Главная страница

Семиотика. Современная невербальная семиотика состоит из отдельных дисципли. Современная невербальная семиотика состоит из отдельных дисциплин, хотя они и тесно связаны между собой


Скачать 16.8 Kb.
НазваниеСовременная невербальная семиотика состоит из отдельных дисциплин, хотя они и тесно связаны между собой
АнкорСемиотика
Дата20.10.2022
Размер16.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСовременная невербальная семиотика состоит из отдельных дисципли.docx
ТипДокументы
#745463

  1. Современная невербальная семиотика состоит из отдельных дисциплин, хотя они и тесно связаны между собой. Одним из элементов невербальной семиотики является ольфакция – наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.

  2. В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» утверждается: кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей. И это во многом соответствует действительности. Обоняние – самое интимное из человеческих чувств, но очень запоминающееся. Запах помогает хранить воспоминания надежнее, чем зрение и слух. Человек способен распознавать больше оттенков запаха, чем звуков

  3. Как природное существо человек наследует от животного мира многие средства освоения окружающей действительности. Это происходит и в сфере обоняния. Способность к восприятию запахов перешла к человеку от животных предков. В живой природе запахи играют важную роль: по запаху животные определяют физическое и эмоциональное состояние друг друга, с его помощью животное идентифицирует себя и ограничивает (помечает) территорию, запах предупреждает об опасности, о местах, где можно добыть корм. Читая «запаховый текст», животные ориентируются в мире и выстраивают отношения в собственном сообществе. В природе запах является, в первую очередь, регулятором самых разных отношений. Если жизнь животных регулируется запахами на уровне инстинктов, то в человеческом обществе использование запахов приобретает определенный смысл, который формируется культурой. Функции, которые выполняет запах в человеческой коммуникации, формируются в процессе преобразования природы и определяются тем, насколько человек осознает влияние запахов на свою жизнедеятельность: чем более четко и ясно это осознание (чем более развита культура), тем разнообразнее культурные функции запахов

  4. Легенды о волшебной силе запахов – атрибут любой культуры. Колчан индуистского бога любви Камы был наполнен цветами вместо стрел. Афродита заставляла людей влюбляться друг в друга с помощью пряных ароматов

  5. В Древнем Египте благовония играли важную роль в религиозных церемониях. В Греции возжигали душистые смолы, чтобы разогнать злых духов, ублажить богов. Потом благовония стали использовать христиане во время обряда причастия. В Индию благовония попали в V в. до н. э. Сначала их использовали в ритуальных обрядах. Постепенно благовония стали куриться в жилых домах и храмах. В Японии XIII века среди аристократов были популярны благовонные игры. Суть их заключалась в том, чтобы правильно определить аромат горящего благовония. Китайцы использовали благовонные палочки в качестве часов.

  6. Восприятие запахов зависит от контекста. Мнемоническая функция запахов основана на так называемом «феномене Пруста» - процессе обретения воспоминаний через запахи. Ассоциации, возникающие в сознании человека при вдыхании какого либо запаха, напрямую зависят от культурных установок. Кондитерские запахи – ваниль, корица, кардамон, карамель – для многих притягательны. Они напоминают им детство. Прямо противоположные запахи – «кислородные», чувственные. Это запахи талой воды с легкой примесью гудрона, мокрой древесины и прелой земли. Они вызывают чувство тоски, но одновременно ощущение восторга и предвкушения перемен.

  7. Сегодня запахи эксплуатируются в бизнесе. Например, в продуктовых магазинах наибольший эффект дает свежий запах огурца или арбуза. В магазинах одежды – увеличить продажи помогают запах ванили, лаванды, базилики, мяты или лимона. Но у людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации.

  8. Ольфакторные запахи бывают:

Естественные (запах, исходящий от тела);

Искусственные (запах, исходящий от парфюмерии, косметики).

  1. Человеку свойственно обращать внимание на новые для него запахи, особенно это проявляется при контакте с незнакомой средой либо инородной для него культурой[20]. В результате восприятия окружающей среды и социализации с ней запахи становятся частью семиотического поля чужой культуры. В арабских странах запах тела играет значительную роль в общении.

  2. Любая культура имеет свои собственные одоранты[21]. Доминирование определенных ароматов для какой-либо культуры связано с различными факторами: традициями, обычаями, обрядами, природой, расположением. Например, для культуры Монголии характерен запах молока и лошадей[22]. Немцам типичны ароматы квашеной капусты, пива и сосисок. Странам, омываемым морем или океаном, свойственен запах воды.


написать администратору сайта