Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине « ФИЛОСОФИЯ » Тема: Тема 36. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ

  • Экономика Направленность (профиль)Бизнес-аналитика

  • Йулдашев Зафарбек Санатбек угли Группа : ИДО ОЗБ БА-21 Узб Руководитель:Гомонова Анастасия Михайловна

  • Тема 36. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ 1. Культура как социальное явление: происхождение и развитие. Материальная и духовная культура.

  • 3. Типология культур: культура Запада и Востока. Россия как специфический тип культуры 4. Заключение

  • 2. Роль культуры в жизни человека и общества. Функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление, хранение и передача социального опыта.

  • 3. Типология культур: культура Запада и Востока. Россия как специфический тип культуры. ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.

  • Россия представляет собой специфический тип культуры

  • Cписок используемой литературы : 1.История философии [Электронный ресурс] : учебник / А. А. Бородич [и др.] ; ред. Ч. С. Кирвель. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 998 с.

  • 3.Сайт : Allbest.ru 4.Сайт : https://www.skachatreferat.ru

  • ФИЛОСОФИЯ Контр. работ. Тема 36. Культура и ее цивилизационные типы


    Скачать 40.15 Kb.
    НазваниеТема 36. Культура и ее цивилизационные типы
    Дата13.06.2022
    Размер40.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ Контр. работ.docx
    ТипКонтрольная работа
    #587461







    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
    Тема: Тема 36. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ



    Институт непрерывного

    и дистанционного образования
    Направление подготовки

    Экономика
    Направленность (профиль)

    Бизнес-аналитика
    Кафедра
    Дата защиты: ________________

    Оценка: ________________




    Студент :

    Йулдашев Зафарбек Санатбек угли

    Группа : ИДО ОЗБ БА-21 Узб

    Руководитель:

    Гомонова Анастасия Михайловна
    (ФИО, должность, звание)



    Tашкент

    2022 г.
    Тема 36. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ
    1. Культура как социальное явление: происхождение и развитие. Материальная и духовная культура.

    2. Роль культуры в жизни человека и общества. Функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление, хранение и передача социального опыта.

    3. Типология культур: культура Запада и Востока. Россия как специфический тип культуры

    4. Заключение
    1. Культура как социальное явление: происхождение и развитие. Материальная и духовная культура.
    Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, тосоциология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
    Материальная культура - охватывает производственную и хозяйственно-бытовую сферы деятельности людей. Она представляет собой так называемое «предметное поле» культуры: жилища, техника, предметы быта, одежда словом, все то, что образует формы удовлетворения материальных потребностей человека как представителя своей эпохи. Так холодильник, телевизор, компьютер - это предметы, которые и были созданы самим человеком как выражение его растущих потребностей в комфорте, эффективности получения информации или организации его деятельности.
    Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, законодателей и т.д.) сами продукты духовной деятельности в виде духовных ценностей (полотна, обычаи, научные теории и т.д.). К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и т.д.
    Культура и культуры. Понятие «культура» есть неболее чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим разнообразным условиям привела к сложению столь же специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название локальных культур соответствующих сообществ (народов). Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу генетического родства практикующих их народов или сходства
    условий их возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры этносов. Но «ничейной культуры» или «культуры вообще» в принципе быть не может.
    В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Отсюда, сколько в истории существовало сообществ, столько обнаруживается сравнительно самодостаточных культур, что не исключает значительного внешнего сходства некоторых из них.
    Общечеловеческое и национальное в культуре. Признание множественности культур ведет к формированию различных мнений и выводов. Некоторые ученые исходят из представления о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разных величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета одни культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно-богатые и плодоносные. Другие, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие свое верховенство.

    2. Роль культуры в жизни человека и общества. Функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление, хранение и передача социального опыта.
    Из всеговышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
    Культура и общество. Общество - это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы. Культура - это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива.
    Культура практически не может воспроизвести самое себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.
    Место и функции культуры в обществе. Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве. Предначертанная культуре задача - связывать людей в общество и общества - находит выражение в целом ряде ее конкретных функций. В основном это такие функции культуры, как: а) функция приспособления к среде, б) познавательная, в) информативная, г) коммуникативная, д) регулятивная, е) оценочная, ж) разграничения и интеграции человеческих групп, з) социализации (или человекотворческая).
    Функции культуры:
    1. Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от них Гомо сапиенс в деле своей защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше других существ и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств — природным и социальным.. Все, что помогает человеку выжить и благоденствовать в окружающей ее естественной среде, будучи порождением культуры выполняет функцию приспособления.
    2. Познавательная (или гносеологическая) функция находит своевыражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. У познавательной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой — на познание человеком самого себя. Как это ни парадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, собственного интеллекта.
    3. Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру, Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. Иными словами, человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый лист бумаги, на котором старшие поколения - носители предшествующей культуры - пишут свои письмена.
    4. Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной. Носителями коммуникативной функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические "языки" искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры, т.е. ее способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли.
    5. Регулятивно-нормативная функция проявляется прежде всего как система норм и требованийобщества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Главная задача этой функции — поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.
    Нормативно-регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали, которые изменяются в ходе истории и от народа к народу. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся, главным образом, в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их (сравните убийство из ревности и убийство при отягчающих обстоятельствах), подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами.
    Помимо норм морали и права, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. К этому уровню относятся правила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п.
    6. Оценочная функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: "Что есть благо?". На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с. точки зрения их "полезности" или "вредности" для выживания грядущих
    поколений. В ходе практической деятельности происходят естественный отборценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и "отпадают", появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапах развития понятия о "добре" и "зле" и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют и некое общечеловеческое "ядро", которое постепенно расширяется.
    7. Функция разграничения и интеграции человеческих групп сводится к следующему: как нельзя себе представить языка "вообще", ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национально-исторической форме. Больше того, именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. В действительной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход мировой история учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных "империй", малые этносы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере и т.п.
    8. Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением одной единственной и важнейшей задачи: сделать из биологической особи разумного общественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры — от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп — объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправногочлена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимости активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость.
    Раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурно-историческое движение человечества.
    Личность и культура. Как социальное явление культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях.
    Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.
    Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.) Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек прямо или опосредствованно формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости; корректировка параметров этой адекватности продолжается на протяжении всей жизни человека.
    Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоеннойим кулыуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр., как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.
    В-третьих, как «производитель» культуры, либо творчески порождающий новые культурные формы, либо воспроизводящий или оценивающий имеющиеся
    формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества.
    И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.
    Культура как система. Исторически культура явилась продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействий во имя достижения общих целей, удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, символических, оценочных). Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро - это набор «правил игры» коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).
    Будучи явлением социальным, культура представляет собой системное образование и является совокупностью элементов, связанных между собой и образующих подсистемы культуры как целого.
    В структуре культуры как системы можно выделить три ее подсистемы, отражающие основные группы потребностей людей, а именно: материальные, социальные и духовные потребности.
    Материальная культура - охватывает производственную и хозяйственно-бытовую сферыдеятельности людей. Она представляет собой так называемое «предметное поле» культуры: жилища, техника, предметы быта, одежда словом, все то, что образует формы удовлетворения материальных потребностей человека как представителя своей эпохи. Так холодильник, телевизор, компьютер - это предметы, которые и были созданы самим человеком как выражение его растущих потребностей в комфорте, эффективности получения информации или организации его деятельности.
    Социальная культура охватывает социальную сферу жизни людей и предстает в виде стандартов, правил и норм их взаимодействия в качестве носителей определенных социальных статусов и исполнителей соответствующих социальных ролей в рамках различных социальных общностей (например этнических), социальных групп (например профессиональных). Эти стандарты и образцы (учитель учит, врач лечит, родители заботятся о детях), человек усваивает в процессе социализации. Они принципиально важны, так как отражают наши взаимные социальные ожидания и делают совместную жизнь людей (в сфере политики, в семейной жизни, в деловых отношениях) возможной и целесообразной.
    Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, законодателей и т.д.) сами продукты духовной деятельности в виде духовных ценностей (полотна, обычаи, научные теории и т.д.). К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и т.д.
    Культура и культуры. Понятие «культура» есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость вадаптации к этим разнообразным условиям привела к сложению столь же специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название локальных культур соответствующих сообществ (народов). Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу генетического родства практикующих их народов или сходства
    условий их возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры этносов. Но «ничейной культуры» или «культуры вообще» в принципе быть не может.
    В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Отсюда, сколько в истории существовало сообществ, столько обнаруживается сравнительно самодостаточных культур, что не исключает значительного внешнего сходства некоторых из них.
    Общечеловеческое и национальное в культуре. Признание множественности культур ведет к формированию различных мнений и выводов. Некоторые ученые исходят из представления о равенстве культур, о невозможности их противопоставления в качестве разных величин. Другие, напротив, полагают, что разнообразие культур не исключает принципа иерархичности. В этой системе отсчета одни культуры оцениваются как значимые, развитые, ценностно-богатые и плодоносные. Другие, напротив, воспринимаются как менее богатые, патриархальные, истощившиеся и утратившие свое верховенство.
    Национальное и общечеловеческое — две взаимосвязанные стороны развития культуры как целостности. Однако опыт XX века выявил ограниченность европоцентрического подхода к культуре, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим региональным и национальным культурам. Стало очевидным, что каждая культура имеет свою специфическую уникальную ценность.
    Различные группы стран, национальностей делятся не по регионам, апо своим культурным, национальным особенностям, каждая из которых важна в общечеловеческом процессе.
    Национальная культура — это пластическое целое, изменяющееся эволюционным способом. Поэтому трансплантация, механическая замена одних элементов другими не может дать положительных результатов, простое копирование ценностей других культур было бы величайшей ошибкой. Полноценное развитие мировой культуры, вхождение какой-либо страны в цивилизованное сообщество народов возможно только на основе всестороннего развития национальной культуры.
    Тенденции культурной универсализации в современном мире. Современная эпоха характеризуется формированием единой общепланетарной цивилизации, становлением общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров. Однако культурная универсализация не означает унификации, т. е. сведения всего многообразия национальных культур к какому-либо единому образцу. Речь идет, прежде всего, о взаимосвязи, взаимодействии национальных культур, что возможно при условии принятия общих культурных предпосылок, иначе взаимопонимание будет затруднено.
    Формированию общечеловеческой культуры способствует увеличение роста и интенсивности различных связей — политических, экономических, коммуникационных, культурных. Явления, возникающие в одном регионе или сфере жизни, достаточно быстро распространяются по всему миру и отражаются на развитии различных областей. Тенденция культурной универсализации проявляется тогда, когда нация или социальная группа готова воспринять соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.
    Активное межкультурное взаимодействие, осуществляющееся благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету путешествий и туризма, способствуютпревращению всей планеты в « глобальную деревню». В этой связи возникает представление о том, что национальные культуры в этих условиях постепенно теряют своеобразие и уникальность. Традиционных культур остается все меньше, и почти все они испытывают натиск модернизации. Поэтому в настоящее время возрастают тенденции сохранения особенностей национальных культур, противостоящие универсализации и глобализации.

    3. Типология культур: культура Запада и Востока. Россия как специфический тип культуры.
    ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.
    Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.
    1. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Например, основные черты китайской цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань) и в сущности своей не менялись до XIX в. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.
    2. Западная традиция подчеркиваетактивное отношение человека к внешнему миру. Деятельность человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Поэтому для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира. Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное. В отличие от западной восточная культура скорее предпочитает доктрину "недеяния" во внешнем мире, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни. Итак, если западная стратегия развития - изменение среды обитания, восточная стратегия - изменение самого человека.
    3. В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что чело-век должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Если европейская культура оставила нам в наследство статуи микеланджеловского "Давида" и "Мыслителя" Родена, то китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).
    4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и егоотношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. Эти идеи формировались еще в античной культуре, но окончательно оформились в эпохи Возрождения и Просвещения. Само понятие о правах и свободах человека, правовом государстве возникает в рамках западной традиции. Демократия как форма государства появляется впервые в античной Греции, затем вновь возрождается в Европе в эпоху буржуазных революций. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции. В качестве примера приведем конфуцианство - государственную идеологию и религию Китая. Конфуцианство делает упор на понятиях долга, почитания, уважения старших, общего блага, коллективной ответственности. Отношения в государстве должны строится как в большой семье, т.е. подданные должны подчиняться своему государю. Государь - отец народа. Смысл жизни должен состоять в гармоничном слиянии с природой, жизни в большой и дружной семье, общении, постижении мудрости древних, исполнении всех ритуалов.
    5. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, преобладающей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. К примеру в Европе в XVII в. возникает новое направление в искусстве - классицизм, основой которого был рационализм Декарта. Классицизм - это искусство строгое, рационалистическое, в нем господствует системность, упорядоченность, соразмерность. Существует строгая иерархия жанровискусства. Дух рационализма вносится даже в природу, возникают искусственные, геометризованные парки (например, Версальский, Петергофский). Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания. Считалось, что художник должен проникнуть в объект изображения до полного слияния с ним. И тогда произведение искусства создается без особых усилий, как бы само собой, мгновенно.
    6. Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Разные виды культуры (наука, философия, религия) существовали здесь нераздельно. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. Она долгое время не выделялась в самостоятельную область знаний. Интересно, что научные сочинения (математические, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр. На Западе разные виды культуры (наука, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, наука рассматривалась прежде всего как средство технического прогресса, развития производства.
    Как складывались отношения между западной и восточной культурой в прошлые века и какими они являются сегодня? В отношении к Востоку в европейском сознании долгое время господствовала идея европоцентризма.
    Европоцентризм - этомировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации, эталоном для всего остального мира.
    Все, что не соответствовало этому эталону, т.е. образу жизни и мышлению европейского человека, считалось варварством, дикостью. Прогресс мыслился как проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Крестовые походы, географические открытия, захват новооткрытых земель, колониальные войны - все это проявления европоцентризма.
    Постижение Востока, а также разочарование в западной цивилизации в XIX - XX вв. приводит к постепенному отказу от европоцентризма. Такие течения европейской культуры XIX - XX вв., как романтизм, философия жизни, искусство авангардизма, молодежная контркультура в той или иной мере вобрали в себя элементы восточной культуры. Более того, они даже противопоставляли восточную культуру западной как подлинную ценность.
    В свою очередь, западная цивилизация в XX в. столкнулась со многими проблемами (мировые войны, экологический кризис). И сегодня она уже не является эталоном развития, безоговорочной ценностью для всего остального мира. В то же время восточные страны, прежде всего страны тихоокеанского региона, позаимствовав у Запада индустриальные технологии и сохранив свои культурные традиции, превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса.
    Сегодня утверждается новый взгляд на культуру, который исходит из признания множественности культур, их качественного своеобразия и равноправия, а это исключает какой-либо культуроцентризм (европоцентризм или востокоцентризм). Многие представители западной культуры приходят к осознанию того, что в моральном, духовном отношении восточная культура не уступает западной.
    Россия представляет собой специфический тип культуры — евразийский, связанный с ее географическим местоположением, историческими перипетиями судьбы, взаимодействием с восточными изападными соседями. Евразийство как особая концепция социокультурного места России возникло в начале 20-х годов нашего века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться, с одной стороны, в истоках и смысле происшедших потрясений, и, с другой, — в перспективах дальнейшего развития родной страны. В отличие от западников евразийцы не хотели, по их словам, смотреть на Россию как на культурную провинцию Запада, с запозданием повторяющую ее «зады». Более того: по их мнению, «богиня культуры», чья палатка столько веков была раскинута среди долин и холмов европейского Запада, перемещается на Восток . В то же время в отличие от славянофилов евразийцы учитывали воздействие на русскую культуру и западной, и южной (по преимуществу византийской), и восточной культур. На разных этапах исторического развития России на авансцену выступала одна из трех линий социокультурной ориентации: в период Киевской Руси — византийская, в столетия татаро-монгольского ига — восточная, со времен Петра — западная. При этом русская культура не просто впитывала все эти элементы, но синтезировала их в целостность.
    Особое место в культурно-историческом развитии России евразийцы отводят роли «азиатского элемента» — «степной стихии, дающей мироощущение „континента-океана“». Азиатское воздействие глубоко вошло в ткань русской политической культуры, впитавшей в себя централистско-деспотическую организацию государства, подчинение общества государству, стремление к экспансии. Широко повлияли на Россию и бытовой уклад степного Востока (разумеется, не только монгольского, но и скифо-сарматского), психологическая установка на коллективность.
    Читатель, несомненно, обнаружит в концепции евразийства солидное рациональное зерно, которое необходимо учитывать, размышляя над происходящим сегодня в России, а тем более осуществляя ее практическое реформирование.

    4. Заключение :

    Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер. Порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

    Обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация". Это подчеркивает своеобразие региональных культур.

    Как говорит Н.Я. Бромлей, "сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим, "цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.

    Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот, 2003 Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения, какую культуру мы имеем в виду".

    Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

    По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

    О. Шпенглер рассматривает переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.
    Cписок используемой литературы :
    1.История философии [Электронный ресурс] : учебник / А. А. Бородич [и др.] ; ред. Ч. С. Кирвель. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 998 с. http://znanium.com/go.php?id=508458

    2.История философии [Электронный ресурс] : учебник / А. А. Бородич [и др.] ; ред. Ч. С. Кирвель. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 998 с. http://znanium.com/go.php?id=508458

    3.Сайт : Allbest.ru

    4.Сайт : https://www.skachatreferat.ru


    написать администратору сайта