Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил Студент РдиГб 21-22 Типо-Пронченко Вадим

  • Политология СРО 7Правовое и социальное государство. Сро по дисциплине Политология


    Скачать 38.29 Kb.
    НазваниеСро по дисциплине Политология
    Дата04.03.2022
    Размер38.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитология СРО 7Правовое и социальное государство.docx
    ТипДокументы
    #382590

    ОА «Алматинский технологический университет»

    Факультет Экономики и Бизнеса


    СРО по дисциплине” Политология”




    Выполнил Студент РдиГб 21-22 Типо-Пронченко Вадим


    Правовое и социальное государство.


    Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

    Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.

    Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Мире возникли, например, такие зачатки правовой государственности. как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУ11-Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теорегиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов - Т.К. Вель- кера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства основываются на концепции гражданского общества.

    Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладно- сти, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и, в одинаковой мере, защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

    Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находился человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

    Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

    Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет сил}' в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

    Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

    Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов.

    Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно включает: хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также, не опосредованные государством, политические отношения между' индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтазьные связи - отношения конкуренции и солидарности между' юридически свободными и равноправными партнерами.

    Обобщая опыт возникновения и развития правовых государств. можно выделить их следующие общие признаки: наличие развитого гражданского общества; ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и у чреждения, в том числе органы государственной власти; суверенитет народа, конституционноправовая регламентация государственного су веренитета. Эго означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения («разрешено все то, что не запрещено законом»); свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

    Основоположники теории правового государства полагали, что, в конечном счете, его развитие приведет к всеобщему благоденствию. но этого не случилось. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.

    Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в., а в 1930 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство».

    В разных определениях социального государства, даваемых в западной и отечественной литературе, подчеркивается, что это государство, стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а, в идеале, примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

    Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии. Англии, скандинавских странах и др.) позволяет сделать некоторые выводы об условиях, необходимых для формирования социального государства: социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики; необходимыми предпосылками становления социального государства выступают правовое, преимущественно конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии в форме правового государства, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономического и другого законодательства; так как сущность правового государства обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства, а именно: открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидарности, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.

    В западной политологии выделяют три основных типа социального государства: консервативный, либеральный, социал- демократический.

    Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремиться расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Единство заключается в том, что они призваны обеспечивать благо индивида. Правовое государство - физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом, гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Социальное государство - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан. Социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуалыгая ответственность и т.п.. чтобы не порождать массовое социальное иждивенчество.


    написать администратору сайта