Главная страница
Навигация по странице:

  • Посвящена Н. Г. Рубинштейну.

  • Сам Чайковский через много лет так оценил свою жизнь в Москве: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал всего того, что я сделал.»

  • Симфонии чайковского. Симфонии Чайковского Московского периода. Симфонии Чайковского московского периода


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеСимфонии Чайковского московского периода
    АнкорСимфонии чайковского
    Дата04.04.2020
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСимфонии Чайковского Московского периода.pptx
    ТипДокументы
    #114829

    Симфонии Чайковского московского периода


    Выполнил

    студен группы Б-ИСиТ-12

    Ломакин Иван

    Калуга, 2020

    Министерство образования и науки Российской Федерации 

     

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского" 

    Путь к мастерству (1866-1878)

    В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат его учителя А.Г. Рубинштейна, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории.
    Николай Григорьевич Рубинштейн

    Антон Григорьевич

    Рубинштейн

    Здание Московской консерватории

    1901 год

    Симфония №1 «Зимние грёзы»

    В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им «Зимние грёзы», в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и душевные переживания человека, настроения путника, погружённого в себя во время бесконечно долгой дороги.

    Посвящена Н. Г. Рубинштейну.

    «Грёзы зимнею дорогой»

    Уже будучи маститым композитором, признанным мастером оперного и симфонического жанра, Чайковский писал: «...Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано.» И можно только поражаться, как он, только что закончивший Петербургскую консерваторию, весной 1866 года принялся за сочинение своей Первой симфонии, одной из самых элегических лирических исповедей Чайковского.

    Симфония начинается еле слышным звучанием скрипок, которое напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух.

    «Угрюмый край, туманный край»

    Музыку этой симфонии Чайковского можно сравнить с элегическими полотнами Левитана. Это не только первая русская классическая симфония, но и первое лирико-психологическое произведение в жанре симфонии в русской музыке. Как и в первой части симфонии, образ природы здесь сливается с лирическим настроением, спокойным, задумчивым. Хотя поводом для написания этой части были зрительные впечатления, музыка лишена звукоизобразительности.

    «Скерцо»

    Примечательно, что и здесь Чайковский воспользовался ранее написанной музыкой, позаимствовав её из своей фортепианной сонаты до-диез минор. Характер музыки в этой части симфонии созвучен с настроением предыдущей части. Скерцо начинается кратким вступлением, после чего у скрипок вступает основная тема в остром прихотливом ритме. В звучании, благодаря некоторым особенностям музыкального лада, угадываются черты народной песенности. Средний раздел Скерцо – традиционное для такой формы в классической музыке трио.

    «Финал»

    Контраст с предыдущими частями очень яркий, но не драматический. Если в двух предыдущих частях Чайковский заимствовал музыкальный материал из своих более ранних  произведений, то здесь он воспользовался — как это делали многие композиторы —  мелодией народной песни «Я посею ли, млада»; в городском быту эта песня была известна под названием «Цвели цветики». Композитор оригинально обработал этот известный мотив: в Финале он предстаёт как в мажорном, так и в минорном «преломлении».

    Опера «Воевода»

    В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н. Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского «Воевода».
    Александр Николаевич

    Островский

    Лев Николаевич

    Толстой

    Плакат оперы

    «Воевода»

    Симфония № 2 «Малороссийская»

    Вторую симфонию Чайковский писал летом 1872 года, которое проводил в разных местах. Июнь прошел в украинском имении Каменка, у Давыдовых — родственников Петра Ильича по сестре, Александре Ильиничне. Каменка очень привлекала Чайковского, вдохновляла на создание и поиски новых музыкальных разработок. Не случайно в финале звучит знаменитая украинская народная песня «Журавель». Позднее симфония получила известность под названием Малороссийской или «Симфонии с журавлём»
    Andante

    sostenuto

    Andantino 

    marziale,

    quasi moderato

    Скерцо. 

    Allegro molto 

    vivace

    Финал. 

    Moderato 

    assai

    «Франческа да Римини».

    Будучи профессором консерватории, Чайковский много времени уделял преподавательской работе. Через его класс прошли несколько сот учащихся. Судьба подарила ему и выдающегося ученика, Сергея Ивановича Танеева, которому он посвятил свою симфоническую фантазию «Франческа да Римини».

    Симфония № 3

    Приступая к работе над III симфонией, Чайковский уже признанный симфонист среди композиторов, ведь I и II симфонии прошли с огромным успехом у публики. Летом 1875 года гостит у В. С. Шиловского, в Усове. Три недели прошедшие у давнего друга, не прошли даром для композитора, закончены черновики для Третьей симфонии, приступил к оркестровке. Но кратковременные поездки в Москву, Киев и другие места, не дали завершить все работы над ней, закончил в августе, находясь в деревне Вербовке.
    Moderato

    assai

    Alla

    tedesca

    Andante

    elegiaco

    Scherzo –

    Allegro vivo

    Finale – Allegro

    con fuoco,

    tempo de polacca

    Кантата «Москва»

    Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Традиция заказов московских устроителей различных торжеств продолжалась и в последующие годы, когда Чайковским была сочинена кантата, даже получившая в название имя первой русской столицы – «Москва».

    Симфония №4

    Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония. Создание Четвертой симфонии и "Евгения Онегина" совпало для Чайковского со сложным моментом его жизни. Он сделал попытку жениться. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.
    Andante sostenuto

    - Moderato con anima

    Andantino in

    modo di canzone

    Scherzo - Pizzicato

    ostinato - Allegro

    Finale - Allegro

    maestoso

    con fuoco

    Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

    Сам Чайковский через много лет так оценил свою жизнь в Москве: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал всего того, что я сделал.»


    написать администратору сайта