Ушинский. Статья "Родное слово"
Скачать 17.44 Kb.
|
4. К.Д. Ушинский статья "Родное слово" В «Родном слове» он учил родителей, помочь своим детям овладеть родным языком, понять его красоту, бережно с ним обращаться. Ушинский писал: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству – вот единственная цель моей жизни». И он старался показать читателю красоту Божьего мира, открыть духовный смысл русского языка. «Родное слово» - это книга, совершенно понятная для ребенка полностью соразмеренная с его силами. Оно составляло в этом отношении полную противоположность книгам, которые издавались и распространялись по школам министерством народного просвещения. «Родное слово», написанное для ребенка, в то же время совершенно серьезная книга, ставящая себе задачей развить логическую мысль и речь ребенка, научить его разбираться в окружающем мире, положить основы его мировоззрению и подготовить к настоящему изучению наук. Не всякий раскрывший «Родное слово» - с множеством картинок, стихотворений, сказок, прибауток, - обратит внимание на этот серьезный элемент гениальной книги Ушинского, тем более что подан он, этот элемент чрезвычайно умело с дидактической стороны. Один из дореволюционных педагогов, восхищенный простотой предложенных Ушинским серьезных упражнений логической мысли ребенка, писал о книжках «Родного слова»: «Какую обдуманную и в своем роде сложную машину представляют эти тетрадочки с рядами слов, пословиц, рассказов, стихов и картинок!.. В «Родном слове» есть упражнения, которые незаменимы именно как такие, которые сами по себе, даже вопреки самым неумелым шагам начинающего учителя, должны принести громадную пользу. Укажем, например, на те упражнения, которыми начинается каждый номер первой книжки «Родного слова»: ряды слов, которые должны быть расположены учеником по родам выражаемых ими понятий... Имеющий сколько-нибудь здравого смысла учитель не может вести дурно такое упражнение; упражнение задумано так здраво и просто, что выручит какого хотите неумелого учителя». Но и это еще не все. «Родное слово» Ушинского - не только доступная для детей, не только серьезная научная книга - это в полном смысле слова народная книга. Множество произведений русской народной литературы в ней использовано впервые для школьного употребления. Книга приобщала ребенка не только к научному и художественному языку, но в первую очередь к тому богатству языка, которым владеет народ. Эту задачу книге для чтения в первый раз поставил Ушинский, и важность ее правильно оценили педагоги уже в дореволюционное время. Один из них писал: «Школа, которая сумеет обогатить своих учеников сокровищами даже исключительно только крестьянского слова, была бы уже образовательницей их, рассадницей просвещения, ибо сумма понятий, составляющих язык наро-да, выше понятий и речений каждого отдельного лица». русскими Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит вовсе не в преимущественном изучении классических языков на Западе, как нас иные стараются уверить, а в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком с своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится. 5. Эссе «К.Д. Ушинский и современность» Я рассмотрела труды великого русского педагога К.Д. Ушинского. Им создана целая педагогическая система ,ведущее место в которой занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Целый ряд его трудов обосновывает идею о народности как об основном звене воспитания и нравственного совершенствования личности. Особенно широко раскрывается это в труде «О народности в общественном воспитании». Ушинский отмечает, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Воспитание у Ушинского- это целенаправленный процесс «управления личностью», цель которого подготовить человека к жизни и к активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с их интересами своего народа и всего человечества. Главным из всех направлении воспитания является по Ушинскому – нравственное воспитание. Это центр его педагогической концепции. То есть воспитание это не просто накапливание знаний, необходимо чтобы получаемые знания подкреплялись моралью. Очень важно чтобы в процессе обучения ребенок не просто обучался, но и воспитывался нравственно. Необходимо воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, надо учить детей преодолевать такие качества как упрямство, ленивость, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность, развивать в детях чувство патриотизма и развивать в каждом эстетические чувства. И вот тут мы снова задумываемся, как воплотить все эти аспекты изложенные выше в жизнь? А главное как правильно научить и воспитать? Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания. Опереться мы сможем снова на народность, на культурные идеи нашего великого народа , используя произведения литературы, народный эпос, сказки, пословицы поговорки, а главное совмещая теорию с играми и с трудом , только труд может воспитать настоящего человека, умеющего ценить и беречь все прекрасное созданное трудом, только труд научит терпению, поможет сформировать характер научить приобрести и сохранить моральные ценности. Если нам удается воплотить в одном уроке несколько направлений мы выполняем несколько задач в зависимости от целенаправленности урока, а значит мы интегрируем свои уроки. Посредством метода интеграции занятии мы получаем возможность разностороннего обучения, это позволяет значительно расширить диапазон мышления у детей, облегчения усвоения материала, закрепления материала на практике, а где есть практика там и есть труд, а где ребенок трудится там ребенок и обучается терпению, старанию, усидчивости. Ребенок учится добиваться результата своего труда, а значит, учится быть целеустремленным, учится ценить свой и чужой труд. То есть, вот так играя обучаем, обучая воспитываем, прививаем детям навыки и привычки поведения, настойчиво и терпеливо воздвигает нравственное здание своей жизни всё выше и выше. Как видно из всего выше - сказанного мы и сегодня можем опираться на труды великого педагога Ушинского, так как задачи обучения и воспитания раскрытые в его трудах и сегодня чрезвычайно актуальны и мы еще раз убеждаемся в том , что у каждого народа своя особенная система воспитания. Таким образом, опыт у других народов в деле воспитания есть драгоценное наследия для всех, но у каждого народа своя особенная культура, история, религия, и педагогическая система. |