Главная страница

Статьяположительный герой русской народной сказки и его влияние на


Скачать 77.41 Kb.
НазваниеСтатьяположительный герой русской народной сказки и его влияние на
Дата24.12.2022
Размер77.41 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла15867.pdf
ТипСтатья
#862077

СТАТЬЯ
Положительный герой русской народной сказки и его влияние на
нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника
Произведения устного народного творче ства запечатлели национальную культуру и мудрость предшествующих поколений. Сказка и в настоящее время не теряет актуальности в воспитательной работе с ребенком.
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, во многом опирается на знакомство дошкольника со сказочными героями. Ведь сказка запечатлела традиции и обычаи народа, характер образного мышления. Именно поэтому,
сказочные персонажи имеют возможность влиять на воспитание дошкольников. Знакомство с ними позволяет передать ребенку жизненный опыт. В связи с тем, что материалом народной сказки служила жизнь народа,
она отражает лучшие его черты, учит ребенка трудолюбию, отваге, доброте,
пониманию красоты, духовным ценностям, героизму, мужеству и повествует об этом в доступной дошкольнику форме.
В современном мире воспитание этих качеств особенно актуально, ведь утрата нравственных и эстетических ценностей обнаруживает в XXI веке стремление к тенденции. В сложных и противоречивых условиях развития современного общества особую значимость в воспитании подрастающего поколения приобретает проблема обеспечения в нем единства этического и эстетического, добра и красоты. Самим ходом развития общества на передний план выдвигаются задачи формирования человека как духовно богатой, творчески активной личности, носителя единых в своей сути этических и эстетических ценностей. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса развития ребенка, освоение им моральных ценностей, выработка нравственных качеств, патриотизма.
Старший дошкольный возраст является тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, поэтому это время наиболее благоприятное для его нравственного воспитания.

В связи с этим, цель данной статьи – рассмотреть положительного героя русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие дошкольников.
Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует отметить, что, как и в зарубежных сказках герои достаточно четко распределены на положительных и отрицательных. Несомненно, это позволяет дошкольнику легко определять и усваивать именно положительные качества на наглядном примере и учиться видеть разницу между добром и злом, отличать хорошие поступки от плохих, порицать плохие поступки черты характера.
Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует отметить, что самый популярный из них – это Иванушка-дурачок, однако,
далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами,
заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.
Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.
А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках
«Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других. Таким образом,
положительные герои могут быть представлены и в виде животных.
Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику
2
победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.
Рассматривая положительного героя подробнее, следует остановиться именно на Иване-дураке, как наиболее частом положительно герое русских народных сказок. Следует отметить, что это собирательный персонаж, тем не менее, обладающий яркой индивидуальностью. Его черты – черты русского национального общественного сознания. В сказке, Иван-дурак зачастую оказывается умнее, а также и удачливее как казалось более умных противников. Так, например, Иван-дурак, представленный в виде Ивана- царевича – третий сын, младший в семье. Его братья – старше, умнее,
сильнее, прагматичное. Часто смеются над глупостью и наивностью младшего брата, не принимают его как равного. Он же, не обижается на братьев. По русской традиции, младший сын – хранитель родовых традиций,
он близок дому, домашнему очагу, печи. Здесь можно привести в пример
Емелю, разъезжающему на печи, который также является представителем данного образа. Вскоре ему помогает чудесное животное – щука. Помощь чудесных животных весьма часта для положительного героя. Необходимо отметить, что это не указывает на то, что положительными чертами, в русских народных сказках, представлены глупость, лень, а герой – а лишь удачливый человек, которому повезло получить помощь чудесного животного или магическую помочь, например, от Бабы-яги.
Положительные черты Ивана-дурака – в другом. “Дело в том, что
«глупость» Ивана-дурака – это на самом деле просто верность традициям старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся мире – бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому”.
Иван-дурак не намерен изменять всем этим чертам, независимо от того, что
3

«современными» ему условиями они порицаются. «А это, с точки зрения
«умных» братьев-прагматиков, не может не быть смешным, нелепым и глупым». Именно поэтому, с самого начала народной сказки, положительный герой представлен как более глупый, чем другие, нуждающийся в помощи.
Стоит отметить, что и помощь эту он получает, лишь за свои положительные черты. Делясь последней краюхой хлеба со старушкой в лесу, он получает от нее награду. «В Иване-дураке заключено донкихотское начало – внутреннее благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам,
власти – вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь»”. Последнее показывает и порицание в народной сказке сиюминутных ценностей –
мудрость русского народа включила в сказку концепт того, что человеческие ценности должны побеждать сиюминутные.
Рассматривая положительных героев в виде сказочных животных,
следует отметить, что изображение зверя – часто иносказательно и показывает в себе определенные черты человеческого характера. Так, лисы изворотливы, а волки – олицетворение силы – глупы. Одним из положительных персонажей, часто является, наделенный добродушием медведь. Появляются в положительных героях и зайцы, ежи, мыши – мелкие зверушки, олицетворяющие собой такие положительные качества, как взаимопомощь, находчивость и изобретательность перед лицом грубой силы.
Среди положительных героев животных встречаются и близкие человеку домашние животные – кот, петух, собака – животные, полезные для человека.
Положительные герои представлены и другими персонажами. Один из них – солдат. Следует отметить, что солдата можно рассматривать как позднюю ипостась Ивана-царевича, но солдат уже наделен новыми положительными чертами. Солдат представляет собой завершение перехода от волшебной сказки к бытовой и среди его положительных черт уже выступает и хитрость, которая порицалась в волшебной сказке.
4

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечной чуткости к человеческому несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.
Рассматривая влияние положительного героя на нравственно- эстетическое развитие дошкольников, можно сделать некоторые выводы.
Дети не могут жить и расти без сказок и их героев. Воспитательное значение положительного героя народной сказки состоит в эмоциональной силе воздействия на детей. Трудно переоценить значение сказок и их положительных героев в эстетическом воспитании детей, ибо они неотделимы от красоты. Народные сказки включают чарующие картины в сюжетной линии, красоту поступков положительных героев – все это оказывает на детей огромное эмоциональное воздействие. Эстетические,
нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов положительных героев, активизируют поток мыслей, который побуждает мышление ребенка к активной деятельности.
Через сказочные образы положительных героев в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления.
Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребенка,
с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых – знакомые незнакомцы. Это и объясняет влияние положительного героя русской народной сказки.
Положительные герои развивают и воспитывают ребенка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в волшебный мир. Сказки входят в жизнь ребенка с момента, как он обретает способность понимать речь, поэтому положительные герои народной сказки начинают свое влияние с самого раннего возраста.
5

Благодаря возрастным особенностям детей – подражательности,
рефлексивности, – у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера при наблюдении за положительными героями народной сказки.
Следует учитывать, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания героя сказки. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели замечания. Дошкольник может рассказать о том, чем нравится ему положительный герой, и чему бы он у него хотел научиться.
Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его,
выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в положительных сказочных героев, следуя за ними, дошкольник получает эстетические и нравственные знания о мире, нравственные аспекты взаимоотношений людей, учится искать союзников – друзей и вместе бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Таким образом,
положительные герои выступают в роли нравственных воспитателей.
Необходимо акцентировать внимание дошкольников на нравственных и эстетических аспектах и вопросах, поднимаемых в сказке. Так, например,
дошкольнику можно пояснить, что относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному.
Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей. Дошкольник видит эти примеры у положительных героев русской народной сказки и привыкает к тому, что нравственность – лучше безнравственности. Таким образом, положительные герои русской народной сказки служат таким нравственно-эстетическим аспектам как:
6

– развитие интереса к объектам и явлениям окружающего мира;
– обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;
– возникновение у дошкольников под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;
– формирование у детей нравственных оценок с позиции добра,
справедливости.
Народная сказка, через образ положительного героя способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек
– это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий
Родину). Идеал для дошкольника – это далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет – его как личность.
Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но и как люди с определенными чертами. У дошкольника не возникает сомнения в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому.
Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и прямодушии, добре и зле, героизме и трусости, щедрости и жадности,
почерпнутые из сказок, на примерах героев, складываются у дошкольника в нормы поведения. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и воспроизводятся детьми, дают им простые, но жизненно важные представления о мире, его нравственно-этетических аспектах. Доставляя эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить сравнения. Развивается речь, образное и логическое мышление, умение кратко, емко и красиво выражать мысль. Положительные герои сказок со своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести себя в простейших жизненных ситуациях. Удача, богатства выпадают положительным героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за
7
умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во многих сказках непременным условием счастья положительного героя выступает труд. Прямо или косвенно в них выражается одобрение поступков положительных героев. Положительный герой оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая положительным сказочным героям, ребенок как бы становится соучастником событий,
обретает эмоциональный опыт, в чем и состоит особая ценность сказочного вымысла. Сказки стимулируют творчество, слушатели сказок сами превращаются в их сочинителей и исполнителей.
Для нравственно-эстетического воспитания важно, чтобы оно проходило осознанно. Необходимы знания, на основе которых у дошкольника будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должны появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Знания и чувства поражают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении, они позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В конечном итоге нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои радости в детстве. Если знания прошли через сердце ребенка, отразились в его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.
В заключение, хочется сказать о том, что несмотря на то что в сказках,
как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа.
Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными словами, можно сказать, что сказки и их положительные герои являются важнейшими словесными средствами умственного и нравственного-
8
эстетического воспитания. Сказки обогащают морально-нравственным содержанием, настраивают детей на труд, на его красоту, развивают их эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат ребенка целеустремленности, передают жизненный опыт русского народа. Опираясь на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство,
эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.
По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой- то жанр народного творчества со сказкой. Без положительных героев сказок не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю.
Благодаря сказке, ребенок познает окружающий мир не только разумом, но и сердцем. От положительных героев сказки дошкольники черпают понятия справедливости и не справедливости.
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми,
противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т.д., что делает влияние положительного героя русской народной сказки на нравственно-эстетическое воспитание дошкольника огромным.
9


написать администратору сайта