Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика описания концепта

  • концепт. Структура к это совокупность обобщенных признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента якм


    Скачать 14.55 Kb.
    НазваниеСтруктура к это совокупность обобщенных признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента якм
    Дата26.04.2022
    Размер14.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконцепт .docx
    ТипДокументы
    #497758

    Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике.

    Структура К – это совокупность обобщенных признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента ЯКМ.

    Особая структура концепта включает в себя:

    • основной (актуальный) признак;

    • дополнительный (пассивный, исторический) признак;

    • внутреннюю форму (обычно не осознаваемую) [Степанов, 997: 21].

    Внутренняя форма, этимологический признак, или этимология открываются лишь исследователям, для остальных они существуют опосредованно, как основа, на которой возникли и держатся остальные слои значений.

    Выявление структуры К возможно через наблюдение за сочетаемостью соответствующих языковых знаков, его актуализирующих. Концепт рассеян в языковых знаках, его объективизирующих. Чтобы восстановить структуру концепта, необходимо исследовать весь языковой корпус, в котором вербализован концепт – ЛЕ, фразеология, паремиология, устойчивые сравнения…При разноуровневой представленности К в языке, наиболее информативным выступает лексический уровень.

    Методика описания концепта

    Для установления смыслового объема концепта нужно сделать следующее:

    1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт; при исследовании художественного текста эта операция производится на его основе;

    2) установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации, используя энциклопедические и лингвистические словари; при этом словарную дефиницию считаем ядром концепта;

    3) учесть особенности этимологии;

    4) поскольку словарные толкования дают лишь самое общее представление о значении слова, а энциклопедические словари – о понятии, нужно привлечь к анализу самые разнообразные контексты: поэтические, научные, философские, публицистические, пословицы и поговорки и т. д.;

    5) полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы (ядра концепта), например, анализируя концепт «Время», устанавливаем его тесную связь с концептом «Будущее»;

    6) если для анализа выбран важный концепт культуры, то он должен быть многократно повторен и проинтерпретирован в живописи, музыке, скульптуре и т. д. Последний шаг проделывается не всегда, так как это значительно утяжеляет работу. Но он совершенно необходим при выявлении культурных концептов и составлении словаря концептов русской культуры.

    Итак, К – многомерное образование, включающее в себя не только понятийно-дефиниционные, но и коннотативные, образные, оценочные, ассоциативные характеристики, и все они должны быть учтены при описании концепта.

    В зависимости от типа К несколько иной будет и методика его описания. Известно, что есть различные типы структур представления знаний – схема, фрейм или сценарий, картинка или мыслительный образ, скрипт и т.д. Их объединяет то, что все они есть совокупность информации, хранимой в памяти, которая обеспечивает адекватную когнитивную обработку стандартных ситуации. Многие при описании зависит от того, какой тип К подлежит описанию.

    Схема: толкование рогатки – деревянная развилки в форме буквы Y.

    Фрейм – перечисление деталей, из которых складывается содержание, дающее как бы кадр из фильма, т.е. структура данных для представления (визуальной) стереотипной ситуации, особенно при организации больших объемов памяти.

    Сценарий – описание процесса, действия, с его важнейшими этапами. Он вырабатывается в процессе интерпретации текста. Например, описание облавы на волков в стихотворении В.Высоцкого «Идет охота на волков…» - это охота, при которой окружают место, где находится зверь, а затем гонят его на стрелков.

    Скрипт – набор ожиданий о том, что в воспринимаемой ситуации должно произойти дальше и дает понимание не только реальной или описываемой ситуации, но и детальный план поведения, предписываемого в этой ситуации.

    Следовательно, разные К способны передавать концептуальную информацию разного типа – от элементарного до сложнейших концептуальных структур высшей степени абстракции.

    Определение типа К – это результат применения пункта №1 нашей методики.

    Таким образом, можно сказать, что ЯКМ – это взятое во всей совокупности, все концептуальное содержание данного языка.


    написать администратору сайта