Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Слово о художнике.

  • 2. Знакомство с картинами Н.К. Рериха. См. презентацию «Н. К. Рерих»3. Первичное восприятие картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

  • 4. Беседа по содержанию картины. Составление плана.

  • 5. Орфографическая подготовка.

  • 6. Запись текста. 7. Итог урока.

  • Сочинение по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»

  • Сочинение по картине Н. К. Рериха Заморские гости. Сочинение по картине Н. К. Рериха "Заморские гости". Цель развитие умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине


    Скачать 19.62 Kb.
    НазваниеСочинение по картине Н. К. Рериха "Заморские гости". Цель развитие умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине
    Анкорcjxb=
    Дата11.04.2022
    Размер19.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСочинение по картине Н. К. Рериха Заморские гости.docx
    ТипСочинение
    #460976

    Русский язык 4 класс

    Урок развития речи

    Сочинение по картине Н. К. Рериха "Заморские гости".
    Цель: развитие умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

    Ход урока.

    1. Слово о художнике.

    Н. К. Рерих – художник необычный, оригинальный, самобытный по отношению к миру.

    Жизнь Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Он был замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом.

    Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии.

    Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни.

    Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни.

    Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Он говорил о своих работах так: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".

    Н. Рерих был очень увлечён временами Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: "Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство..." - восклицал Н. Рерих.
    2. Знакомство с картинами Н.К. Рериха.

    См. презентацию «Н. К. Рерих»
    3. Первичное восприятие картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

    Рассматривание картины.
    Картина Н. Рериха "Заморские гости" написана в 1901 году. За два года до этого художник совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду. Путешествие поразило художника. Он представлял, как по этому пути много лет назад приплывали на славянскую землю варяги, как новгородцы отправлялись в походы, как рассекали водную ладь струги новгородского купца Садко. Тогда и родилась у художника идея написать картину о гостях из-за моря, приплывших к русичам за миром.

    Легко крепкие ладьи рассекают незнакомые воды. Гости внимательно вглядываются в чужие берега. Художник четко прописал малейшие детали украшения чужеземных кораблей, от щитов на корме до узорной резьбы, которую венчает голова дракона. Сквозь прозрачную воду видны камни на дне.

    Все спокойно в чужедальней стороне. Вода не волнуется. По ней лишь пробегает рябь от кораблей. Вода такая синяя, как будто небесная синь смешалась с ней. Стая чаек мирно сидела на водной глади. Но странные чужие корабли спугнули птиц. И теперь они с криками носятся вокруг ладьи, любопытствуя, кого это занес попутный ветер.

    А на берегу не видно ни одного человека. Вдали виднеется поселение славян. Но их не тревожит появление заморских гостей. Воинственные славянские племена привыкли силой отстаивать свою правоту и независимость. Потому и плывут гости к славянским берегам, заключить мир, прекратить вражду.

    Картина поражает зрителя яркостью красок, кокой-то светлой чистотой. Как можно сражаться среди этого синего великолепия, уходящего далеко-далеко, до самого горизонта!
    Мы будто ощущаем медленное движение расписных ладей по синей глади моря, а их алые паруса словно пылают на небесном фоне. Викинги же столпились на корме и вглядываются в невиданные доселе дали.

    И вот она Русь Великая. На вершине одного из холмов отчетливо видны три кургана. Там находились захоронения вождей. Другой холм украшает славянский городок, откуда, если вообразить, жители смотрят на чужеземные ладьи с волнением и любопытством.

    Прекрасны изображенные Рерихом синие волны, будто разрезаемые кораблями, небесная лазурь, сияние солнышка, зелень проплывающих мимо холмов. Но в "Заморских гостях" мы почти не видим лиц людей - они словно призраки из прошлого.

    Художник С. Маковский так говорил о произведениях Н. Рериха: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого"
    4. Беседа по содержанию картины. Составление плана.

    - По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст?

    - Составим план сочинения.

    - Сколько частей выделим в тексте?

    - Как они называются? (Вводная, основная, заключительная)

    - О чём мы будем писать во вступлении? (О Н. К. Рерихе и его картине)

    - О чём будем писать в основной части? (О заморских гостях, плывущих на расписных ладьях. Об окружающей природе.)

    - Выделим две подтемы в основной части.

    - Как закончим сочинение? (Выразим своё отношение к картине.)
    В ходе работы на доске появляется план.

    1. Художник Н. К. Рерих и его картина.

    2. Расписные ладьи.

    3. Северная природа.

    4. Краски и цвета картины.

    4. Моё отношение к картине.
    Ответы на вопросы по содержанию картины

    - Какая картина перед нами?

    - Что мы видим на ней?

    - Что украшает корму каждой ладьи?

    - Кто находится в лодках?

    - Чему дивятся заморские гости?

    - Что сверкает на солнце?

    - Как движутся расписные ладьи по синей глади моря?

    - Как выглядят их алые паруса?

    - Что видят викинги?

    - Что виднеется вдали?

    Что находится на одном из них?

    - Что раскинулось на другом холме?

    - Видим ли мы лица заморских гостей?

    - Почему художник не нарисовал лица людей?

    - Как ты относишься к картине?
    Картина «Заморские гости» была написана Н. Рерихом в 1901г. На ней мы видим плывущие ладьи, на носах которых находятся раскрашенные драконы. В лодках заморские гости – варяги, едут они, дивясь красоте Древней Руси и сверкая на солнце щитами.

    Мы будто ощущаем медленное движение расписных ладей по синей глади моря, а их алые паруса словно пылают на небесном фоне. Викинги же столпились на корме и вглядываются в невиданные доселе дали.

    И вот она Русь Великая. На вершине одного из холмов отчетливо видны три кургана. Там находились захоронения вождей. Другой холм украшает славянский городок, откуда, если вообразить, жители смотрят на чужеземные ладьи с волнением и любопытством.

    Прекрасны изображенные Рерихом синие волны, будто разрезаемые кораблями, небесная лазурь, сияние солнышка, зелень проплывающих мимо холмов. Но в «Заморских гостях» мы почти не видим лиц людей – они словно призраки из прошлого.

    Художник С. Маковский так говорил о произведениях Н. Рериха: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого»
    5. Орфографическая подготовка.

    - Как оформляется каждая часть сочинения?

    - При написании обратите внимание на опорные слова и вопросы.

    - Прежде чем записать предложение, оформите его устно. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения.

    6. Запись текста.

    7. Итог урока.

    - Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

    - Какие знания и умения вам были необходимы для работы?

    - Понравилось ли вам работать над картиной Н. К. Рериха? Чем?
    Опорная индивидуальная карточка
    Сочинение по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»


    Опорные вопросы

    Опорные слова

    Какая картина перед нами?




    Что мы видим на ней?

    Что украшает корму каждой ладьи?

    Кто находится в лодках?

    Чему дивятся заморские гости?

    Что сверкает на солнце?

    Как движутся расписные ладьи по синей глади моря?

    Как выглядят их алые паруса?

    Что делают викинги?
    И вот что перед ними?

    Что виднеется вдали?

    Что находится на одном из них?

    Что раскинулось на другом холме?

    Видим ли мы лица заморских гостей на картине?

    Почему художник не нарисовал лица людей?


    плывущие ладьи

    раскрашенные драконы

    заморские гости – варяги

    красоте Древней Руси

    их шлемы и щиты

    медленно
    словно пылают на фоне голубого неба

    столпились на корме и вглядываются в неведанные дали

    Русь Великая

    на вершине холма три кургана

    захоронения вождей

    славянский городок

    почти не видны
    они словно призраки из прошлого

    они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они скрыты в туманах прошлого

    Какой получилась картина?

    Какие краски использовал художник?

    очень яркой

    насыщенные краски, показывая красоту природы и кораблей

    Твоё отношение к картине

    О чём заставляет задуматься?

    переносит нас вглубь веков

    о том, как богата и самобытна история нашей страны


    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/338344-prezentacija-i-konspekt-uroka-razvitija-rechi


    написать администратору сайта