Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные представления о строении материи История развития общих представлений о материи

  • Строение материи на биологическом и социальном уровнях

  • Материя и движение, время и пространство

  • Понятие атомизма. Дискретность и непрерывность материи

  • Список использованной литературы

  • Современная наука о строении материи. Современная наука о строении материи


    Скачать 43.27 Kb.
    НазваниеСовременная наука о строении материи
    Дата02.02.2023
    Размер43.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСовременная наука о строении материи.docx
    ТипРеферат
    #917551

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: Философия

    на тему: Современная наука о строении материи

    Выполнила:

    Половникова Надежда Петровна

    (Ф.И.О. студента)

    38.03.01 Философия

    (направление подготовки)

    Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    ((направленность программы)

    Город Тюмень

    Омск 2021

    Содержание

    Введение ...3

    1. Современные представления о строении материи ...5

    2. Строение материи на биологическом и социальном уровнях ...8

    3. Материя и движение, время и пространство ...10

    4. Понятие атомизма. Дискретность и непрерывность материи ...16

    Заключение ...19

    Список использованной литературы ...22


    Введение

    Сложность определения сущности материи заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в разнообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимозависимости. В связи с этим возникает много вопросов: что такое материя? Как развивались представления о ней?

    Как соотнести с понятием материи бесконечное количество конкретных предметов, вещей? Какие свойства у него есть? В чем причина его изменения? Какие типы материи известны в настоящее время? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и форм ее движения в другие? На основании каких законов это происходит?

    Если мы обратим внимание на мир, который нас окружает, мы увидим множество различных объектов, вещей с очень разными свойствами. Некоторые из них большие, другие меньше, некоторые простые, другие более сложные, некоторые полностью постигаются непосредственно сенсорным путем, чтобы проникнуть в суть других, необходима абстрактная деятельность нашего ума. Эти объекты также различаются по силе своего воздействия на наши чувства.

    Но при всей своей многочисленности и разнообразии самые разные объекты окружающего нас мира имеют нечто общее, что позволяет объединить их с понятием материи. Это общее - независимость всего многообразия объектов от сознания людей. В то же время это общее в существовании различных материальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заметить общность в самых разных объектах, явлениях, процессах - далеко не простая задача. Для этого требуется определенная система установленных знаний и развитая способность к абстрактной деятельности человеческого разума. Поскольку знания - это продукт, который приобретается и накапливается постепенно, в течение длительного времени, суждения многих людей о природе и обществе изначально были очень расплывчатыми, приблизительными, а иногда и просто неверными. Это полностью относится к определению категории материи.


    1. Современные представления о строении материи

    История развития общих представлений о материи

    Проанализировав идеи древних ученых о материи, мы увидим, что все они были материалистичными по духу, но их общим недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к определенному типу субстанции или серии субстанций, а во-вторых, признание материи строительным материалом, некой первичной неизменной субстанцией автоматически исключало выход за пределы существующих представлений о ней. Таким образом, дальнейшее познание, проникновение в сущность материи ограничивалось каким-либо конкретным типом вещества с присущими ему свойствами. Тем не менее, великой заслугой древних материалистов было изгнание идей бога-творца и признание взаимосвязи между материей и движением, а также вечности их существования.   

    Мыслители Древней Греции оставили очень заметный след в развитии теории материи. Они впервые высказали идею, что все объекты состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов.  Первичная субстанция - атомы движутся в пустоте, а различные их комбинации представляют собой те или иные материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь разложение их на атомы. Само понятие атома заключает в себе нечто общее, присущее различным телам.    

    Несмотря на то, что атомистическая доктрина установила общую природу существования микрообъектов, она не раскрыла полностью концепцию материи; в силу своей субстанциальной и ограниченной природы она не могла служить критерием общности всего многообразия типов материи. Сегодня мы знаем, что атомы различны по природе и структуре и представляют собой только частицы материи. Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи с одним из ее конкретных проявлений, с материей.   

    Пытаясь дать определение материи, французский материалист XVIII века Гольбах в своей работе «Система природы» писал, что по отношению к нам материя вообще - это все, что тем или иным образом влияет на наши чувства. Есть очевидное желание выделить общее в различных формах материи, а именно то, что они вызывают в нас ощущения. В этом определении Гольбах уже абстрагируется от конкретных свойств объектов и дает представление о материи как об абстракции. В то же время определение Гольбаха было ограниченным. Он не раскрыл полностью сущности всего, что влияет на наши чувства, не раскрыл специфики того, что не может повлиять на наши чувства.  Эта неполнота определения материи, предложенная Гольбахом, создавала возможности как для материалистической, так и для идеалистической интерпретации материи.     

    К концу прошлого века естествознание и, в частности, физика достигли довольно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось бы, незыблемые принципы устройства мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и преобразования энергии, эволюционный путь развития живой природы установлен Дарвином, а периодическая таблица элементов создана Менделеевым. Атомы - мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы материи были признаны основой существования всех людей и предметов. Таким образом, понятие материи отождествлялось с понятием материи, масса характеризовалась как мера количества материи или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам Фарадея, а затем Максвелла были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света.  В этом случае распространение электромагнитных волн было связано с механическими колебаниями гипотетической среды - эфира.  Физики с удовлетворением констатировали: наконец-то создана картина мира, окружающие нас явления укладываются в заданные ею рамки.        

    Оценивая общие концепции классической физики XIX века. Что касается структуры и свойств материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на первичную неизменную субстанцию ​​и отождествление ее с материей содержала предпосылки для возможности возникновения критических ситуаций в физике. И это не замедлило сказаться.   

    На, казалось бы, благоприятном фоне гармоничной теории внезапно последовала целая серия научных открытий, необъяснимых в рамках классической физики. Рентгеновские лучи были открыты в 1896 году. В 1896 году Беккерель случайно обнаружил радиоактивность урана, в том же году Кюри открыли радий. Томсон открыл электрон в 1897 году, а в 1901 году Кауфман показал изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно подтверждая существенность электромагнитного поля. В начале ХХ века. Планк, Лоренц, Пуанкаре и другие заложили основы квантовой механики, и, наконец, в 1955 году Эйнштейн создал специальную теорию относительности.          

    Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не могли понять сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической физики заставила их скатиться с материалистических позиций к идеализму. Логика их рассуждений была следующей. Атом - мельчайшая частица материи. Атом обладает свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы, нейтральности по отношению к заряду. И вдруг оказывается, что атом распадается на какие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам атома. Так, например, электрон имеет переменную массу, заряд и т. д. Это фундаментальное различие между свойствами электрона и атома привело к мысли, что электрон нематериален. А поскольку понятие материи отождествлялось с понятием атома, вещества, и атом исчез, из этого следовало заключение: материя исчезла. С другой стороны, изменчивость массы электрона, которая понималась как количество вещества, стала интерпретироваться как превращение материи в ничто. Таким образом рухнул один из основных принципов материализма - принцип нерушимости и нетворения материи.          

    Диалектико-материалистическое определение материи направлено против отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Таким образом, он допускает возможность существования и, следовательно, открытие в будущем новых неизвестных, диковинных типов материи. Следует сказать, что в последние годы физики и философы все чаще предсказывают такую ​​возможность.  


    1. Строение материи на биологическом и социальном уровнях

    Бытие живой природы необходимо рассматривать в непосредственной взаимосвязи с таким явлением, как жизнь. Быть для живого существа - значит жить, а не быть - значит лишиться жизни, умереть, т.е. перестать существовать как живой организм. Проблема возникновения жизни на Земле постоянно была в центре внимания человека и всегда оставалась для него одной из величайших загадок, в попытках разгадать которую он во все времена использовал всю силу своего ума и фантазии. Но и сегодня, когда исследовательские возможности человека неизмеримо выросли, а биологические науки шагнули далеко вперед, эта проблема не может считаться до конца решенной. Именно поэтому наряду с научными представлениями эволюционного возникновения живого вещества из неживого продолжают существовать различные теории происхождения жизни, многие из которых своими корнями уходят в историю и, в частности, в историю философии. Живое, доступное сегодня нашему пониманию, в своей совокупности несоизмеримо, ничтожно мало по сравнению с тем, что являет собою все неживое, если, конечно, вообще можно делать такое сравнение в масштабах человеческих представлений о мире. Но, говоря о бытии живого, нужно подчеркнуть, что оно неразрывно связано с бытием неживого, являясь как бы более высокой, качественно иной его ступенью. Живое возникает на основе неживой (косной) природы и, уходя в небытие, в эту же косную природу и возвращается. Именно на эту связь указывали уже первые древнегреческие философы, когда говорили, что все живое возникло из земли и воды и в них же превращается. Современные научные представления позволяют определить любой живой организм (а именно в такой форме жизнь раскрывается перед нами во всем своем многообразии), как самоорганизующуюся систему открытого типа, т.е. производящую обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой. Другой отличительный признак живого заключается в способности его к размножению. В отличие от всего неживого, только живые организмы могут порождать себе подобные, расти, развиваться, получая извне необходимые для роста и поддержания жизни вещества и выбрасывая в окружающую среду отходы своей деятельности. Иначе говоря, бытие живых организмов функционально, оно осуществляется как процесс, т.е. нечто живое существует или, как говорят, в нем есть жизнь, лишь постольку, поскольку оно функционирует. Кроме того, для существования живых организмов требуется соответствующая и вполне определенная физическая и химическая среда, ибо их жизнедеятельность может происходить только в определенных параметрах: должная температура, наличие воздуха, влаги, питания и т.п. Хотя отмеченные параметры вполне конкретны и поддаются исследованиям, абсолютно точную границу между живым и неживым провести не так-то просто. Например, вирусные частицы вне клеток живого организма не производят обмена веществ, не размножаются и т.д., что дает основание одним ученым относить их к живому, другим - к миру неживого. На неопределенное время прекращаются жизненные процессы и у высушенных семян или простейших организмов при глубоком замораживании, но при возвращении к прежним (нормальным) условиям их жизненные процессы восстанавливаются. Уникальность биосферы состоит в том, что она ограничена в пространстве и имеет начало во времени. Возникнув примерно 2-3 млрд. лет тому назад, она прошла за это время сложнейший путь развития от простейших одноклеточных до поразительного многообразия различных форм живых существ, совершеннейшим из которых является человек. При этом все отдельные живые организмы смертны, так как их бытие всегда ограничено определенными временными рамками - рождением и смертью, в то время как вся биосфера в целом поддерживает свое существование как единая система, благодаря процессу воспроизведения жизни. То есть, раз возникнув, она существует и будет существовать до тех пор, пока будут сохраняться перечисленные выше условия, необходимые для функционирования жизни. Заметим, однако, что если для одних форм жизни - простейших, достаточны минимальные, предельно ограниченные условия существования, то для более развитых, а тем более для высокоразвитых, требуются уже многие параметры, состоящие в сложнейших отношениях и равновесии.


    1. Материя и движение, время и пространство

    Одна из важнейших задач естествознания - создание естественно-научной картины мира в виде целостной упорядоченной системы. Для решения этой проблемы используются общие и абстрактные понятия: материя, движение, время и пространство.

    Материя - это все, что прямо или косвенно влияет на человеческие чувства и другие объекты. Окружающий нас мир, все, что существует вокруг нас и открывается прямо или косвенно через наши ощущения, - это материя, идентичная реальности. Неотъемлемое свойство материи - движение. Без движения нет материи, и наоборот. Движение матери - это любые изменения, которые происходят с материальными объектами в результате их взаимодействия. Материя не существует в бесформенном состоянии - из нее формируется сложная иерархическая система материальных объектов разного уровня сложности.

    Основная особенность естественнонаучного знания состоит в том, что для естествоиспытателей интерес представляет не материя или движение в целом, а конкретные виды материи и т. д., свойства материальных объектов, их характеристики, которые можно измерить с помощью инструментов. В современном естествознании различают три типа материи: материю, физическое поле и физический вакуум.

    Вещество - это основной тип материи с массой. Материальные объекты включают элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные материальные объекты, образованные из них. В химии вещества делятся на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные - химические соединения. Свойства вещества зависят от внешних условий, а также от интенсивности и взаимодействия составляющих его атомов в молекулы, что вызывает различные агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. При относительно высокой температуре образуется плазменное состояние вещества. Переход материи из одного состояния в другое можно рассматривать как один из видов движения материи.

    В природе наблюдаются различные типы движения материи, которые можно классифицировать с учетом изменения свойств материальных объектов и их воздействия на окружающий мир. Механическое движение (относительное движение тел), колебательное и волновое движение, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между различными агрегатными состояниями (плавление, испарение, и др.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом - вот примеры разнообразных типов движения материи.

    Физическое поле - это особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. К физическим полям относятся электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электрон-позитронное поле). Частицы являются источником физических полей (например, заряженные частицы для электромагнитного поля). Физические поля, создаваемые частицами, передают взаимодействие между ними с конечной скоростью. В квантовой теории взаимодействие происходит за счет обмена квантами поля между частицами.

    Физический вакуум - это состояние с самой низкой энергией квантового поля. Этот термин был введен в квантовую теорию поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее количество частиц - квантов поля - в вакууме равно нулю, но в нем могут рождаться виртуальные частицы - частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время. Виртуальные частицы влияют на физические процессы. В физическом вакууме могут образовываться пары частица-античастица разных типов. При достаточно высокой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом. Предполагается, что Вселенная родилась из физического вакуума в возбужденном состоянии.

    Время и пространство считаются универсальными универсальными формами существования и движения материи. Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в пространстве и времени. Особенность естественнонаучного понимания этих концепций заключается в том, что время и пространство можно количественно охарактеризовать с помощью инструментов.

    Время выражает порядок, в котором изменяется физическое состояние, и является объективной характеристикой любого процесса или явления. Время - это то, что можно измерить с помощью часов. Принцип действия часов основан на множестве физических процессов, среди которых наиболее удобными являются периодические процессы: вращение Земли вокруг своей оси, электромагнитное излучение возбужденных атомов и т. д. С разработкой связаны многие крупные достижения естествознания более точных часов. Существующие сегодня эталоны позволяют измерять время с очень высокой точностью, относительная погрешность измерения составляет порядка 10-11.

    Временная характеристика реальных процессов основана на постулате времени: идентичные во всех отношениях явления происходят в одно и то же время. Хотя постулат времени кажется естественным и очевидным, его истинность все же относительна, поскольку не может быть проверена экспериментально даже с помощью самых совершенных часов, так как, во-первых, они характеризуются своей точностью, а, во-вторых, их невозможно проверить. создавать принципиально одинаковые условия в природе в разное время. В то же время многолетняя практика естественнонаучных исследований позволяет не сомневаться в справедливости постулата времени в пределах точности, которая была достигнута в данный момент времени.

    При создании классической механики около 300 лет назад И. Ньютон ввел понятие абсолютного, или истинного, математического времени в, которое течет всегда и везде равномерно, и относительного времени как меры длительности, используемой в повседневной жизни и означающей определенный интервал времени. время: час, день, месяц и т. д.

    В современном мышлении время всегда относительно. Из теории относительности следует, что со скоростью, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется - происходит релятивистское замедление времени, и что сильное гравитационное поле приводит к гравитационному замедлению времени. В обычных земных условиях такие эффекты крайне малы.

    Важнейшее свойство времени - его необратимость. Прошлое во всех деталях и деталях не может быть воспроизведено в реальной жизни - прошлое забывается. Необратимость времени обусловлена сложным взаимодействием многих природных систем, включая атомы и молекулы, и символически обозначена стрелой времени, всегда летящей из прошлого в будущее. Необратимость реальных процессов в термодинамике связана с хаотическим движением атомов и молекул.

    Понятие пространства намного сложнее, чем понятие времени. В отличие от одномерного времени, реальное пространство трехмерно, то есть имеет три измерения. Атомы и планетные системы существуют в трехмерном пространстве, основные законы природы выполняются. Однако выдвигаются гипотезы, согласно которым пространство нашей Вселенной имеет много измерений, хотя наши органы чувств, способны ощущать только три из них.

    Первые представления о космосе возникли из очевидного существования в природе твердых тел, занимающих определенный объем. Исходя из этого, мы можем дать определение: пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Завершенная теория пространства - евклидова геометрия - была создана более 2000 лет назад и до сих пор считается моделью научной теории.

    По аналогии с абсолютным временем И. Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое существует независимо от находящихся в нем физических объектов и может быть совершенно пустым, являясь как бы мировой ареной, где разыгрываются физические процессы. Свойства пространства определяются евклидовой геометрией. Именно это представление о пространстве лежит в основе практической деятельности людей. Однако идеальным вариантом является пустое пространство, тогда как реальный мир вокруг нас наполнен различными материальными объектами. Идеальное пространство без материальных объектов бессмысленно даже, например, при описании механического движения тела, для которого необходимо указать другое тело в качестве системы отсчета. Механическое движение тел относительно. Абсолютного движения, как и абсолютного покоя тел, в природе не существует. Пространство, как и время, относительно.

    Специальная теория относительности объединила пространство и время в единый континуум пространства-времени. В основе этого объединения лежит принцип относительности и постулат о максимальной скорости передачи взаимодействий материальных объектов со скоростью света в вакууме, примерно равной 300 000 км / с. Эта теория предполагает относительность одновременности двух событий, произошедших в разных точках пространства, а также относительность измерений длин и временных интервалов, выполненных в разных системах отсчета, движущихся друг относительно друга.

    В соответствии с общей теорией относительности свойства пространства-времени зависят от наличия материальных объектов. Любой материальный объект искривляет пространство, которое можно описать не евклидовой геометрией, а сферической геометрией Римана или гиперболической геометрией Лобачевского. Предполагается, что вокруг массивного тела с очень высокой плотностью материи кривизна становится настолько большой, что пространство-время как бы локально замыкается на себя, отделяя это тело от остальной Вселенной и образуя черный отверстие, поглощающее материальные предметы и электромагнитное излучение. На поверхности черной дыры для внешнего наблюдения кажется, что время остановилось. Предполагается, что в центре нашей Галактики находится огромная черная дыра. Однако есть и другая точка зрения. Академик РАН А.А. Логунов (с. 1926) утверждает, что искривления пространства-времени нет, но возникает искривление траектории движения объектов, вызванное изменением гравитационного поля. По его мнению, наблюдаемое красное смещение в спектре излучения далеких галактик можно объяснить не расширением Вселенной, а переходом посылаемого ими излучения из среды с сильным гравитационным полем в среду со слабым гравитационным полем, в котором наблюдатель находится на Земле.


    1. Понятие атомизма. Дискретность и непрерывность материи

    Как уже упоминалось, строение материи интересовало естествоиспытателей с древних времен. В Древней Греции обсуждались две противоположные гипотезы строения материальных тел. Один из них был предложен древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он заключается в том, что вещество делится на более мелкие частицы и нет предела его делимости. По сути, эта гипотеза означает непрерывность материи. Другая гипотеза, выдвинутая древнегреческим философом Левкиппом (V век до н. Э.), была развита его учеником Демокритом, а затем его последователем философом-материалистом Эпикуром (ок. 341 - 270 до н. Э.). Предполагалось, что материя состоит из мельчайших частиц - атомов. Это концепция атомизма - концепция дискретной квантовой структуры материи. Согласно Демокриту, в природе есть только атомы и пустота. Атомы - это неделимые, вечные, неразрушимые элементы материи.

    Реальность существования атомов до конца девятнадцатого века. под сомнение. В то время для объяснения многих результатов химических реакций не требовалось понятие атома. Для них, а также для количественного описания движения частиц было введено другое понятие - молекула. Существование молекул было экспериментально доказано французским физиком Жаном Перреном (1870-1942), когда он наблюдал броуновское движение. Молекула - это мельчайшая частица вещества, обладающая своими основными химическими свойствами и состоящая из атомов, связанных химическими связями. Число атомов в молекуле колеблется от двух (H2, O2, HF, KCl и т. д.) До сотен, тысяч и миллионов (витамины, гормоны, белки, нуклеиновые кислоты).

    Неделимость атома как составной части молекулы долгое время не вызывала сомнений. Однако к началу ХХ в. физические эксперименты показали, что атомы состоят из более мелких частиц. Так, в 1897 году английский физик Д. Томсон (1856-1940) открыл электрон - составную часть атома. В следующем году он определил отношение его заряда к массе, а в 1903 году предложил одну из первых моделей атома.

    Атомы химических элементов очень малы по сравнению с наблюдаемыми телами: их размер от 10 -10 до 10 -9 м, а масса от 10 -27 до 10 -25 кг. Они имеют сложную структуру и состоят из ядер и электронов. В результате дальнейших исследований выяснилось, что ядра атомов также состоят из протонов и нейтронов, то есть имеют дискретную структуру. Это означает, что понятие атомизма для ядер характеризует структуру вещества на нуклонном уровне.

    В настоящее время принято считать, что не только материя, но и другие виды материи - физическое поле и физический вакуум - имеют дискретную структуру. Даже пространство и время, согласно квантовой теории поля, в сверхмалых масштабах образуют хаотически изменяющуюся пространственно-временную среду с ячейками размером 10-35 м и 10 -43 с. Квантовые ячейки настолько малы, что ими можно пренебречь при описании свойств атомов, нуклонов и т. д., считая пространство и время непрерывными.

    Основной тип материи - вещество, находящееся в твердом и жидком состояниях - обычно воспринимается как сплошная сплошная среда. Для анализа и описания свойств такого вещества в большинстве случаев учитывается только его непрерывность. Однако одно и то же вещество при объяснении тепловых явлений, химических связей, электромагнитного излучения и т. д. Рассматривается как дискретная среда, состоящая из атомов и молекул, взаимодействующих друг с другом.

    Дискретность и непрерывность присущи другому типу материи - физическому полю. Гравитационное, электрическое, магнитное и другие поля считаются непрерывными при решении многих физических задач. Однако в квантовой теории поля предполагается, что физические поля дискретны.

    Для одних и тех же типов материи характерна и непрерывность, и дискретность. Для классического описания природных явлений и свойств материальных объектов достаточно учитывать непрерывные свойства материи, а для характеристики различных микропроцессов - ее дискретные свойства. Непрерывность и дискретность - неотъемлемые свойства материи.

    Заключение

    Если говорить, что под материей понимается внешний мир, существующий независимо от нашего сознания, то многие согласятся с таким подходом. Он коррелируется и с представлениями на уровне здравого смысла. И в отличие от некоторых философов, которым казалось несерьезным рассуждать на уровне обыденного мышления, материалисты принимают эту "естественную установку" в качестве основы своих теоретических построений. Но, соглашаясь с таким предварительным пониманием материи, принимая его как нечто само собой разумеющееся, люди не испытывают чувство удивления и восхищения его глубоким смыслом, богатством методологических возможностей, которые открываются в его содержании. Оценить его значение нам поможет небольшой исторический анализ предшествующих концепций материи, понимания сущности этой категории. Ограниченность материализма XVIII в. в понимании материи выражалась прежде всего в абсолютизации достигнутых научных знаний, попытках "наделить" материю физическими характеристиками. Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым общим пониманием материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь фигуру. Это значит, что главным принципом материальности признавалась вещественность, телесность окружающих человека предметов. Однако при таком подходе за пределами материальности оказывались такие физические явления, как электричество и магнитное поле, которые явно не обладали способностью иметь фигуру.

    Существовало и понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спинозы. Субстанция - это не мир, окружающий человека, а нечто, стоящее за этим миром, обусловливающее его существование. Субстанция обладает такими атрибутами, как протяжение и мышление. При этом оставалось, однако, непонятно, как связана единая, вечная, неизменная субстанция с миром изменяющихся вещей. Это давало повод для иронических метафор, сопоставления субстанции с вешалкой, на которую навешиваются различные свойства, оставляя ее неизменной. Ограниченность понимания материи в его обоих вариантах отчетливо обнаружилась в XIX в. Обычно главной причиной, вызвавшей необходимость перехода к новому пониманию материи как философской категории, называют кризис методологических оснований физики на рубеже XIX и XX вв. Как известно, наиболее значительным достижением философии марксизма было открытие материалистического понимания истории. Общественное бытие, согласно этой теории, определяет общественное сознание. Однако экономические отношения лишь в конечном счете определяют функционирование и развитие общества; общественное сознание, идеология относительно самостоятельны и также влияют на социальное развитие. Этим марксистская теория отличается от «экономического детерминизма». В марксистской теории как бы расширяются границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма в понимание материи, который до сих пор недостаточно исследован. Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включенные на данном этапе исторического развития в объективную реальность. Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. Стоимость материальна, потому что это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой материалистического понимания истории и исследования объективных законов функционирования и развития общества.

     

    Список использованной литературы

    1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М., 2001.

    2. Милюкова О.В. Материя, пространство и время с точки зрения физики XX века // Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. Материалы Первого Российского философского конгресса. Т.III. - СПб., 1997.

    3. Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. - М., 2002.

    4. Философия / под ред. Ю.А. Харина. - Мн., 2006.

    5. Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - M., 2004.




    написать администратору сайта