4.3 литература. Тема 4.2 Особенности творчества. Тема 2 Особенности творчества Гоголевский гротеск особенный. О его природе рассуждал поэт начала xx века Д. С. Мережковский в работе Гоголь и Черт
Скачать 14.28 Kb.
|
Тема 4.2 Особенности творчества Гоголевский гротеск особенный. О его природе рассуждал поэт начала XX века Д.С. Мережковский в работе «Гоголь и Черт» (1906). Черт у Гоголя, по наблюдениям Мережковского; выступает в трех ипостасях: Первая– как народное поверье, бесовская сила, постоянно вмешивающаяся в мирские дела. Таков он в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Черт здесь высмеян: Вакула совершает на нем путешествие в Петербург за черевичками для своей Оксаны. Вторая ипостась.Черт как нечто вечно отрицательное, которое сидит в нем самом, в Гоголе, и в этом смысле Гоголь всю жизнь рисовал самого себя: когда задумывал создать какой-либо образ, олицетворение порока, то старался покопаться в своей душе и всегда находил в ней нужный исходный материал. Так заявлял он сам. Перед нами – ярчайшее по искренности и парадоксальности признание. Неужели в Собакевиче или Ноздреве есть черты Гоголя? Но его признания объясняют нам последующие религиозные покаянные настроения Гоголя и уверения, что и Собакевича, и всякого другого типа можно превратить в положительного героя, достаточно прибавить к их характерам хоть одну какую-нибудь черту, способную их облагородить. Эти идеи Гоголь развивал в «Выбранных местах из переписки с друзьями». И тут Черт побеждал Гоголя. И третья ипостась. Черт – это пошлость, которая живет в обществе – и провинциальном и столичном, бесовское начало, заставляющее людей мучить друг друга. И плодом воображения оказываются Хлестаков или Чичиков, весьма усредненные величины, приобретающие ложное величие, и Хлестаков уже кажется генералиссимусом, а Чичиков – Наполеоном. Главный вывод Мережковского – определена заслуга Гоголя в мировой литературе: «Гоголь первый увидел невидимое и самое страшное, вечное зло не в трагедии, а в отсутствии всего трагического, не в силе, а в бессилии, не в безумных крайностях, а в слишком благоразумной середине, не в остроте и глубине, а в тупости и плоскости, пошлости всех человеческих чувств и мыслей, не в самом великом, а в самом малом». Гоголь снял роскошные костюмы с Мефистофеля, с великолепных героев Байрона и показал дьявола без маски, «во фраке», как нашего вечного двойника, которого мы видим, как в зеркале. Отсюда и получается: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!». Поэтому Хлестаков «везде-везде». И Чичиков «везде-везде». Олицетворением пошлости, обмана и одновременно притягательной таинственности становится у Гоголя Петербург – «Петербургские повести». Гоголь всё время предостерегает читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Сквозь призму фантастического писатель рассматривает известное по-иному, в знакомом пытается увидеть аномалию. В гоголевских принципах соотношения реального и фантастического кроется своеобразие художественной системы петербургских повестей. Одна из ведущих тем повестей – проблема искусства, природа таланта. Об этом писал и А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Что важнее истинное искусство или лёгкая нажива? Гоголь утверждает, что истинный талант – это Божий дар, растрачивать его понапрасну ради наживы художник просто не имеет права. Эта тема наиболее полно раскрывается в повести «Портрет». |