философия1. Технический прогресс и его этическая оценка
Скачать 39.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА «ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО, ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ» РЕФЕРАТ по дисциплине «Философия» на тему «Технический прогресс и его этическая оценка» Работу выполнила: 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», Работу проверил: кандидат философских наук, доцент __________ (подпись) СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3 ВИДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НТП 5 ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 6 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 7 СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 ВВЕДЕНИЕПоследние сто лет общество находится во власти колоссальных перемен, затронувших все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, культурную. Темпы этих перемен ускоряются, и человечество должно успеть за ними. Огромную роль при этом играют разнообразного рода технологии, которые коренным образом меняют не только образ жизни людей, но и всю картину мира. Результаты современных перемен носят все более значимый и глубокий характер, чем раньше. Судьбоносные перемены существовали на протяжении всей истории человечества. Это могли быть и природные потрясения, и болезни, и военные конфликты, и голод. Но все вышеперечисленное никогда не выходило за пределы определенного города или государства и не имело такого глобального масштаба, как на современном этапе существования человека. Сегодня каждый сдвиг в любой сфере деятельности людей имеет мировой отголосок. Можно сказать, что мы живем в настоящем, которое «представляет собой поворотный момент в человеческой истории. Нынешнее время - разделительная грань, которая проходит по центру человеческой истории» и которое мы называем состоянием постмодерна. Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности. В Философском энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «…совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности». Второе значение слова: «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…» [1. С. 123]. Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека. Философия техники возникла во 2-й пол. 19 в. В фокусе интересов философии техники стоит феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды (техносферы). К числу феноменов техники относятся также знания, используемые в технике. В отличие от феноменологических описаний, служащих в философии техники в качестве эмпирического материала, осмысление сущности техники – это попытки ответить на вопросы о природе техники; об отношении техники к другим сферам человеческой деятельности; о возникновении техники и этапах ее развития; о том, действительно ли техника угрожает нашей цивилизации; о влиянии техники на человека и на природу, наконец, о перспективах развития и изменения техники. Один из основателей философии техники Э. Капп в конце XIX в. Видел в технике средство культурного, нравственного и интеллектуального совершенствования и спасения человечества [2]. Это было время бесспорной и безусловной веры человечества в то, что научно-технический прогресс способен содействовать и нравственному прогрессу, что наука и техника, освободив человека от тяжелой физической работы, создаст условия не только для интеллектуального, но и нравственного совершенствования. Современную науку часто называют технонаукой, имея ввиду ее органическую вовлеченность в решение технических задач. В таком случае необходимо принять, что в ней с равным правом действуют как ученый, так и инженер. Обе социальные фигуры равно значимы, хотя и отличаются своими функциями. ВИДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССАНаучно-технический прогресс осуществляется в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма НТП имеет место, когда техника и технология, применяемая в производстве, совершенствуется на основе уже известных научных знаний. Примером этой формы НТП является развитие и совершенствование энергии пара, электроэнергии или атома и т.д. Революционная форма НТП (НТР) означает переход к технике и технологии, построенные на принципиально новых научных идеях. Примером этой формы является переход от ручных орудий труда к машинным, замена энергии пара в электрическую или атомную, применение лазерной и других современных технологий. Научно-техническая революция является качественным скачком в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в научных знаниях. Такие перевороты в науке, технике и производстве происходят регулярно. Последний из них начался в середине 50-х годов XX в., когда был создан первый компьютер, человек начал использовать энергию атомного ядра и заниматься генной инженерией. НТР развила все элементы производительных сил. Например, изменения в предметах труда находят своё выражение в использовании новых синтетических материалов со специальными свойствами (пластмассы, полупроводники, искусственные алмазы и т.д.). Преобразование в средствах труда связаны с появлением автоматизированной и компьютерной техники, которая существенно расширяет производственные возможности промышленно-производственного персонала значительно увеличивает производительность их труда, повышает рентабельность производства. Американский философ и социолог Элвин Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: Аграрная при переходе к земледелию; Индустриальная во время промышленной революции; Информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному). Советский философ Анатолий Ильич Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества: Появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка; Изобретение письменности; Изобретение книгопечатания; Изобретение телеграфа и телефона; Изобретение компьютеров и появление интернета. Американский социолог и признанный классик теории постиндустриализма Даниел Белл выделяет три технологических революции: Изобретение паровой машины в XVIII веке Научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке Создание компьютеров в XX веке ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НТПОсновные направления НТП - это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечивает в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности [5]. Различают общегосударственные (общие) и отдельные (частные) направления НТП. Общегосударственные - направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Комплексная механизация и автоматизация производства; Химизация производства; Электрификация, которая является важнейшим, или определяющим, из всех этих направлений, так как без нее немыслимы другие направления НТП. Электрификация - процесс производства и широкого использования электроэнергии в общественном производстве и быту. Отраслевые направления - направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВАИногда в обществе наблюдаются временные трудности, спад производства и т.п. Для преодоления этих негативных явлений в различных странах существую свои эмпирически подтвержденные рецепты. Высокий потенциал в области науки, технологий и техники необходим странам для того, чтобы справляться с трудностями на пути к устойчивому развитию, в том числе в таких областях, как здравоохранение, сельское хозяйство, коммуникации, энергетика, развитие промышленности и инфраструктуры. При этом вкладывать средства следует не только в национальные системы управления и рациональную научную политику, но и в укрепление исследовательского потенциала, который подразумевает высокий уровень научного образования на всех его ступенях, эффективное инженерное образование и высокое качество университетов и исследовательских центров. Научные знания и умения, независимо от того, получены ли они в результате исследований местного и национального значения или обмена технологиями, играют решающую роль в разработке и принятии адекватных мер в ответ на многочисленные проблемы, с которым сталкивается современное общество на пути к устойчивому развитию. Инженерный потенциал, подразумевающий использование науки и техники для создания полезных товаров и услуг, играет важную роль в решении стоящих перед той или иной страной проблем. Особое значение такой потенциал имеет для Африки, где наблюдается острая нехватка инженеров. В частности, образовательные программы по подготовке инженеров должны быть более ориентированы на поиск устойчивых решений в таких областях, как, например, транспорт. Кроме того, следует привлекать к инженерным профессиям талантливых молодых людей и особенно женщин. Считалось, что высшая школа в этом отношении имеет свою специфику, которую нельзя не учитывать в учебно-педагогическом процессе. Значительная часть предмета высшего образования имеет отвлеченное содержание высокого и высочайшего духовно-интеллектуального и культурного уровня. От такого «предмета» трудно ожидать немедленного практического эффекта и материальной отдачи. Заменить материальный интерес духовно-эмоциональным можно только в том случае, если студенты помимо достаточно высокого уровня общей и специальной культуры будут иметь и соответствующий уровень уважения к самой культуре человечества. А это, в свою очередь, невозможно без должного освоения и осмысления феномена культуры как суперсложного системного нелинейного явления. Достижению именно этой цели и служит современная философия техники как учебная дисциплина, включающая в себя, помимо прочих, концепцию синергетической культурологи, активно развиваемую в системе вузов западных стран. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССАНаучно-технический прогресс обусловливает также изменения в характере труда, меняются формы взаимосвязей участников производства, совершенствуются процессы обмена результатами труда. Научно-техническая революция открыла новые способы и методы управления высокопроизводительными многоотраслевыми технологическими системами (телекоммуникационные сети, быстродействующие системы контроля и обработки информации и т.д.). Все эти и другие процессы требуют существенных изменений в условиях жизни и труда человека, освоение более сложных профессий, возможно только для людей с достаточным образовательным, профессиональным (экономическим) и культурным уровнем. Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, интеллектуальная и творческая силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, который характеризуется качественными скачками в виде научно-технических революций. Если коперниканская научная революция и промышленная технико-технологическая революции еще были разделены во времени, то последующие революции имели синхронный характер (электротехническая, ядерная, психологическая, биологическая, компьютерная, генная). Как только происходит научно-техническая революция, она сразу же переходит в стадию технологического освоения ее следствий. Еще в "Капитале" К. Маркс писал о том, что к этим процессам формируется разное отношение. Оно вызывается социально-классовыми особенностями общества. Так, для пролетариата машинизация была чревата потерей рабочего места. Поэтому на капиталистических предприятиях имели место случаи поломки машин теми, чьё место они грозили занять. Техника, будучи феноменом культуры, выходит далеко за пределы последней и влияет на мышление человека и на становление поведенческих моделей. Это связанно с глубоким вторжением технических устройств в повседневную жизнь человека. На основании футурологических прогнозов и понимания истории как всеохватывающей эволюции человеческих обществ в направлении к некоей конечной цели [4, с. 13] можно предположить, что влияние техники на формирование онтологических ориентаций человека будет возрастать. Есть разные взгляды на существо научно-технического прогресса, и на этот счёт активно ведутся дискуссии. Мифологическая, обыденная и повседневная картины мира и способы мышления не позволяют в сущностном виде эксплицировать соотношение элементов в процессе технического развития, и лишь философская форма мировоззрения способна осуществлять движение в сторону понимания существа техники и задач, которые техника сможет решить в будущем [3]. СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯСовременные тенденции синтеза научных знаний выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Адекватность социальной оценки заключается в степени ее соответствия интересам и потребностям социального субъекта. Социальная оценка – это не одноименный акт в развитии техники. Она должна носить систематический характер и информировать общество о предвидимых последствиях функционирования тех или иных технических объектов, указывать на альтернативные подходы их создания и функционирования. Т.е. социальная оценка – это соответствующая отрасль междисциплинарных исследований последствий научно-технического развития. Оценка техники как исследование есть определенного рода рефлексия над феноменом техники и научно-технической деятельности, а именно рефлексия, связанная с соотнесением с определенными ценностями или даже с целой ценностной иерархией. Предметом оценки техники является научно-техническое развитие и его последствия. Однако и само это развитие не может рассматриваться абстрактно или односторонне, только как научно-технический прогресс. Необходимым здесь становится понимание технического развития как процесса изменения техники, сопряженного с изменениями в природе и обществе. Начало социальной оценки техники в широком социокультурном контексте проявилось в философии 20 века. Так, О. Шпенглер говорит о «предательстве техники», которая из орудия, послушного человеку, превратилась в самостоятельную область действий, развитие которой угрожает природной среде. Другие, как К. Ясперс, обвиняют современную цивилизацию в том, что технические средства в ней служат массовому уничтожению людей и человекоубийству. Э. Мунье, например, видит в развитии техники и в индустриализации источник социальной дезинтеграции. Более развернутую социальную оценку развития техники дает Ж. Эллюль: разрушение природной среды обитания человека и ее замещение техносферой, в которой отпадает необходимость и возможность что-то осмысливать и оценивать, поскольку здесь осуществляется диктат технической рациональности и нет свободы выбора; тотальную технизацию всей человеческой культуры, которая становится одномерно и рационально ориентированной, выполняя лишь «конформирующую роль»; порабощение человека техникой во всех сферах социальной действительности [6:148]. В рамках аналитической философии техники сформулированы техно - аксиологические императивы, которые определяют принципы социальной оценки техники. Это следующие императивы: ценности технического прогресса необходимо сочетать с человеческими ценностями; гуманистические ценности (социальные, этические, эстетические, экологические) должны преобладать над техноэкономическими. К ним необходимо добавить два принципа методологии оценки техники: принцип системной оценки, означающий ее всесторонность и предполагающий социальную, экологическую, культурную, нравственную и другие ее составляющие; принцип приоритета социального эффекта над техническим, экономическим и любым другим частным эффектом. При социальной оценке техники следует соблюдать следующую иерархию приоритетов: воздействие техники на перспективы жизни населения данной страны и мира в целом; воздействие техники на здоровье людей и природную среду; удовлетворение жизненных потребностей населения; оптимизацию соотношения технического и социального развития страны; оптимизацию отношений между техникой и человеком. ЗАКЛЮЧЕНИЕВыводы чрезвычайно противоречивые. Чрезмерные ожидания относительно появления «более совершенных» нанотехнологий на базе своевременной этической рефлексии едва ли оправданы. Темнеменеевлияниеэтическихдебатовнасредуисследованийнеожидан-новелико, в том числе влияние и на общественные дискуссии. Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику, мы также далеки и от мысли во всём на нее полагаться, считая ее воплощением только добра или только зла. Зло входит в мир только через человека, его поступки, волю, как и добро утверждается в мире благодаря ему. И носителем ответственности за продукты технической деятельности может быть только человек. Т.е. те, кто винит технику, снимая социальную ответственность с человека и способствуют его деморализации. Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только путем дальнейшего развития техники. При этом в ней должна органично присутствовать социальная оценка ее результатов. Философия техники, синтезирующая различные подходы к технологической истории человечества, не может оставить без внимания ни анализ деятельности, ни рассмотрение деятельной природы человека. Однако само по себе указание на предметную деятельность не решает всех вопросов мировоззренческого характера. Деятельное объяснение природы техники требует погружения в проблемы антропосоциогенеза, т.е. в вопросы становления социума и культурных программ поведения, определяющих культурно-историческое своеобразие обществ. Проблема антропосоциогенеза является комплексной и требует усилий ученых разных профилей – от биологов-эволюционистов и культурологов до историков техники. К инженерному мышлению она должна быть обращена как проблема культурно-деятельностной природы человека, раскрытиекоторойпозволяетвскрыватькакгуманистическиенача-лавтехногенезе, такие уклонение от них, вызываемые тем или иным социальными обстоятельствами. Развитие деятельности, представленное техническим прогрессом, не может быть сведено к поверхностным суждениям о том, что технические средства облегчают жизнь, несут комфорт и т. д. Развитие техники отражает развитие деятельного начала в истории человека, поскольку сама история человечества есть во многом развитие искусственных средств взаимоотношения с природным миром. Одним из факторов устойчивого развития является поиск и освоение источников возобновляемой энергии. Для построения устойчивых и процветающих обществ следует укреплять потенциал, необходимый для разработки национальной политики в области возобновляемых источников энергии и развития технологий с их использованием. Создание научных сетей и облегчение доступа к научной информации имеют большое значение для формирования прочной научно-исследовательской базы, интегрированной в международные научные общества. В этом отношении возрастает роль информационно-коммуникационных технологий. Синтез знаний о социокультурных составляющих в развитии техники должен осуществляться на уровне не только общественного, но и индивидуального сознания. Такой синтез – важный резерв повышен не социальной эффективности развития техники. А именно, гуманистической направленности ее становления. Т.е. гуманистическая направленность — это переход к новому качеству ее роста, где приоритетную роль будет играть культура, а также в корне изменится содержание, формы и методы образования. Современные формы развития техники настолько тесно взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни и имеют значительное влияние на все ее составляющие элементы, что ее развитие нуждается в общественной социальной оценке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФилософский энциклопедический словарь. – М., 2003. Kapp E. Grundlinien einer Philosophie der Technik: Zur Entstehungsgeschichte der Kultur aus neuen Gesichtspunkten. – Duesseldorf, 1978 Ким Д.С. — К вопросу о влиянии научно-технического прогресса на формирование онтологии человека // Философская мысль. – 2019. – № 6. – С. 88 - 96. Фукуяма Ф. - Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – М.: АСТ Ермак», 2004. — 730 с. Бжилянская Л. - Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. – 2006. – №3 Эллюль Ж. Друга революция // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.- С.148. Аггаци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.,1998.- С.5 Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности //Философия техники в ФРГ. - М., 1986.- 402 Развитие потенциала в области науки и техники - https://ru.unesco.org |