Главная страница

Специфика образа и отношений мужчин и женщин в европейском обществе 19 века


Скачать 39 Kb.
НазваниеСпецифика образа и отношений мужчин и женщин в европейском обществе 19 века
Дата10.01.2021
Размер39 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSpetsifika_obraza_i_otnosheniy_muzhchin_i_zhenschin_v_evropeysko.doc
ТипДокументы
#166815

Специфика образа и отношений мужчин и женщин

в европейском обществе 19 века
В 19 столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. Начались стремительные перемены во всех областях жизни, рушились прежние традиции и устои, формировались новые способы существования и нового общественного устройства. Логично, что вслед за изменениями в социально-экономическом устройстве пришли изменения в светские и общественные отношения мужчин и женщин.

Одно из изменений касается изменения смысла понятия «вульгарности», которое начинает осмысливаться через противопоставление буржуазной и аристократической этики. Слово «вульгарный» - синоним таких понятий как «обычный», «пошлый», «повседневный», «общедоступный», постепенно начинает приобретать негативный смысл как синоним плохих манер представителей буржуа. Основными характеристиками вульгарного человека становятся подражательность и игнорирование собственных чувств. Такой человек теряет естественность в поведении, его манеры производят впечатление заученности, а притворность действий создает впечатление о человеке как о неловком, суетливом и неуклюжем. Негативное понимание вульгарности сложилось именно из-за того, что в культуре 19 века актуальными стали такие добродетели как естественность поведения и ориентация на собственные чувства.

Начинают изменяться (дополняться) принципы дендизма. Денди — социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи, воспроизводящий манеры аристократа. Однако к перечисленным выше характеристикам постепенно добавляется «намеренная небрежность», то есть желание скрыть от общества ту работу, которую осуществляет молодой человек по совершенствованию своего внешнего облика: «ничего не делаю, всё появляется и складывается само собой». Принцип продуманной небрежности лежит в основе такого жанра салонной беседы, как table talk. В светских кругах считалось неприличным вести серьезные и длительные разговоры, показывая свою образованность или эрудицию. Настоящий джентльмен должен был говорить небрежно кратко, легко, обязательно вставляя афоризмы или анекдоты. На уровне телесного поведения приветствовалось отсутствие скованности, спонтанность жестов и непринужденность позы. В отношении одежды, которую носили денди, нужно было соблюдать принцип «деланной небрежности»: костюм должен был оставлять впечатление старости и поношенности. Непринужденность также должна была проявляться и в самой манере носить костюм, оставляя расстегнутой пуговицу или небрежно повязывая шейный платок. Таким образом, принцип небрежности в 19 век носил культурно-универсальный характер и проявлялся как на уровне внешнего вида, костюма, так и на бытовом и речевом поведении человека.

Отдельно необходимо остановится на отношении к женскому телу в 19 веке и существующих двойных стандартах нравственности. В моде 19 века господствовали особые представления о женской телесности как о непознаваемой и опасной. Преобладала установка на невинность и неосведомленность в вопросах физиологии женщины, не обсуждались темы, касающиеся естественных физических и физиологических процессах, происходящих на протяжении всей её жизни. Женская плоть представлялась чем-то страшным и непознаваемым, а потому и опасным. Одновременно, взрослые мужчины, «не знающие» об особенностях женского организма и игнорирующие эту информацию, зачастую прибегали к услугам обитательниц дома терпимости, где могли без внутренних запретов и ограничений провести свободное время с веселыми и красивыми девушками. Вошедшие в моду корсеты служили своеобразной защитой и обороной женского тела. Кроме того, женское тело воспринималось как что-то хрупкое и нежное, нуждающееся в поддержке, которую и оказывал металлический корсет. Утверждалось, что женщина, которая носит туго зашнурованный корсет, обладает строгой моралью. Даже существовала поговорка в Англии «Распущенное платье — распущенная мораль», которая подразумевала, что тугая шнуровка корсета являлась показателем и символом женской нравственности. Правила поведения женщин и в отношении женщин были очень сложными. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов. Девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области. Девушке нельзя было выходить одной и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. После замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче - она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. 

Вышеописанные особенности светских и общественных отношений определялись спецификой представлений о мужчине и женщине в 19 веке. Только неукоснительное соблюдение и выполнение установленных правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, делало человека «респектабельным», т. е. уважаемым и полноправным членом общества.


написать администратору сайта