Причины неуставных взаимоотношения. Причины появления неуставщины. Социальнопсихологические причины неуставных взаимоотношений в воинском коллективе
Скачать 54.84 Kb.
|
РЕФЕРАТ По дисциплине: «Основы военной психологии и педагогики» на тему: «Социально-психологические причины неуставных взаимоотношений в воинском коллективе» Выполнил Научный руководитель СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………………...3 Краткая история дедовщины в армии………………………………………………………4 Факторы, способствующие возникновению и развитию нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими……………………………………………...7 Основные причины нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими…………………………………………………………………………...8 Методы профилактики неуставных взаимоотношений…………………………………..18 Заключение………………………………………………………………………………….33 Список литературы…………………………………………………………………………34 ВВЕДЕНИЕ Успешная профессиональная деятельность в условиях военной службы требует соблюдения правил воинской дисциплины, социально ответственного поведения каждого военнослужащего. Современные условия общественного развития, включающие армейские реформы предполагают необходимость и возможность новых подходов к решению проблем, вызванных отклоняющимся (девиантным) поведением военнослужащих. Особенно актуально изучение социально-психологической детерминации девиантного поведения военнослужащих в совокупности конкретных условий социализации. Учет полученных результатов может способствовать профилактике нарушений поведения среди военнослужащих, снижению «напряжения» между потребностями личности и обязанностями по выполнению воинского долга, возрождению общественного мнения о важности "школы воинской службы" в процессе становления личности мужчины, рассмотрению вопросов годности к военной службе военнослужащих с девиантным поведением исходя из социально-психологических особенностей каждого военнослужащего. Разнообразные поведенческие девиации военнослужащих могут быть рассмотрены как единый комплекс, относятся к разряду уголовно наказуемых деяний и имеют типичные (агрессивные, суицидальные, зависимые и т.д.) и профессионально специфические формы, к подобным формам относят самовольные оставления части и неуставные взаимоотношения военнослужащих. Такие стрессовые факторы, как изменение образа жизни, бытового уклада и характера трудовой деятельности, смена привычных стереотипов поведения являются обязательными условиями несения воинской службы и неизбежно сказываются на состоянии психического и психологического здоровья, снижая эффективность социализации и уровень социализированности военнослужащих. Установлено, что в ответ на трудности службы у военнослужащих возникают переживания чувства неуверенности в своих силах, незащищенности, неопределенности, тревоги и потери опоры, которые проявляются в нарушениях воинской дисциплины, нервно-психических и психосоматических расстройствах, девиантном поведении. В результате несоответствия индивидуальных, этнокультурных, возрастных, социально-психологических особенностей личности требованиям и условиям военной службы, многие военнослужащие становятся "жертвами социализации", что проявляется через разнообразные девиации поведения. Краткая история дедовщины в армии В одних армейских частях дедовщины было совсем немного, в других – это явление заполняло собой все пространство. Особенно этим славился стройбат, который традиционно во все времена занимал первую ступень печального рейтинга человеческого унижения в советской армии. Начало В истории неуставных отношений в советской армии первый официальный случай был зафиксирован в 1919 году, когда трое старослужащих из 30-й стрелковой дивизии забили до смерти новобранца Юрия Куприянова, который отказался в категорической форме выполнять указания, касающиеся проведения каких-то ежедневных обязательных работ. После этого почти больше полувека никаких официальных сообщений, касающихся неуставных отношений в прессу не проникало. И лишь в конце 60-х годов вернувшиеся со службы из армии люди могли рассказать о творящихся несправедливостях. Причин возникновения дедовщины несколько. Во-первых, из армии не были уволены солдаты, прошедшие Великую Отечественную войну и они пользовались авторитетом и популярностью на законных основаниях по сравнению с новобранцами, которые в войне не участвовали, «пороха не нюхали». Но самый расцвет этого явления пришелся на конец 60-х годов XX века, когда 12 октября 1967 года вышел новый закон «О всеобщей воинской обязанности», ставшим последним законодательным актом СССР в этой сфере. Был уменьшен срок прохождения воинской службы: в сухопутных войсках отныне должны были служить не три, а два года, на флоте срок службы сократили с четырёх до трёх лет. Две социальные волны – старослужащие, озлобленные тем, что новобранцам посчастливилось служить меньше, а им пришлось отслужить на год больше, столкнулись в прямом смысле лбами. Обиду вымещали на новичках. Уголовники в войсках Также по данному приказу вводилось еще одно новшество. Из-за недобора призывников в армию – Великая Отечественная война образовала огромный демографический провал – стали призывать лиц, имеющих судимость. Это решение Политбюро ЦК КПСС основывалось на том, что в армии должно было служить около пяти миллионов человек, а на самом деле количество солдат было сокращено на треть. До этого момента в армию уголовников не призывали. Это стало одной из главных причин возникновения новых уголовных явлений в армейской среде. Командиры отдали власть На начальных этапах отцы-командиры не предали этому явлению большого значения из-за отсутствия опыта борьбы с новоявленными дедами, а когда в ротах и частях постепенно власть захватили в свои руки бывшие уголовники и новоявленные деды из солдатской среды, было уже поздно что-либо предпринимать. Так постепенно возникло одно из самых жестоких морально-психологических мучений новобранцев, получившие название «дедовщина». Еще одной из главных причин этого явления - использование в обычной жизнедеятельности не по уставу бесплатного труда солдат. Службы тыла – больше всего пораженные дедовщиной Как раковая опухоль дедовщина распространилась во всех подразделениях Советской армии. Наибольших размеров она достигла в так называемых частях тыла. На первом месте - военно-строительных войсках, относящиеся к Минобороны и Министерству среднего машиностроения. Основная часть личного состава здесь была из кавказских республик: в батальонах иногда численность солдат доходила до 90%. В своих воспоминаниях бывшие солдаты – некоторые из них стали знаменитыми писателями – смогли рассказать всю правду. Характерный случай - один из новобранцев с самого первого дня службы в стройбате не понравился одному из старослужащих и стал его унижать – подзатыльники, удары ниже спины, зуботычины стали обычным делом. Наконец, солдат не вытерпел и прижал своего мучителя к стенке, пообещав пырнуть его острой отверткой. На время дед отступился от молодого солдата, но стал натравливать на него других. Иногда такие конфликты доходили до расстрельных дел. Рейтинг частей с дедовщиной Стройбаты. Это вполне объяснимо – в этих войсках настоящим военным делом, по сути, не занимались. Более того, стройбаты в одно время даже решили упразднить, так как они позорили честь и достоинство армии. На втором месте стояли в советской армии железнодорожные войска. Они также причастны к самому высокому уровню проявления дедовщины. На третьем месте - автомобильные батальоны, которые стали не меньшим рассадником неуставных взаимоотношений. Даже процесс перехода из новобранца в категорию дедов мог стать смертельным. Так это произошло с рядовым автомобильного взвода Алексеем Киселевым из далекого донского хутора, который отслужил год и был обязан пройти процедуру «крещения» в деды. Его земляк нанес ему символический удар в сердце с такой силой, что от него Киселев скончался, не дождавшись медицинской помощи. Это стало трагедией для донского села, вера в армейскую дисциплину была невозвратно подорвана. Так постепенно в советское общество стала проникать информация о страшных порядках в автобатах, стройбатах и железнодорожных войсках. Внутренние войска печально прославились после громкого дела рядового Сакалаускаса, который в порыве мести за свое изнасилование расстрелял восемь человек из своей роты. Степень добра и зла В перечисленных войсках по сообщения военных прокуроров СССР и было больше всего случаев разнузданного издевательства. Изощрения, которые придумывали не занятые и не утомленные настоящей воинской службой солдаты, придумывали всякие разные, придавая им на воровском жаргоне разные клички. Электрический стул – через тело привязанного солдата пропускали ток, прыганье под столом – все эти и многие другие издевательства имели свои обидные названия, которыми впоследствии понукали новобранцев. Официальной статистики потерь на этой невидимой войне под названием дедовщина в Советском Союзе широкой огласке не предавалось, да и сегодня в открытом доступе точных цифр убитых в результате неуставных отношений не имеется. Как не имеется статистики душевных потрясений, которые переживал обычный советский новобранец, попадая в новую систему измерений добра и зла. Факторы, способствующие возникновению и развитию нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Социальные, политические и экономические: Сложная социально-экономическая и криминогенная ситуация в стране и в регионах дислокации войск, социальная напряженность среди всех категорий военнослужащих. Информационный поток насилия в средствах массовой информации, деформация сложившейся системы ценностных ориентаций молодежи. Проникновение в воинскую среду традиций уголовного мира. Снижение требований к отбору и комплектованию Вооруженных Сил призывной молодежью. Крайне низкая значимость военной службы в системе ценностей личности военнослужащего. Криминологические: Отсутствие надлежащего и своевременного реагирования на факты неуставных проявлений в подразделениях. Несвоевременное возбуждение уголовных дел по фактам нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Сокрытие данных о нарушениях уставных правил взаимоотношений. Организационные: Не укомплектованность подразделений, объективно увеличивающая физические и психические нагрузки на личный состав, провоцирующие желание воинов старших призывов облегчить свое положение за счет младших призывов. Нерешенность проблем социальной защищенности военнослужащих (материально-бытовые, медицинские и другие виды обслуживания). Психологические: Рост алкоголизма и наркомании в молодежной и армейской среде. Психологическая установка призывников на безропотное подчинение «неуставщине». - Неудовлетворенность воинской службой у подавляющего числа военнослужащих. Основные причины нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Основными причинами нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими являются: серьезные издержки в деятельности органов военного управления и должностных лиц по реализации требований общевоинских уставов ВС РБ, приказов; ухудшение качества подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин; ухудшение качественного состава призывников, значительная часть которых приходит в армию с уже сформированными установками на жестокость и насилие; несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совершённых проступков; низкая эффективность воспитательной работы по формированию у военнослужащих войскового товарищества, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической атмосферы; непринятие мер к преодолению круговой поруки среди военнослужащих, выражающиеся в неправдоподобном объяснении обстоятельств травмирования, оставления места службы или части, передачи денежных средств, продуктов питания, личных вещей и обмундирования сослуживцам раннего призыва. снижение интенсивности боевой подготовки и ее влияния на сплочение воинских коллективов, а также большие физические и эмоциональные нагрузки на личный состав, вызванные его острым некомплектом. отсутствие четкой системы по вводу в строй нового пополнения. Основные формы проявления и виды нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Перекладывание военнослужащими своих обязанностей в быту и по службе на военнослужащих более поздних периодов службы: Неправильное распределение суточного наряда, дежурства по дням недели и времени суток в пользу военнослужащих более ранних периодов службы, самовольная подмена их в ходе несения службы солдатами более поздних периодов службы; назначение на более грязные и тяжёлые работы военнослужащих более поздних периодов службы, привлечение их к выполнению дополнительных задач; Вымогательство: денег, предметов обмундирования, продуктов питания, вещей перед увольнением в запас; периодические поборы из месячного содержания и денежных переводов от родных и близких солдат более поздних периодов службы; принудительное изъятие у молодых воинов новых предметов обмундирования, замена их на старые; Моральное давление на сослуживцев: o словесное оскорбление, угрозы, шантаж; o создание вокруг отдельных военнослужащих обстановки нетерпимости, злобы; o побуждение к совершению дисциплинарных проступков; Физическое насилие: прямые расправы над военнослужащими за правонарушение; избиение (одиночные и групповые драки); грубые извращения дисциплинарной практики, злоупотребления властью, издевательства над подчинёнными, рукоприкладство; столкновения между микрогруппами, образованными с учётом периодов служб, по национально-земляческому признаку за достижение определённого положения и привилегий; издевательства под видом подготовки солдат более поздних периодов службы к несению службы в суточном наряде, насильственное принуждение их к заучиванию наизусть определённых статей воинских уставов; издевательства ради развлечения, создание из числа физически слабых и отверженных военнослужащих поздних периодов службы особой группы для выполнения различных задач по обслуживанию и удовлетворению личных прихотей; Установление неуставных ритуалов и обычаев, ставящих целью запугивание, подчинение собственному влиянию, ущемление, унижение военнослужащих более ранних периодов службы: ущемление солдат ранних периодов службы при распределении пищи, лишение их положенных норм по продовольственному пайку; размещение в столовой военнослужащих разных периодов службы по противоположным сторонам столов; распределение наиболее тяжёлых смен в карауле и нарядов военнослужащим более ранних периодов службы; создание более тяжёлых бытовых условий для периодов службы, размещение их у дверей, на втором ярусе кроватей и на самых видных с проходах местах, в плохо отапливаемых помещениях, в местах казармы, отдалённых от батарей отопления; бодрствование ночью военнослужащих ранних периодов службы, высказывание ими пресловутых пожелания после отбоя военнослужащим более поздних периодов службы; привлечение военнослужащих ранних периодов службы к выполнению других «дембельских обрядов». При анализе неформальной структуры воинского коллектива необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1. Неформальные структуры неоднородны по своему составу: в каждой социальной группе ( будь то старослужащие или молодые солдаты, представители той или иной национальности и т.п.) существуют свои “лидеры”, “нейтралы”, “изгои”и т.п. 2. Помимо уставной системы определенной воинской организации существует и неформальная система отношений военнослужащих: “Дедовщина”-- неформальное разделение военнослужащих по срокам службы. “Землячество”-- неформальное разделение военнослужащих по национальности или религиозной принадлежности. “Культ силы”-- неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств. “Криминогенный фактор” -- неформальное разделение военнослужащих по принадлежности к различным криминогенным группировкам. “Религиозный фактор"-- неформальное разделений военнослужащих по принадлежности к религиозным конфессиям. 3. Под влиянием различных факторов общественного развития именно “дедовщина” и “землячество” в наибольшей степени отвечали объективным потребностям сложившейся в воинских подразделений обстановке, когда уставная система в одиночку уже не могла разрешить все возникающие социальные противоречия. Неформальная система стала компенсировать недостатки формальной (уставной) системы отношений военнослужащих. Формальная (уставная) и неформальная системы взаимоотношений между военнослужащими могут конфликтовать или дополнять друг друга. 4. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и, в частности, “дедовщина” существуют в армейской среде не одно десятилетие, и за это время в ней успели сформироваться наряду с положительными и устойчивые негативные традиции, передающиеся из поколения в поколение. В “чистом” виде формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как правило, не встречаются. Каждая из них в определенный период может выступать в качестве доминирующей. Но это не означает, что другие формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при этом отсутствуют. Они существуют, но имеют менее выраженное проявление и могут обозначаться как те или иные признаки. Как правило, образование неформальных группировок в воинских коллективах происходит на основе общих интересов и, по данным социологических исследований, распределяются следующим образом: срок службы-40,5% место призыва-20,7% общие интересы и увлечения-16,5% национальная принадлежность-11,6% уровень образования-4,1% материальное положение до службы в армии-2,5% религиозная принадлежность-1,7% другие признаки-2,5% Представители доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и хорошим физическим развитием. “Культ силы” особенно контрастно проявился в подразделениях однопризывного состава. Недостатки в подборе сержантов часто приводили к тому, что в подразделении доминировала группа из числа неформальных лидеров, посягавших на права и личное достоинство своих сослуживцев, в том числе младших командиров. В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до призыва на военную службу к указанной группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило, в короткий период времени добиваются привилегированного положения, несвойственного их статусу ни с точки зрения “дедовщины”, ни “землячества”. При наличии же в подразделении нескольких таких военнослужащих создаются предпосылки для их объединения в сплоченную группу, создающую себе имидж высшей “касты”, характерный для мест лишения свободы. Для таких военнослужащих постоянный конфликт с законом и командирами -- это образ жизни. Нарушения уставных правил взаимоотношений все чаще совершаются со стороны групп военнослужащих, призванных из одной местности с тяжелой криминогенной обстановкой. Кроме того, носителями нарушений уставных правил взаимоотношений часто становятся военнослужащие, занимавшиеся до призыва в Вооруженные Силы коммерцией и имеющие денежные средства, с помощью которых они формируют микрогруппы и довлеют над остальным личным составом. “Религиозный фактор” проявляется тогда, когда в подразделении отсутствуют в качестве доминирующих форм нарушений уставных правил взаимоотношений “дедовщина”и “землячество”, но имеется большое количество военнослужащих различных национальностей без явного преобладания одной из них. В таких условиях могут образовываться группы из представителей мусульманских национальностей. Объектом посягательств при этом оказываются “не мусульмане”. “Дедовщина” Разделение военнослужащих на “категории” с соответствующими для каждой из них функциями закрепляется и существует путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы порочных традиций и ритуалов. Они разнообразны, но суть их одна -- закрепить разделение солдат по периодам службы и напомнить о роли каждого внутри воинского коллектива. Современная “дедовщина” все более приобретает материальный характер в виде рэкета, изъятия денег и ценных вещей, продуктов и спиртных напитков, принуждения к воровству. Характерно, что люди, попавшие в армейскую среду со скамьи подсудимых, из неблагополучных семей или воспитывавшиеся в благоприятных условиях, имеют равные шансы стать носителями “дедовщины”. Разница между ними может существовать лишь в различной степени использования незаконных “привилегий”. Практически каждый военнослужащий старшего срока службы является в той или иной мере носителем нарушений уставных правил взаимоотношений, потому что всегда существует реальная опасность применения определенных санкций за нарушение “традиций” старшего призыва. Создаваемая таким образом круговая порука делает “дедовщину” явлением чрезвычайно живучим и находящим широкое распространение в войсках. В ней существуют системы “дисциплинарного воздействия”, “морального поощрения”, “штрафных санкций”. Неформальная система “морального поощрения” заключается в основном в том, что неукоснительное выполнение молодыми солдатами “обязанностей” младших периодов службы гарантирует своевременное перемещение их в новое качество -- старший период службы с последующей утратой прежних “обязанностей” и приобретением ряда “привилегий”. Нередко их используют для избиения таких же молодых солдат. Каждая десятая расправа над молодыми воинами производится военнослужащими одного и того же с ними призыва, которые принуждаются к этому старослужащими, чтобы не вызвать подозрения в свой адрес. Система “штрафных санкций” включает в себя комплекс форм физического и психологического насилия над личностью. Разделение форм насилия на акты физического и психологического воздействия является условным, так как иногда трудно определить, какая из этих составляющих доминирует в том или ином нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Психологическое насилие часто переходит в физическое или является его существенным дополнением. Нельзя однозначно определить и преобладающее значение того или другого вида насилия по степени воздействия на личность. Вероятность того, что молодой солдат может встать на путь, например, суицидального поведения, представляется одинаковой, как в следствии систематических избиений, так и под воздействием только морального давления на него со стороны старослужащих. Главное, что объединяет различные формы проявления “дедовщины”, состоит в том, что обе противостоящие стороны (старослужащие и молодые солдаты) вынуждены принимать навязываемые им роли “руководителей”и “подчиненных”. Нередко такое безысходное положение толкает молодых военнослужащих на самоубийства, самовольные оставления частей, расправу со своими обидчиками. Социологический опрос показал, что свыше 90% призывной молодежи знают о неизбежности этого порока в армии и психологически готовят себя к этому. “Землячество” В настоящее время многие военнослужащие проходят службу в регионах своего постоянного проживания, что создает благоприятные условия для образования “землячеств” (как по национальному -- среди представителей коренных национальностей автономных образований Российской Федерации, так и по региональному признаку --месту призыва). При определенных условиях функционирование национальных и региональных “землячеств” приобретает негативную направленность. Поэтому при организации профилактической работы нужно учитывать некоторые основные тенденции и особенности функционирования данных форм проявлений нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими за последнее десятилетие. Занимающая главенствующее положение в казарме национальная, “земляческая” группировка состоит, как правило, из военнослужащих одной или нескольких национальностей (в силу многочисленности или вследствие своей внутренней сплоченности и агрессивности). При этом группы и отдельные военнослужащие других национальностей оказываются объектом посягательств со стороны представителей доминирующей группировки. Наибольшую внутреннюю сплоченность и внешнюю агрессивность имеют “земляческие” группировки, состоящие, прежде всего, из представителей кавказских национальностей. Затем следуют группировки из лиц, призванных из мусульманских республик Российской Федерации, а также Тувы, Бурятии. Для представителей славянских национальностей в большей степени характерны внутренняя разобщенность, наличие неустойчивых (в основном по срокам призыва) микрогрупп и равнодушие к судьбам подвергавшимся посягательствам военнослужащих своей национальности. “Земляческие” объединения негативной направленности создаются как в рамках отдельного подразделения и части так и в масштабе нескольких частей и даже гарнизона. А так как доминирующая в рамках “землячества” группировка (в отличие от “дедовщины”, где положение главенствующей группы очень устойчиво) вынуждена постоянно поддерживать силовыми методами свой статус, то в межгрупповые конфликты, возникающие в отдельном подразделении, втягиваются военнослужащие других подразделений и частей. Это приводит в отдельных случаях к тяжелым последствиям (групповые драки с использованием оружия). Существующие в рамках “дедовщины” “обязанности” молодых солдат не распространяются на военнослужащих младшего призыва, принадлежащих к главенствующей в подразделении группировке. В связи с этим на плечи молодых солдат других национальностей (как правило, русских) ложится двойное “бремя гнета”, как со стороны “земляков”, так и со стороны старослужащих. Поэтому выглядит закономерным тот факт, что среди них большинство пострадавших от нарушений уставных правил взаимоотношений, травмированных и самовольно оставивших свои части. Внутри “земляческих” группировок, занимающих доминирующее положение в подразделениях, существует своя внутренняя иерархия, основанная не только на сроках призыва, но и на национальных обычаях, традициях, общеобразовательном уровне, материальном положении, районе проживания семьи, родственных связях и т.п. При этом возникающие внутригрупповые конфликты, как правило, не выносятся на уровень подразделения, а конфликтующие стороны быстро объединяются, когда для них создается внешняя угроза. В многонациональные группы допускаются и представители других национальностей. Определяющим при этом становится проживание до призыва в одной местности, знание языка, принадлежность к одной религиозной конфессии. Признаки нарушений уставных правил взаимоотношений, характерные для “дедовщины”, являются столь же распространенными и в “землячестве”, с той лишь разницей, что в качестве объекта посягательств здесь могут выступать как молодые солдаты, так, в определенной степени, и военнослужащие старших периодов службы -- представители других “землячеств” и национальностей. В настоящее время нарушения уставных правил взаимоотношений все чаще совершаются со стороны групп военнослужащих, проходящих службу там же, где они проживали до призыва. Численный перевес местных призывников над другими выделяет их в сильную группировку, имеющую постоянную связь с гражданской средой и способную утверждать свои порядки, затрудняет возможности командиров и воинского коллектива воздействовать на их поведение. Нередки факты, когда группы из числа местных солдат давлеют над младшими командирами, добиваясь привилегированного положения в подразделении, учиняют драки, вымогательства и издевательства над призывниками из отдаленных регионов. “Землячество” является наиболее живучей формой нарушений уставных правил взаимоотношений. Профилактическая работа часто сводится к нулю крепкой внутригрупповой сплоченностью, основанной на национально-психологических особенностях представителей “земляческих групп”, национальных и региональных традициях и обычаях. Социально-психологический портрет военнослужащего по призыву, склонного к неуставным взаимоотношениям (по материалам социально-психологического изучения 25 солдат, представленных, как склонных к неуставным взаимоотношениям) февраль 1998 года |