Фольклор. реферат фольклор. Специфика детского "страшного" фольклора
Скачать 16.3 Kb.
|
Специфика детского “страшного” фольклора. Страшилка — современное детское повествовательное творчество, «страшная история», как называют их дети. Страшилки сделались предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х к этому времени и относится начало их массового бытования. Страшилки рассказывают дети 8-12 лет, однако возрастные границы могут расширяться от 5 до 15 лет. Цель страшилки — вызвать чувство страха и радость от его преодоления, поэтому страшилки можно рассматривать как способ самоутверждения личности. В повествовательном творчестве детей проявляются фетишизм и анимизм; фигурируют такие универсальные знаки культуры, как пятно, занавес, рука, глаз, голос, взгляд, цвет, размер, хтонические персонажи, способность к перевоплощению, идея смерти. Это дает основание видеть в страшилках современную детскую мифологию. В жанровом отношении страшилки — явление диффузное и неоднородное. В отличие от традиционной фольклорной прозы, в них существует не один, а два доминирующих центра: повествовательный и игровой. В так называемых «страшных вызывалках» ритуально-игровое начало даже полностью вытеснило вербальную сторону (дети «вызывают» Пиковую Даму, «лунных человечков» и пр.). Наряду с литературными образами (Пиковая Дама, Шерлок Холмс), встречаются заимствования целых сюжетов литературных произведений (напр., страшилка «Золотая статуя» восходит к «Венере Илльской», 1837, П.Мериме). Из традиционного фольклора в страшилке проникли ведьма, Баба Яга, встающий мертвец, а также некоторые сюжеты быличек. В страшилке используются эпические утроения, традиция благополучного конца. Хороший конец своеобразно проявляется в страшилках с выкрикиваемой последней фразой: «Отдай мое сердце!» (черный мертвец); «Мясо ела!» (женщина-вампир). Чем сильнее испуг, тем веселее можно над ним посмеяться. Персонажи страшилок распадаются на три группы: главный герой (обычно «девочка» или «мальчик»), его помощники и вредители. Цель вредителя сводится к похищению, убийству, поеданию жертвы. Выслеживает вредителя главный герой, а физически уничтожает помощник (милиция, Шерлок Холмс). Страшилки имеют только один полюс фантастического — злой, с которым связаны бесконечно разнообразные типы вредителей: сверхъестественные существа и предметы, нередко оборотни, коварно скрывающиеся под личиной привычных объектов (от пятна на стене до матери). Вредитель может иметь настораживающий внешний признак, чаще всего цвет, который фигурирует в названиях страшилках: «Черные шторы», «Красное пятно», «Синяя роза». Сквозь все страшилка проходит интуитивно выраженная идея двоемирия: мир реальный («дом») и мир фантастический («недом»). У младших детей оба мира выступают как объективная сущность, что типологически сближает рассказываемые ими страшилки с фольклорной быличкой. Дети 8-12 лет уже условно верят в чудесное, поэтому в их страшилках начинают обозначаться жанровые признаки сказок или усиливается игровой момент. У детей 13-15 лет наступает кризис категории чудесного, они приходят к отрицанию немотивированных ужасов, происходит разложение страшилок. Дети пытаются придумать материалистическую разгадку фантастической сущности вредителя (похищение с помощью гипноза, исчезновение кораблей в «черной дыре» океана), но особенно интенсивно разложение страшилок происходит путем создания многочисленных пародий на них, по форме близких анекдоту. С 1970-х широкую популярность приобрели «садистские стишки». В репертуар детей они включаются «в то время, когда происходит преодоление мифологического сознания детства» (Чередникова, 163). «Садистские стишки» — это взрослый «черный юмор», усвоенный детьми. Фольклорные страшилки проникли как в детскую, так и во взрослую художественную литературу. |