|
Задание 3.4 философия. Сомнение в достоверности добытых знаний
Задание 1.
Познание Идеально Гносеология Античность Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт и формы, которая существует в уме до всякого опыта Сомнение в достоверности добытых знаний Парменид Агностицизм Метод Мировоззрение Сенсуализм Методология Гипотеза Субъект Философия Научное познание Обыденное познание, мифологическое, художественно-образное, религиозное, научное Истина Абстрагирование Сознание Диалектика Интуиция Логика Наука Философствование
Задание 2.
Гносеологическая установка
| Сущность
| Авторы и эпоха
| Скептицизм
| Это направление в философии, которое утверждает, что человек не может ничего знать о мире с уверенностью, нужно ставить под сомнение всё, даже то, что индивидуум изучал или испытывал в прошлом.
| возникает в начале III века до Р.Х.: это учение древнегреческого философа Пиррона. Он, как и. Сократ, ничего не писал, а своей жизнью проповедовал скептицизм, а затем уже его ученики и последователи, такие как Тимон-поэт, а позднее Энесидем и Агриппа, жившие в I веке до Р.Х., записали основные идеи пирронизма
| Агностицизм
| Это философская концепция мировоззренческого характера, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании принципиальную непознаваемость объективной реальности и её оснований, Бога и метафизических сущностей вообще.
| В истории принято считать, что агностицизм как полноценное философское явление зародился в 19 веке, когда Спенсер, Гамильтон, Беркли и Юм (основные философы агностики) высказали позицию о том, что невозможно познать существующих мир путем субъективного восприятия человеком метафизических явлений.
| Гносеологический оптимизм
| Гносеологический оптимизм направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.
|
учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова.
| Критицизм
| философско-методологическая позиция, характеризующаяся принципиальным антидогматизмом, установкой на анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов.
| Уоткинса, И. Лакатоса, Дж. Агасси, X. Альберта и близкими к нему концепциями П. Фейерабенда, У. Бартли и др. Как философское направление, критицизм возник в 1930-х гг. в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в процессе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки
| Задание 3.
Гносеологическая позиция
| Представители
| Суть спора
| Сила аргументов
| Слабость аргументов
| Эмпиризм
| Ее основными представителями являются Френсис Бекон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Эмпиризм. Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). Основателем европейского эмпиризма является Френсис Бэкон. Его основные произведения: " О достоинстве и приумножении наук ", " Новый Органон " и " Новая Атлантида ". Бэкон стал первым, кто перенес идеи механики, физики и метафизики из естествознания в философию.
| это одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.
| Чувственный опыт нагляден и понятен.
| Вероятностный характер выводов.
| Рационализм
| Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идеи разума. Эмпири (ци)сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро и Ж. Ламетри, Д. Юм) считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт. Органицисты (Г. Лейбниц, Б. Спиноза) рассматривают природу в целом и ее элементы как живые организмы, в которых целое определяет свойства ее частей.
| Представители которого (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является разум, а опыт только позволяет проявиться истинам разума.
| Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое.
| Разум лишь часть человеческой сущности, соответственно, предполагать главенство разума над человеком сродни главенству левой ноги над всем телом.
| Иррационализм
| А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
В. Дильтей
|
Отвергают верховенство разума в жизни человека. Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеющий закономерностей и не подчиняющийся разуму человека
| -
| Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое.
| Задание 4.
Посредством органов чувств, мышления и интуиции человек постигает объективную действительность, приобретает знания.
Проблема интеллекта и интуиции, науки и философии не сводится к простому антиинтеллектуализму. Бергсон хочет преобразовать само понятие «рациональности», ввести в него не только то, что традиционно связывалось с деятельностью науки и научного мышления, но гораздо шире понимаемый опыт. В книге дается картина сложной, непрерывной, бесконечно изменчивой, динамической и органической реальности, представляющая весь «организованный мир как гармоническое целое». Стремясь избежать крайностей «антисциентизма» и вовсе не отвергая науку как таковую, Бергсон призывает к иной ориентации познания, к созданию познавательных средств, способных постичь эту реальность во всей ее глубине и своеобразии.
Познание – жизненно важный для человека процесс, а не просто одна из функций сознания. В этом процессе человеческая активность выражена наиболее многогранно. Практическая деятельность, то есть деятельность, материально преобразующая мир, в целом может считаться следствием познания.
Проблема истины – это проблема доверия знанию, а фактически – проблема достижимости идеала знания, знания, которое бы упрочивало положение человека в Мире. То есть истинное знание в широком смысле должно быть таким знанием, которое позволяло бы человеку обретать уверенность, устойчивость в жизни, получать возможность действовать точно и с лучшим результатом, достичь согласованности мыслей и действий и их продуктивности. Понятие истины сопряжено с понятием правды, которое уже не столь нейтрально в ценностном отношении. Правда – такое суждение (мнение, представление) о действительности, автор которого исходит главным образом из норм справедливости, честности, равной ценности каждой личности.
Бергсон показывает непосредственную и неразрывную связь судьбы человечества с судьбой космоса.
Что касается познания вещей, мы познаем не сами вещи, явления, а свои реакции на них, свое отношение. Их познание зависит напрямую от наших свойств. |
|
|