Главная страница

Россия в конце XVI -XVII вв.. Смута (16051613). Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну


Скачать 34.19 Kb.
НазваниеСмута (16051613). Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну
Дата21.10.2018
Размер34.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРоссия в конце XVI -XVII вв..docx
ТипДокументы
#54055

Начало XVII века характеризуется крайним обострением социальных и политических противоречий, вызванных и ослажненных хрзяйственным кризисом и ухудшением междунорадного положения страны. Современники обозначили эти явления термином «Смута» (1605–1613). Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну.

Опричнина и Ливонская война вызвали хозяйственное запустение страны. Из-за роста налогов началось массовое бегство крестьян на окраины страны к казакам. Пытаясь остановить бегство крестьян и преодалеть диффицит рабочей силы правительство в 1597 году запрещает крестьянский переход в Юрьев день и объявляет пятилетний срок сыска беглых крестьян.

Социальный кризис совпал с династическим. После смерти Ивана Грозного царем стал его сын Федор Иванович (1594–1598). Федор был женат на дочери Бориса Годунова, который фактически и управлял страной. После смерти бездетного Федора Земский собор избрал на царство Бориса Годунова (1598–1605). Однако на престол претендовали и более близкие кровные родственники Ивана Грозного – князья Шуйские и бояре Романовы.

Борис Годунов (1598–1605). Первоначально обстоятельства благоприятствовали Борису. К началу 90х годов стране началось хозяйственное оживление, началось освоение черноземного Центра, улучшилось международное положение. В 1598 году Годунову удалось добиться приезда в Москву патриарха Константинопольского и учреждения в России патриаршестваПервым русским патриархом стал митрополит Иов, уроженец Старицы. Однако голод 1601–1603 годов обострил социально-экономический кризис. В целях смягчения кризиса Годунов восстановил в 1601–1602 годах нормы Юрьева дня. Но это восстановление касалось только крестьян мелкоземельного дворянства. Закон вызвал недовольство пограничных дворян, а его отмена вызвала недовольство крестьян. В итоге недовольство Годуновым охватило все слои общества – от бояр до крестьян:

1) боярство разорано опричниной и недовольно самой личностью Годунова;

2) дворянство численно увеличивается, а его земли и крестьянство сокращается;

3) крестьянство недовольно налогами, нищетой и отменой свободы;

4) казачество недовольно стремлением закрепостить казацкие земли.

В 1605 году Борис умер и на престол вступил его сын Федор Борисович. Таким образом у власти закрепилась династия Годуновых.

Лжедмитрий I. Поводом к открытому высступлению против династии Годуновых стало появление самозванца Григория Отрепьева (Лжедмитрия I), выдававшего себя за сына Ивана Грозного царевича Димитрия, убитого в Угличе в 1591 году. Самозванцу помогал польский король Сигизмунд III, в России Лжедмитрий опирался на антигодуновские силы. В июне 1605 года Лжедмитрий овладел Москвой, Федор был убит. Пытаясь угодить всем, самозванец проводил крайне противоречивую внутреннюю политику: он освободил беглых крестьян от ответственности и увеличил срок розыска беглецов, увеличил налогооблажение монастырей, ввел в Кремль польскую армию, увеличил земельные пожалования дворянам.

В.И. Шуйский (1606–1610). Во время восстания в мае 1606 года Лжедмитрий был убит, а Земский собор избрал царем Василия Ивановича Шуйского. Против Шуйского выступили крестьяне южных и юго-западных окраин страны и казаки, получившие от Лжедмитрия налоговые льготы. Во главе восставших был Иван Болотников (1606 – октябрь 1607). С большим трудом правительство справилось с восстанием. Остатки болтниковцев в 1607 году примкнули к армии Лжедмитрия II (Тушинского вора).

Лжедмитрий II (1608–1609). Основу войска составили казаки и литовско-польские войска. Лжедмитрий остановился в селе Тушино (Тушинский вор) и частично осадил ее. Также был осажден и Троице-Сергиев монастырь (сентябрь 1608 – январь 1610). В Тушинском лагере находился и митрополит Филарет (боярин Федор Романов). Для борьбы с вором племянник царя Михаил Васильевич Скопин-Шуйский заключил союз со Швецией, которая направила в Россию отряд. Скопину-Шуйскому удалось снять осаду Троице-Сергмева монастыря и укрепить оборону Москвы. Вмешательство Швеции в русские дела дало повод для польской интервеции, которая осадила Смоленск. Лишенный польской помощи Тушинский лагерь развалился.

Семибоярщина и оккупация Москвы (1610–1612). Василий Шуйский в 1610 году был сведен с престола. К власти пришел совет из семи бояр (семибоярщина). Пытаясь укрепить власть и побороть казачество совет пошел на переговоры с Польшей и впустил в Кремль поляков во главе с царевичем Владиславом. Возникла угроза гибели России как государства. Во главе национальных сил встал патриарх Гермоген. По его призыву в Рязани сформировано ополчение из дворян и тушинцев во главе с Ляпуновым и атаманом Заруцким. Однако из-за разногласий между вождями ополчение распалось. В августе 1611 года в Нижнем Новгороде формируется второе народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым. 26 октября 1612 года ополчение освободило Москву. Временное правительство начало подготовку Земского собора, который был собран в январе 1613 года. На соборе царем был избран 16-летний Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. После собора были налажены отношения с Польшей и Швецией. По Столбовскому миру 1617 года со Швецией Россия возвращала Новгород, но теряла земли на Балтике. По договору с Польшей от 1618 года Россия теряла Смоленск.

Последствия Смуты:

1) дальнейшее ослабление боярства и укрепление дворянства;

2) экономические последствия войны повлекло усиление закрепощения крестьян;

3) укрепление чувства национального и религиозного единства. «Избрание Михаила укрепило ее самосознанное единство», – пишет А.С. Хомяков.

Польско-шведская интервенция 17 века

Польско-шведская интервенция 17 века – действия захватчиков из Речи Посполитой (Польша) и Швеции, направленные на расчленение Руси на отдельные части и ликвидацию Руси, как самостоятельного государства.

Польша и Швеция на протяжении нескольких веков хотели захватить территории, принадлежащие Руси и ликвидировать государство, так как оно являлось для них достаточно сильным соперником. К началу 17 века Русь находилась в ослабленном состоянии - многие были недовольны правлением царя Бориса Годунова и внутри страны постоянно возникали конфликты. Это был идеальный момент для Швеции и Польши, чтобы начать интервенцию.

Интервенция – вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства. Вмешательство может быть, как военным, так и мирным, использующим исключительно политические и экономические средства.

Польская интервенция делится на два периода по времени правления Лжедмитрия 1 и 2):

  • Период Лжедмитрия 1 (1605 – 1606 гг.)

  • Период Лжедмитрия 2 (1607 – 1610 гг.)

Предыстория

В 1591 году при невыясненных обстоятельствах погибает наследник русского престола – царевич Дмитрий, смерть произошла от ножевой раны в горло. В убийстве были обвинены двое людей, подчинявшихся Борису Годунову, однако уже вскоре прибывший в Углич князь Василий Шуйский заявил, что смерть царевича произошла случайно, якобы он упал горлом на нож. Несмотря на то, что мать погибшего царевича была против Годунова, он вскоре взошёл на престол, заняв место законного наследника Дмитрия. Народ смирился, однако в стране было множество недовольных, которые верили словам царицы и не желали видеть Годунова во главе государства.

Лжедмитрий 1

В 1601 году появляется человек, который выдаёт себя за спасшегося царевича Дмитрия и заявляет о своих претензиях на русский престол. Самозванец обращается за помощью к Польше и королю Сигизмунду 3, обещая взамен принять католичество и проповедовать католицизм на Руси. Появление самозванца становится отличным шансом для Польши начать интервенцию.

1604 год – войско Лжедмитрия 1 вторгается на территорию Руси. При поддержке польских воинов, а также быстро примкнувших к нему крестьян (которые были недовольны существующей политической ситуацией) быстро продвигается вглубь страны и вскоре достигает стен Москвы.

1605 год – умирает Борис Годунов и на престол восходит его сын Фёдор. Однако бывшие сторонники Годунова переходят на сторону Лжедмитрия 1 и вскоре молодой царь будет найден убитым.

1605 год – царём становится Лжедмитрий 1 при огромной поддержке Москвы.

За год своего правления, Лжедмитрий 1 показал себя достаточно хорошим управленцем, однако он совершил ошибку – не отдал полякам земли, которые обещал и не обратил Русь в католическую веру. Кроме того, он отказывался соблюдать исконно русские традиции и вызывал недовольство многих. Ходили слухи, что он католик.

1606 год – в Москве вспыхивает восстание, во время которого убивают Лжедмитрия 1. Его место занял Василий Шуйский.

Позже стало известно, что под личиной Лжедмитрия скрывался беглый монах Григорий Отрепьев.

Лжедмитрий 2

В 1607 году появляется ещё один самозванец, Лжедмитрий 2. Он собирает небольшое войско из низших и угнетённых классов и идёт с ним на Москву.

1609 год – войско Лжедмитрия 2 разгромлено отрядом под предводительством племянника государя Василия Шуйского, который заключает договор со шведами. В обмен на помощь в борьбе с самозванцем Швеция получает часть российских земель, на которые давно претендовала. В результате, захваченные Лжедмитрием земли возвращены, а сам он вынужден бежать в Калугу, где спустя некоторое время будет убит.

Неудача Лжедмитрия 2, а также слабость правительства Василия Шуйского приводят к тому, что Польша решает начать второй этап интервенции, так как первый не удался. В это же время Шуйский заключает договор со Швецией, что даёт Польше (находящейся в состоянии войны со Швецией) официально объявить войну уже России.

1610 год – польские войска подходят к границам и начинают активно вторгаться внутрь страны. Поляки одерживают победу над армией Шуйского, что вызывает недовольство среди народа. Вспыхивает очередное восстание и Шуйского свергают с престола.

1610год – Московские бояре признают победу Польши, сдают Москву и приглашают на трон сына польского короля Сигизмунда – Владислава.

Страна погрузилась в очередной период раскола.

Избавление от поляков

Самоуправство поляков на русской земле не могло не привести к недовольствам. В итоге, в 1611 году активно начали проявлять себя патриотические движения. Первое восстание не удалось, так как в войске не было согласия, однако уже в 1612 году было собрано новое войско под руководством Минина и Пожарского.

В августе 1612 года войско подошло к Москве и начало осаду.

В октябре 1612 поляки окончательно сдались и были изгнаны. Царём России стал Михаил Романов.

1617 год – заключён мир со Швецией.

1618 год – заключён мир с Польшей.

Несмотря на тяжёлые последствия польско-шведской интервенции, Россия сохранила свою государственную самостоятельность.

Избрание новой династии

По версии известного советского историка, профессора А. Л. Станиславского, известного специалиста по истории русского общества XVI—XVII вв., ключевую роль в воцарении Михаила вместо иноземных королевичей и короля Англии и Шотландии Якова I, которого хотели избрать дворянство и боярство, сыграло объединившееся тогда с московским простым народом великорусское казачество, вольности которого царь и его потомки впоследствии отбирали всеми возможными способами. Казаки получали хлебное жалованье и опасались, что тот хлеб, который должен был идти на их жалованье, будет вместо этого продаваться англичанами за деньги по всему миру.[4][5][6][7] 13 (23) марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 (24) марта они были приняты в Ипатьевском монастыре. Здесь они огласили решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Его мать, инокиня Марфа, была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя[8]. Михаил и сам долго колебался[9]. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол[8]. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству»[10].

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

В мае 1613 года думный дьяк Иван Чичерин подписывает грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Внутренняя политика Михаила Романова 

Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое чего добилась. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после « смуты » самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье.

В 1619 году, из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политики государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. Связи с этим крупные угодия передавались во владения светским и церковным землевладельцам, дворянство за службу получало в награду земли и привилегии,  шел процесс закрепления крестьян за их владельцами, путем увеличения срока их сыска, расширялся состав боярской думы, а вот круг лиц имеющих реальную власть наоборот сузился, резко увеличивается число приказов.

С целью повышения авторитета центральной власти были введены новые государственные печати, а так же появился новый титул «самодержавец». После поражения русских войск под Смоленском в 1634 году, Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам.

В Москве увеличилось число иностранцев. Михаил Федорович активно приглашал их на русскую службу. А за городской чертой даже возникла особая Немецкая слобода.

  Реформы Алексея Михайловича
     Под действием группировки Романовых идет уничтожение системы права в стране(местничество, Народное Вече, Копное право), идет искажение мировозрения(правоверное христианство), чтобы захватить полную власть в стране и уничтожить несогласных.
    Идет проникновение иностранцев(купцы, наемники) в общество и которым предоставляется прав больше чем местному населению. Формируется класс помещиков, лояльных новой власти, крестьяне оказываются в вечном закрепощении.

     Алексей Михайлович — один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года его ставленником патриархом Никоном. В 1666-67 годах церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога».  Алексей Михайлович занял бескомпромиссную позицию в борьбе со старообрядчеством: в 1676г. была разгромлена староверческая цитадель — Соловецкий монастырь. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его откровенные притязания на светскую власть привели к конфликту с царем, закончившегося низложением Никона.

     Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662г. и Гражданская война под предводительством Степана Разина, с трудом подавленное правительством Романовых.

Церковный раскол стал одним из основных для России событий 17 века. Этот процесс серьезно повлиял на последующее формирование мировоззрения русского народа. В качестве главной причины церковного раскола ученые называют политическую ситуацию, сформировавшуюся в 17 веке. А церковные разногласия относят к ряду причин второстепенных.

Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов. Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола.
Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа. История раскола берёт своё начало с 1666 года, ведь в те времена массовые волнения были вызваны нестабильностью, запретом на использование старообрядческой литературой и пр. Все эти события и стали причинами церковного раскола. 
Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.  
Человек, который повлиял на церковный раскол – Никон.  Это патриарх, который вступил на свой пост в 1652 году и немного позднее начал реформу, повлекшую раскол 17 века. Негодования масс в связи с ней и вызвали столь бурную реакцию и впоследствии православный раскол. Первыми противниками раскола Никона стали его бывшие друзья, которые ранее были его единомышленниками и участвовали в «кружке ревнителей благочестия». Однако во взаимоотношениях произошёл раскол: Никон стал на путь реформы взглядов народа всей державы. 
На первый взгляд может показаться, что причины раскола лежат только в основе никоновской реформы, однако это не так. Так, только выйдя из смутного времени, перед началом истории раскола Россия всё ещё переживала бунтарские настроения, что и явилось одной из причин раскола. Были и другие повлекшие протесты причины церковного раскола Никона: Римская Империя перестала быть единой, и сложившаяся политическая ситуация также повлияла на возникновение православного раскола в будущем. 
У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы:

  1.  Причины церковного раскола возникли, в частности, из-за запрета старообрядческих книг и введения новых. Так, в последних вместо слова «Исус» начали писать «Иисус». Конечно, эти нововведения не стали главным подспорьем для возникновения церковного раскола Никона, однако вкупе с другими факторами стали провокаторами церковного раскола 17 века.  

  2.  Причиной раскола явилась и замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные. 

  3.  У истории раскола было и другое подспорье: так, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении. Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола.
    Таким образом, предпосылкой к возникновению церковного раскола Никона была не только реформа, но и волнения, и политическая ситуация. История раскола имела серьёзные последствия для людей.

Суть церковной реформы:

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола:

1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;

2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;

3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;

4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Светская власть принимала активное участие в реформе, так как:

1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной);

2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку;
3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.


написать администратору сайта