Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или другую информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют на века, образуя огромный мир культуры.Истоки культуры - в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть лишь части символического круга, в котором живет человек. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в символической вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность. Духовный прогресс делает все более непроницаемой для здравого смысла сеть символов. Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между европейским ученым и дикарем Южной Америки. «Цивилизационный» человек имеет дело не с реальными вещами, а с их символами, взаимодействуя с ними посредством языковых форм, художественных образом, религиозных обрядов, мифических символов. Исходя из этого Кассирер называет человека не мыслящим, а символическим . Таким образом, человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную оторванному от реальности абстрактному мышлению.
| Лотман выделяет на 2 пути культурологию: 1)постепенные изменения, или предсказуемые изменения и 2) «взрывные непредсказуемые процессы изменений культуры» , когда каждый «момент взрыва» имеет определенный набор равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние , из которых реализуется только одна из возможностей. . По мнению Лотмана, культуру и текст можно отождествлять, ученый объясняет это тем, что текстовая структура схожа с культурной семиотической системой. По Лотману культура представлена осознанными и неосознанными формами деятельности, а также различными видами человеческих взаимоотношений с окружающей действительностью. В задачу семиотики входит изучение каким образом язык способен передавать модели мира и каким образом человек понимает прочитанный текст. Семиотика культуры выражается не только в том, что культура представляет собой систему знаков, а также в том, что весь мир по своей сути является знаковой системой. По Лотману, культура - это код который дает активность другим текстам.
| «…На определенном этапе своей эволюции на этапе возникновения самосознания человек «разрывает цепь, связывающую его с внешним миром» и, если «первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как умственное приспособление к непосредственному окружению , то по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция- создание «символической системы», опосредующей все связи человека с миром
|