Главная страница
Навигация по странице:

  • Шумовская Альфия Гамировна Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Ир- кутск, Россия УДК 37.011.31 ББК 74.5

  • Ключевые слова

  • OF THE PERSON (TAKEN FROM WORK EXPERIENCE)

  • Библиографический список

  • Шумовская Альфия Гамировна


    Скачать 209.98 Kb.
    НазваниеШумовская Альфия Гамировна
    Дата20.07.2021
    Размер209.98 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаelibrary_17685995_62414071.pdf
    ТипДокументы
    #224819

    202 2. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образо- вания [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 36-44.
    3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. по- собие / Т. А. Стефановская. — М. : Совершенство, 1998.-368 с.
    Шумовская Альфия Гамировна
    Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Ир- кутск, Россия
    УДК 37.011.31
    ББК 74.5
    ДНЕВНИК СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
    КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА
    РАБОТЫ)
    В статье рассматривается сущность понятия «креативная компетентность» с позиции компетентностного подхода, описывается опыт использования
    «Дневника Креативного» как средства формирования креативной компетент- ности личности студента.
    Ключевые слова: инновация, компетентностный подход; креативная ком- петентность личности; дневник креативного; креативный продукт.
    STUDENT’S DIARY AS MEANS TO FORM CREATIVE COMPETENCE
    OF THE PERSON (TAKEN FROM WORK EXPERIENCE)
    The article deals with the idea of the concept “creative competence” from the position of the competence-based approach, describes the experience of “Creative
    Diary” as means to form the creative competence of the student’s person.
    Keywords: innovation; competence-based approach; creative competence of the personality; creative diary; creative product.
    Инновационный этап развития общества предполагает формирование кре- ативного человека, способного к свободному, творческому мышлению, само- стоятельному генерированию и воплощению новых идеи и технологий. И это формирует заказ на подготовку в вузе будущих специалистов, обладающих креативной компетентностью. Обозначенный впервые в проекте «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики»
    [Российское образование – 2020, 2009] термин «креативная компетентность» связан с актуальными на сегодняшний день подходами к подготовке специа- листов нового времени.
    В первую очередь, это соотносится с компетентностным подходом, кото- рый призван удовлетворять потребность владения не отдельными знаниями, умениями и навыками, а способностью их использовать для эффективных и продуктивных действий в различных ситуациях, достигая при этом высокого уровня личностного развития и опыта. Подготовка специалистов в рамках

    203 компетентностного подхода реализуется на основе парадигмы, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности.
    Во-вторых, многие сферы человеческой деятельности, в том числе и обра- зование, развиваются за счет внедрения инноваций, указывая тем самым на характер самой подготовки специалистов, что отражается в формах, методах, средствах, так и в конечном результате такого образования.
    В-третьих, на сегодняшний день характерная особенность стратегического пространства страны напрямую зависит от единственного неисчерпаемого экономического ресурса – интеллектуально-креативных возможностей чело- века. В рамках образовательной политики государства обозначены вопросы, связанные с реализацией креативного образования, развивается новое науч- ное направление «креативная андрагогика» (А.В. Морозов, Д.Б. Чернилев- ский).
    Данные положения свидетельствуют о заказе общества на подготовку спе- циалиста, обладающего креативной компетентностью.
    Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что на сегодняшний день существуют определения данного термина А.М. Давтя- ном (2006 г.) и И.Е. Бряковой (2008, 2010 гг.), представляющих креативную компетентность как эффективность деятельности и качество личности соот- ветственно.
    В рамках проводимого исследования нам важно определение креативной компетентности личности, данное И.Е Бряковой: «свойство личности, явле- ние многофакторное, объединяющее мотивационный, когнитивный, опера- циональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обусловливаю- щие умение продуктивно решать профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности» [Бряко- ва, 2008, с. 182]. Но данное определение потребовало уточнения с точки зре- ния этимологии составляющих термина и сущности компетентностного под- хода.
    На основе анализа этимологической сущности дефиниций «компетент- ность» и «креативность» и имеющихся на сегодняшний день определений данных понятий мы уточняем его следующим образом: креативная компете- ность личности – это способность к творческой деятельности, обусловленная владением собственно креативной, командной и коммуникативной компе- тенцими по генерированию идеи, созданию нового, творческому решать раз- личного рода задач и т.п. В своем определении мы делаем акцент на способ- ность (компетентность) личности создавать новое (креативность).
    И.Е. Бряковой разработана концепция формирования креативной компе- тентности студентов-филологов педагогического вуза, в рамках которой ис- пользованы метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, деловые игры, дебаты, рефлексивные и исследовательские портфолио), а также авторские методики, направленные на развитие литературно- творческих способностей. Данные технологии и методики используются И.Е.
    Бряковой, исходя из специфики исследования (формирование креативной

    204 компетентности студентов-филологов), где акцент сделан на реализацию вы- деленных ею компетенций: филологической, культурологической, психоло- го-педагогической, методической.
    Выбор технологий, методов и средств формирования креативной компе- тентности в нашем исследовании также основан на особенностях ее состав- ляющих - компетенциях.
    Вследствие этого новым средством формирования креативной компетент- ности личности студента, разработанным и апробированным нами, является
    «Дневник Креативного» (далее Дневник) - личные записи по программе раз- вития креативной компетентности личности. Дневник является своеобразным путеводителем при проведении самодиагностики, при построении индивиду- альной программы развития креативной компетентности, при создании ново- го продукта. Однако необходимо сделать следующее уточнение. Исходя из состава креативной компетентности личности, в которую включены соб- ственно креативная, командная, коммуникативная компетенции, Дневник непосредственно направлен на развитие собственно креативной компетен- ции. Содержательно и организационно это отражено в разделах Дневника:
    «Диагностика, или как себя познать», «Советы и рекомендации по развитию креативности», «Индивидуальная программа развития креативности», «Со- здание креативного продукта».
    Рассмотрим данные разделы более подробно. Раздел «Диагностика, или как себя познать» создан с целью самодиагностики уровня креативности сту- дентов. Сюда включены следующие диагностики: «Оцените свой творческий потенциал», «Тип мышления», «Методика диагностики уровня эмпатических способностей», «Диагностика эмоционального интеллекта», «Методика по диагностике креативности». Выбор данных методик обусловлен целью опре- деления уровня сформированности креативности, эмпатии, установления ти- па мышления личности.
    Второй раздел «Советы и рекомендации по развитию креативности» вклю- чает в себя упражнения и советы по развитию собственной креативной ком- петенции («Сделайте более творческой собственную жизнь!»), нацеленные на создание творческой атмосферы, проецируя на собственную жизнедея- тельность, на ежедневное саморазвитие, на развитие креативной компетен- ции и психических процессов. В этом же разделе представлены заповеди изобретателя «Как удержать в голове перспективную идею», разработанные в американской изобретательской ассоциации.
    Следующий раздел «Индивидуальная программа развития креативности» предназначен для составления и отражения собственной траектории развития креативности: составление самохарактеристики на основе результатов диа- гностики, проведенной в рамках первого раздела, по следующим вопросам:
    «Умею ли я подавать идеи?», «Готов(а) ли я рисковать, принимая то или иное решение? В какой степени?», «Чтобы я хотел развить в себе?»; описание сво- его творческого опыта (описание конкретного продукта, использования его по другому назначению, на сегодняшний день, на каком уровне презентован

    205 продукт (на всеобщем обозрении, в узком кругу и др.), какую ценность пред- ставляет данный продукт (личная или общественная)).
    В этом же разделе представлены конкретные упражнения по развитию креативности. Это техники, которые могут быть использованы в индивиду- альной работе, например, как «Способы действия», «Фотозагадки», «Что де- лает буква», «Гулливер», «Спрячь рисунки», «Решение задачи», «Карта пре- пятствий». Каждое упражнение сопровождено саморефлексией, т.е. участни- ку необходимо «поделиться» чувствами, эмоциями, впечатлениями по упражнению, проанализировать упражнение с точки зрения применения его в повседневной жизни, помощи в решении той или иной задачи и т.п.
    Последний раздел Дневника «Создание креативного продукта» посвящен непосредственно «рождению» чего-то нового. Это могут быть возникшие во время работы над Дневником интересные идеи, представление решения по- знавательной, исследовательской, какой-либо нестандартной задачи, резуль- тат увлечений студентов. Ограничений по его направленности и представле- нию нет. Акцент сделан только на то, что это является индивидуальным про- цессом, творческим, не требующий жестких установок (места, времени и т.п.).
    В конце Дневника представлена страница по рефлексии: свои впечатления, ощущения от работы с ним, рекомендации по его ведению и т.п. Это позво- ляет оценить степень необходимости использования его как одного из средств формирования собственно креативной компетенции.
    Оформление Дневника имеет определенный формат: он создан на цветных листах формата А4, которые расположены горизонтально. Дневник содержит отдельные пустые страницы для выражения своих мыслей, большинство упражнений сопровождены картинками, позволительно рисовать «на полях» и др. Выбор формата Дневника в бумажном варианте обусловлен специфи- кой творческой деятельности. Это позволяет реализовывать одно из условий эффективного проявления творчества, а именно необходимо всегда иметь
    «под рукой» лист бумаги или блокнот, лучше записать идею или сделать набросок. Данные записи всегда останутся на бумаге, к записанным идеям всегда можно вернуться и продолжить творить.
    Пилотажное исследование эффективности Дневника Креативного по фор- мированию креативной компетенции проходило в рамках курса дополни- тельного образования «Начало научной карьеры: как написать и представить исследовательскую работу», участниками которого являлись студенты 2 кур- са специальностей «Педагогика и методика дошкольного образования с до- полнительной специальностью», «Иностранный язык с дополнительной спе- циальностью» Иркутского государственной лингвистического университета в количестве 17 человек.
    Проанализировав результаты эксперимента по внедрению Дневника Креа- тивного как средство формирования креативной компетентности личности можно, сделать следующие выводы.

    206
    Все участники справились с представленной формой индивидуальной ра- боты по заполнению Дневника. Он не использовался непосредственно на за- нятиях, а предполагал индивидуальную работу каждым студентом и только в беседе с преподавателем.
    Во время индивидуальных консультаций с преподавателем студенты спрашивали об особенностях заполнения раздела «Диагностика, или как себя познать» относительно подведения итогов по результатам диагностик и раз- дела «Создание креативного продукта» - конкретизации продукта.
    Трудности заключались в содержательном аспекте Дневника. Например, некоторые студенты (1%) не смогли заполнить самохарактеристику, объяс- няя это тем, что этого делать не умеют. Большинство студентов справились с данным заданием, указывая в них не только на то, что получилось по резуль- татам диагностики, самонаблюдения, самоанализа, но и на то, над чем им необходимо поработать (мотивация, риск, фантазия, безграничное воображе- ние).
    Трудности составляли упражнения, где нужно было рассмотреть свою личную проблему и попробовать ее решить. Данное упражнение направлено на исследование собственного внутреннего мира, личности, постановки пе- ред собой проблемы, что предполагает порой кропотливый процесс. Упраж- нения на рисование оказались для некоторых участников неинтересными в силу их неумения рисовать. Однако во время индивидуальных консультаций с преподавателем было дано пояснение, что в данных упражнениях учитыва- ется не мастерство рисования, а умение самовыражения.
    Особое внимание вызвал раздел «Создание креативного продукта». По ре- зультатам его выполнения были представлены 2 исследовательских проекта.
    Необходимо отметить те части Дневника, которые не вызывали трудностей у студентов. Прежде всего, это подраздел, в котором необходимо было опи- сать свой творческий опыт. Студенты указывали на следующие продукты: исследовательская работа, электронный учебник, фильм, модель дома, порт- реты, игрушки, экибана, вышивки, стихи, песни, стенгазеты, изделия из би- сера, выжигание, подставка для украшений. В их создании они руководство- вались своими желаниями сделать для близких людей приятное, удовлетво- рить свои творческие потребности, развивая при этом свой творческий по- тенциал. Все студенты указывали на то, что у них есть желание сделать еще что-то новое.
    По результатам итоговой беседы было выявлено, что раздел «Советы и ре- комендации по развития креативности» является достаточно полезным и нужным. Листы Дневника были заполнены пометками, зарисовками и т.п., что свидетельствовало об его использовании во время творческого процесса.
    Презентация Дневника состоялась на круглом столе, где подводились ито- ги и представлялись продукты. Итак, студенты указывали на необычность содержания упражнений (ранее они никогда такие задания не выполняли), на включенную в Дневник самодиагностику (они познавали себя), на необыч- ный формат представления.

    207
    Все оценки Дневника студентами были положительными: указывали на проявленный ими интерес к заполнению дневника, дали рекомендации по наполнению дневника еще диагностиками и более подробным описанием ре- зультатов, а также дополнить раздел «Индивидуальная программа развития креативности» упражнениями типа «Продолжить ряд…».
    Полученные качественные и количественные данные диагностики по ис- пользованию Дневника Креативного позволяют рассматривать его как доста- точно эффективное средство формирования собственно креативной компе- тенции и креативной компетентности в целом. Перспектива дальнейшего ис- пользования Дневника заключается в корректировании его содержания и раз- витию методов его использования на занятиях.
    Библиографический список
    1. Волков, А. Е. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс] / А. Е. Волков, Я. И. Кузь- минов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон. – 2009.–
    URL : http://www.logosbook.ru/i_vos_archiv0108.html. (дата обращения:
    24.11.09).
    2. Брякова, И. Е. Готовность студентов к развитию творческих способно- стей учеников как аспект формирования креативной компетентности буду- щих учителей-словесников [Текст] / И. Е. Брякова. – Оренбург : Изд-во
    ОГПУ, 2008. – 188 с.


    написать администратору сайта