Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена

  • Список литературы

  • Содержание Синергетическая теория эволюции


    Скачать 60 Kb.
    НазваниеСодержание Синергетическая теория эволюции
    Дата04.04.2018
    Размер60 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла7305.doc
    ТипДокументы
    #40318


    Содержание


    1. Синергетическая теория эволюции
    Мы живем в неустойчивом мире, где эволюция, катастрофы и процессы перестройки идут рядом. Классическая европейская наука (эпоха Возрождения – конец ХХ века) была построена для систем, находящихся в устойчивых условиях. Такие системы однозначно реагируют на возмущения, возвращаясь к состоянию равновесия. Становление и развитие математического аппарата было приспособлено для обслуживания процессов, эволюция которых происходит в условиях устойчивого равновесия. Но при удалении таких систем от состояния равновесия положение кардинально меняется, и мы переходим в мир, где господствует неустойчивость, малейшие флуктуации не гасятся, а начинают расти, образуя новые структуры. Где господствует неустойчивость, возможна перестройка всей системы и её поведения, сценарии эволюции становятся неоднозначными. В таких системах возможны эффекты согласования, когда её элементы как бы устанавливают связь друг с другом на больших расстояниях. Такое кооперативное согласованное (когерентное) поведение можно встретить в системах, образованных из молекул, клеток, нейронов, социальных групп и так далее. Образуются структуры из зародышей, находящихся в хаотическом состоянии, которые переходят в высокоупорядоченные структуры. Такие процессы происходят в системах, обменивающихся с окружающей средой энергией, веществом и информацией, то есть в открытых системах. Изучению таких систем посвящена сравнительно молодая наука – синергетика, рождение которой произошло в конце семидесятых годов прошлого столетия. Термин “синергетика” произошёл от греческого слова “синергетикос”, что в вольном переводе означает “совместный”, “согласованно действующий”, “кооперативно действующий”. Одним словом, его можно перевести на русский как “соработничество” [4, c.147].

    Отметим следующие основные черты систем, которые изучает синергетика, – неустойчивость, открытость, когерентность, нелинейность.

    Синергетика – новое научное междисциплинарное направление, она носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук – физику, химию, астрономию, биологию, медицину, психологию, философию, социальные науки и так далее [2, c.71].

    Синергетику можно рассматривать с разных сторон, а именно: синергетика – наука о

    — самоорганизации физических, биологических и социальных систем;

    — коллективном, когерентном поведении систем различной природы;

    — неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе, и их дальнейшем развитии (теория катастроф);

    — термодинамических открытых системах вдали от равновесия;

    — универсальных законах эволюции в природе и обществе.

    Синергетическая теория эволюции возникла в ответ на кризис традиционной теории эволюции. Идейная новизна синергетики заключается в префиксе «син-» – не просто действие, а содействие. «Если каждый фактор в отдельности и не является организационно способным, то их совокупность, общее действие, является способной». Вполне логичная гипотеза перехода количества в качество.

    Известно из практики, что даже самое тщательно спланированное действие почти всегда приходится корректировать по ходу его реализации. Всплывают обстоятельства, которые невозможно заранее предугадать или учесть. Один из самых неустойчивых факторов – общественный, то есть поведение человека с его непредсказуемой свободой выбора.

    Рассмотрим более подробно картину эволюции. В процессе развития системы могут встречаться её устойчивые и неустойчивые состояния. В интервале  АБ малые изменения элементов системы приводят к флуктуациям, которые в дальнейшем процессе гасятся, и система становится устойчивой. В точке  Б система может потерять устойчивость, и траектория её дальнейшего развития неустойчива, и возможны разные пути 1,  2, 3... эволюции. Все они являются допустимыми и подчиняются законам Природы. Точка Б носит название точки бифуркации, из неё возможны многообразные пути дальнейшей эволюции [3, c.93].

    Каждый из путей тоже рано или поздно может потерять устойчивость, и у него появится своя точка бифуркации. Разнообразные пути развития обычно стремятся к некоторой более устойчивой траектории и образуют узкий коридор сравнительно устойчивых состояний, который носит название аттрактора (аттрактор — цель). Аттрактор также в процессе эволюции претерпевает бифуркацию и разрушается, тем самым порождая новые пути выхода из кризисных состояний (из точек бифуркации). Таким образом, кризис, катастрофа – это не конец, а начало. Начало нового витка эволюции, или истории, — до следующего кризисного состояния. Отмечено, что из точки бифуркации могут исходить несколько возможных вариантов путей развития системы. Все они претерпевают жёсткие проверки на прочность жизнью, временем и пространством. И те, что не выдерживают, сходят на нет, постепенно стираются с карты памяти системы. Остаётся один, достаточно устойчивый, доказавший свою жизнеспособность, путь. В нарисованной тут картинке прослеживается некая цикличность, или спиральность, поступательного развития системы: кризис –> выход в аттрактор –> устойчивое состояние –> увеличение роста энтропии, что закономерно приводит к очередному кризису и поиску пути выхода из него, или возникновению на месте старой системы новой; и так до бесконечности.

    Устойчивое и неустойчивое состояния могут быть определены следующим образом: рассмотрим изменение функции у при изменении аргумента х; если малому изменению аргумента соответствует малое изменение функции, то имеем дело с устойчивым состоянием, и наоборот, неустойчивое состояние связано с большим изменением функции при малом изменении аргумента.

    С масштабом изменений в процессе развития могут помочь термины “микроэволюция” и “макроэволюция”.

    Микроэволюция – эволюция в рамках существующих признаков, то есть здесь наблюдаются только количественные изменения для существующих признаков.

    Макроэволюция – возникновение новых, до сих пор не имеющихся органов, структур, качественно нового генетического материала.

    Понятия микро- и макроэволюция различаются не количественно, а качественно.

    Из многообразных путей эволюции путём отбора осуществляется единственный, что позволяет сформулировать третье эмпирическое обобщение.

    Теория универсального эволюционизма не противоречит приводимым выше двум великим теориям эволюции, она только ограничивает рамки их применения. Развитие изолированных систем приведёт, как утверждает Л. Больцман, к росту хаоса и в конечном итоге — к разрушению системы. Если не рассматривать в живых и социальных системах принцип взаимоСОдействия, когерентности их элементов, то в этом мире воцарится борьба и восторжествует так называемый социал-дарвинизм. Исключение принципа гармонического развития общества приведёт к уродливому его развитию, что наблюдается в современном обществе. И, наконец, восьмое эмпирическое обобщение намечает связь с тонким миром, выступающим в роли информационного поля, или коллективного сознания общества. Отказ от такого взгляда невольно приведёт к необходимости привлекать религиозные, мистические, сверхъестественные представления для объяснения многих явлений [1, c.72].


    2. Эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена
    Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) (1881-1955)– французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, объединивший в своем учении христианство и эволюционизм, автор теории ноосферы (наряду с Э. Леруа и В.И. Вернадским). Один из первооткрывателей синан­тропа (1929). Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Тейяра де Шардена. Автор концепции «христианского эволюционизма».

    Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания (Grenet P. Teilhard de Chardin. Raris, 1961. P. 117). По его мнению, в будущем наука и религия окажутся тесно взаимосвязанными в единстве человеческого познания, ибо для науки необходимо убеждение в том, что "универсум имеет смысл -и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству" (Тейяр де Шарден. Феномен человека/ Пер. с фр. Садовского Н. А. М., 1065. С. 278. Далее - ФЧ). Но для этого совершенства нужна глубокая интуиция единства и высшей цели мира. Все это можно найти только в религии. Поэтому для Тейяра "религия и наука - две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта незнания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции" [4, c.179].

    С теорией самоорганизации согласуется и эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями.
    По мнению Тейяра де Шардена, появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь.

    При этом автор делает весьма характерный вывод о том, что возникновение человека — это процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей...» [3, c.196].

    Заслуга Тейяра де Шардена состоит не только в том, что он как один из открывателей синантропа помог замкнуть цепь наших представлений об антропогенезе, найдя критическое, недостающее в ней звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга заключается также в том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в обшей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — Homo sapiens.

    А вся цепочка предшественников современного человека с точки зрения сегодняшнего естествознания будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян — рамапитек — жил на территории от Индии до Африки около 14 млн лет назад. Примерно 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга — сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2,5 млн лет назад) и остатки жилищ (1,75 млн лет). В Африке найдены останки человека умелого — зинджантропа, жившего 2 млн лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, жившим от 4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9— 0,65 млн лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад) и неандерталец (ранняя форма Homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад [5, c.114].

    Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной), видимо, вообще маловероятен процесс строго линейного развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации:

    Все попытки доказать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый является нашим прямым.


    Список литературы


    1. Бабушкин А. Н. Современные концепции естествознания. Лекции : учеб. пособие /Бабушкин А. Н., - СПб. :Лань, 2011. - 224 с.

    2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний : учеб. пособие /Горбачев В. В., Калашников Н. П., Кожевников Н. М. - СПб. :Лань, 2010. - 208 с.

    3. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания : учеб.для вузов /Гусейханов М. К., - М. :Дашков и К, 2011. - 692 с.

    4. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания : учеб.для вузов /Карпенков С. Х., - М. :Академ. Проект, 2012. - 640 с.

    5. Современное естествознание. В 10-ти т. Т. 3. - М. :МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. - 272 с





    написать администратору сайта