Главная страница
Навигация по странице:

  • Патристика (христианское богословие II-VIII веков).

  • Аврелий Августин (Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354-430 гг. н.э.))

  • Папа Григорий Дубуслов (590-604)

  • Ранний ( IX в.)

  • Эригена Иоан Скотт (810-877).

  • Ансельм Кентерберийский (1033-109)

  • Питер Абеляр (1079-1142)

  • Зрелая или классическая ( XII - XIII вв.)

  • Альберт Великий (1193-1206)

  • Учение о двух истинах

  • Философия РГСУ Практч. ПЗ_2_фил. Средние века были периодом безраздельного господства феодализма, системы крепостничества. В то же время Средневековье это эпоха безраздельного господства христианской религии на европейском континенте


    Скачать 32 Kb.
    НазваниеСредние века были периодом безраздельного господства феодализма, системы крепостничества. В то же время Средневековье это эпоха безраздельного господства христианской религии на европейском континенте
    АнкорФилософия РГСУ Практч. 2
    Дата16.01.2023
    Размер32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПЗ_2_фил.docx
    ТипРеферат
    #889434



    ВВЕДЕНИЕ


    Средние века были периодом безраздельного господства феодализма, системы крепостничества. В то же время Средневековье — это эпоха безраздельного господства христианской религии на европейском континенте. Эти 2 особенности и 2 фактора - феодализм и христианство - определили содержание, статус и социальное место средневековой философии. Поскольку христианство — это религия, христианское мировоззрение — это религиозное мировоззрение. А религиозное мировоззрение уступает философскому по уровню развития. Христианство не было лишено философии. Без философии христианство никогда не смогло бы сформироваться как религия высшего уровня: как международная религия, как абстрактная монотеистическая религия. В средневековой европейской философии остро стоял вопрос о наилучших формах, способах сохранения и подпитки христианского мировоззрения. Существовало 2 подхода к решению этих проблем: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении четко выражено стремление опираться на рациональные принципы в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Цель религиозного интеллектуализма состояла в том, чтобы развить в человеке сознательное восприятие религиозной веры, подкрепленное не только авторитетом, но и рациональными аргументами. Его представители участвуют в религиозной жизни людей с помощью разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки, ставят разум на службу вере, гармонизируют науку и религию, влияют на человека. Представители свободной религиозной мысли признавали существование сверхъестественного порядка, который является предметом руководства сверхъестественного Бога, и в то же время защищали права и способности человеческого разума, максимальную независимость рациональных и философских исследований, выраженную в теории "двух истин", чья главным смыслом было утверждение независимости науки и философии. Фома Аквинский представил свою версию гармонии веры и разума. Он сказал, что вера не должна противоречить разуму и что некоторые основные положения веры могут быть разумно обоснованы. Наука и философия относительно независимы от теологии, но если между ними возникает противоречие, то критерий истины является решающим - своей истинностью и ценностью все рациональные люди удовлетворены. Представители другого течения - религиозного антиинтеллектуализма - считают, что рациональный подход к религии, включающий моменты принуждения и долга перед Богом, исключает творчество, свободу, произвол и всемогущество, действия Бога не подчиняются законам разума. Бог полностью свободен, и Его действия совершенно непредсказуемы. На пути к Богу Дух является препятствием. Чтобы достичь Бога, мы должны забыть все, что знал Бог, а также забыть о том, что знание существует. Антиинтеллектуализм способствовал слепой и беспринципной вере среди последователей религии. Ее представители считали древнюю культуру ложным и противоречивым взглядом на природу, отдаляющим людей от их истинного предназначения и спасения души.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



    1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕРЫ, РАЗУМА И ДУШИ


    Духовный мир человека жизненно важен. Все это называется душой с незапамятных времен. Как единое целое, сама душа функционально отличается. Психические явления включают в себя самый тонкий мир ума, воли, характера, темперамента, памяти, эмоций и т. д. Идею превосходства сознания над материей следует защищать, думая, что это маленькая искра величественного пламени божественного духа. Другие считают, что мир — это вопрос движения, сознание — это функция человеческого разума, а душа — это изобретение идеалистов и богословов. Но согласно представлениям блестящих и талантливых философов всех эпох и народов (по крайней мере, их большинства), у человека есть душа. Душа личная и субъективна. Эта субъективность служит отделением от естественной определенности характера, темперамента, таланта или глупости, изобретательности, силы воли, другими словами, духовной физиономии человека. У человека замечательный дар-его любопытный полет и сердце, как в далеком прошлом, так и в будущем, в мир снов и фантазий, творческое воображение, способность решать практические и теоретические задачи и, в конечном счете, способность воплощать самые смелые идеи. Наше сознание обладает способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, наши мысли и действия, наше отношение к внешнему миру и к себе. Человек начал думать о Тайнах древнего сознания. С тех пор страстные дебаты о природе сознания никогда не прекращались. Достижения человечества-искусство, религия, литература, философия, историческая наука – по словам Павловой, о тайнах всех душ, сознания и духа она излучает луч света в эту тьму. Для человека как рационального существа неизмеримо важнее специальной научной теории, каков весь наш мир, какова его основа, рациональный смысл и цель решение этих последних вопросов лежит в сфере философского мышления. Ум — это высший уровень логического понимания, теоретического сознания, рефлексии, философского мышления, сотрудничает с обширными обобщениями и фокусируется на наиболее полном и полном знании истины. Гераклит показал, что причина кроется в способности воспринимать природу в целом, ее движениях и взаимодействиях. Мышление на уровне ума, по словам Никитиной, свободно от замороженной формы ума и сознательно свободно. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с целью не только в смысле единства теоретического и практического мышления, но и в смысле целостности понимания. На этом уровне знания являются самыми глубокими и распространенными. Интеллектуальное сознание — это глубокий диалектический процесс. Религиозная вера невозможна, независимо от разума, без причины, например, страха или замешательства. Вера через образование в семьях и религиозных школах, а также через жизненный опыт и силу разума является выражением творения Бога и удивительной реализации самых сложных конфигураций и процессов Вселенной. Вопрос о ценностях как части мировоззрения тесно связан с такими явлениями мозга, как убеждения, идеалы и убеждения. Вера основана на глубокой моральной потребности души, элегантно вызванной" теплым дыханием эмоций", и является одной из фундаментальных основ духовного мира человека и человечества. Вера — это явление с силой некомпетентности и огромным значением. Б. Согласно Паскалю, наш мозг требует человеческой веры во всю силу своих правил: мозг знает, что за его пределами есть недоступная пропасть, но что-то воспринимается в ней силой интуиции, и вера растет на ней. Акт веры носит художественный характер с «суперсознанием», эмоциями, своего рода внутренним "духовным зрением", той или иной характеристикой каждого человека, особенно философски ориентированного ума. Кроме того, у человека есть моральная, точнее, моральная и психологическая потребность в вере: без нее, без доказательного знания, невозможно жить духовно. Религиозная вера и вера вообще не могут быть признаны. Каждый атеист также полон веры в то, что он сам, его вера, его близкие и мир "перемещают проблемы, данные нам чувствами. Но наиболее распространенной концепцией истинной религиозной веры является то, что это не только знание о Боге, нашем отношении и отношении мира к нему и целостности наших душ, но и то, что это знание является не только историческим или рациональным знанием, но и тем, что ум интересуется им, он влияет на наши эмоции и решение нашей воли. Это потому, что верой наши обязанности и законы сильнее и представлены нам как Законы Бога, а мысли о величии и доброте Бога наполняют наши сердца удивлением, смирением и благодарностью за нас. Таким образом, религиозная вера поднимает мораль и ее мотивы на новые, более величественные высоты. Религиозные мотивы полны утонченных чувств, а истинно верующие приобретают тонкий оттенок человечности и доброты. Благодаря этой прекрасной фантазии и великой силе духовного искусства (особенно музыки, поэзии, живописи, иконографии) холодный ветер тает в солнечном свете Божьей благодати, принося мир и радость в жизнь. Когда мы говорим о религии как форме социального сознания, они имеют в виду концепции Бога и бессмертия и то, что связано с этими концепциями, поскольку они представляют убеждения всех людей в мире и влияют на их мысли и действия. Все это пробуждает дух государства, делает его благородным, иногда пробуждает в душе дремлющее чувство чести, не позволяет людям унижать и унижать других.
    1. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ


    Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.

    Патристика (христианское богословие II-VIII веков). Патристика вызвала раскол в историческом развитии философии, положив начало средневековой философии. Духовное наследие отцов церкви и учителей в христианском богословском мире получило название "патристика". В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойную роль: с одной стороны, они положили конец античной философии, а с другой - средневековой философии. Использование Отцами и Учителями христианской церкви в философии принесло пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии. По словам известного немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900): «Христианство испортило кровь философии.» Церковь сначала сформулировала доктрину своей веры и использовала философию, чтобы привести свою веру и мировоззрение в определенную систему. Патристика, с другой стороны, поработила философию и превратила ее в теологию - доктрину, которая оправдывает и развивает религиозное мировоззрение. Эти философы утверждали, что древняя мудрость несовместима с христианской верой, и защищали религиозную христианскую доктрину против язычества и гностицизма. Главной темой средневековой патристики являлся вопрос о сущности и существовании Бога, источнике зла в мире, свободной воле человека, возможности спасения души.

    Аврелий Августин (Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354-430 гг. н.э.)) разработал теорию о гармонии веры и разума и выступал за признание двух способов вхождения людей в концептуальные, рациональные и иррациональные религии. Но в системе Августина откровение является подавляющим, а идеал — это вера разума и послушание последовательной вере разума. Философия Августина, независимо от ее происхождения (поскольку нетрудно найти источник большинства его высказываний и верований в древних высказываниях), система христианской философии была основана на попытках выразить понимание учения веры, но большинство основных принципов уже были заложены во времена Августина. Тот факт, что Августин часто цитировался в трудах его средневекового преемника, говорит о той роли, которую он сыграл в формировании доктрины. Почти тысячу лет назад, до появления таких личностей, как Фома Аквинский и датчанин Скотус, достойных Августина с точки зрения интеллекта, Западная Европа была важной частью его наследия. Идея о том, что вера должна искать свои интеллектуальные корни в платонизме, кажется неизбежной и правильной, учитывая ретроспективу западной религиозной истории с отчетливыми повторениями в мусульманских, иудейских и христианских конфессиях. Самая серьезная проблема Августина может быть сведена к смягченному платонизму. Его решения возникают в различных формах, но сам вопрос никогда не формулировался в чистом виде. Душа предназначена для того, чтобы ее искал Бог, прежде чем найти грех благодати, спасения и гордыни; поэтому жизнь, даже жизнь святого, прерывается духовным богатством и духовной проституцией. Когда дается милость, разум находит только то, что дано и просветлено Богом или верой. Истина может существовать как философский вывод, полученный путем познания через индивидуальные проявления, но может быть достигнута только после рациональной умственной подготовки. В своем эссе о свободе воли он обсуждает свободную волю, данную человеку Богом, как своего рода внутреннее чувство, различимое разумом.

    С точки зрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, что к VIII веку завершается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики - философского истолкования христианского мировоззрения.
    1. СХОЛАСТИКА


    Схоластика (IX – XIV вв.). Платонизм и психизм. Реализм.

    Название "Схоластика" происходит от греческого слова "схолазо" - я учу, поэтому термин "школьная философия" означает мудрость, которой обучают в монашеских школах и университетах. Схоластика систематически разрабатывает проблему патриотизма и рационализирует христианское мировоззрение. В истории философского мышления академические достижения - это вся философия Средневековья. Эта философия развивалась исключительно внутри христианской церкви, в ее стенах и под ее руководством. Схоластика занималась только интерпретацией и теоретическим обоснованием всех элементов христианского мировоззрения церкви.

    Папа Григорий Дубуслов (590-604), провозглашенный к лику святых Католической и православной церковью, написал своему подчинённому: «Вы, кажется, изучаете грамматику? Я не могу в это поверить без румянца. Мне грустно, я вздыхаю!» Тот же Папа в своем знаменитом труде "Диалог", оказавшем большое влияние на средневековую философию и теологию, решительно утверждал: "Невежество - истинная мать христианского благочестия".

    Схоластика разделяется на несколько этапов:

    Ранний (IX в.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура (Иоанн Педенца), Питер Абеляр, Джон Рослин и др.;

    Схоластика взяла на себя ряд нерешенных вопросов, имеющих фундаментальное значение для средневекового мышления. Это вдобавок ко всем проблемам "двух истин", которые "отцы церкви" четко разрешили в поддержку "истины веры". "Центральное место в академических достижениях занимает вопрос о природе универсального (общая концепция), который порождает большинство философские проблемы. Вопрос об отношениях между Богом и миром рассматривается в рамках теологической доктрины. С философской точки зрения платонизм изначально был неделимой доминантой в Схоластике, оспариваемой Августином и "арауфагистами". Основываясь на платонизме (неоплатонизме, августинизме и араунизме), ученые раскрыли систему христианского мировоззрения. Самыми известными исследователями платонизма были Ансельм Кентерберийский, автор онтологического аргумента о существовании Бога, и Бонавентура (Джон Педенца), которого католическая церковь объявила серафимским богословом. Средневековые философы-просветители единодушно утверждали, что, согласно Платону, желание занимает доминирующее место в человеческой психике. Поэтому считается абсолютной истиной, что эмоции влекут человека ко греху, а мозг не может понять Бога. "Причина - шлюха сатаны", - писал Мартин Лютер. Согласно ученым и отцам церкви, даже в собственной психологии Бога, будет управлять духом и чувствами Бога. И никакая нужда не может заставить тебя, Боже, делать что-то против твоей воли!Августин пишет. И все человеческие поступки, и качества грешников и праведных ученых сводятся к их собственным благим намерениям и злым мотивам. По мнению ученых, разум и эмоции не влияют ни на волю человека, ни на волю Бога. Воля Бога и воля человека полностью независимы.

    Эригена Иоан Скотт (810-877). Считается родоначальником схоластической традиции. Он считал, что логика и примеры равны. Он разработал диалектику как учение о сущности существования. Он придерживался апоптотической теологии. Сомнения в религиозных истинах могут быть опровергнуты разумом.

    Ансельм Кентерберийский (1033-109) был назван "Августином Вторым" за его вклад в развитие религиозной философии. В вопросе об отношениях между верой и разумом он придерживался позиции превосходства веры. Он считал, что христианское учение является неоспоримой основой философии. Разум дан человеку для того, чтобы прояснить истину Божью. Ансельм - автор знаменитого высказывания: "Я считаю, что это абсурд". Он ведет уединенный разговор сам с собой, полностью игнорируя авторитет Библии, поэтому он пишет книгу под названием "Монолог", и только его остроумие видит, что такое Бог, поэтому, приводя неопровержимый аргумент, он доказывает, что ситуация ничем не отличается от того, что утверждает истинная вера о Боге. В вопросе о природе универсальности он занял позицию крайнего реализма. Он разработал оригинальную концепцию Бога и выдвинул онтологические доказательства его существования. Соотношение между свободной человеческой волей и божественным провидением определяется в пользу последнего: свободен только тот человек, который может жить праведной жизнью, и это свободно без прямого повеления Бога.

    Питер Абеляр (1079-1142), подобно философу из его "Диалога", смело заявляет, что "вера, не освещенная разумом, не достойна человека". "Вы должны завоевать его веру не механическими привычками, а слепым доверием, но личными усилиями. Высокие моменты таких личных усилий в вопросе божественного признания сочетаются с высокими моментами в вопросе практической морали. В девятнадцатом веке, в результате крестовых походов, труды Аристотеля и арабской философии, основанные на древней культуре и мировоззрении, проникли в Западную Европу. Западная Европа проигнорировала древнюю культуру и заплатила за это своим культурным отставанием. И тогда, В 17 веке европейцы начали переводить арабские тексты Аристотеля на латынь. Но даже Аристотель, который был "возрожден", получил образование усилиями духовенства и послужил созданию системы христианского мировоззрения.

    Зрелая или классическая (XII-XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий;

    Период расцвета. Реализм был основой средневековой философии, но его крайние формы были более распространены во времена ранней схоластики и в этом смысле представляли платонические взгляды, в то время как умеренный реализм прочно укоренился в период расцвета схоластики. Самым важным философом в период расцвета схоластики и во все времена средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. Итальянские ученые считают, что грандиозная религиозно-философская система, в которой были найдены и поняты все реалии того времени и которая стала универсальным объяснением вселенной для давнего средневекового человека, сколаизм, как попытка синтезировать веру и разум, религию и философию, достигла кульминации в учении Фомы. Фома Аквинский в основном использовал учение Аристотеля о форме и материи в философской системе объяснения вселенной. Все вокруг нас представляет собой единство материи и формы. Основным содержанием этого периода является полная формализация теории "двух истин". Аристотель доминирует в философии. Самые известные представители: Альберт Великий и Фома Аквинский были объявлены первым "вселенским богословом", а вторым "ангельским богословом" из-за особых преимуществ для католической церкви.

    Альберт Великий (1193-1206) описал почти все труды Аристотеля и потребовал объединения философии этого мыслителя и учения церкви. Альберт Великий стал лидером философии Аристотеля, виновным в использовании важных преимуществ, но сам он не был полностью независим в своем понимании и полностью зависел от своих ресурсов. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, которые аргументировали в его работах. Тщательно обработав материалы своих предшественников и усовершенствовав их с большой силой и интерпретацией, Альберт оставил огромное письменное наследие — его собрание сочинений включало 38 томов, во всех его работах средневековая европейская философия и теология переняли идеи и методы Аристотеля, и его обращение к вопросу универсальности в образовательной мысли можно назвать аристотелизм. Он был сторонником теории "двух истин". Он внес значительный вклад в развитие этики, которая понималась как практическая философия, управлявшая его волей и сознанием.
    1. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274 гг.)


    Центральная фигура в схоластики, систематизатор религиозной ортодоксии. Он был основателем философского движения, позже названного «томизмом». Он является одним из «учителей церкви». Свобoду воли понимaeт в смысле психологического детерминизма. Его главные работы - "Сумма теологии" и "Сумма против язычников"."

    Главная задача, стоящая перед философией Ф. Аквинского - разработать систему воспитания здравого смысла. Из античныx филocoфoв на Аристотеля. Фома Аквинский проявил себя мастером методологии и осуществил великий теологический и философский синтез, который включал в себя все важные явления философии и богословия.

    Учение о двух истинах

    У Ф. Аквинского есть оригинальное решение проблемы двух истин – основной для схоластики. Философия и религия имеют разные способы постижения истины, но у них один и тот же предмет. Не каждое христианское учение нуждается в доказательстве, но учение о существовании Бога нуждается в доказательстве. Недoкaзyeмые догматы - создание мира без чего-либо, первородный грех называется "сверхразумными". Им можно только верить.

    Онтология


    написать администратору сайта