Главная страница
Навигация по странице:

  • Через несколько дней он решает писать глухаря. Дедов решения приятеля не одобряет — зачем умножать безобразное

  • 3. Какой подтекст содержится в предложении: «Я свободен, я художник!»

  • 8. К какому элементу композиции пьесы относится данный отрывок

  • Почему Лариса говорит о себе: «Я вещь, а не человек!»

  • Суммативное оценивание по русскому языку и литературе за ІІІ чет. Суммативное оценивание по русскому языку и литературе за ііі четверть Чтение Транскрипт


    Скачать 22.87 Kb.
    НазваниеСуммативное оценивание по русскому языку и литературе за ііі четверть Чтение Транскрипт
    Дата15.03.2022
    Размер22.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСуммативное оценивание по русскому языку и литературе за ІІІ чет.docx
    ТипДокументы
    #398207

    Суммативное оценивание по русскому языку и литературе за ІІІ четверть

    Чтение Транскрипт http://ruslit.traumlibrary.net/book/garshin-izbrannoe/garshin-izbrannoe.html#work003

    Повествование ведётся поочерёдно от имени двух художников — Дедова и Рябинина, контрастно противопоставленных друг другу.

    Дедов, молодой инженер, получив небольшое наследство, оставляет службу, чтобы целиком посвятить себя живописи.

    Он упорно работает, пишет и пишет пейзажи и совершенно счастлив, если ему удаётся запечатлеть на картине эффектную игру света. Кому и зачем будет нужен написанный им пейзаж — такого вопроса он себе не задаёт.

    Товарищ Дедова по Петербургской академии художеств Рябинин, напротив, все время мучается вопросом, нужна ли кому-нибудь его живопись, да и вообще — искусство?

    Дедов и Рябинин часто возвращаются вместе после занятий в академии. Путь их лежит мимо пристани, загромождённой частями различных металлических конструкций и механизмов, и Дедов часто объясняет товарищу их назначение. Как-то он обращает внимание Рябинина на огромный котёл с разошедшимся швом. Заходит разговор о том, как его чинить. Дедов объясняет, как делаются заклёпки: человек садится в котёл и держит заклёпку изнутри клещами, напирая на них грудью, а снаружи что есть силы мастер колотит по заклёпке молотом. «Ведь это все равно что по груди бить», — волнуется Рябинин. «Все равно», — соглашается Дедов, объясняя, что рабочие эти быстро глохнут (за что и прозваны глухарями), долго не живут и получают гроши, потому что для этой работы «ни навыка, ни искусства не требуется».

    Рябинин просит Дедова показать ему такого глухаря. Дедов соглашается свести его на завод, приводит в котельное отделение, и Рябинин сам влезает в огромный котёл посмотреть, как работает глухарь. Вылезает он оттуда совершенно бледный.


    Через несколько дней он решает писать глухаря. Дедов решения приятеля не одобряет — зачем умножать безобразное?

    Рябинин меж тем исступлённо работает. Чем ближе к концу подвигается картина, тем страшнее кажется художнику то, что он создал. Измождённый, скорчившийся в углу котла человек болезненно действует на Рябинина. Окажет ли он такое же действие на публику? «Убей их спокойствие, как ты убил моё», — заклинает художник своё создание.

    Наконец картина Рябинина выставлена и куплена. По традиции, живущей среди художников, Рябинин должен устроить пирушку для товарищей. Все поздравляют его с успехом. Кажется, впереди у него блестящее будущее. Скоро — окончание академии, он бесспорный кандидат на золотую медаль, дающую право на четырёхлетнее совершенствование за границей.

    Ночью после пирушки Рябинину становится плохо. В бреду ему кажется, что он снова на том заводе, где видел глухаря, что он сам что-то вроде глухаря и все его знакомые колотят по нему молотами, палками, кулаками, так что он физически чувствует, как страшный удар обрушивается на его череп.

    Рябинин теряет сознание. Лежащего без памяти, его обнаруживает квартирная хозяйка. Дедов отвозит Рябинина в больницу и навещает его. Рябинин постепенно выздоравливает. Медаль упущена — Рябинин не успел представить конкурсную работу. Дедов же свою медаль получил и искренне сочувствует Рябинину — как пейзажист, он с ним не конкурировал. На вопрос Дедова, намерен ли Рябинин участвовать в конкурсе на будущий год, Рябинин отвечает отрицательно.

    Дедов уезжает за границу — совершенствоваться в живописи. Рябинин же бросает живопись и поступает в учительскую семинарию.

    Задания1. Определите основную мысль текста

    А) Рассказать о том, как рисовал художник яличника

    В) Показать ощущение счастья от занятия любимым делом

    С) Показать изумление шефа и его отношение к искусству

    1. Показать радость художника от полученного наследства

    1]

    1. Выпишите 2 слова/выражения, содержащих эмоционально – окрашенные оттенки, которые передают особо приподнятое настроение автора

    ________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    2]


    3. Какой подтекст содержится в предложении: «Я свободен, я художник!»?

    А) До этого он в неволе работал инженером.

    В) До этого он рисовал то, что его заставляли рисовать.

    С) Ему не придется больше заниматься нелюбимым делом.

    1. Это ирония героя рассказа над собой

    [1]

    4. Восстановите последовательность событий.

    1. Яличник без устали работал вёслами.

    2. Всё показалось мне в новом свете.

    3. Исполняю волю своей тети.

    [1]

    А) 1,2,3 В) 2,1,3 С) 3,2,1 D) 1,3,2
    Чтение
    Прочитайте отрывок из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и ответьте на вопросы. https://ilibrary.ru/text/1202/p.4/index.html

    Карандашев. Где же быть мне?

    Лариса. Где хотите,только не там,где я.Для меня самое тяжкое оскорбление—этоваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было.

    Карандашев.Кнуров и Вожеватов мечут жеребий,кому вы достанетесь,играют ворлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может.

    Лариса. Вещь...да,вещь!Они правы,я вещь,а не человек.Я сейчас убедилась в том,яиспытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня! Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.

    Карандашев. (с жаром).Я беру вас,я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.)

    Лариса. О,нет!Каждой вещи своя цена есть...Ха,ха..я слишком,слишком дорога для

    вас.

    Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите, пошлите ко мне Кнурова.

    Карандашев.Что вы,что вы,опомнитесь!

    Лариса. Ну,так я сама пойду.

    Карандашев.Лариса Дмитриевна!Остановитесь!Я вас прощаю,я все прощаю.

    Лариса. (с горькой улыбкой).Вы мне прощаете?Благодарю вас.Только я-то себе непрощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы.

    Карандашев.Уедемте,уедемте сейчас из этого города,я на все согласен.

    Лариса. Поздно.Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора,вы не умелиэтого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе. Поздно. Теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.

    Карандашев.Я готов на всякую жертву,готов терпеть всякое унижение для вас.

    Лариса. (с отвращением).Подите,вы слишком мелки,слишком ничтожны для меня.

    Карандашев.Скажите же:чем мне заслужить любовь вашу?Я вас люблю,люблю.

    Лариса. Лжете.Я любви искала и не нашла.На меня смотрели и смотрят,как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви

    • не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.

    Карандашев. (запальчиво).Не моей? Лариса. Никогда!

    Карандашев.Так не доставайся ж ты никому!

    6. Какое средство художественной выразительности использует А.Островский в словах Ларисы: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву»?

    А) Градация

    В) Оксюморон

    С) Сравнение

    Д) Метафора[1]

    7. Какую роль для понимания идеи произведения «Бесприданница» играет данный отрывок? Дайте развернутый ответ в 2-х предложениях.

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    [2]


    8. К какому элементу композиции пьесы относится данный отрывок?

    А) Развязка

    В) Завязка

    С) Кульминация

    D) Развитие действия[1]

    9. Выпишите 2 эпитета из текста, которые помогают нам представить душевное состояние Ларисы. ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________[2]


    1. Почему Карандашев произносит фразу: «Я беру вас, я ваш хозяин»? Обоснуйте свой ответ.

    _______________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    1. [2] Сформулируйте вопрос по тексту и ответьте на него, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.


    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    [2]
    Письмо
    12.Напишите причинно-следственное эссе (объём 200-250 слов), выбрав одну из тем, используя сложные синтаксические конструкции. Соблюдайте пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях.


    • Почему Лариса говорит о себе: «Я вещь, а не человек!»?





    • Что явилось причиной и следствием неразделенной любви «маленького человека» в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»?


    [10]


    написать администратору сайта