Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Как объясняет революцию в науке Т.Кун Отвечает ли его концепция требованию преемственности в науке

  • Семинар история и философии науки. Семинарское занятие 6. Семинарское занятие 6. В чём смысл понятий "научная традиция" и "научная революция"


    Скачать 12.86 Kb.
    НазваниеСеминарское занятие 6. В чём смысл понятий "научная традиция" и "научная революция"
    АнкорСеминар история и философии науки
    Дата26.11.2020
    Размер12.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминарское занятие 6.docx
    ТипСеминар
    #154076


    Семинарское занятие №6.

    1.В чём смысл понятий "научная традиция" и "научная революция"? 
    Научная традиция, согласно Т Куну, есть совокупность знаний, методов и образцов решения конкретных задач, а также ценностей, разделяемых членами научного сообщества.

    Научная революция есть качественный переход от одного состояния науки к состоянию более прогрессивному. Т Кун разделяет научную революция на два типа, при первом из которых происходит лишь пересмотр картины мира, а нормы научного исследования остаются неизменными, а при втором типе происходи как пересмотр картины мира, так и смена норм и идеалов науки, а также философского основания науки.
    2.Как сочетается эволюция и революция в истории науки? 

    Основные позиции концепции Куна состоят в следующем. Субъектом научно-познавательной деятельности является научное сообщество, организующееся как некоторая школа, направление. Каждый отдельный ученый с необходимостью входит в такое сообщество, усваивая все его идеалы, образцы, ценностные ориентации, которые образуют некоторую парадигму, т.е. образец, пример осуществления научного поиска, решения научных проблем. Сам Кун под парадигмой подразумевает признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени служат моделью постановки проблем и их решений данному научному сообществу.

    Пока господствует данная парадигма наука, называемая в этом случае «нормальной», предстает как почти алгоритмическая деятельность по выбору проблем, задач, «головоломок» и способов их решения. Однако следование образцам решения проблем возможно лишь до поры до времени, поскольку постепенно накапливаются аномалии, т.е. отклонения и противоречия, в частности, новых фактов и старых теорий. Это приводит к «сбрасыванию» старой парадигмы, разрушению способа видения, возникновению новых стандартов исследования, преодолевающих накопившиеся аномалии. Вот этот момент смены парадигм, превращения науки из нормальной в «экстраординарную» и трактуется Куном как революционный переворот.

    Примеры:

    ˗ научный переворот Коперника;

    ˗ смена парадигмы флогистона на парадигму сохранения энергии;

    ˗ смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

    В то же время существуют аргументы и для эволюционной теории развития науки, которую развивал Поппер:

    Эволюция знания осуществляется через построение все лучших теорий, с лучшей информацией, которую люди активно извлекают из окружающей действительности. Наука действует путем «проб и ошибок» и как природа устраняет «неприспособленных к адаптации». Большая часть знаний как у людей, так и у животных, являются гипотетическими, хотя и соответствуют в определенной мере объективным фактам.

    Иначе говоря, теория изменения знания строится по аналогии с биологической эволюцией как теория эволюции «концептуальных популяций».

    На сегодня принято диалектическое единство обоих подходов.

    3.Как объясняет революцию в науке Т.Кун? Отвечает ли его концепция требованию преемственности в науке?
    По Т Куну революция в науке возникает в результате накопления т н аномалий в науке, которые по сути являются противоречиями, возникающими в господствующей научной парадигме. Как только накапливается критическое кол-во противоречий в научной парадигме, она перестает быть инструментом научного познания и неспособна более решать актуальные научные задачи. Согласно Куну, после смены парадигмы наука начинает развитие с самого начала, что не соответствует требованию преемственности в науке.

     

    4.Каковы исторические типы научной рациональности? 

    В настоящее время выделяют три типа научной рациональности:

    а) Классическая рациональность концентрирует внимание исключительно на объекте познания. Стремление при теоретическом объяснении и описании объекта исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения подлинного научного знания. Используется рефлексия – когда наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для данного типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковой, универсальной для всех.

    б) Неклассическая рациональность учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций познавательной деятельности субъекта; выявление этих связей считается необходимым условием научного описания и объяснения мира. Связи между внутринаучными и общезначимыми ценностями и целями не служат предметом научного осмысления, хотя опосредованно определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире. Этот тип научной рациональности возникает в первой половине XX века (после Эйнштейновской научной революции). Здесь происходит объединение средств и объекта познания. Невозможно отделить познавательные средства от самого объекта познания. Так, для познания объекта квантовой механики, согласно корпускулярной теории волнового дуализма, нужно рассмотреть этот объект как волну и как частицу. Познание микрообъектов требует их взаимодействия с научными приборами (макрообъектами), при котором происходит кардинальное изменение свойств объектов: на одном виде приборов они будут одними, а на другом – другими.

    в) Постнеклассическая научная рациональность возникает в последней четверти XX века. В это время произошли радикальные изменения в основаниях науки, которые характеризуются как новая глобальная научная революция, в ходе которой формируется постнеклассическая наука. Изменение характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знания (компьютеризацией науки) приводит к распространению междисциплинарных исследований и проблемно-ориентированных форм исследования. Реализация комплексных исследовательских программ приводит к сращиванию в единую систему деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Все это приводит к усилению процессов взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках.
    5.Назовите основные признаки научной рациональности и раскройте  их содержательные характеристики.

    Основные критерии научной рациональности:

    1) ориентация на объективность, устранение из содержания знаний субъективного, эмоционального и ценностного моментов. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых "самих по себе", как "вещи в себе" (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какие они есть, без всяких посторонних прибавлений, т. е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

    2) системность, придающая знанию выводной характер;

    3) универсальность и независимость формулируемых наукой положений от конкретных обстоятельств;

    4) доказательность любых выдвигаемых положений;

    5) языковая определенность, четкость и однозначность терминологии;

    6) методологическая определенность – использование только тех методов, приборов и других средств познания, которые считаются адекватными данной научной дисциплине;

    7) организованный критицизм как стремление к проверке и установлению границ истинности любых выдвигаемых положений.



    написать администратору сайта