отсюда вывод наш мир — наилучший, и всё в этом мире есть результат действия божественной доброты, а Бог — это абсолютное добро. Источник зла не в мире, а в человеке, зло — результат греха, совершённого человеком Теория познания Августина очень похожа на гносеологию Платона.
    Чувственное познание он считал недостаточным для познания, оно даёт возможность получить некоторые знания, но только о внешнем мире, в то время как человек должен стремиться анализировать и познавать внутренний мир. Разум — это движение мысли, благодаря которому мы можем различать и связывать между собой вещи, которые познаём. Очень редко случается,
    чтобы люди шли за этим проводником к познанию Бога и души. Трудно углубиться в себя тому человеку, кто зашёл далеко в делах, связанных с познанием чувственным. Философия, по мнению Августина, — это наука о
    Боге и душе. Человек должен стремиться познать Бога, и больше ничего. Учение Фомы Аквинского:

    Фома Аквинский (XIII в, философ и теолог, крупнейший представитель средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его сочинения Оправлении князей, Сумма теологии, Комментарии к Политике Аристотеля»,
    «Комментарии к Этике Аристотеля, Сумма против язычников
    Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере. Фома Аквинский подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.
    Фома Аквинский видел задачу государства в том, что государство должно прежде

    всего охранять веру, католическую церковь. При столкновении интересов церкви и государства
    Фома
    Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом
    Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной

    власти, ноне отдельного правителя, который может быть греховен. Государственная власть распространяется только наземные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник
    Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах). Фома
    Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.
    Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства в каждой по справедливой и несправедливой монархия – тирания, аристократия олигархия, полития – демократия. Наиболее естественная форма правления монархия монарх должен олицетворять весь народи заботиться о нем.
    Право издания общеобязательных законов – основной признак государственной власти. Подразделял законы на категории. Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах,
    фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали. Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона. Божественный закон – Священное Писание. Нарушение любого закона наказуемо.
    Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в Божественной благодати, разум – в вере.
    Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение
    (томизм) – единственно истинной философией католицизма. Учение Эуригены:

    Эриугена Иоанн Скот (ок. 810— ок. 877) — средневековый философ, деятель
    Каролингского Ренессанса, по происхождению ирландец, образование получил в ирландском монастыре, позднее переехал во Францию, где жил при дворе короля Карла
    Лысого. В 858 году Эриугена перевел с греческого языка на латынь Ареопагитики и трактаты Максима Исповедника и Григория Нисского, а также написал комментарии к ним. Результатом занятий восточно-христианской философией явилось сочинение «О
    разделении природы. Исходное понятие — природа — Эриугена определяет как всецелость всего сущего и несущего и разделяет на 4 формы 1) природа,
    несотворенная и творящая (бог 2) природа, сотворенная и творящая (идеи,
    непосредственные причины единичных вещей 3) природа, нетворящая и сотворенная
    (конечный мири человек в его земном бытии 4) природа, несотворенная и нетворящая (бог как цель мирового процесса. Вторая и третья природы — творение бога, который все производит, во всем проявляется и все в себе заключает.
    Неоплатоническую по происхождению идею вневременности процесса эманации
    (Неоплатонизм) Эриугена соединяет с христианским креационизмом в теории вечного творения, а точнее — вечного мышления богом мира (в соответствии с принципом тождества бытия и мышления. По сравнению с господствовавшим в средневековой философии миропониманием созданная Эриугеной картина мира была значительно более динамичной и диалектичной. Учение о человеке занимает в системе Эриугены центральное положение грехопадение человека приводит к образованию множества единичных вещей в результате искупления человек и связанный с ним конечный мир обращаются в духовное бытие и возвращаются в идеи ив бога, выступающего как цель мирового процесса. В антропологии Эриугены основным пунктом является учение о соотношении свободы воли человека и предопределения бога (где особый акцент был сделан на свободе воли человека, а божественное предопределение понималось как внеличностный мировой закон. В гносеологии Эриугена развивает учение
    Ареопагитик о непознаваемости бога, о двух путях богопознания рассматривает самопознание человека как условие познания бога и мира вводит принцип рациональности в методологию теоретического исследования (необходимость рационального обоснования всех истин, в т. ч. и истин веры. Эриугена стоит у истоков реализма средневекового. В целом система Эриугены осталась непонятой его современниками. В 1050 году главный труд Эриугены О разделении природы был осужден церковью, а в 1225 году приговорен к сожжению. Лишь в 13 веке его мистико-пантеистические идеи были восприняты еретическими мыслителями
    (Амальриком Бенским и его последователями, а позднее — Экхартом.
    Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригенa (Erigena) или Иepугена
    (lerugena) (ок. 810 — ок. 877), средневековый философ. По происхождению ирландец;
    переехал во Францию ив начале х годов появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычайную учёность. Покровительство монарха позволяло Иоанну Скоту Эриугене вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов. Учение Оккамы:
    Уильям Оккам разделял теорию двух истин положения религиозной веры не доказываются научными аргументами и наоборот научные положения доказываются нес помощью богословских аргументов, а опираются на разум и опыт. «Оккам отрицает возможность доказательства бытия Божия методом естественных наук. Более того, он разделяет теологию и естествознание как два параллельных пути познания.
    Уточним, что естествознание в средневековой науке было областью философии, а значит, строго говоря, речь идет о разделении теологии и философии. Можно ли одну и туже по виду или числу теологическую истину доказать в теологии ив естественном знании (scientianaturalis)? Нет ибо один и тот же по виду вывод невозможно знать на основании двух родов знания. Против философия не помогала бы теологии, если бы одна и та же истина не могла бы быть доказана ив естественном знании, ив теологии...Если предположить, что только та истина будет теологической, которая необходима для спасения души, я утверждаю, что один и тот же вывод,
    принадлежащий к виду теологических, нельзя доказать в теологии ив естественном знании Покровский Н.Б., Последний схоластик жизнь и учение Уильяма Оккама,
    журнал Личность и Культура, 2012 г, N 2, c. 74. Взгляды В. Оккама занимали промежуточное положение между двумя крайними точками зрения, возникшими в средневековье в связи с вопросом о природе понятий. Сторонники первого течения,
    называемого реализмом, считали, подобно Платону, что понятия есть единственные реальности бытия. Представители другого направления, известного под названием номинализма, наоборот, утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, имена, знаки, метки. Ни покидая целиком почву номинализма, В. Оккам занял среднюю позицию между упомянутыми противоположными течениями. В. Оккамом признавалась реальность общих понятий или универсалий, но существующих не вне и независимо от субъекта,
    а внутри него в виде концептов или умственных образов. В составе души В. Оккам выделял перцепты и концепты. Перцепты - это термины или знаки, имеющие отношение к единичным предметам концепты же представляют собой термины или знаки, обозначающие отношения между перцептами и относятся ко многим сходным объектам. Понятия являются производными от перцептов, которые в свою очередь вызываются внешними предметами. Преобразование перцептов (знаки первого рода) в концепты (знаки второго рода) осуществляется с помощью речи. Напомним, что центральным понятием в учении В. Оккама является категория знака. Знаковая теория чувственного и умственного образа была направлена не только против телеологической интерпретации психического, при которой идеальное, данное изначально и интроспективно, отождествлялось с внешним предметом (понятие шара - шар, но также против теории идолов древнегреческих материалистов, в которой утверждалось и устанавливалось полное подобие между объектом и его субъективным образом. Отношение между объектом и его образом, по мнению В. Оккама, имеет знаковый характер. Чувственный образ - это нечто вроде метки вещи, как, например,
    дым есть знак огня. Таким образом, ощущения, восприятия, понятия есть составляющие системы знаков, которой человек оперирует для обозначения внешних предметов, явлений и связей между ними. Если ощущения и восприятия суть знаки
    производимые вещами, то психические явления могут быть раскрыты без привлечения активности души. Учение Боэция:
    БОЭ́ЦИЙ Ани ций Ман лий Тор кват Севе рин (Anicius Manlius Severinus Boet hius) (ок.
    480, Рим – ок. 525, Ти цин, ныне Па вия), римский философ, государственный дея тель,
    хри сти ан ский богослов, святой католической церкви. Происходил из знатного римского рода Ани ци ев. Осиротев вдет ст ве, был усы нов лён Квин том Сим махом, кон су лом,
    за тем главой сената и префектом Рима. Учился предположительно в Алек сан д рии,
    Ри ме или Равен нес столице ост готского короля Тео до ри ха Великого. Женился надо че ри Сим маха. Сделал при Тео до ри хе блестящую карьеру в 510 консул, в 522
    magister offi ciorum – фактически первый министр королевства. К этому времени Б. самый известный ри тори философ Италии. В 523/524 по обвинению в государственной измене приговор н к тюремному заключению, затем каз нён. Боб ви нял ся в том, что стремился вернуть Риму утраченную свободу) пытался защитить сенаторов пут м сокрытия документов, уличающих их в оскорблении величества Тео до ри ха занимался магией и осквернял святыни (первые два пункта сам Б. признал справедливы ми).
    Соз данное в тюрьме самое известное сочинение Б. – Утешение философией, рус. пер. 1990) написано в характерной для латинской литературы форме са туры и отличается большим жанровым разнообразием стихи различных размеров сочетаются с риторически украшенной прозой. Сочинение имеет форму диалога между узником Бо эци ем и Философией, явившейся в темницу в виде прекрасной дамы оно стало одним из самых популярных философских сочинений в
    Ев ро пе. Кроме того, Б. – автор богословских трактатов, имеющих ярко выраженный логи ко-фи лософский характер важнейший из них – О Троице написанный под влиянием Ав гу сти на и рассматривающий с помощью аристотелевских категорий вопрос о единстве Божественной сущности и троичности Лиц (полное название Каким образом Троица есть единый Бога не три бога. В полемическом трактате Против Ев ти хия и Не сто рия», или Оли це и двух при родах, даются определения понятий христианской догматики. Б. пере вёл на латинский язык основные логические трактаты Аристотеля, атак же Введение Порфирия к Категориям Аристотеля, составил комментарии к этим со чине ни ям,
    на писал ряд самостоятельных трактатов пологи ке и учебные руководства по всем дисциплинам квад ри вия сохранились Основы арифметики и Основы музыки ).Б. чёт ко различал жанры философствования, строго придерживаясь манеры из ложе ния,
    язы ка, строя аргументации и метода, принятого для про треп тика или римского
    «уте ше ния», комментария, учебника или богословского исследования. Он признанный учитель католической церкви, однако в его Утешении философией нет ни единого нам кана христианский образ мыслей, так что одно время допускалось даже существование двух Бо эци ев – автора богословских трактатов и автора остальных сочинений. Б. видел свою задачу в том, чтобы латинизировать греческую философию Платона, Аристотеля и не оп ла тони ков, укрепив тем самым римскую культуру иго су дар ст вен ность перед лицом варварского завоевания. Как богослов он стремился перенести на латинскую почву тонкие различения греческого богословия (ни кей ско го и хал ки донского) в учениях о Троице и об ипостаси и при родах Хри ста.
    Б. первым разработал латинскую терминологию бытия, что требовалось для изложения тринитарных и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, атак же для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Б.
    раз ли чает бытие) и то, что есть (id quod est), сущность часто Б.
    обо знача ет это калькой с греческого. Чистое (простое бытие, благодаря причастности которому существует всё, что существует это высшее благо, Бог по формуле Б, бытие и благо обратимы Только в Боге бытие и сущность тождественны. Самостоятельно существующие индивидуальные вещи Б. называет субстанциями (у Аристотеля они назывались первыми сущ но стя ми только они выступают носителями ак ци ден ций. Общие понятия, роды и виды (аристотелевские вторые сущности, которые Б. назвал универсалиями (общностями, или целостно стя мине существуют суб стан ци аль нот. к. не несут ак ци ден ций. Б. чёт ко формулирует трудности, связанные с решением вопроса об онтологическом статусе общих понятий, положив начало позднейшему спору между представителями реализма и номинализма реальные ли вещи (универсалии или только имена Наконец, Б. первым выделяет ещё один способ бытия личный, присущий Богу, ангелами людям он дат первое на Западе определение личности личность есть неделимая субстанция разумной природы. В Боге, единственном и абсолютно едином, все моду сы бытия совпадают. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность (Для обозначения бесконечного времени Б. вводит латинский неологизм все гдаш ность».
    Для латинского Средневековья Б. – один из главных наставников ван тич ной философии и логике, атак же арифметике, музыке, риторике. Вплоть до 14 вон считался главным философом. День памяти Б. в Западной церкви ок тяб ря.
    «Ос новы музыки важнейший памятник музыкальной и фи лософско-эс те тической мысли римской античности книги сохранились полностью, я книга час тич но).
    Ис то рическая заслуга Б. состоит в том, что он ясными доступным языком передал европейской цивилизации древнегреческое знание ому зыке никакой другой труд ому зыке не переписывался в таком объ ё ме (известно св. 150 списков) и не толковался столь тщательно и многообразно св. до нач. 17 в. Основные источники Б. пифагорейские Ни ко мах возможно, его утерянный трактат Введение в музыку) и
    Пто ле мей; неоднозначны отношения Б. с Ари сток сеном полемизируя с ним, Бис пользу ет отдельные аспекты его учения (напр, классификация видов человеческого голоса. Для истории музыки важное значение имели классификация родов музыки мировая человеческая инструментальная те. любая музыка, в т. ч. вокальная, которую производит человек) и особенно разделение музыкантов породу их деятельности на теоретиков (тех, кому свойственна способность суждения о ладах и ритмах, о родах песнопений, о сме ше ни ях родов, а равно и ости хах поэтов) и исполнителей (тех, кто не только не приводят разумного основания своей деятельности, но и начисто лишены созерцательной способности. Среди категорий музыки, детально рассмотренных Б, музыкальные числа и пропорции (полная латинская классификация и узус), роды интервальных систем, нотация (по Али пию), лады (в т. ч. фундаментальная проблема их генезиса из видов октавного консонанса


    написать администратору сайта