Сочинение 20212022
Скачать 0.91 Mb.
|
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2021-2022 ВАЖНО!!! Списывание аргумента может привести к незачету! Не забывайте перефразировать мысли, пишите всё своими словами. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» «Гарри Поттер» Дж. Роулинг Чему учат литературные герои современного человека? Популярным писателем XXI века стала Дж. Роулинг. Большую популярность ей принес роман «Гарри Поттер», в котором главные герои занимаются поиском верного жизненного пути. В центре романа судьба Гарри Поттера, мальчика – сироты, воспитанием которого занимаются его родственники. Отношение взрослых к ребенку было плохое: они его унижали и измывались над ним. Несмотря на это, сердце Гарри Поттера осталось добрым и открытым всему миру. За все время обучения в Хогвратсе Гарри нашел настоящих верных друзей и зарекомендовал себя как храброго, искреннего и целеустремленного ученика. С помощью этого персонажа писатель показывает, как важно дорожить дружбой и людьми, которые рядом, бесстрашно преодолевать препятствия, не терять себя и всегда верить в лучшее. Гермиона Грейнджер – лучшая подруга Гарри Поттера – оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Она стремится к справедливости, поэтому на четвертом курсе обучения она создает организацию, которая занимается вопросом освобождения домовых эльфов от рабства и приравнивает их к статусу волшебников. Гермиона не находит поддержки со стороны других учеников, но продолжает верить в правильность своих поступков. Образ Гермионы является воплощением справедливости, смелости и упорства. Рон Уизли – добрый, открытый рыжеволосый мальчик, становится еще одним другом Гарри Поттера. В Хогвартсе дети не только получали знания, но и проходили этапы взросления, где им пришлось пережить много взлетов и падений, познакомиться со всей гаммой чувств – от любви до ненависти, терять и снова обретать. Рон в произведении проявляет себя как надежный друг, который всегда готов поддержать близких. Главные герои романа являются примером для подражания для молодого поколения. «Дом, в котором…» М. С. Петросян Детство, одиночество В произведении «Дом, в котором…» читатель оказывается в Сером Доме, где проживают особенные дети. Это не просто приют для детей, которые лишились руки или ноги, для слепых или онкобольных детей, сирот, оставшихся без любви и внимания родителей, а гораздо более важное место. Сироты не стремятся узнать родителей, бросивших их когда-то. Интересно, что жителей этого места переполняет ненависть к Дому, но еще больше их пугает внешний, незнакомый мир. Чем больше детям хочется покинуть свой приют, тем сильнее боятся его потерять, потому что он единственное родное в этой жизни. Все жители Дома относятся к какой-либо «стае» – Птиц, Фазанов, Бандерлогов, у которой есть свои правила, законы и вожаки. Их спокойное существование возможно в рамках этой стаи, потому что здесь, в Доме, каждый относится друг к другу как к родным, поэтому сам Дом и стая являются для каждого семьёй. Курильщика в возрасте семнадцати лет отправляют в Дом, где у него появилась возможность узнать, что такое семья: «Я лежал, кутаясь в свой краешек одеяла, и мне было хорошо. Я стал частью чего-то большого, многоногого и многорукого, тёплого и болтливого. Я стал хвостом или рукой, а может быть, даже костью. При каждом движении кружилась голова, и всё равно, давно уже мне не было так уютно». Читатель понимает, что деление на «стаи» в этом произведении не случайно: жители Дома – это белые вороны и только здесь они чувствуют защиту от внешнего зла. Детям, поступившим в приют, вместо имен дают клички: Слепой, Кузнечик, Сфинкс и т.п. Трагичность этого произведения в том, что дети создают свои идеальный мир, который сильно отличается от реального. Выпустившись из Дома, им придется учиться жить в непривычных для них условиях. «В этот причудливый мир, невероятно сложный, с кучей своих правил, законов и табу вторгается реальность. Кому-то суждено погибнуть, кому-то – исчезнуть, кого-то заберут с собой странные дурманящие вещества... Всё просто – дети вырастают. И тут начинаешь догадываться, что мир Дома – эта развёрнутая метафора детства, которое Петросян видит как нечто прекрасное и ужасное одновременно, детство, которое само по себе – кошмар, но и расставание с ним – неизбежно». «Трудный возраст» Е. Т. Молданов Взросление Повесть Егора Молданова «Трудный возраст» была написана благодаря размышлению суждению над вопросом о становлении личности. Молодой писатель, который покинул этот мир в возрасте 22 лет, понимал свою идею так: "«Трудный возраст» – история не лично моя, это история моего детства. Иногда мне хочется громко крикнуть всем родителям, учителям, даже прохожим: «Господи, ну что вы творите со своими детьми, почему вы настолько невнимательны к их проблемам, которые кажутся вам мелочными и ничтожными?! Мне не хочется, чтобы какой-то подросток повторил фразу моего главного героя: «Я не трудный – я труднодоступный»". Можно предположить, что писатель ставил перед собой задачу донести до ребенка понимание того, что не существует проблем, которые невозможно решить, и в этом сложном мире всегда есть место для любви и дружбы. Главный герой последовал совету учительницы по литературе Матильды и начал создавать книгу, которая может «вылечить от воспоминаний прошлого». Он, Женя Тихомиров, воспитывался в благоприятных условиях, любящими родителями. Их взаимоотношения были прекрасными до того момента, пока мальчик не узнал, что он приемный ребенок. Этот неожиданный факт вызвал бурю эмоций у мальчика: отношения были сильно испорчены, а через некоторое время родители выгоняют Женю из дома. И с того момента перед читателем появляется Аристарх (это настоящее имя героя, а Женей его назвали приемные родители). Сменив имя, человек меняет и свою судьбу, прокладывает долгий путь самопознания. Уход из родительского дома позволяет герою узнать все трудности бездомной жизни. Его переполнял страх перед неизвестностью, но на пути героя встречается Комар, чья судьба потрясает до глубины души Аристарха: «Жизненные обстоятельства столкнули нас лбами и высекли искру взаимопонимания, и мы потянулись друг к дружке, как слепые котята, понимая, что только вместе сможем противостоять тому большому миру, в котором вынуждены были жить. До Комара я думал, что можно прожить без дружбы, после него я понял: дружба – это прекрасно, настолько прекрасно, что всё остальное не имеет значения». Читатель слушает рассказ бездомного о том, как он переходил из одного учреждения в другое. О первом пристанище Комар говорит, что «нас в Пентагоне учили трём вещам: молчать, стучать и не иметь своего мнения»; «когда я был ребёнком, то говорил, как ребёнок, воспринимал мир, как ребёнок, думал, как ребёнок, но, когда я попал на Клюшку, я забыл о детстве», - такие воспоминание о жизни в детском доме остались в памяти Комара, и завершает свой путь в Бастилии. Понимание жестокости «взрослого мира», подталкивает героев к сопротивлению обществу. Молданов заключает, что институт семьи, образования подчиняются той форме общества, в которой они сейчас функционируют. «Несвобода – его закон. Поэтому любое проявление свободы, инаковости воспринимается как нечто враждебное, как посягательство на безопасность. Выжить в мире стандартов, сохранив личное достоинство и честь, оказывается нелегко». Повесть Молданова включает в себя традиции произведений, затрагивающих жизнь подростков (Ф. Достоевский «Подросток», «Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеев), и они прослеживаются в речи главного героя: «Я научился не бояться и не дрожать на морозе, потому что мы жили в зоне вечной человеческой мерзлоты». «Помощница ангела» Ю. Н. Кузнецова Взросление, становление личности, одиночество, социальное неравенство в 21 веке В центре романа судьба двух девушек – Ангелины и Алены – имеющих разное социальное положение. Мечта Ангелины – жить беззаботной жизнью ребенка богатых родителей. После трагической гибели ее родителей в автокатастрофе, она и ее сестра воспитывались бабушкой, семья постоянно находилась в затруднительном материальном положении. Ангелина, которая называет себя Энджи, видит вокруг богатые дома и завидует своей подруге Алёне. Ангелинино отношение к жизни меняется, когда ее бабушка оказывается в больнице. Она осознает, что деньги теряют свою ценность, если рядом нет родных и близких людей, поддержка семьи – самое важное в жизни. Алена – полная противоположность Ангелине: ей повезло родиться в обеспеченной семье. К сожалению, Алена не знает, что такое абсолютное счастье. Она страдает из-за недостатка родительского внимания, потому что те тратят все свое время на решение деловых вопросов по работе. Несмотря на высокое материальное положение, девочке запрещено заводить домашних животных. Тогда, несмотря на возмущение родителей, Алена начинает оказывать помощь Лидие Матвеевне, женщине в возрасте, прикованной к инвалидному креслу. Она становится для девочки второй бабушкой. Лидия Матвеевна в разговоре с Аленой произносит важные слова: «Самое главное для человека – ощущать, что он кому-то нужен». Автор произведения на примере двух разных девочек показывает, что различия в социальном и материальном планах не определяют человека как личность. Не стоит искать эти различия, наоборот, нужно искать то, что всех нас объединяет. Важно в погоне за благополучием не потерять в себе человечность. «Класс коррекции» Е. В. Мурашова Жизнь подростка в современном мире, отцы и дети. «Класс коррекции» – фантастическая повесть Е.В. Мурашовой о жизни подростка в современном мире. Здесь затрагиваются серьезные вопросы о проблемах воспитания школьников. Читатель знакомится с героями, которые не могут найти общий язык с внешним миром. В 7-ом «Е» классе учатся дети, от которых родители хотят оградить своих детей. Повествование ведется от лица главного героя – Антона, лидера класса. Мальчик обладает высоким уровнем интеллекта, но из-за «неконтролируемых эмоций» его переводят из гимназического класса в класс коррекции. Антон осознает, что расслоению общества способствуют такие дети, как он, поскольку взрослые просто исключают их из «нормального» мира. Например, Мишаню, одноклассника, несмотря на ум и ряд талантов, превратили в изгоя за его плохое зрение и отсутствие денег у матери. Девочка Витька (Виктория) осталась без родителей и документов, а Стеша замкнулась в себе, после пережитого потрясения. У каждого ученика непростая и сложная судьба. Вскоре в их классе появляется особенный мальчик – Юрка. Его перемещение было возможно только на коляске, у него ДЦП, но это не мешало ему любить жизнь и проявлять твердость духа. Но его отличала другая особенность – он умел путешествовать между мирами. Там, в другом мире, Юрка был совершенно здоровым ребенком, который мог бегать, прыгать и просто ходить. Во время одного из путешествий ради спасения Стеши, Юра приносит в жертву себя. Этот поступок вселяет надежду на светлое будущее и исцеление других учеников. Юра недолго учился с ребятами, но он успел исцелить каждую травмированную душу и поменять ситуацию в классе коррекции. После путешествия Антон научился контролировать свои припадки, Мишаня стал хорошо видеть и слышать, а их класс стал общеобразовательным. Этой повестью Е. В. Мурашова заставляет пересмотреть отношение к особенным детям и учит обращать внимание на внутреннюю красоту. «Время всегда хорошее» А. Жвалевский, Е. Пастернак Жизнь подростка XXI века По фантастической случайности Оля из 2018 г. и Витя из 1980 г. поменялись эпохами. Автор показывает читателю, как сильно изменилось поколение детей за небольшой временной период: общение переросло в форму переписки в сети, а имена заменились «никами». Отсутствие живой речи привело к тому, что современному подростку стало очень сложно формулировать свои мысли, и поэтому устная сдача экзаменов становится для Ольги огромным испытанием. С появлением телефона от детей все чаще можно услышать фразы: «Я уже полгода ручку в руках не держала»; «Мы с ними друзья...Я про них все-все знаю. И аську и мэйл». Автор переживает за скорость, с которой происходит процесс глобализации, и не понимает какой возможен дальнейший ход событий. Для того чтобы донести до читателя самую важную идею произведения, авторы намеренно доводят ситуацию до абсурда. Так повесть «Время всегда хорошее» для читателя исполняет роль машины времени. Там, в далеком 1980 году, пределом мечтаний советского школьника были сгущенка, шпроты и колбаса, и, чтобы купить продукты, необходимо было отстоять большую очередь. Для современного человека, которому все доступно, не понятно, как такое может быть. Оля привыкла к общению в социальных сетях: «Встала, побрела на кухню, по дороге включила комп. До первого урока еще час, вполне можно посмотреть, что за ночь на форуме написали». Для Вити такой расклад жизни не понятен. Мальчика в новом времени удивляет, что люди перестали читать обычные, печатные книги. Свою жизнь он воссоздает по прочитанным им произведениям: «Я должен что-то сделать! Как-то спасти друга! Как в "Трех мушкетерах" или "Двух капитанах"!». Он увлекается чтением книг современности, правда, фантастика, в которой не рассказывается про технические прогрессы, его не интересует. Для Оли советский мир без интернета кажется сложным: домашнее задание необходимо делать самостоятельно, общение с ровесниками возможно только при личной встрече. Но вскоре она находит себе друга Женьку, который начал помогать с уроками и привил любовь к чтению книг. Чтобы вернуться домой, героям необходимо выполнить некоторые задачи: научиться дружить, общаться, проявлять смелость, не быть равнодушным к другим людям, а самое главное – понять, что нет плохого времени и всё зависит от самого человека. По возвращении домой детям предстоит выполнить важную миссию: Вите сохранить пионерский галстук на шее своего друга, который находится на грани исключения, а Оле необходимо научить одноклассников общаться вне интернета и подготовить к успешной сдаче экзаменов. Речь героев содержит много сленговой лексики, разговорных слов, например: «училка», «завис», «комп». Живая речь современного подростка наглядно контрастирует с речью советского школьника, потому что прочитанные последним книги помогли ему сформировать грамотную, поставленную речь. До путешествия Оля пряталась за ником «Синичка», но благодаря перемещению в прошлое она приняла свое, от рождения полученное имя. Для Вити стало понятно, что одна из самых главных ценностей в жизни — это дружба. Все остальное временное, проходящее. Стоит обратить внимание на родителей из повести «Время всегда хорошее». Читатель замечает насколько сильно различается восприятие мира людей из разных эпох: для одной мамы 38 лет – это только начало жизни, а для женщины из советского периода в такие годы надо вести себя скромно, потому что ее возраст уже не позволяет вольности. Но есть одно, что все же их объединяет – они всё так же увлечены работой настолько, что практически не уделяют внимание своим детям. Авторы этим произведением заставляют задуматься о жизни в современности, утверждая, что не существует понятия «плохого времени». Создатели говорят о повести: «Мы не сравниваем школьников из двух миров...Мы даём возможность современным школьникам взглянуть на себя со стороны». «Гагара» Н. Б. Васильева Взросление, поиск своего пути, проблема отцов и детей «Гагара» — это произведение о девушке Илоне Гагариновой по прозвищу Гагара. Основная часть произведения состоит из воспоминаний из жизни Илоны, а в начале и конце повести читатель знакомится с взрослой, успешной и уверенной девушкой. В произведении автор создает образы мальчиков с разными типами поведения: Владик – опекун и защитник, Борька Тарасов – грубый обидчик. Настолько разные характеры парней не позволили главной героине увидеть мнимую любовь со стороны Тарасова, что в дальнейшем привело к трагедии. Борис, находясь в нетрезвом состоянии, начинает домогаться до Илоны, переживавшей о ранней смерти Владика. Защищая себя, она ударила Бориса камнем по голове. Когда они оказываются в больнице, то не понимают, как такое между ними могло произойти. Как и многим подросткам, главной героине кажется, что она одинокая, никому не нужная и ее существование бессмысленно. На приеме у врача-психиатра состоялся диалог, в котором Сусанна Арнольдовна говорит: «Будь доброй. Ведь добрая улыбка, как лучик солнца, разгоняет любые тучи. Будь спокойной. И любой ветер утихнет у твоих ног, не перейдет ни в шторм, ни в бурю. Будь гибкой. И ни один укол, ни одна ядовитая стрела не попадет в тебя. Будь мягкой. И тогда любое зло пройдёт сквозь тебя, не причинив вреда, как вода проходит сквозь песок или разомкнутые пальцы». Врач учит девушку иначе смотреть на окружающее и людей. Илону окружают люди, которые учат стойкости и внутренней силе, доверию к людям, умению жить после серьезной утраты. Но особое место здесь занимает Борис. Он отказывается возбуждать уголовное дело против героини, понимает и принимает ее поступок и обещает быть для нее защитником. Неожиданно для всех между Борисом и Илоной возникают любовные отношения. Здесь окончательно проявляется тема отцов и детей. Спустя много лет, девушка осознала всю жестокость, проявленную со стороны отца: это он был организатором байкота, который в качестве жизненного урока устроила воспитательница в детском саду. Родители жили «какой-то своей жизнью» и не интересовались переживаниями девочки, что привело к нежеланию ребенка делиться с ними чем-то важным. Ненависть к собственному отцу у Бориса появилась еще в глубоком детстве. Тогда, мальчишкой, ему пришлось взять под свою защиту больную мать. Его отец, начальник полиции, никогда не отзывался о людях хорошо, и, как следствие, эти слова прочно поселились в мировоззрении ребенка. Борис долго работал над собой для того, чтобы чувство одиночества покинуло его раз и навсегда. Автор обращает внимание читателя на важность простого доверительного общения между ребенком и родителями. На примере главных героев мы видим, насколько сильно дети одиноки, как неумело, без поддержки взрослых, пытаются решить возникнувшие проблемы. Важно осознать, что поведение подростков напрямую зависит от отношения к ним взрослых. «Отроки до потопа» О. Раин Проблемы современного поколения Роман О. Райна раскрывает одну из сложных и важных тем XXI века – социальное разложение подростка и детский алкоголизм. Главный герой Сергей Чохов из Екатеринбурга абсолютно инертно относится к тому, что происходит в мире. В его круг общения входят ровесники и маргиналы, и именно их мнения формируют мировоззрение Сергея Чохова. После потери отца каждый день его жизни был наполнен густым серым дымом безразличия и одиночества. Найти свой путь – это та цель, которую ставит перед собой главный герой. Поэтому он, пытаясь найти себя, проводит много времени за общением с подростками, которые связались с криминальным миром, а также со спортсменами. Родители воспитали Сергея нравственным человеком, сильным духовно и физически. Именно это помогло не спуститься до уровня окружающих его людей, а подняться только выше. В классе, где учится Сергей, есть негласный лидер - Сэм Саматов, торгующий наркотиками. Герой мешает «работе» своего одноклассника, но тот продолжает оказывать сопротивление. Он принимает решение лишить заработка Сэма, уничтожив логово наркодилеров. Мы видим, что Сергей отличается от других своими стойкими убеждениями: не бояться быть собой, слушать себя и свое сердце, думать своей головой, уметь отвечать за свои слова и поступки. Это и помогло ему проявить сопротивление, находясь в шаге от мести со стороны маргиналов. «Слева от солнца» О. Раин Портрет моего поколения, герой 21 века Герой романа 14-летний Генка «Слева от солнца» не может похвастаться хорошим воспитанием или должным уровнем знаний, соответствующих его возрасту. Хоть он и. талантливый хакер, в школе является троечником. Реальный мир не вызывает у него интереса. Его поведение легко объяснить: в детстве он не получил достаточного количества тепла и заботы от родителей, поэтому сейчас, в четырнадцатилетнем возрасте, он остро воспринимает взрослый мир. Но все же есть у Генки одна важная черта характера – это его любопытство. Ему не удается скрыть интерес к городу Переснёво, который нашли сталкеры. Он все чаще начинает задаваться вопросом: что послужило причиной трагедий всех времен? Читатель замечает, что подросток начинает морально расти, Генку не устраивает бедственное положение деревни – «что мы можем сделать?..». Погрузившись в проблемы деревни, Генка осознает, что до такого состояния ее довели сами жители, не желающие взять ответственность. Государство не обращает на них внимания, но людям под силу защитить себя и свои семьи, отстоять свои права. Также, они могут добиться прекращения утилизации военных отходов на территории деревни и восстановления электроснабжения. Генка понимает, что народу необходим лидер, поэтому он находит подходящего человека и передает ему полномочия управляющего. Генку по праву можно назвать теневым лидером: ему удается просчитать все ходы, отличить друга от врага, в нужные моменты проявить ум и хитрость. Вот так выглядит пример для подражания современного подростка. Если не обращать внимания на свой эгоистичный внутренний голос, то можно решить важную общественную проблему. Здесь и начинается полное нравственное перерождение Генки: он отказывается от своего былого эгоизма, оказывает реальную помощь, учится правильно мыслить и чувствовать. Герой заражает своим энтузиазмом всех вокруг, и вскоре в деревне появляются электричество и дороги. Среди деревенских людей находятся добровольцы, которые принимают участие в восстановлении инфраструктуры. Вся эта деятельность помогает Генке признаться себе, что эта деревенька и есть его родина. Он и следующий за ним народ общими усилиями решают вопрос с военным полигоном, дачниками, которые приобрели землю на заповедной территории. За свои деньги он спасет тяжело больного Юрашку и Варю. В конце произведения герой осознает, что он «не хотел ни убивать, ни забывать. Никого и ничего. И знал, что не забудет. И ещё он знал, что очень скоро вернётся. Просто потому, что так принято. Потому что сердце находится слева от солнца, а родина – справа. И то, и другое всегда рядом. Стоит только протянуть руку…». «Жизнь среди людей» А. Рекунова Становление подростка в обществе В повести «Жизнь среди людей» герой, сам того не подозревая, уже долгое время страдает болезнью Аспергера. У читателя складывается образ подростка, живущего в своем мире и обладающего высокими интеллектуальными способностями. Герою не хочется повторить опыт общения с одноклассниками из прошлой школы, поэтому он хочет построить другие отношения с новым классом: «Я просто хочу быть как все. Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то. Чего-то большего, чем я сам». Алексей является частью социума, поэтому потребность в общении – это естественная потребность. В погоне за обществом одноклассников он не обращает внимание на небрежное отношение к себе с их стороны. Все его попытки «жить среди людей» потерпели крах. Статус аутсайдера Алексей приобретает и в семье: мать делает вид, что ничего не происходит, отец не принимает никакого участия в жизни ребенка, бабушка упускает колкие комментарии в сторону внука, а отчим применяет физическое насилие. Поместив в центр романа историю мальчика-аутиста, писатель показывает читателю, на каких взглядах строятся отношения между людьми. А также нам открывается мир подростка, в котором есть тайны от других (он скрывает семейное неблагополучие, неуспеваемость по школьным предметам, слабоволие) и нелегкий путь к себе, своему самоопределению. Несмотря на совершенные ошибки, каждый желает «жить среди людей» и строить с ними крепкие отношения. «Мой ласковый и нежный Тролль» Т. Беринг Выбор профессии, коллектив, социальное неравенство Вопрос социального неравенства становится камнем преткновения в выборе будущей профессии главной героини. Варвара Снежина, несмотря на отличную учебу, понимает, что не может рассчитывать на высшее образование, потому что ее семья, где есть больной ребенок, находится в очень сложном материальном положении. Девочка принимает решение взять ответственность за свое будущее, сдает тестирование для перевода в элитную гимназию, где ей дадут должную подготовку, которая поможет поступить в медицинский вуз. Болезни родных подтолкнули Варю выбрать медицину. Девочку нельзя назвать «ботаником», но она очень ответственный ребенок. Когда ей пришлось выбирать между балетом, в котором она делает успехи, и подготовительными курсами, то Варя делает выбор в пользу второго. В образе главной героини отражаются все подростковые проблемы и процесс становления личности: опыт в новой школе, отстаивание своей независимости, влюбленность… Новым учеником гимназии вместе с Варей становится Аарон, в момент представления которого учитель сделал акцент: «Варвара училась в одной из школ спального района, по-моему, в Щербинке, а Аарон приехал из Англии». Такое «уточнение» четко указывает на социальное неравенство в рамках гимназии. От этого пострадали не только отношения с одноклассниками, но и самоощущение Вари. Девочка делает успехи или, как говорят учителя, «делает школе рейтинг», но одноклассники не считают это достижением. По их словам, у нее телефон «раритетной модели», она далека от моды, для них она «нищебродка». Находясь в обществе «материальных ценителей», ее мучают вопросы – как мне быть самой собой? Как я могу пойти на встречу с парнем из школы без «брендовых» вещей? Как он отнесется к жилищным условиям ее семьи? Вскоре Варя становится сотрудником Макдональдса и начинает зарабатывать деньги, которые необходимо вернуть за рок-концерт, на который они ходили классом. Также героиня много врет и чуть не совершает преступление – хочет украсть дорогую одежду. Многие произведения литературы показывают, что дети, столкнувшиеся с трудной ситуацией, оказываются без поддержки взрослых, и поэтому подростки совершают ошибки. Гимназия активно подчеркивает социальное неравенство среди обучающихся. Показатели рейтинга являются главным вопросом, к которому директор проявляет интерес. В пользу Аарона решается спор с Варей. Несмотря на несправедливость, нахождение в этом образовательном учреждении объясняется так: «Просто потому, что так решил его папа». Семья Аарона построена по всем канонам современности: маму можно описать как «красивую, стильную» «блондинку без возраста», отец занимает высокую должность. Здесь возникнувшие проблемы принято решать с помощью денег. Аарон, который живет во вседозволенности, начинает троллить Варю. Термин «троллинг» появился вместе с развитием социальных сетей. Это модифицированная форма провокации, которая помогает «троллю» приобрести популярность на просторах интернета. Отсутствие эмпатии у Аарона приводит к отчислению двух учеников и к снижению процента рейтинга. Победительница олимпиад «Варвара Снежина из Спального Района» не выдерживает такого отношения в свою сторону и готова сделать отчаянный шаг – прыгнуть с крыши. Но уже в финале рассказа читатель видит, как герои меняются местами. Теперь те, кого обижал Аарон, объединяются и «троллят» его. Все произошедшие события привели к тому, что Варя не будет такой как прежде. Она не доверяет этому миру и тем, кто ее окружает. Она не верит, что для человечества существует такое слово как справедливость. «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман Сильвия Баррет (отношение к ученикам) Сильвия Баррет, преподаватель английской литературы, устраивается на работу в школу. Молодая учительница полна энтузиазма и стремится заразить им своих учеников. Но, столкнувшись со стеной безразличия, замечает, что интереса к обучению нет не только у учеников, но и у учителей. Несмотря на положение дел, Сильвия продолжает работать в таких условиях и вскоре добивается поставленной цели. Важно отметить, что динамику этому произведению придает форма изложения мысли. Представленные сочинения, записки – это материал из личного архива писательницы. «Наоборот» Ф. Энсти Отцы и дети Роман Ф. Энсти «Наоборот» освещает вечные проблемы отцов и детей. Сын главного героя, Пола Бултитьюда, стал неуправляемым: проблемы в учебе сопровождались глупыми проделками. Отец пытался найти общий язык, но все попытки были тщетны. Постепенно к нему приходило отчаяние. В один прекрасный день в доме оказывается Камень Гаруда – «ничем не примечательная квадратная плитка из серо-зелёного песчаника с отверстием в одном из углов и еле различимыми следами таинственных знаков или символов на обеих сторонах». Немного позже оказалось, что это не просто камень, а камень желаний. Когда эта находка оказывается в руках мистера Бултитьюда, его желание вернуться в детство быстро исполняется. А Дик, в свою очередь, желает занять место отца. Так, поменявшись местами и проживая жизнь друг друга, они совершают ошибки, делают неправильные выборы. Заканчивается роман возвращением на свои места. Этот переход помог близким людям сблизиться и научиться лучше понимать друг друга. «Убить пересмешника» Х. Ли Человеколюбие, толерантность, воспитание Действие разворачивается в маленьком Городе Мейке, где проживают главные герои романа – Джин Луиза, ее брат Джем и отец Аттикус Финч. Преступления в этом городе не являлись редким явлением. Так, Аттикусу Финчу выпала возможность быть защитником Тома Робинсона, обвиняемого в особо тяжком преступлении. Несмотря на провальность этого дела, защитнику удается доказать невиновность обвиняемого, который и является олицетворением птички-пересмешника. Этот исход событий не удовлетворил суд присяжных, поскольку они были настроены против темнокожих людей, и суд выносит обвинительный приговор. Читатель смотрит на происходящее глазами Джин Луизы. Она наблюдает за поступками, мыслями, действиями отца и извлекает из них жизненные уроки, демонстрируя врожденное чувство справедливости. Дети чисты в своих помыслах, а предрассудки у них появляются благодаря влиянию внешнего мира. «Уроки французского» В. Г. Распутин Доброта, помощь Для страны время после войны было самым страшным, наполненным голодом и полной разрухой. Восстанавливать свою родину помогали женщины и позабывшие о юности и беззаботности дети. Мальчик одиннадцати лет оказывается далеко от дома. Его мучает голод, но при этом он не позволяет себе принять милостыню или помощь от других. Возвращает доверие главного героя к миру Лидия Михайловна, учительница французского. Она показывает мир, где поддержка, доверие и сопереживание друг другу являются основой мироздания. Позже учительница понимает, что помощь мальчику пробудила в ней самой чувство нужности. Таким образом, автор показывает читателю, что помощь другому благоприятно влияет и на того, кто ее оказывает. «Телеграмма» К. Г. Паустовский Равнодушное отношение к близким. Когда дети вырастают, им очень важно помнить о своих престарелых родителях и стараться уделять как можно больше внимания. Главная героиня рассказа строила свою карьеру в Ленинграде, а её мама, Катерина Петровна, осталась жить в деревне. Последняя встреча матери и дочери была 3 года назад. Настя редко отправляла деньги, еще реже писала письма. Но матери не была важна финансовая поддержка, самым ценным для нее были редкие письма, и то в них были такие строчки: «нет времени, чтобы написать нормальное письмо». Матери очень не хватало дочери, поэтому, когда состояние женщины ухудшилось, она сообщила ей, что желает видеть Настю перед смертью. Девушка не принимала всерьез слова в письме, пока следом не пришла телеграмма о предсмертном состоянии Катерины Петровны. В этот миг Настя осознала, что «никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла, что была искренне любимой и нужной для матери. Когда Настя приехала в деревню, душа Катерины Петровны уже покоилась на небесах. С чувством «непоправимой вины и невыносимой тяжести» Настя вернулась обратно в Ленинград. «Зелёный шатёр» Л. Е. Улицкая Взаимоотношения в семье На первый взгляд главные герои романа Л. Улицкой не объединены ничем, кроме школы: у них разные интересы, привычки и воспитание. Саня воспитан в интеллигентной семье, где увлечение книгами и музыкой – норма. Илья – полная противоположность Сане. Для Ильи нет ничего лучше, чем бегать с фотоаппаратом и снимать все самое интересное для своего архива. Миха – воспитанник детского дома, которого чуть позже усыновит тётя, но с ней он так и не узнал, что такое настоящая семья. Дружба объединяет таких разных людей и делает их одним целым. Им интересно проводить вместе время, погружаясь в музыку и наслаждаясь историями Саниной бабушки. Там ребята по-настоящему счастливы, они находятся в кругу семьи, где царит любовь и взаимное доверие. История героев доказывает, что атмосфера, где есть взаимное уважение и понимание подростку возможно почувствовать себя счастливым. «Старуха Изергиль» М. Горький Любовь к людям, самоотверженность Сильная и независимая личность всегда сталкивается с непониманием и осуждением серой массы. Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» показывает, как сильная личности способна пожертвовать собой ради блага других. Данко берет на себя ответственность за людей и решается вывести их глухого леса. Долгая дорога измучила путников, поэтому они были готовы растерзать проводника, и тогда Данко решает вырвать из своей груди пылающее сердце. Юноше удается вывести людей на освещенную местность, где его бездыханное тело падает наземь, а горящее сердце раздавливают. Мы видим, что толпу пугает то, что своим ярким свечением озаряет все вокруг. Но также мы замечаем, что выдающиеся личности способны вывести людей из густого мрака тусклого существования. «Детство Люверс» Б. Л. Пастернак Женя Люверс (отношения в семье, формирование мировоззрения в семье) Читатель повести Б. Л. Пастернака погружается в мир творческих поисков художницы Жени Люверс. Семейные отношения помогают познавать этот мир, проявлять силу духа и свою индивидуальность. Чувство одиночества, связанное с отсутствием отца и отчужденностью матери, сменяется спокойствием, когда чувства между родителями снова вспыхивают. Вскоре мама заболевает, и Женя после переезда в Екатеринбург перебирается жить к новой подруге – Лизе Дефендовой. Девушка оказывается в кругу чужой семьи, где особенно сильно стала ощущаться ценность своей семьи. Сложившаяся жизненная ситуация помогла девушке прийти к осознанию, что она – часть своей семьи, продолжение своего рода. «Голос Монстра» П. Несс душевный разлад, становление личности, взросление Мама главного героя в «Голосе Монстра» тяжело больна, поэтому ее тринадцатилетнему сыну пришлось выполнять всю домашнюю работу. П. Несс раскрывает перед читателями влияние трагической ситуации на душевное равновесие ребенка. Конор находится в плохих отношениях со сверстниками, нуждается в поддержке, но всего этого не замечают учителя. Мысль о смерти мамы провоцирует появление ночных кошмаров. Чтобы найти ответы на жизненные вопросы, Конор начинает увлеченно слушать рассказы того монстра, который появляется в его снах. Мальчику раскрываются сюжеты, где окружающий мир представлен в виде сложной системы, и помимо добра и зла существуют другие стороны. Мальчик вынужден признать, что хочет освободить маму от тяжелых мук, поэтому смиряется с возможной смертью. В роли монстра выступает защитный механизм психики, который подводит ребенка к осознанию той реальности, в которой он сейчас находится. После этапа принятия, душа Конора успокоилась. Монстр из сна говорит об истине: «Ты пишешь свою жизнь не словами. Ты пишешь её поступками. Неважно то, о чём ты думаешь. Важно только то, что ты делаешь». «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков Воланд (книга как вечная ценность) В разговоре Мастера с Воландом, первый отказывается предоставлять рукопись, аргументируя это тем, что роман давно сожжен: «Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят». Он поворачивается к Бегемоту и приказывает ему подать роман. Кот соскакивает со стула, и все видят, что он сидел на толстой папке. Маргарита кидается к Воланду и восхищённо кричит: «Вот она, рукопись! Вот она! <...> Всесилен, всесилен!». С помощью этой сцены М.А. Булгаков доносит главную мысль до читателя о том, что слово будет жить вечно. «Отцы и дети» И. С. Тургенев Аркадий Кирсанов (поиск себя, попытка понять себя) Аркадий Кирсанов сочетает в себе простоту, душевную теплоту и мягкость характера. В сознании героя в борьбу вступили юношеский нигилизм и верность патриархальным устоям дворянской жизни. Первые страницы романа показывают временное влияние Базарова на Аркадия. Он поддался обаянию сильной личности, увлёкся взглядами и идеями своего нового университетского товарища. Но Аркадий только внешне разделяет взгляды Базарова. Тонкой натуре Кирсанова не получилось смириться с беспощадным отрицанием всех духовных богатств, общечеловеческих ценностей. Как только Аркадий выходит из сферы влияния Базарова, он безо всякой внутренней борьбы идёт по проторенному жизненному пути «отцов». Но читатель видит, что Аркадия нельзя назвать свободным: им станет управлять Катя. Эта девушка не имеет большой жизненной мудрости, но характеры Аркадия и Базарова ей понятны: «Он хищный, а мы с вами ручные». Это положение дел не удивило Аркадия: «Кто же ею (независимостью) не дорожит? – спросил Аркадий, а у самого в уме мелькнуло: «На что она?». Через некоторое время и сам Аркадий осознаёт, что быть лидером – не его роль, и его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «...Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, – вы, которой я, в сущности, и обязан этою переменой. <...>...Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам...». Яркое, броское поведение Аркадия возможно объяснить стремлением быть замеченным в «толпе», закрепить только что приобретённое положение взрослого. Он не умеет отличать истинные чувства от придуманных, и мы находим этому подтверждение в сцене с Одинцовой на Балу. «Бедные люди» Ф. М. Достоевский Макар Девушкин (попытки понять себя) Макару Девушкину, герою романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди», не хочется поощрять несправедливость. Мужчина живет жизнью, которую стремится познать, раскрыть ее сущность. Для него важно сохранять чувство собственного достоинства: «Я не хуже других, только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-таки я человек, сердцем и мыслями я человек». Девушкин проводит время за чтением книг, особое внимание уделяет «Станционному смотрителю» А. С. Пушкина и «Шинели» Н. В. Гоголя. Он проводит параллель с образами прочитанных им книг, и, к своему удивлению, большие сходства находит с судьбой Акакия Акакиевича. Окружающие его люди похожи на Самсона Вырина. Сравнительный анализ привел его к следующим размышлениям: «Отчего это так всё случается, что вот хороший-то человек в запустении находится, а к другому кому счастье само напрашивается?». На этот вопрос герой романа не получит ответа. Автор предоставляет возможность читателю надеяться, что «маленькому человеку» удастся пройти этот нелёгкий путь к себе. «Война и мир» Л.Н. Толстой Влияние искусства на человека Искусство может преобразить душевное состояние человека, что впоследствии поможет ему справиться с проблемами. Например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов после проигрыша крупной суммы в карты Долохову находится в подавленном состоянии и не видит выхода из этой ситуации. Справиться с эмоциями герою помогает прекрасное пение Наташи. Оно напоминает ему о важных жизненных ценностях и том, что проблемы приходят и уходят. Так искусство изменило душевное состояние героя, дало ему смелости: Николай рассказывает о проигрыше отцу и ищет выход из этой ситуации. «Василий Тёркин» А.Т. Твардовский Влияние искусства на человека В главе «Гармонь» герой играет на музыкальном инструменте. Мелодия напоминает людям, уставшим от войны, о родных местах, о тепле и радости, поэтому они пускаются в пляс. Искусство позволило людям отдохнуть душой от всех тягот и невзгод, изменило один из дней войны, а Василию Теркину удалось обзавестись верным другом: гармонь ему подарили в благодарность и в память о командире, которому она принадлежала ранее. |