Главная страница

свобода и ответственность в экзистенциальной философии сартра. озёрская 0493 свобода и отвественность в экзистенциальной филосо. Свобода и ответственность в экзистенциальной философии ЖанаПоля Сартра


Скачать 438.45 Kb.
НазваниеСвобода и ответственность в экзистенциальной философии ЖанаПоля Сартра
Анкорсвобода и ответственность в экзистенциальной философии сартра
Дата22.03.2021
Размер438.45 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаозёрская 0493 свобода и отвественность в экзистенциальной филосо.pdf
ТипРеферат
#187120

1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Реферат на тему «Свобода и ответственность в экзистенциальной философии
Жана-Поля Сартра»
2 курс, ФБ-0493, фармацевтический факультет
Озёрская Алина Сергеевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2020

2
Введение…………………………………………….…………………………3
Глава 1 Биография Жана-Поля Сартра …………………………….6 1.1. Детство и юность………………………………………………………6 1.2. Философия и литература………………………………………………7
Глава 2 Свобода и ответственность в философии Сартра………….8 2.1. Значение свободы………………………………..…………………..9 2.2. Значение ответственности…………………………....10
Глава 3 «За закрытыми дверями» Жан-Поль Сартр……………..11 3.1.Тематика и главная мысль произведения………………………..…….. 11 3.2. Философские проблемы, затрагиваемые в произведении.…….………..12
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы
……………………………………….………………………………..………16

3
Введение
Современное философское движение экзистенциализма сформировалось в первой половине 20 века, в периоды всеобщих беспорядков и войн, и оно отражает состояние человека, чувствующего грань между жизнью и смертью, бытием и небытием. Жан-Поль Сартр уделяет особое внимание проблеме свободы и ответственности, учитывая, что люди несут ответственность за все, что происходит в мире. Философ считал, что человек заброшен в окружающую действительность, поэтому обречен на одиночество.
Сартр повторяет вслед за Хайдеггером: «Бытие предшествует сущности»
Поэтому центром его размышлений являются свобода и ответственность.
Мерло-Понти не согласен с Сартром. Человек свободен, и нет ничего, что могло бы лишить его свободы. Однако она обусловлена миром, в котором мы живем, духовным существованием. Фактически мы выбираем наш мир, а мир только принимает нас. Следовательно, с точки зрения Мерло-Понти, фундаментальная экзистенциальная проблема человека неверна: либо полная свобода, либо нет. За всю историю существования человечества проблема свободы сопровождалась поиском иного смысла. Наиболее частым вопросом является, есть ли у человека свобода воли или его действия находятся под влиянием окружающей действительности? Свободу часто определяют, как осознанную потребность. Но если нет новых возможностей, то человек становится автоматом, действующим по определенной программе. Вот почему у нас есть определение свободы как способности действовать так, как мы хотим. Более того, такой подход может иметь ряд негативных последствий для общества и самого человека, таких как тотальный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных отношений. Степень необходимости и свободы варьируется в разные исторические эпохи, но существовала и будет существовать всегда.
Можно сделать вывод что свобода - это особый феномен человеческого существования, который связан с умением осуществлять выбор и действовать

4 в соответствии со своими намерениями. Свобода всегда будет пересекаться с выбор. Но свобода выбора всегда включает в себя ответственность, которую человек несёт за принятые решения и его последствия. Сознательная деятельность человека состоит из свободы и ответственности.
Ответственность, которая лежит в основе личной моральной позиции человека, служит внутренней мотивацией для его поведения и поступков.

5
Цель:
Рассмотреть понятия свободы и ответственности в экзистенциальной философии Жана-Поля Сартра.
Задачи:
1. Изучить биографию Сартра.
2. Определить, что является основой философии Жана-Поля Сартра.
3. Подробно изучить значение свободы в экзистенциальной философии
Жана-Поля Сартра.
4. Подробно изучить значение ответственности в экзистенциальной философии Жана-Поля Сартра.
5. Проанализировать поведение героев произведения «За закрытыми дверями».
6. Подвести итоги.

6
Биография
Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин
Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет. У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.
Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля.
Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.
Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.
Детство и юность
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно
«поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра- старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял. Анн-
Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. В зрелом возрасте философ признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».
Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу
Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель

7 назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие.
Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.
Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в
Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.
Философия и литература
Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля
Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество. В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.
Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля
Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.
В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется экзистенциалистом для

8 анализа проблем современности. 1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.
Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным. В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.
В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы.
Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.
1 1
https://24smi.org/celebrity/6430-zhan-pol-sartr.html

9
Значение свободы в экзистенциальной философии Жана-
Поля Сартра.
Свобода - это особый образ личности, связанный со способностью принимать решения и действовать в соответствии со своими целями. Не может быть неограниченной свободы в физических или социальных аспектах человеческого существования. С самого рождения человеку присуща свобода. Экзистенциализм, представленный Жан-Полем
Сартром, олицетворяет проблемы свободы и ответственности. По словам
Сартра «человек не что иное, как совокупность своих поступков». В рамках экзистенциализма человек представлен главным объектом, он должен создавать себя сам. Следовательно, господствует проживаемая реальность, а не познаваемая. Для человека мир вокруг – это что-то далёкое и враждебное, но мы уже находимся в нём, а значит необходимо учиться справляться со всеми трудностями, ибо “быть – значит быть в мире”. Но часто случается так, что человек сталкивается с одиночеством или он не хочет принимать помощи, тогда и появляются эти самые роли, которые он играет на протяжении жизни, обманывая всех вокруг и самого себя. Тогда отчуждение, беспомощность, тревога и страх становятся на передний план, лишая людей какой-либо радости. Это и есть объективное ограничение тотальной свободы.
Рассматривая ситуации не так масштабно, можно сделать вывод, что у всех остаётся право на свободу выбора. Нельзя забывать о том, что каждый сам устанавливает для себя нормы морали и жизненные принципы, это позволяет людям меняться и действовать. По мнению Сартра, свобода сохраняется в любых условиях. Она представляет собой возможность выбора отношений к явлениям окружающей действительности. Так, например, работник офиса может смириться со своей скучной и сидячей должностью или же он может бросить себе вызов и пойти работать на завод. Свобода желать у Сартра — ее высшее проявление. От наших поступков зависит, как к нам будут относиться окружающие люди, какими мы будем в собственных глазах, всегда стоить

10 помнить, что от любого нашего выбора зависит будущее, не только того, кто принимает решения, но и близких нам людей.
Значение ответственности в экзистенциальной философии
Жана-Поля Сартра.
Существует ли свобода без ответственности? Наверное, каждый человек определяет это для себя самостоятельно. Можно никогда не думать о правильности своих действий, а можно со всей серьёзностью обдумывать свои решения и влияния их на окружающих нас людей и мир в целом. Наделяя людей свободой Сартр возлагает на них и ответственность.
Она находит свое выражение в критичном отношении к миру и людям, в осуждении несправедливости и насилия, в желании освободиться от влияния окружения, которое диктует свои правила, даже если в конечном итоге мы будем обречены на вечное одиночество. Ответственность человек несет не только за себя. Свобода не освобождает человека от ответственности и это самое главное, о чем нужно помнить. За собственные действия всегда нужно отвечать. Но это не юридическая, а нравственная ответственность. Она особенно значима у людей доброй воли, осознающих жизненные трудности.
Человек взявший на себя ответственность не может рассчитывать на ценности, установленные предварительно, ведь нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих поступков. Но тем не менее, человек должен сделать выбор «...выбирая себя, мы выбираем всех людей». Действительно, устанавливая для себя нравственные правила, свою манеру поведения, мы понимаем с какими людьми смогли бы построить хорошие отношения. То, что мы выбираем для нас всегда будет благом. «Наша ответственность гораздо больше, чем мы могли предполагать, так как распространяется на все человечество».

11
Сартр занимался поиском теории, которая бы дала возможность привести людей к свободе. Философ хотел изобразить мир человеческих взаимоотношений во всей его неприглядности, чтобы помочь другим увидеть его правильнее и стараться делать его намного лучше.
Основа философии Сартра.
Как мы уже говорили основой философии Сартра выступают проблемы человеческой жизни, познания, одиночества, бессмысленности существования, ограничение свободы. Хотелось бы остановиться на последней. Сартр рассматривает вопросы духовной жизни людей в их повседневном быту, сферу трудовой экономической деятельности как область, в которой человек не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, где он ведет неподлинное существование. В произведении «За закрытыми дверями» Сартра герои пытались убежать от самих себя: от лжи, от своих поступков и их последствий. Оказавшись в запертой комнате, они начали осознавать, что свобода выбора утрачена и пришло время нести ответственность за свои поступки. Каждому из них хочется быстрее забыть о совершённом, но они обречены на вечные муки, ведь каждый их них заперт в аду собственного сознания.
После смерти журналиста Гарсена, богатой женщины Эстель и почтовой служащей Инес, их помещают в закрытую комнату - ад. На протяжении всей своей жизни Гарсен жестоко обращался со своей женой в течение пяти лет и в критических ситуациях действовал как трус.
Инес отбила подругу у кузина в результате чего он покончил жизнь самоубийством, бросившись под трамвай, а их общая девушка отравила себя и Инес газом из-за своего отчаяния.
Эстель убила своего ребенка и довела до смерти любовника, она много лет изменяла мужу, с которым была из-за денег. Гарсен, Эстель,
Инес навечно останутся в этой комнате и будут напоминать друг другу о совершённых деяниях, не давая ничего забыть. Каждый из них будет выступать в роли «палача» другому. Жан-Поль Сартр находился в отношениях с Симоной Де Бовуар, но жаждущий свободы, решил, что их

12 отношения слишком прочны, скучны, а значит - несвободны. Тогда он начинает встречаться с Ольгой Козакевич, бывшей ученицей Симоны. Она стала первым членом семьи, а впоследствии даже любовницей самой Симоны.
Именно Гарсен является отражением философа. Делая выбор и зная, что его решения не зависят от внешнего влияния, т.е. являются свободными, он совершенно забыл, что за всё нужно нести ответственность, поэтому мужчина оказался в запертой комнате.
«Я здесь потому, что истязал свою жену»
«Расскажу вам забавную историю: я поселил у себя одну мулатку. Вот были ночки! Жена спала на первом этаже и, должно быть, нас слышала. Она вставала первая — а мы валялись все утро — и приносила нам завтрак в постель.»
2
Сам Гарсен называет себя трусом
«Послушай, у каждого своя цель, так ведь? Мне было наплевать на деньги и на любовь. Я хотел быть человеком. Суровым человеком. Я поставил все на одну карту. Разве трусы выбирают самые опасные пути? Можно ли судить о целой жизни по одному поступку?»
3
Всю жизнь он демонстрировал людям только тот образ, который был удобен для него. Теперь попав в запертую комнату, он остаётся наедине с собой, своими мыслями, которые обрекают его на страдания, одиночество, и на вечную свободу быть самим собой, тут он больше не сможет притворяться.
Эти же слова можно отнести и к двум другим героиням. Этель даже оказавшись в помещении с людьми, которые всё о ней знают не хочет признавать своих ошибок, считая, что не совершала ничего такого, за что она могла оказаться в этом помещении.
2
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1 3
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1

13
«А что вам еще нужно? Мне нечего скрывать. Я была бедной сиротой, воспитывала младшего брата.»
4
Хотя всем было понятно, что туда не попадают просто так.
Инес послужила причиной гибели своего двоюродного брата, но в отличии от Эстель, она в открытую говорит о своих деяниях, не пытаясь их скрыть или обмануть кого-то.
«Я вот злая: мне необходимо для жизни страдание других.
Факел. Факел в сердце. Когда я одна, я угасаю. Шесть месяцев я горела в его сердце: я все там сожгла»
5
По моему мнению, Инес отличается от двух других героев тем, что она принимала свои решения осознанно, она ненавидит мужчин, потому что не признаёт их превосходства, ставя себя выше них. Скорее всего героиня знала о том, что ей рано или поздно придётся ответить за свои поступки и в этом заключалась её свобода выбора.
Герои, находящиеся в этом «аду», не являются моделью общества. Для них время остановилось и остаётся только думать о присутствии в их прошлом чего-то, будь то ошибка или предательство, чего уже нельзя изменить, осознавая, что будущее для них закрыто. Но всё же они пытаются забыть о прошлом, а в присутствии друг друга и напоминании о поступках это оказывается невозможным. Именно через другого человека мы можем узнавать себя, их взгляды выстраивают наше отражение.
4
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1 5
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1

14
Заключение
Свободу личности часто ограничивают интересами общества, но ведь не всегда совпадают. Человек, на которого распространяется действие социальных законов, должен в определенных случаях действовать так, чтобы не нанести вред интересам общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии, проблемы индивидуальной свободы приобретает все более глобальный характер. Они решаются в виде законодательных актов, затрагивающих права и свободы личности, которые сейчас являются основой всей политики и тщательно охраняются. Интересы, права и свободы людей часто сталкиваются и противоречат друг другу. Такие понятия, как свобода и ответственность - неразделимы, поскольку свобода не является полностью допустимой способностью, и за нарушение прав и свобод других человек несет ответственность перед обществом в соответствии с принятым законом.
Ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение человека к обществу. Построение современного общества, внедрение принципа сознательности в общественную жизнь, вовлечение масс в самостоятельное управление обществом и историческое созидание резко увеличивает степень личной свободы и в то же время социальную и моральную ответственность каждого.
Но в этом случае личная мера свободы для каждого - это ответственность человека за себя и других. Неудивительно, что известные философы говорили: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». После того, как вы позволили себе что-то сделать, вам нужно подумать о негативных последствиях для других людей.
Например, опоздав на работу из-за того, что «еще хотелось спать, но без меня все равно ничего не произойдёт», мы подвели начальника отдела. И, позволяя себе громко послушать нашу любимую музыку ночью, мы нарушаем права

15 наших соседей. Не все задумываются, что они будут нести ответственность за свои действия, но зато все начнут возмущаться потере премии на работу. Что, если все забудут об ответственности и скажут: «Это не мои проблемы»? И многие в свою защиту говорят: «Я не думал, что это запрещено, я не знал». С детства многие действовали по искаженному принципу свободы. Если человек о чем-то не слышал, он понимает на уровне интуиции, что он собирается сделать выбор, действуя только для того, чтобы доставить себе удовольствие, но нужно же принять во внимание мнение других. Мы живем в обществе, и никто не может существовать вне общества. Поэтому нам просто нужно учитывать все характеристики людей вокруг нас. В конце концов, никогда не знаешь, в какой ситуации ты можешь оказаться.

16
Список литературы
1. Ничто и Порядок. Самарские семинары по французской философии:
Коллективная монография. Самара: Универс-групп, 2004. 312 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 628.
3. Камю А. Письма к немецкому другу//Избранное. М., 1996. С. 364.
4. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1990. C. 324.
5. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм | Кузнецов Виталий Николаевич
Электронные источники
1. https://kirov-bomj.ru/opredelenie-svobody-i-otvetstvennosti- obektivnye-zakony-obshchestvennogo.html
2. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st000.s html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B7
%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%
D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
4. https://yandex.ru/q/question/chto_takoe_ekzistentsializm_esli
_govorit_28c6649a/
5. https://phil.hse.ru/data/2012/11/07/1249836676/%D0%AD%
D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D
0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D
0%B7%D0%BC.pdf


написать администратору сайта