Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Тирания Писистрата

  • 3. Взгляды Ксенофонта

  • Реферат древн.грец.. Содержание введение Реформы Солона и Клисфенка Тирания Писистрата


    Скачать 200.09 Kb.
    НазваниеСодержание введение Реформы Солона и Клисфенка Тирания Писистрата
    Дата17.03.2023
    Размер200.09 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРеферат древн.грец..pdf
    ТипРеферат
    #997712
    СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Реформы Солона и Клисфенка ................................................................... 3 2. Тирания Писистрата ..................................................................................... 7 3. Взгляды Ксенофонта .................................................................................. 10 4. Взгляды Платона ........................................................................................ 12 Заключение Список использованных источников

    2 ВВЕДЕНИЕ В работе рассмотрены основные проблемы разделения труда и классов общества в древнегреческой философии, сословной теологии и классической политэкономии. Рассмотрены реформы Солона, тирания Писистрата, реформы Клисфена, а также взгляды Платона и Ксенофонта. Сделан вывод, что в анализе проблем разделения труда и общества древнегреческие мыслители обнаружили множество новых идей, а их учения в дальнейшем историческом развитии учения стали источниками многочисленных школ и направлений. Древнегреческая цивилизация является самой ярчайшей цивилизацией в мировой истории. Древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства.

    3
    1. Реформы Солона и Клисфенка. В VI в. до н.э. в Афинах развитие товарно-денежных отношений привело к социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов стали выделятся богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов обеднела, а геоморы превратились в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадая в долговую кабалу, теряли свободу и продавались в рабство заграницу. Экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан возрастала, росло также и число бедняков. Положение становилось неустойчивым у средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникло целый комплекс противоречий между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия возникли между богатой родовой аристократией и народом, возглавляемым богачами. Для смягчения данных противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридoм, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. Реформы Солона были важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Для начала, Солон провел сисaхфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги - освобождались, а проданные за долги заграницу выкупались. Долговое рабство в Афинах после этого отменилось.

    4
    Сисaхфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой для народа. Однако, Солон не выполнил важного требования бедных - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедняков.
    Солон также провел цензовую реформу, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати и замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда поимущественному признаку, где самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта, только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый разряд, данного права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты. Одновременно Солон сделал уступки бедноте и эвпатридaм, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гeлиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления - совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридoв. В результате, реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы

    5 вызывали недовольство родовой аристократии и не удовлетворяли в полном объеме народ. Борьба продолжилась ив итоге привела к установлению тирании Писистрaта, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи народа в борьбе с аристократией и упрочили политическое положение, которое создал Солон. Органы управления при этом продолжали функционировать, но уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, необязательно устанавливающий жестокий режим.
    Писистрaт ввел кредит и тем самым облегчил положение мелких землевладельцев. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования для бедняков. Значительную роль сыграло и соблюдение действовавших в Афинах законов. Однако эти мероприятия требовали всевозрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало и их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они также уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала

    6 политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения. Реформа Клисфeна состояла в следующем. Он упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан также еще один орган - коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения по одному представителю от каждой филы. Изначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии изменить старые порядки при
    Клисфeне в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Суть заключалась в следующем ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остракoне (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком налет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, впоследствии использовали в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

    7 Реформы Клисфeна завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. Уже после Тесея возникла дифференциация властных функций, которая привела к организации органов их осуществления. В результате возник специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно пошел процесс приобретения этим аппаратом монополии власти над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций стала легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начала осуществляться в форме государственной власти и стала государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом. Таким образом произошла социальная революция, а затем политическая революция, которая завершилась возникновением государства. Все происходило постепенно. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и народом, которое завершилось победой последних. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.
    2. Тирания Писистрата
    Важнейшим событием афинской истории в последующие вслед за реформами Солона десятилетия был политический переворот, утвердивший единоличную власть — тиранию Писистрaта.
    Писистрaт притянул себе популярность среди афинян своей военной доблестью, которая проявилась вовремя войны с мeгарами за Сaламин. Поставленный во главе вооруженного отряда афинян, посланного на Сaламин, он не только овладел этим островом, но и захватил у мегaрян их гавань Нисeю. На Сaламин были выведены афинские поселенцы — клeрухи, получившие здесь участки земли. Последняя мера особенно подняла авторитет Писистрaта в среде нуждавшихся в земле диaкриях, признанным вождем которых он стал.

    8 Аристократия не смогла спокойно отнестись к росту политического влияния Писистрaта и возглавленных им диакриeв. На жизнь Писистрaта было организовано покушение, окончившееся, впрочем, неудачно для его политических врагов. Писистрaту удалось спастись, народное же собрание афинян по предложению Аристиoна вынесло специальное постановление, разрешавшее Писистрaту организовать особый отряд для охраны своей жизни от опасности новых покушений. По свидетельству античной традиции, Писистрат составил этот отряд из так называемых дубинщиков, те. людей, вооруженных дубинами — характерным оружием беднейших крестьян, которые небыли в состоянии приобрести себе более дорогостоящее вооружение. С помощью отряда дубинщикoв Писистрaт в 560 г. дон. э. овладел афинским акрополем и утвердил за собой единоличную власть. В Афинах установилась таким путем тираническая форма правления. Социальной ее опорой были диaкрии. Обязанный своей властью аттическому крестьянству, Писистрaт должен был в первую очередь считаться сего интересами. Это нашло себе выражение в ряде проведенных
    Писистратoм мероприятий. Преследуя главных своих противников — землевладельческую аристократию, Писистрaт, по-видимому, использовал конфискуемую у них землю для наделения крестьян. Одновременно он организовал для крестьян дешевый кредит для приобретения семян, скота и сельскохозяйственного инвентаря. Бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием, — говорил Аристотель. Положение Писистрaта, впрочем, не отличалось устойчивостью. Его политическая деятельность была направлена против родовой аристократии, оказывавшей ему ожесточенное сопротивление. С другой стороны, его политика ориентации на диaкриев вызывала оппозицию не только со стороны педиэeв, но и настроенных против тирании пaралиев. В результате нашестом году пребывания Писистрaта у власти его противники Мегaкл и Ликург соединенными усилиями добились изгнания его из Афин. Однако победа, одержанная над тиранией пeдиэями и пaралиями, также не смогла привести к прочным результатам. Обе эти группировки были разделены целым рядом непримиримых экономических и политических противоречий. Союз между ними долго просуществовать не мог. Вскоре после падения тирании взаимоотношения между пeдиэями и парaлиями настолько обострились, что вождь паралиев Мегaкл сблизился с изгнанным
    Писистратoм, вступил с ним в переговоры, которые завершились новым политическим соглашением, скрепленным установлением между ними родственных отношений Писистрaт женился на дочери Мегaкла. Вскоре после этого Писистрaт вернулся в Афины. По афинским преданиям, возвращение это было обставлено с особой торжественностью. Приветствуемый своими сторонниками, он въехал в город на колеснице, на которой рядом с ним стояла высокого роста красивая женщина, одетая в костюм богини Афины. Когда Писистрaт восстановил свое положение в Афинах, он после этого снова разошелся с Мегаклoм. Мегaкл рассчитывал, что Писистрaт поделится с ним властью, но, так тот этого не сделали вражда между ними разгорелась с новой силой. Кончилось все это для Писистрaта повторным изгнанием из Афин. С того времени Алкмeониды стали уже последовательными врагами тирании. В дальнейшем они приложили немало усилий для окончательной ее ликвидации. Не менее ярым врагом тирана оказался эвпатрид Кaллий - сын
    Фениппа, скупавший, по свидетельству Геродота, все имущество Писистрaта при каждом его изгнании. Вторичное изгнание, длившееся около 10 лет, Писистрaт провел на Македонском побережье, в Пангее во Фракии, где он владел богатыми рудниками у устья реки Стримoна, в том районе, где впоследствии был основан город Амфипoль. Писистрaт не терял надежды на возвращение в

    10 Афины и проводил необходимую к этому подготовку. Есть предположение, что он даже чеканил в изгнании свою монету. Для нового захвата власти
    Писистрaту понадобились большие средства, войско и серьезная поддержка со стороны. Последнюю он получил от фессалийской аристократии, фивaнцев и города Эрeтрии на острове Евбeя. Располагая сторонниками ив самой Аттике в лице сохранивших ему верность диакриев, Писистрат высадился на ее побережье, захватил Марафон и с помощью войска вновь овладел Афинами. Опыт двукратного изгнания не прошел для Писистрaта бесследно. В дальнейшем политика его становится более гибкой и осторожной. Он всячески стремится расширить социальную базу своей власти, и отчасти это ему удается. После третьего, уже вооруженного, захвата власти Писистрaт удержал ее, как известно, до самой своей смерти. Афинская аристократия, ослабленная длительным действием Солоновых законов, не могла долее оказывать активного сопротивления Писистрату. Внешнеполитические его успехи заставили примириться с тираническим режимом и многих паралиев.
    3. Взгляды Ксенофонта
    Ксенофонт (430-354 до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии, был учеником известного древнегреческого философа Сократа, по своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии. Ксенофонт характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие отрасль сельского хозяйства, возделывание земли для выращивания растений, используемых человеком, которое квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, те. потребительских стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов.

    11 Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе стем в интересах рабовладельческого хозяйства
    Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений. Домострой содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но, нив коем случае, не физический труд. Философ выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными. Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его и как естественное явление, и как важное условие увеличения производства потребительских стоимостей. Он близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда, впервые указав на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.
    Ксенофонт был идеологом натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе стем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли и денежного обращения. В них он видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. По его признанию, деньги - необходимое средство товарного обращения и концентрированная форма богатства. Ксенофонт осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал и рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи как потребительской стоимости - с одной стороны, и меновой стоимости - с другой. Последнему он не придавал особого значения, так как был все-таки идеологом натурального хозяйства. По его мнению, ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. Таким

    12 образом, Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых определил значение разделения труда и указал на его зависимость от размеров рынка. Его заслугой является и то, что ценность товара он объяснял двояко, как вещи, обладающей двумя свойствами - полезностью и способностью к обмену. Природу денег он трактовал как специфический товар, накопление которого не имеет пределов.
    4. Взгляды Платона. Значимое место в истории Древней Греции занимает философ Платон
    (427-347 гг. дон. э. Свои экономические воззрения он изложил в сочинениях
    «Политейя» и Законы. Для экономических взглядов Платона была характерна натурально-хозяйственная концепция. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее почетным - ремесло и совершенно недостойным для свободных людей занятием он считал торговлю. По его мнению, рабство – это естественная и вечная форма эксплуатации. В сочинении «Политейя» Платон высказывал идею идеального государства. Для него государство – это форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Оно должно обеспечивать удовлетворение всех человеческих потребностей, так как его граждане занимаются различными видами производства. Тем самым он выделял прогрессивное значение разделения труда в обществе. В нем
    Ксенофонт видел не только основу деления общества на сословия, но и основной принцип строения государства. В своем труде «Политейя» он разработал концепцию идеального государства, в которых свободные граждане разделены натри сословия правители стражи земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы находились за пределами сословий. Два первых сословия не должны были заниматься производительным трудом, это был удел членов третьего сословия и рабов. Ни правители, ни стражи не должны были иметь никакой

    13 собственности и жить в лагерях-общежитиях, питаться совместно и не пользоваться деньгами. Всем необходимым им для подобной жизни должны были их обеспечивать третье сословие и рабы.
    Платон в своем идеальном государстве сохранял торговлю и деньги. По его мнению, торговля была необходима потому, что она обслуживала в государстве разделение труда, а деньги являлись обязательным спутником торговли. По этой причине он уделял деньгам специальное внимание. Но сущности их он так не понял. Платон признавал лишь две функции денег – это меру стоимости и средства обращения. К функции денег в качестве сокровища он относился крайне отрицательно. Одним из первых среди античных мыслителей Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что рыночные цены должны регулироваться государством, асами они должны обеспечивать продавцам товаров умеренную прибыль.

    14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мысли философов Древней Греции были довольно зрелыми. Они развивались на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место как в трудах Ксенофонта, Платона, таки в во взглядах Солона и Клисфена. На экономическую мысль также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Поэтому мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда, пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить экономические процессы и разделение общества. В анализе экономических явлений древнегреческие мыслители обнаружили большую глубину и оригинальность, а их учения в дальнейшем историческом развитии учения стали источниками многочисленных школ и направлений.

    15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Бузескул В. П. История афинской демократии. СПб: Тип. ММ.
    Стасюлевича, 1909. С. 49-78.
    2. Гловели Г.Д. История экономических учений. Гл. 1.4, 1.5., 4.1, 6.2 3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом- М Языки русской культуры, 2000.-320 с.
    4. Полянский Ф. Я. Экономическая мысль периода кризиса полисной системы. Ксенофонт и Платон // Всемирная история экономической мысли. Том 1. Гл. 6.3. М. : Мысль, 1986.
    5. Шувалов В. В.Морская программа Фемистокла//Вестник древней истории. 2006 № НЕ. Христолюбова, В. Д. Мостова. — Москва :
    ЮНИТИ-ДАНА, 2019.


    написать администратору сайта