Главная страница

Реферат социология. Социологические начала в трудах античных философов. Социологические начала в трудах античных философов (Сократ, Платон, Диоген)


Скачать 18.9 Kb.
НазваниеСоциологические начала в трудах античных философов (Сократ, Платон, Диоген)
АнкорРеферат социология
Дата18.10.2021
Размер18.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциологические начала в трудах античных философов.docx
ТипДокументы
#249907

Социологические начала в трудах античных философов (Сократ, Платон, Диоген)

Социология в качестве фундаментальной научной дисциплины начала зарождаться еще во времена античности и возникла как следствие развития планомерного развития и углубления социальной философии. Социальная философия же, в свою очередь, является той частью философии, которая направлена на изучение общественных взаимоотношений, при том сохраняя характерные черты общего философского знания, такие как направленность на бытие, сознание, системы, развития, истины и др.. Примеры подобной взаимосвязи можно наблюдать в трудах таких популярных античных философов, как Сократ, Платон и Диоген, поэтому можно заключить ее состоятельность.

Сократ.

Сократ не оставил авторских письменных источников, однако исходя из произведения Платона «Апология Сократа» можно утверждать, что Сократ первым систематизировал философский метод, тем самым уменьшив роль софистики в обществе. Важнейшими достижениями Сократа стала интеграция научных методов мышления в социологические дисциплины, увеличение роли логики в них. Кроме того, Сократ первым из известных философов исследовал систематику существующих государств и методы управления в них, что позже стало базисом для работ Платона и Аристотеля.

Платон.

Два важнейших произведения Платона – это «Апология Сократа» и «Государство». В первом произведении изложен суд над философом Сократом и впервые проведена попытка анализа моральности права и суда, природы такого социального феномена, как клевета и социальной психологии. В вступлении на суде Сократ подчёркивает, что его обвинители говорили красиво. Однако всё сказанное против себя философ считает клеветой. Он обещает, что, как и в течение всей жизни, будет говорить перед судьями исключительно правду. Сократ подчёркивает, что ему следует выступить в защиту против двух групп обвинителей — прежних и теперешних. Сократ называет «прежних обвинителей» клеветниками. В отличие от других философов он не брал с учеников деньги, не занимался натурфилософией и другими науками, хоть и относится к ним с уважением. Откуда же взялась клевета? Сократ рассказывает о друге Херефонте, который спросил у Дельфийского Аракула о том, кто из эллинов наиболее мудрый. Пифия ответила, что нет никого мудрее Сократа. Сам философ был озадачен таким прорицанием. С одной стороны, Пифия, которая передаёт слова Аполлона, не могла ошибаться; с другой — Сократ не считал себя мудрым. Тогда он начал посещать государственных деятелей, поэтов и ремесленников. Из разговоров с ними он понял, что все они только кажутся мудрыми. Государственные деятели вообще мало понимают о чём говорят; поэты творят благодаря врождённым способностям, а не мудрости; ремесленники, обладая неким искусством, считают себя мудрыми, хоть их знания весьма ограничены. В результате Сократ понял: «На самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, пользуется моим именем для примера, всё равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.» Такой вывод пришёлся не по душе многим афинянам. Так называемые «мудрецы» возненавидели Сократа, что и стало причиной той лжи и клеветы, за которые ему приходится оправдываться. Далее Сократ отвечает на непосредственные обвинения на суде, к которым относились развращение юношества и безбожие. Сократ подчёркивает внутреннюю противоречивость обвинений Мелета. Если Мелет считал, что Сократ развращал молодёжь, то должен был убедиться, что это происходит намеренно. Также философа одновременно обвинили в изобретении новых богов и безбожии. Сократ подчеркнул, что он и близко не говорил ничего подобного утверждениям Анаксагора о том, что Солнце — «раскалённый булыжник», а не «божественный Гелиос».

Вторым важным произведением для онтологии Платона становится фундаментальный труд «Государство», где также анализируются вопросы социологического знания, главным из которых становится вопрос существования, формирования и жизнедеятельности «идеального государства». Не менее важно появление понятия социальной справедливости, как базисной основы «идеального государства» по Платону. Появляется одна из первых письменных типологий государств, типы государств Платон градуирует в шкалу по принципу эффективности управления:

  • Аристократия и монархия — лучшая из возможных в реальном мире форма правления, справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением.

  • Тимократия — менее совершенная власть меньшинства, несправедливая власть уважаемых граждан, получивших свою власть не согласно способностям, а согласно способности ее получить. Тимократия и неравенство сменяют аристократию равных по мере того, как личные интересы получают преобладание над общими.

  • Олигархия — еще менее совершенная власть богатых людей: «у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении». Олигархия основана на фактическом материальном превосходстве богатых над способными и всеми остальными.

  • Демократия — еще менее совершенная, и справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства. Демократия это равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества.

  • Тирания — самая несовершенная и несправедливая власть одного человека. Тирания во времена Платона означала тиранию против аристократического меньшинства с молчаливого одобрения демократического большинства. С точки зрения Платона тиран — самый несчастный человек, так как отказывает другим в самостоятельности и разуме, и свой разум вынужден употреблять на подавление разума других.

Также Платоном выделяется «сущность государства», а точнее формат его устройства:

  • Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы или философствующие цари.

  • Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

  • Сословие прочих граждан (Демос: ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Диоген Синопский.

В учениях Диоген зарождается идея такого социального конструкта как «аскетизм», кроме того возникает нигилизм по отношению к таким социальным институтам как семья и государство.

К наиболее известным легендам о Диогене относится поиск человека с фонарём. Диоген зажёг днём фонарь и стал ходить по улицам. На вопрос относительно того, что он делает, философ отвечал: «Ищу человека». Таким образом философ указывал на неосознанность в философской мысли природы человека, что подтверждает его дальнейшая полемика с Платоном. Из этого можно заключить, что Диоген внес в социологию большой вклад, ведь одним из первых начал анализ личности человека, ее био-психо-социальной природы, что в дальнейшем будет являться одной из ключевых задач социологии (в т.ч. современнной).


написать администратору сайта