Главная страница
Навигация по странице:

  • Материальная культура

  • Тюркский период VI-IX вв. Сардоба

  • Орхоно-енисейские письмена

  • Оседлая культура

  • Городская культура

  • Тюркский период X-XII вв. Архитектура

  • Мавзолей Минарет Бурана Мавзолей Бабаджи-Хатун Айша-Биби

  • Абзал презентация. Средневековая тюркская культура


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеСредневековая тюркская культура
    Дата20.01.2023
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаАбзал презентация.pptx
    ТипДокументы
    #895590

    Тема: Средневековая тюркская культура

    Серикхан Абзал Фопкк 22

    Средневековая тюркская культура


    План:
    • Тюркский период VI-IX вв.
    • Тюркский период X-XII вв.

    Материальная культура

    Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.

    Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.

    Акыртас – незаконченное сооружение Жамбыльская область 7-8 вв. относится к карлукам, изучал Байпаков.

    Билеулы – находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией.

    Сардоба – надстройка над колодцем.

    Дын – пример зодчества доисламского периода 8 в.. Сооружение на месте захоронения людей в виде юрты.

    На месте городов Акбешим и Суяб (7-8 вв.) найдены остатки буддийских храмов.

    Исламские мечети стали строиться со 2 пол. IX в.

    Балбал (балбык) – каменные скульптуры на месте захоронения знатных людей. (Центр. Казахстан, Жетысу)

    Терракота – керамика из оббожженой глины.

    Оссуарий – сосуд из глины, где хранились кости умершего.


    Тюркский период VI-IX вв.

    Сардоба


    Дын

    Балбал

    Духовная культура

    Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической письменностью.

    Возникла письменность в сер. 1 тыс. до н.э..

    Алфавит состоял из 35 букв. Создан на основе тамг (родовых знаков).

    Во время установления дипломатических отношений с Византией тюрки использовали скифское письмо.

    В 8-9 вв. письменность становится достоянием всего народа.

    Также использовали согдийскую письменность (при дворе кагана)

    Найдено более 200 устных памятников.

    Самые ранние произведения – орхоно-енисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастаны (поэмы). Всего 150 надписей.

    В 8 в. появилась письменная литература. К ней относятся - «Книга моего деда Коркыт-ата» и «Огузнаме»

    «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Это слова назидания для молодежи. Мавзолей Коркыт-ата находится в Кзыл-Ординской обл.

    Поэма «Огузнаме» появилась в связи с событиями во 2 в. н.э. Основная идея – призыв к единству в борьбе с врагом.

    8-9 вв. - в устной форме, 11 в. - в письменной форме.

    В 6 в. переведена на персидский язык, в 9 в. – на арабский.

    В 13 в. ее записал персидский историк Рашид ад-Дин. В 17 в. - Абулгазы хан

    Орхоно-енисейские письмена

    Религия

    Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий с элементами монотеизма (единобожия)

    Поклонялись Умай ана – покровительница дома, семьи. С ней связан культ огня.

    Жер-Су – земля-вода.

    Кок бори – волк. У огузов почитание барана.

    Тумары – талисманы от сглаза.

    Аруах – культ предков.

    В Сырдарьинском регионе – культ барана (связан с Фавном - бог полей и лесов у персов)

    Через трассы ВВ.Ш. пути шло распространение других религий.

    Буддизм распространяли согдийцы. (в 6-8 вв. переселились в Жетысу). Храмы в Суябе. Подземный монастырь в Испиджабе 6-8 в.

    Манихейство и зороастризм - древнеперсидские религии. Монастыри в Таразе.

    Несторианство (христианство) в Актобе найдены остатки виноделен.

    Оседлая культура

    Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры. В 7-8 в. города выполняли административную функцию.

    С переселением согдийцев в Жетысу в 7-8 в. началось распространение городской и оседлой культуры.

    В Согдиане в нач. нашей эры было налажено производство шелка

    Первые города – южный Каз-н - Испиджаб (Сайрам), Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак.

    Жетысу – Талхир, Алмалык, Койлык.

    Городская культура

    Самые крупные города – Испиджаб, Отрар, Сауран.

    Цитадель – укрепленная центральная часть, жил правитель.

    Шахристан – район для знати.

    Рабад – ремесленно-торговый район.

    Новым элементом строительства стали мечети, бани в связи с распространением ислама.

    Площадь городов увеличилась (за счет рабадов), строились оборонительные сооружения.

    Суфы – глиняные помосты для отдыха.

    Ташнау – санитарно-очистительные сооружения.


    Тюркский период X-XII вв.

    Архитектура

    В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить по погребальным обрядам. Мечети стали строиться с IX в.

    - Минарет Боран (Х-ХI в.) Жетысу.

    - При раскопках г. Куйрыктобе найдены остатки древней мечети.

    - Мавзолеи Бабаджа-Хатун (Х-ХIв.) и Айша-биби (ХI-ХIIв.) у Тараза.

    - Мавзоле Карахана у Тараза.

    - Мавзолей Сырлытам на Сырдарье.

    - В Отраре обнаружены остатки двух восточных бань. Для них использовалась колодезная вода.

    Бани (две)в Таразе обеспечивались водой с гор. Одна из бань действовала до 60-х гг. ХХ в. Бани отапливались системой жаропроводящих каналов.

    Мавзолей Минарет Бурана Мавзолей Бабаджи-Хатун Айша-Биби


    Мавзолей

    Карахана

    Наука и литература

    Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и литературы.

    С Х в. все произведения стали писать на арабском языке.

    В Сайраме, Отраре, Туркестане открывались медресе.

    Тюркский ислам является синтезом тенгрианства и ислама – суфизм.

    Наука

    Абу Насыр аль-Фараби (870-950)

    Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля». Философ, математик, музыкант.

    Родился в г. Весидж в округе Фараб (Отрар). Образование получил на кыпчакском языке.

    Труды – «Слово о классификации наук», «Трактат о жителях добродетельного города» и др.

    Наука

    Абу Райхан аль-Бируни

    Ученый-энциклопедист.

    150 трудов. Первый на Востоке (до Коперника) высказал мысль о движении Земли вокруг солнца , доказал закон всемирного тяготения.

    Литература

    Махмуд Кашгари (1030-1090)

    ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык.

    Его труд – «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Энциклопедия тюркских народов. Он прославил тюркский язык, доказал, что он ничуть не хуже арабского языка.

    Литература

    Юсуф Баласагуни

    (1021-1075)

    Ученый, поэт, философ.

    Его труд – «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») написан на тюркском языке (впервые). Содержит сведения о жизни, обычаях, вере тюрков. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в.

    Ученый подарил книгу кагану Арслану, ему присвоен титул главный визир.

    Литература

    Ходжа Ахмед Йассауи (неизв.-1166)

    Основатель тюркского направления ислама (суфизма).

    Отец известный ученый, Ахмед остался сиротой, воспитывался сестрой.

    Автор сборника стихов «Диуан-и хикмет» («Книга премудрости). Написана на тюркском языке арабским алфавитом. Проповедует любовь к богу, смирение. Его учителем был Арыстан-баба (первых среди святых Средней Азии, жил в 7-8 в.).

    Учеником Йассауи был Сулейман Бакыргани (Хаким ата)

    Литература

    Ахмед Иугнеки.

    Поэт эпохи Караханидов. Прозван «поэт поэтов», предводителем мудрецов. Его книга «Дар истины». В ней он призвал людей быть честными, не делать зла. Написана на тюркском языке

    Али автор поэмы «Жусуп Злиха», воспевает любовь



    написать администратору сайта