«Социально. Социально культурные особенности и проблемы развития общества
Скачать 147.67 Kb.
|
Министерство науке и высшего образования Российской Федерации Частное образовательное учреждение высшего образования « Санкт - Петербургский университет технологий управления и экономики» Инсититут гуманитарных и социальных наук Кафедра рекламы и связей с общественностью Эссе по дициплине « Социология». Тема: Социально - культурные особенности и проблемы развития общества. Выполнил: Мустафаева Д.Б. Проверил: Мордовец А.И. Санкт - Петербург СПбУТУиЭ 2023 «Социально - культурные особенности и проблемы развития общества. Содержание. Введение: Социально - культурные особенности развития российского общества. Проблемы развития социально - культурной сферы российского общества Заключение. 4.Список использованной литературы. Введение. Современное состояние социально - культурной системы российского общества определяется ускорением исторической динамики, глобальным продуцированием рефератных культурных образов, норм социалиной престижности, актуализацией процесса групповой и личностей самоидентификации. Возрастание социокультурной динамики и появление новых формы и способов бытия человека в культурном пространстве происходит в контексте перехода к обществу позднего модерна , интенсификации процессов социальной и географической мобильности. В то же время, несмотря на некоторую тенденцию унификации культуры, наблюдается многообразие культурного оформления мира. Идей плюрализма, многообразия культур, актуализированные современной наукой, в свою очередь, оказали влияние на между культурное взаимодействие и контакты, в которых обе стороны культурного взаимодействия стали признаваться равноправными независимо от продвижения по линейной школе прогресса.Большой интерес вызывают пути развития национальных культур в условиях модернизации. Актуальным предоставляется соотнесения модернизационных процессов с национальной культурной традицией, ценностями, идентификациями. Необходимость теоретического осмысления проблемы российской модернизации во многом обусловлена все более высокими темпами исторической и социокультурной динамики. Взрывное ускорение перемен, вызывающее шок столкновение с новыми реалиями, ценностями и моделями поведения изменяют смысловую непрерывность жизненного мира, требуя от нас творческой интерпретации повседневности. Мы видим не только новые проблемы, но и новые возможности, вошедшие в нашу жизнь вместе с модернизационными вызовами начала нового тысячелетия. Позитивный рост свобода, открытости социокультурной сферы, возможности более свободной социализации и инкультурации личности, интериоризации новых ценностей, образа жизни, моделей поведения дополняется трудностями, связанными с уменьшением социалой и лучной безопасности, социалиной дифференциаций общества, с коррупцией и преступностью, с конфликтами между обществом и личностью. Рубеж веков, тем более - тысячелетний, позволяет подвести итоги провиденного пути, а также с некоторой надеждой и тревогой подумать о завтрашней дне человеческого общества в целом, России - в том числе. В XXI веке мы будем решать те проблемы, которые уже сложились и тенденции развития которых достаточно ясно просматриваются. Способы и механизмы решения таких проблем, их последствия могут быть весма различными вся прошлая история убедительно показывает, что эволюция человеческого социума пробивалось через многообразие сценариев социальных альтернатив. В силу сочетания сложной и трудноуловимой совокупности причин и следствий возможны различные альтернативы социально -культурного развития российского общества. Целью данной работы является анализ социально - культурных особенностей и проблем развития российского общества. Для достижения этой цени необходимо решить следующие задача: -охарактеризовать основные социально - культурные особенности российского общества; -выявить проблемы его развития; -рассмотреть возможные альтернативы его развития в будущем. Социально - культурные особенности развития российского общества. Для российского общества в течение последних десяти лет характерны радикальное усиление неравенства, изменения в стратификации, восходящая и нисходящая личностям и групповая мобильность, формирование среднего класса. Годы реформ со всей определённостью показали, что для позитивной адаптации к рыночной социокультурной системе требуется высокое качество человеческого капитала, личность, склонная к инновациям, творческой интерпретации в выработке адаптационных моделей поведения, акцентирующая индивидуальные способы достижения успеха. В последние несколько лет стала проявляется и определения корреляция уровня доходов с уровнем образования, прежде всего высшего . Это во многом связанно как с приходом на российский рынок транснациональных корпорации, так и с постепенной передачей управленческих позиции от собственников промышленных, добивающих предприятия, торговых фирм к менеджерам, специалистам, то есть лицам наёмного труда. Этот процесс особенно ускорился после кризиса 1998 года. В повседневную жизнь россиян входят новые ценности, целевые установки, утверждаются новые жизненные практики и модели поведения. Уровень экономического развития, темпы экономического роста в России во много оказывают решающее влияние на становление политической демократии, формирование сильного среднего класса, толерантности в отношении разлитых вероисповеданий, приоритета личности. Все мы являемся свидетелями исторического перехода от универсалистской , имперской социокультурной системы к национальной. Болезненность этого процесса, связанного, в частности, с потерей статуса сверхдержавы, достаточно очевидна. В практическом плане модернизация российской социокультурной системы предполагает, прежде всего, полномасштабные изменения в институциональной сфере. Ценностная система российского общества также переживает срезную трансформацию. Процесс этот плавный, поскоку векторная динамика ценностной системы была характерна для последних советских десятилетии. В недрах советского среднего класса формировалась система ценностей, в определённой степени отличающаяся от официальной. Эта частичная ценностная переориентация во многом способствовала постсоветской адаптации к взрывной динамике социокультурной системы той его части, которой удалось наиболее далеко продвинутся в переоценке ценностей. Адаптационные возможности личности прямо завися от её ресурсов, культурного, экономического, социального и символического капитала, который включает в себя репутацию и престиж. В нашей жизни возросла роль материальных ценностей: денег и богатства, уменьшилось значение ценностей нематериальных. Мы рассматриваем модернизационные процессы как направленные изменения институциональной сферы культуры, социальной, политической и экономической систем, как изменение ценностей и идеологии. Важнейшей задачей, которую необходимо решить в процессе модернизационного перехода к новой российской социокультурной системе, является массовый переход к внутреннему контролю, т.е. самоконтролю личности, её способности принимать решения и нести за них всю полноту ответственности, в отличие от внешнего контроля, характерного для традиционного общества. Самоконтроль, готовность ввести своё поведение в рациональные законные рамки -необходимое условие функционирования гражданского общества. Формирование внутреннего контроля является, по видимому, главной задачей современного российского воспитания и образования. Решение этой задачи позволит во многом снизить интенсивность различных форм девиантного поведения. В постсоветский период Россия, её социокультурная сфера имеет реальный шанс на позитивное завершение модернизации, предполагающее, прежде всего, определению синхронизацию исторической и социокультурной динамики с единой Европой, западной цивилизацией в целом. Социально - культурное развитие российского общества во многом обусловлено экономическими и политическими причинами. Главными особенностями социально - культурного развития России можно назвать усиленное социальное расслоение и формирование новых групп населения . Как следствие, в стране усилилось социальное неравенство, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения ( богатые, средние классы, средне -и малообеспеченные ) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подера, несмотря на благоприятные усреднённые экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходит их закрепление из - за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перешивания общественных слоёв в 1990 -е годы произошло резкое ( полагаем, даже слишком резкое ) уменьшение вертикальной мобильности и сформировалось ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения. На културном пространстве постстоветской России правит бал « массовая культура». И с её помощью во многом осуществляется реформирование экономики, политической системы, социалиной сферы. Почему же она обладает такими большими средствами психологического и идеологического воздействия. Попытаемся ответить на этот вопрос. Начнём с того, что сам термин «массовая культура»появился в американской печати на исходе тридцатых годов минувшего века. А со второй половины 40 -х термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым, прежде всего в социологии, а затем в культурологии. В соответствующей литературе существует самое различное толкование термина « массовая культура». Но если из всего сказанного выделать главные черты, то « массовую культуру» можно определить как совокупность потребительских материальных и духовых ценностей, предоставляемых в распоряжение широкой пультики, прежде всего при помощи средств массовой коммуникации, в условиях технической цивилизации и рыночных отношений. Один из доминант массовой культуры является, что она сознательно ориентирует распространяемые её ценности на «усреднённый» уровень развития массовых потребителей. Считается, что главным каналом, распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники и информации: книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино , ТВ, видео и аудиозаписи, компьютер. Конечно, массовая культура связана со средствами массовой информации, одиноко её взаимоотношение с ними более сложно и противоречиво, чем на первый взгляд. Отнюдь не все, что перемоется по началам СМИ можно выключать в « массовую культуру». С другой стороны, продукция массовой культуры находит своё распространение и за переделами СМИ. Поэтому не совсем верно статьи массовую культуру лишь порождением « технического века». Она существовала и в иных формах на разных стадиях развития человечества. Ещё в Деревням Риме, где умиротворение масс шло под лозунгом « Хлеба и зрелищ», были один зрелища у патрициев, другие - у плебеев. Но конечно, полный расцвет массовая культура получила именно в массовом индустриальном обществе. Проблемы развития социально - культурной сферы российского общества: Можно утверждать, что в результате экономических, социалах и политических процессов последних лет российского общество ещё не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностней. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ , возникших по множеству оснований: Несколько сложнее определить точный перечень проблем. Одиноко среди них можно выделяет главные проблемы, наличие которых не вызывает сомнения: падение демографических показателей , ухудшение уровня жизни на фоне роста цен и снижения заработной платы, социальная незащищённость бедных слоёв населения. Согласно исследованиям большинство россиян считают самой болезненной социалиной проблемой высокие цены на жилищно - коммунальные услуги. Также к осиновым социальным проблемам россияне относят недостаток финансовых средств на продукты и товары, рост цен и инфляцию, высокие цены на медицинские услуги и лекарства. Перечисленные проблемы социально - культурного развития дополняются и усугубляются политической нестабильностью в мире, развитием финансового кризиса, влияющего на рост экономики России, а также проблемами культуры. Сокращаются работники культурной инфраструктуры. Инфраструктура культуры в России довольно развита, но вместе с тем - остаётся закостенелой, технически и морально устаревшей. Сильный отпечаток на неё наложили бывший общественный порядок и присущая ему культурная политика, следствием этого является ориентация на централизованное управление и прямое бюджетное содержание, заметный дефицит собственной инициативы учреждений культурных, их неподготовленность к существованию в условиях общественного и хозяйственного плюрализма и свободного рынка. В результате наблюдается охлаждение интереса населения к достоянию российского и мировой цивилизации. Культурным досугом среднестатистический россиянин считает поход в бар или просмотр телепередачею Это также является результатом массового увлечения кино, Интернетом и высокой стоимостью других культурных развлечений. От общего уровня культуры напрямую зависит уровень культуры политической, умение адаптироваться в обществе, качество выполнения профессиональных обязанностей. В области здравоохранения сформировались многоукладность и раздробленность, что ухудшает качество оказываемых медицинских услуг. Вторая особенность современного здравоохранения -его удорожание. Развитие современных диагностических и лечебных технологи , с одной стороны, повысило качество диагностики, улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья. А с другой - привели к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков. Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам. Четвёртая - это затратная модели здравоохранения с избыточным коечным фондом. Раньше слабое оснащение здравоохранения, отсутствие эффективных лекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц, целой армией ии врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющая здравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. В итоге сформировалась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающих больниц. Можно также отметить, что в целом взгляд россиян на будущее становится более оптимистичным по сравнению с прошлым десятилетием. Люди больше придают значения не только экономическим и политическим вопросам, но и взаимоотношениям, карьере, здоровому способу жизни. Особенно выразительно стремление к последнему проявляется на фоне проблем алкоголизма и наркомании. Также на социально - культурное развитие России влияют терроризм, роль олигархов в политической и экономической жизни страны, экологическая ситуация, бюрократизм, наличие экстремистских и фашистках молодёжных группировок. Обострённые мировоззренческие и социально - культурные проблемы современной России отражаются на состоянии всего ь общества. Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить следующие. Во - первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия межу поколениями ( проблема « отцов и детей»), и прежде всего на психологическом и идеологических уровнях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху перемен, перехода из одной социалиной системы - в другую, когда мировоззрение « отцов», сформировавшееся в старой системе, не может « ужиться» с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое находятся на разных полюсах отечественной культуры. Вторая проблема современной отечественной культуры - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное уложение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным ( искусственным) окружением. Это выражается с таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения доступа, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов. Но эти возможности часто бывают не реализованы, и прежде всего из -за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного означения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современных культурных ценностей. Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так наливаемой « серозней» и « народной» культуры ( прежде всего в сфере художественной культуры) и « массовой культуры». Кстати, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное ( высокохудожественное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего. Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества. - Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность её вестернизаций, утрачивается историко - культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привели к унификации обычай, традиций и образа жизни ( особенно городского населения ) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально - культурной идентичностью и разрушение культурной индивидуальности. -Снижаются показатели духовой жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Теряют популярность кино ии музыка. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыка, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. -Происходит значительная переориентация общественного сознания - с духовных , гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к « малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивает функции социалой регуляции, общественной консолидации и духовно - нравственного самоопределения человека , приближаясь к состоянию, которые в социологи характеризуется понятием аномии, т.е. безнормыности, десфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведёт к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу. На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смысл образующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правого государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры обваляют управленческий диктат, подключают население ( потребителей ) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культуры доцуговых учреждений, за счёт новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработная платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно - доцуговой деятельности, смещение приоратов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнёта, оказалось под гнётом экономическим. Глубокий кризис переживает кино индустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрий. Последствия этого процесса т коммерциализации, масштабы которого ещё трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры. Заключение: Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается её многосложность и противоречивость. С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально - культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счёт развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциации. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в културною память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвенною. Востребоется и во многом зановоа осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национално- культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства « малой родина», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средства массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последние время объекты культуры - научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения, знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, то и в обыденной культуре, культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развитьия культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно - исследовательские центры, учреждения культуры , творческие союзы, средства массовой информации. Во то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. -Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. -В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образе и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Таким образом, наблюдаемся сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально - культурой жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности. В настоящее время необходима разработка эффективной государственной социально - культурной политики. Федеральные целевые программы, действующие на сегодняшний день, слабо проработаны, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в социально - культурной сфере, имеют слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий. Дело в том , что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации ( и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной главное в процесс формирования проекта - изучив конкретное социально -- культурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значемиме проблемы, которые, во первых, отражают реальние и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во - вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности. |