Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Монголы и их империя

  • Темучин

  • Джучи

  • Черная кость

  • Тарханы

  • 3. Государственный строй Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса

  • Литература: I . Основная литература

  • золотая орда. Тема 3 Золотая Орда xiiixv


    Скачать 33.16 Kb.
    НазваниеТема 3 Золотая Орда xiiixv
    Анкорзолотая орда
    Дата18.05.2023
    Размер33.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTema_3_Zolotaya_Orda.docx
    ТипДокументы
    #1142572

    Тема №3

    Золотая Орда (XIII-XV вв.)

    1. Монголы и их империя.

    2. Общественно-политический строй.

    3. Государственный строй.

    4. Право.
    1. Монголы и их империя

    В XI – XII вв. в Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами строилось на традиционной кровнородственной основе: аил – род – племя во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой сознания для подобного состояния общества. Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монголии. Причем они не составляли единой народности и говорили на разных языках.

    Основную массу населения Золотой Орды составляли не монголы, а татары (на Средней и Нижней Волге), которые вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и рыболовством. Монголы вели натуральное хозяйство, денежное обращение отсутствовало1.

    Но разделение труда, развитие ремесленного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной бытовой утвари и т.д.) привели к возникновению частной собственности на средства производства, прежде всего на скот. На классовое расслоение общества повлияло также возрастающее воздействие соседних с Монголией развитых феодальных государств Средней Азии и Китая, т.о. к началу XIII в. произошел плавный переход к раннефеодальному строю. Это сопровождалось разорительными междоусобицами вождей и военных предводителей отдельных племен, племенных групп и родов. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых племенных и родовых подразделений наиболее сильным, богатым и воинственным. На рубеже XII – XIII вв. этот процесс завершился выделением самых сильных и влиятельных племен и родов и их предводителей-вождей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин.

    Темучин – вождь одного из племен, в 1206г. на собрании представителей всей монгольской знати – съезде-курултае был избран общемонгольским великим ханом нации, получив титул Чингисхана. Все монгольские племена были объединены, а вожди-нойоны признали одного владыку – Чингисхана.

    Кочевая аристократия не ставила для себя целью развитие производительных сил - главным источником обогащения для них становятся захватнические войны. Помимо этого правящая верхушка хотела при помощи грабежа других народов сгладить внутренние противоречия, происходящие в обществе. Средствами и методами достижения этих целей стали:

    1) установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен;

    2) использование характерного для всех поработителей принципа: «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий монгольской знати, вождям кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т.п.;

    3) создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов;

    4) постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов;

    5) правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингисхана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций;

    6) относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

    Чингисхан и его преемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Чингисхан разделил созданную им империю на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья.

    Старшему – Джучи – был выделен самый дальний улус от реки Иртыш – Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских – Золотой Орды.

    Второму сыну – Чагатаю – достались Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов.

    Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье.

    Младшему сыну Чингисхана, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус – Монголия. Владелец коренного улуса считался великим ханом-сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был город Каракорум.

    Таким образом, на территории нашей страны в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана и их потомков: Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.

    Его старший сын Джучи в 1223г. нанесли первый удар по Руси. Их глобальной целью было создание мировой империи. В результате завоевания обширной территории от Иртыша до степей Крыма, Кавказа, части Средней Азии в 30-40-х годах XIII в. образовал большое государство – Золотую Орду.
    2. Общественный строй

    Золотая орда была феодальным государством. Номинально вся земля принадлежала золотоордынскому хану, но каждый землевладелец в пределах принадлежащих ему земель распоряжался зависящими от него людьми. Четкой сословной организации общества не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи.

    Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, нойоны, нукеры, тарханы.

    «Золотая кость» – верхушка золотоордынского общества, которую возглавляли хан и царевичи (дети, внуки, правнуки) из дома Джучи. Каждый крупный золотоордынский землевладелец получал от своих владений существенные доходы – от 100 до 200 тыс. динаров в год. Последнюю группу господствующего класса представляли нукеры, входившие в окружение своего господина и находившиеся на его иждивении. Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь.

    «Черная кость» – феодально-зависимое население, состоявшее из кочевников-скотоводов, землевладельцев и жителей городов. Повинности кочевники платили кобыльим молоком.

    Нойоны (в восточных источниках – беки). Они не являлись членами рода джучидов, но вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели много слуг и зависимых людей, огромные стада. Они назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

    Нукеры – дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности – сотников, десятников и др. Эти должности позволяли получать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

    Тарханы получали от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

    Духовенство относилось к многочисленному, господствующему классу. Прежде всего, мусульманские купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины, и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

    Трудящиеся – крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги – находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу – кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена, вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу должны были служить в войске.

    В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них – сабанчи – жили сельскими общинами и обрабатывали, помимо выделенных для них участков, земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие – уртакчи (издольщики) – кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли иные повинности.

    В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги тоже зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

    Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Но большинство рабов, как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно – два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

    Чингисханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу – по племенам, родам, аилам – все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, создавала благоприятные возможности для подавления собственного народа и для агрессивных походов против соседей. Кроме того, она позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей, а в случае успешных походов и захвата большой военной добычи содействовала росту авторитета главного предводителя – хана, превращению власти в деспотическую, обожествлению его личности.
    3. Государственный строй

    Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, возводимому на престол курултаем и обладавший деспотической властью. Деятельность хана контролировалась кочевой аристократией.

    Хан, прежде всего, являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

    Курултай – съезд монголо-татарской знати, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

    В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы из восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в той или иной отрасли управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

    К высшим должностным лицам относился визирь, в ведении которого находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников. Военное управление в государстве было сосредоточено в руках бекляри-бека, который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане. В столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских частей и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и других высших должностных лиц.

    В государственном аппарате имелись и другие чиновники, выполнявшие поручения центра, по учету населения, сбору податей, подавлению сопротивления подданных и зависимых народов, организации военных походов и т.д. К их числу относились даруги, баскаки, темники, сотники и др.

    Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, наиболее авторитетные нойоны (их часто называли эмирами). В отдельные области, города, поселения назначались даруги, тысячники и сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повинностей (поставке лошадей, перевозочных средств, снабжению чиновников и воинских подразделений различным довольствием, расквартированию войск и т.д.). Каждый местный правитель всегда опирался на гарнизоны или мобильные войска.

    После разгрома монголами русских княжеств, они попали в положение данников Орды. Княжества сохранили свою государственность. Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского ярлыка, который как бы давал право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Некоторые русские князья умело использовали эту ситуацию, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

    Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали ярлыки на правление вначале у самого великого хана в Монголии, позже – у хана Золотой Орды в Сарае.

    Основным видом войск монголов была конница. В качестве осадной техники применялись тараны.

    Высшая судебная власть в Золотой Орде принадлежала хану, а судебные учреждения носили классовый характер.
    4. Право

    Правовые нормы в Золотой Орде не отделялись от нравственных. Источники права: ярлыки, грамоты, созданные в процессе законодательной деятельности золотоордынских ханов; Великая Яса – собрание монгольских законов и обычаев; шариат; обычное право монгольских племен; сокровенные сказания (гражданское право состояло из норм наследственного и семейного права).

    Что касается уголовного права, то законы Ясы были очень жестокими – за кражу лошади вор должен был вернуть её с прибавлением 10 лошадей, при отсутствии которых он расплачивался собственными детьми, а если их не было, преступнику грозила смертная казнь.
    Литература:

    I. Основная литература

    1. Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб. Изд. СПб. Университета МВД РФ, 1999.

    2. Вернандский Г.В. История права. – СПб. Изд-во СПб университета МВД РФ, - 2000.

    3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. Изд. – 3-е. – М.: Юрист. – 1996; М., 2005.

    4. История государства и права России. /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Былина, 1996; - М.: Проспект, 2004.

    5. История государства и права России. /Под ред. В.К. Цечоев, В.И. Власов, - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    6. История отечественного государства и права. – Ч.1 /Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Бек. – 1996; - М., 2000. Ч.2. – М. 1997; - М., 2001.

    7. История государства и права России. /Под ред. Р.И. Юшкова, - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

    8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск: Амалфея. – 2001.

    9. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.I – II, - М. 2003.

    10. Рогов В.А. История государства и права России IX – начало XX веков. – М. 1999.

    11. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. /Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 2005

    II. Дополнительная литература

    1. Вернандский Г.В. История России, Россия в средние века. – Тверь – М., 1997.

    2. Герберштейн С. Записки о Московии. – М. 1988

    3. Государственное управление в России XVI – XVIII вв. /Под ред. Н.Б. Голенковой. – М. 1991.

    4. Институты самоуправления. Историко-правовое исследование. – М. 1995.

    5. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1 – 4. – М. 1988 – 1989 гг.; М. – 2005.

    6. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права России. – Л., 1980.

    7. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. – М. 1984.

    8. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. – Л., 1969.

    9. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – СПб., 1993.

    10. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI – XII вв. – М. 1995.

    11. Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М. 2001.

    12. Скрыпников Р.Г. Иван Грозный. – М. 1995.

    13. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в 2 частях. – Петрозаводск, 1999.

    14. Цатурова М.Х. Русское семейное право XVI – XVIII вв. – М., 1991.


    1 История отечественного государства и права. Часть 1. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Под редакцией О.И. Чистякова. С. 44.


    написать администратору сайта