Главная страница

Социологические концепции личности. Социологические концепции личности


Скачать 16.8 Kb.
НазваниеСоциологические концепции личности
Дата07.12.2022
Размер16.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциологические концепции личности.docx
ТипДокументы
#833528

Социологические концепции личности

Личность является объектом изучения различных социально-гуманитарных наук: философии, педагогики, психологии, социологии идр. Основная проблематика социологических теорий личности связана с выявлением специфики процесса ее формирования, с изучением взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Существует множество социологических концепции личности, наиболее известными из которых являются: марксистская теория личности как субъекта и объекта общественной деятельности и отношений, диспо- зиционная теория личности, ролевая теория личности.

В марксистской концепции личность рассматривается с точки зрения присущих ей социальных качеств, формирующихся под влиянием социальных связей и отношений, сложившихся в обществе. В соответствии с теорией К.Маркса, личность является продуктом исторического развития человечества и формируется в результате включения человека в активную социальную (прежде всего, производственную) деятельность и общение.

Диспозиционная концепция личности ориентирована на анализ значения мировоззренческого и ценностно-нормативного факторов в деятельности личности, а также на выявление механизма саморегуляции ее поведения. Диспозиция личности означает ее предрасположенность к вполне определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиционная теория позволяет установить взаимосвязь между социально-психологическим и социальным поведением личности.

Заметное место в социологии личности занимает ролевая теория. Ее основные положения были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном и активно разрабатывались Р. Мертоном, Т. Парсонсом, западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью двух основных понятий: «социальный статус» личности и «социальная роль» личности.

личность описывается посредством усвоенных и принятых индивидом или вынужденно выполняемых социальных функций и моделей поведения — ролей, обусловленных социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

 Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.


написать администратору сайта