Главная страница
Навигация по странице:

  • Советская массовая песня

  • Тема 1. Общий обзор жанров. Массовая песня. Тема 1 Общий обзор жанров советской хоровой музыки. Массовая песня


    Скачать 363.65 Kb.
    НазваниеТема 1 Общий обзор жанров советской хоровой музыки. Массовая песня
    Дата16.06.2022
    Размер363.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1. Общий обзор жанров. Массовая песня.docx
    ТипДокументы
    #596017

    РАЗДЕЛ IV. СОВЕТСКАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА.

    Тема 1: Общий обзор жанров советской хоровой музыки.

    Массовая песня.

    Лозунг «Искусство принадлежит народу» стал определяющим в дальнейшем развитии отечественной хоровой культуры после революции 1917г. Были изданы декреты о национализации музыкальных, художественных учебных заведений, театров, нотных издательств. Хоровое искусство, как часть музыкальной культуры, прошло в XXвеке большой и сложный путь. Одним из первых хоровое искусство откликалось на события жизни, воплощало в своих жанрах историю народа – революционные события, гражданская война, трудовой энтузиазм первых пятилеток, суровые годы ВОВ, послевоенные годы восстановления страны, многообразные события современной жизни.

    В советской хоровой музыке утвердились следующие жанры: массовая песня, хоровая сюита, кантата, оратория, хоры из опер, самостоятельные хоровые произведения.

    Хоровая песня в творчестве советских композиторов занимает важное место в музыкальной культуре в предвоенный, военный и послевоенный период. Предназначенная для массового исполнения, она проста по фактуре изложения, разнообразна по тематике, характеризуется высоким идейным содержанием, и ярко выраженной идеологической направленностью и представляет собой большую художественную ценность. Она отражает принцип историзма как развивающейся во времени оценки песенно-хоровой классики, вошедшей в «золотой фонд» отечественной культуры.

    Советская массовая песня – жанр, сложившийся в музыкальном искусстве после Октябрьской революции 1917г. Термин «массовая» стал применяться к новым песням, предназначенным для исполнения большими массами народа. Возникла она на основе бытовавших в народе старых революционных, солдатских народных песен, романсов, частушек.

    В своём развитии массовая песня прошла несколько этапов, каждому из которых присущи свои особенности.

    I этап (1917-1920) – период, охватывающий революционные события и гражданскую войну. Характеризуется революционной тематикой песен: романтика боевых походов, образы героев Красной Армии, призыв к решительной борьбе с врагом. Песни этого периода образуют 4 основные группы:

    1) революционные песни прошлого: «Смело, товарищи, в ногу!», «Варшавянка», «Дубинушка», «Замучен тяжёлой неволей», «Марсельеза», «Интернационал» (стала гимном Советской республики, создана поэтом-коммунаром ЭженомПотье и лилльским рабочим Пьером Дежейтором);

    2) песни, основанные на звучании уже существующих напевов, но переосмысленные под влиянием революции: «Смело мы в бой пойдём» (городской романс «Белой акации гроздья душистые»):



    3) песни, созданные народом в годы революции и гражданской войны: о героях-красных командирах Чапаеве, Котовском, Щорсе, Лазо и др., например, «Гулял по Уралу Чапаев-герой»; походные песни «Гей, по дороге», «Проводы» («Как родная меня мать провожала» на сл. Д.Бедного), «По долинам и по взгорьям» (песнядальневосточных партизан, сл.П.Парфёнова); частушки на мотив матросской песни «Яблочко»;

    4) песни, созданные композиторами: «Марш Будённого» Дм.Покрасса (сл.А.д’Актиля), «Красная армия всех сильней» Сам. Покрасса (сл.П.Григорьева).

    II этап (1921-1932)связан с переходом к мирному строительству, с новой экономической политикой, с индустриализацией страны, с началом колхозного движения: сохраняется тематика революции и гражданской войны – «Конная Будённого и «Первая Конная» А.Давиденко (сл. Н.Асеева), «Песня о наркоме и его друзьях»А.Давиденко (сл. А.Жарова).В новых песнях отражались идеи солидарности («Пролетарии всех стран, объединяйтесь» В.Белого), образы революционных вождей («Песня о Ленине» А.Давиденко, «Юность» М.Коваля, «Песня о Ленине» А.Александрова); образы молодёжи («Железными резервами» Б.Шехтера).

    III этап (1932-1941) – период резкого подъёма советской экономики, достижений в области общественно-политической, экономической и культурной жизни. Это период расцвета массовой песни. Расцвету жанра массовой песни способствовали ликвидация в 1932г. РАПМа (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и появление звукового кино, ставшего мощным стимулом в развитии массовой песни. Песенное творчество этого периода характеризуется многообразием тем и жанров: песни о партии, вождях, Красной армии, о труде, о молодёжи, о колхозной деревне, песни любовные, лирические, шуточные, спортивные. Маршевая песня продолжает сохранять своё ведущее значение, но становится более многообразной: физкультурные марши, эстрадные марши, марши – танцы, марши – гимны. Выделяется песенное творчество И.О.Дунаевского: «Песня о Родине» из к/ф «Цирк», «Марш энтузиастов» из к/ф «Светлый путь», «Марш весёлых ребят» из к/ф «Весёлые ребята», «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь», «Молодёжная» из к/ф «Волга-Волга».
    И.Дунаевский «Песня о Родине» из к/ф «Цирк»:


    И.Дунаевский «Марш энтузиастов» из к/ф «Светлый путь»:


    И.Дунаевский «Марш весёлых ребят» из к/ф «Весёлые ребята»:


    И.Дунаевский «Молодёжная» из к/ф «Волга-Волга»:


    Появилось много песен, воспевающих радостный труд молодёжи («Песня о встречном»Д.Шостаковича из к/ф «Встречный»):


    Многие песни посвящены событиям минувшей гражданской войны: «Орлёнок» В.Белого, сл.Н.Шведова; «Партизан Железняк» М.Блантера, сл. М.Голодного; «Песня о Щорсе»М.Блантера, сл.М.Голодного; «Песня о Чапаеве» А.Новикова, сл. С.Болотина; «Песня о Каховке» И.Дунаевского, сл. М.Светлого; «Полюшко-поле»Л.Книппера, сл.В.Гусева и мн.др.
    М.Блантер«Песня о Щорсе»:


    Л.Книппер«Полюшко-поле»:




    Пропаганда массовой песни была связана в 30-е годы с деятельностью профессиональных коллективов. С Гос.рус.нар.хором им. Пятницкого связано творчество замечательного композитора-песенникаВ.Г.Захарова (1901-1956), написавшего много песен о советской деревне (шуточные, лирические «И кто его знает», «Провожание»на сл. М.Исаковского; патриотическая «Зелёными просторами»; радостная, о счастливой жизни « Дороженька»).

    В.Захаров «И кто его знает»:











    В конце 30-х гг. большое значение приобрели песни о Красной Армии. Их пропаганда связана с деятельностью Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии под рук. А.Александрова (1883-1946): песни А.Александрова «Эшелонная» (сл. О.Колычева) и «Бейте с неба самолёты» (сл. С.Алымова), «То не тучи, грозовые облака» Дм.и Дан. Покрасс (сл.А.Суркова), «Если завтра война» (сл. В.Лебедева-Кумача), «Марш танкистов» (сл. Б.Ласкина).

    В творчестве А.Г.Новикова (1896-1984) военно-патриотическая тема занимает основное место: на сл. В.Лебедева-Кумача «Песня молодых бойцов» и «По морям, по океанам», на сл. С.Алымова«Вася-Василёк» и «Самовары-самопалы». Композитор отразил в этих песнях мужество, боевой задор, кураж, юмор.

    IV этап (1941-1945) – связан с ВОВ; ведущей остаётся военно-оборонная тема: «Священная война»А.Александрова (сл.В.Лебедева-Кумача, создана в первые дни ВОВ; суровая простота, сила, энергия, чеканный маршевый ритм, квартовые интонации в мелодии превращают её в песню – гимн); «Песня смелых» В.Белого, «Клятва наркому» Д.Шостаковича, «Над родиной грозные тучи» В.Соловьёва-Седого.
    А.Александров «Свящённая война»:


    Важное значение в этот период приобрели народные песни: «Есть на Волге утёс», «Ревела буря, дождь шумел», «Гибель Варяга», частушки.

    Ведущее местов творчестве композиторов в военный периодзанимают лирические песни о любви, верности, солдатской дружбе, темы героизма, подвига советских воинов: «Соловьи», «Вечер на рейде» В.Соловьёва-Седого, «Темная ночь» Н.Богославского, «В землянке» К. Листова, «В лесу прифронтовом»М.Блантера; «Песня о Днепре» М.Фрадкина, «Заветный камень» Б.Мокроусова.

    В.Соловьёв-Седой «Соловьи»:




    В годы войны были созданы патриотические песни о партии, о вождях: «Гимн Советского Союза» А.Александрова на сл. Э.Регистана (1944); песня была создана на основе «Гимна партии большевиков», вселяла уверенность в победе, вызывала мощный патриотический подъём.

    V этап (с 1945) – послевоенный: песни о мире, борьбе людей против опасностей новой войны. Важным стимулом для создания песен стали международные фестивали молодёжи и студентов. На 1-ом фестивале (г.Прага, 1947г.) прозвучал «Гимн демократической молодёжи» А.Новикова на сл. Л.Ошанина. Среди лучших песен о мире: «Мы – за мир» С.Туликова (сл. А.Жарова), «В защиту мира» В.Белого (сл.И.Френкеля), «Гимн Международного Союза студентов» В.Мурадели (сл.О.Ошанина), «Бухенвальдский набат» (сл. А.Соболева).

    Появляются лирико-патриотические песни «Родина моя» и «Россия» А.Новикова, «Партия – наш рулевой» В.Мурадели; «Родина слышит»Д.Шостаковича.

    В послевоенные годы появилось много лирических, шуточных, спортивных, песен, песен о труде, стройках, покорении космоса. Наряду с композиторами старшего поколения (М.Блантер, Н.Богословский, М.Фрадкин, И.Дунаевский, Б.Мокроусов, М.Коваль, В.Мурадели, В.Соловьёв-Седой, А.Новиков, А.Долуханян, выдвигается ряд новых композиторо-песенников (А.Холминов, А.Флярковский, С.Агабабов, Э.Колмановский, А.Пахмутова и др.).

    Большое внимание композиторы уделялипесенному творчеству для детей. В первые годы советской власти дети пели революционные песни и песни гражданской войны. С середины 20-х годов появляются произведения композиторов для детей: Аавиденко – детские песни-игры «Моя мельница», «Не видно – не слышно», «Скорый поезд», сборники детских песен М.Красева, М.Раухвергера, Ан.Александрова, А.Давиденко. Популярными становятся песни «Октябрята» М.Раухергера, «1 Мая» М.Красева, пионерский марш «Взвейтесь кострами» С.Дешкина, «Маленький барабанщик» А.Давиденко (обр.нем.револ.песни). В 1934г. вышел сборник «С песней в лагерь», в который вошли полюбившиеся детям песни о пионерах-героях и жизни в пионерском лагере: «Пионерка Оля» А.Хачатуряна, «Песня о Павлике Морозове» Ф.Сабо, «Лагерная песня» и «Про Петю» Д.Кабалевского.

    В конце 30-х гг. для детей пишут И.Дунаевский Т.Хренников, Е.Жарковский, М.Иорданский, Д.Кабалевский, М.Старокадомский, М.Красев и мн.др. Используются стихи любимых детских поэтов: С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, О.Высотской. Среди лучших песен тех лет: «Пионерские мечты» БШехтера, «У костра» Д.Кабалевского, песни И.Дунаевского из детских кинофильмов – «Спой нам, ветер» («Дети капитана Гранта»), «Эх, хорошо в стране советской жить» («Концерт Бетховена»); «Ёжик» М.Коваля, «Весёлые путешественники» М.Старокадомского и др.

    Расцвет детской массовой песни связан с деятельнстью детских хоровых коллективов: 1935г. – Ансамбль песни и пляски Центрального дома детей железнодорожников (создатель и руководитель – С.О.Дунаевский); 1936г. – Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР (рук. Соколов В.Г.); 1944г. – Ансамбль песни и пляски Московского дома пионеров (организатор и руководитель – В.С.Локтев, сейчас – имени В.С.Локтева).

    Хор мальчиков Московского хорового училища, организованного в 1944г. А.В.Свешниковым стал первым исполнителем старинной музыки, русской и хоровой классики, а также детских хоров в ораториях «На страже мира» С.Прокофьева и «Песнь о лесах» Д.Шостаковича. Высокий исполнительский уровень этих коллективов позволил композиторам создавать интересные произведения для детей с с усложнённой хоровой фактурой, кантаты, сюиты, хоры без сопровождения.

    В послевоенные годы для детей много писали Д.Б.Кабалевский( кантаты «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»), А.Пахмутова (сюита «Ленин в сердце у нас», кантата «Красные следопыты»), Ю.Чичков (кантаты «Посвящение», «Дети рядом с отцами», песни «Баллада о неизвестном солдате», «Солдатские звёзды»), Е.Тиличеева (кантата «Пионерский салют героям»), В.Соколов (цикл «Где отдыхает день» на сл. М.Садовского), песни А.Островского, А.Новикова, С.Туликова, М.Иоранского, А.Петрова. Все эти произведения играли большую роль патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей. В конце XX – начале XXI века активно работают для детей композиторы В.Шаинский, А.Пахмутова, Т.Попатенко, Е.Крылатов, О.Хромушин, Я.Дубравин, Г.Струве, Л.Абелян, Р.Бойко, Г.Гладков, Е.Подгайц, С.Баневич, А Ларин, В. Ходош и др.

    Велико значение массовой песни в жизни народа. Всегда современная, отражающая различные стороны жизни, близкая и понятная каждому, массовая песня несёт в себе огромный эмоциональный заряд, играет важную роль в воспитания лучших человеческих качеств.


    написать администратору сайта