Средняя общеобразовательная школа 43 Итоговый проект
Скачать 0.81 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» Итоговый проект Тема проекта: «Граффити – искусство или вандализм?» Тип проекта: информационно-творческий Выполнила: ученица 10«Б» класса Лобач Арина Руководитель: учитель русского языка и литературы Ушакова Анастасия Сергеевна Тверь, 2022 Содержание Введение……………………………………………………….…………………..2 Теоретическая часть…………………………………………………………….4 История граффити……………...……………………………………….……..….4 Виды и техники стрит-арта ……………………...……………………...………..4 Известные представители направления………………………....………............6 Зарождение стрит-арта в России………...……………………..….……..............7 Практическая часть……………………………………………………………10 Итоги анкетирования………………….…………………………………..…….10 Заключение…………………………………………………..………..…….……11 Список источников…………………..…………………………….……..…...…12 Приложение ………………………………………………………………..…….13 Введение История граффити происходит от греческого слова Graphein, означающий «писать» и от итальянского слова «Graffito» - «царапать». Граффити стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке, как часть хип-хоп культуры. Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы).[1] Значение со временем стало обозначать любую графику, нанесённую на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма. Граффити занимает особую позицию в современном искусстве, но многие относятся критично к такому творчеству. Большинство знакомы с рисунками такого рода, нарисованными, как правило, в неразрешенных местах вандалами/хулиганами. И именно из-за таких примеров, к сожалению, формируется ошибочное негативное мнение о колоритной, довольно новой и интересной культуре. Очень надеюсь, что кто-то откроет для себя такое увлечение как граффити, благодаря данному проекту. Цель проекта: создание презентации, которую можно использовать в качестве дополнительного источника информации на открытых уроках изобразительного искусства и мирового художественного искусства. Задачи проекта: рассказать о культуре стрит-арта, граффити, в том числе, как она зародилась в России; провести опрос среди молодежи и взрослых на данную тему; сделать выводы, выяснить какое мнение существует в обществе о граффити; привести фото-примеры граффити в Твери; определить роль граффити в искусстве; выяснить, является граффити искусством или же вандализмом; расширить представление людей о граффити, возможно, изменить мнение в лучшую сторону. Практическая значимость проекта Практической частью моего проекта стала презентация, в которой собраны основы и правила создания граффити, краткий ввод в историю, стрит-арт объекты нашего города. Данную презентацию можно использовать в качестве дополнительного источника информации на открытых уроках изобразительного искусства и мирового художественного искусства. Теоретическая часть История граффити История стрит-арта берет свое начало ещё с древних времен. Неизвестные уличные художники с давних пор расписывали стены домов и заборов рисунками или надписями во всех уголках мира. Но этот вид искусства обычно находился под строгим запретом властей, а его последователей карали за нарушение закона. Родиной современного стрит-арта принято считать США. Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В тот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же и появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204.[3] Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити. Виды и техники стрит-артаРазделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники: Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности (рис. 1). Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях. Tagging – подпись художника, его никнейм. Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю: Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри. Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм. Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста. Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства. 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии. [1] Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров. Рис. 1 Известные представители направленияВ уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители: Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру; Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2; Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения; Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах. Его провакационные граффити отражают такие проблемы как: влияние загрязнения окружающей среды на животных, браконьерство, вымирание животных из-за влияния человека. C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом. [2] Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал. Зарождение стрит-арта в России Стрит-арт появился еще во времена СССР, он отличается от того, который мы привыкли видеть сейчас. Но можно ли назвать это уличным исскуством? Безусловно, да. Правда, название стрит-арт тогда заменили на более строгое, и получилосьмонументально-декоративное искусство. В узких рамках заданных тем и творили советские художники (см. рис. 2 и рис. 3). На эти нужды выделялись государственные финансы. Наверное, в любом городе можно найти остатки произведений уличного искусства советского периода – мозаика и фрески, рельефы, барельефы, монументы, выполненные из добротных материалов – смальта, медь, сталь, и очень много крошки – бетона, они дожили до наших дней и сегодня мы можем оценить это искусство. В Рис. 2 Рис. 3 те времена не существовало яркой рекламы на улицах, вечерами города погружались в унылые сумерки, но зато утром – глаз обязательно останавливался на произведениях советских художников. Для кого-то они были красочным впечатлением, стимулом и примером. Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге (рис. 4). Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити. Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города. Здание площадок Стрит-арта – завод по изготовлению электроизоляторов, а позже декоративно-слоистых пластиков для внутреннейобшивки стен. Деятельность производственных цехов запустили сразу же после Великой Отечественной войны в 1945 с целью помощи в восстановлении разрушенного государства. Рис. 4 Как и многие предприятия, после развала СССР, завод развалился и закрылся. На его территории планировали построить новый спальный район или торговый центр. Но инвесторам, в частности Дмитрию Зайцеву, после посещения вечеринки граффити в одной из рабочих зон, пришла идея создания творческого пространства. Официально Музей Стрит-арта был зарегистрирован в 2012 году Сейчас площадь работает не только как выставочный зал. В помещенияхпроводят лекции, мероприятия, сборы, семинары. Туристы со всего мира приезжают послушать экскурсии и посмотреть на нестандартные картины. Музей не имеет аналогов в мире, считается уникальным проектом, поэтому и привлекает внимание. Главная идея: пусть улицы будут праздником искусства для всех. [2] ПРАКТИЧЕСКАЯ часть Итоги анкетирования Поскольку граффити непроизвольно уделяется всеобщее внимание, интересно узнать мнение разных людей, разных возрастов. Для этого я провела анкетирование, задав вопросы, касающиеся этой темы. Рис. 5 Исходя из первого вопроса, являющемся главным для моего проекта, можно отметить, что процент считающих граффити вандализмом из взрослых больше (рис. 5 и рис. 6), чем среди молодых. Почему так получилось? Как мы уже знаем из истории, стрит-арт получил популярнось не так давно, поэтому старшее поколение не так сильно к нему приобщено. К тому же большинство райтеров и графферов – это молодые люди. Рис. 6 Заключение Подведем итог. Чем мы должны считать граффити – вандализмом или искусство? Несомненно, на вопрос ответить довольно сложно. С одной стороны многие райтеры часто выполяют свои арты на стенах, не согласовывая ничего с жильцами, коммунальными работниками. С другой стороны, граффити – это зачастую не только творчество, а еще и протест. Протест серым унылым зданиям индустриальной эпохи, который добавляет улицам яркости. Райтеры посвящают свои работы проблемам, которые столь актуальны в наше время. С другой стороны, существует так же множество согласованных проектов, некоторые из них становятся культурными объектами. Так же люди могут посчитать за граффити неаккуратную или же бранную надпись, красующуюся на стене дома, что таковым не является. У граффити должна быть стилистика, творческий смысловой посыл к окружающим. Пожалуй, это главная черта уличного искусства. Саймон Армстронг и Клаудиа Вацце, известные иностранные графферы, Дмитрий Зайцев, наш соотечественник, считают граффити неотъемлимой частью современного искусства. И я с ними полностью согласна. Это так же подтверждает большое количество музеев по всему миру, ведь работы имеют культурную ценность. Источники Литературные источники Высотский С. «Граффити XI—XVII вв.» К, 1985. - 45 с. Фёдорова Е. В. «Латинские надписи» М., 1976. - 87 с. Powers S. «The Art of Getting Over. Graffiti at the Millennium» N. Y., 1999. - 79 Саймон Армстронг «Стрит-Арт» Ad marginem L. 2016. - 18-25 с. Интернет источники Граффити-портал [Электронный ресурс]. – URL: http://vivacity.ru/, свободный. – (дата обращения 2.04.22). Музей в Санкт-Петербурге, посвященый стрит-арту [Электронный ресурс]. – URL: https://peterburg.guide/muzei/strit-arta/, свободный. – (дата обращения 2.04.22). Приложение Анкета Укажите свой возраст. А) 13-16 Б) 30-45 Вы считаете граффити и стрит-арт искусством или вандализмом? А) Искусством Б) Вандализмом Почему вы считаете граффити искусством/вандализмом?
Видели ли вы интересные граффити на улицах вашего города? (Если да, то можете написать, где и какое.)
Вы считаете граффити важной частью современного искусства? Если нет, то почему? А) Да Б) Нет
|