Лекция №4. Тема 4 Становление античной философии. Цель Изучение истории античной философии, рассмотрение античных школ и их учений. Понятия
Скачать 29.24 Kb.
|
Тема №4: Становление античной философии. Цель: Изучение истории античной философии, рассмотрение античных школ и их учений. Понятия: космоцентризм, милетская школа, диалектика, гилеморфизм, логос, ирония. План: Основные школы и проблемы античной философии. Милетская школа. Философия Гераклита из Эфеса. Элейская философия. Диалектика Сократа и софисты. Философия Платона и Аристотеля. Вопрос №1. Основные школы и проблемы античной философии. Античная философия охватывает собой период с VII в. до н. э. по VI в. н.э., когда по решению императора Юстиниана была закрыта последняя греческая философская школа — Платоновская академия, и символизирует зарождение, расцвет и закат рабовладения как социального института. Классовая поляризация, разделение труда на физический и интеллектуальный явились благоприятной почвой для формирования философии и понимания ведущей роли мышления по отношению к материи. Космос, подобно человеку, имел тело, душу и ум в их единстве и нерасторжимости, причем находился в вечном круговращении, движимый душой и управляемый умом. Отсюда такая черта античной философии как космоцентризм. Ее также характеризует: − связь с духовной культурой Вавилона и Египта; − разнообразие школ и направлений; − демократизм и свобода дискуссий; − динамизм, обновляемость идей; − «праздник» мысли, дерзновенная смелость в постановке сложнейших вопросов; − высокий авторитет в обществе, с которым считалась и государственная власть (М. Аврелий, например, — император римской империи — сам был выдающимся философом); − стремление к активному преобразованию социума, его совершенствованию; − ориентация на воспитание добродетелей, без которых человек утрачивает свое подлинное предназначение. Удел философа — нравственная проповедь. Более того, он как учитель жизни обязан подавать личный пример служения высшему благу. Античная философия — исток европейской культуры и основа всех дальнейших направлений философии, вплоть до нынешних дней. Она в своем развитии прошла ряд этапов: досократовская философия, период высокой классики, эллинистическая и неоплатоническая. Вопрос №2. Милетская школа. Древнегреческая философия возникла на восточной окраине греческого мира в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. Милетская школа связана с такими именами как Фалес, Анаксимандр (ученик Фалеса), Анаксимен (ученик Анаксимандра). Фалес впервые в философии выдвинул проблему первоначала в качестве основной проблемы философии. Первоначалом всего он считал воду: из воды все возникает и в воду все возвращается. «Земля пребывает на воде, как диск или доска, плавающие на поверхности водоема». Вообще, данное первоначало являются одушевленным. Во Вселенной все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря, приводящих тела в движение, следовательно, они имеют душу. Это учение получило название гилозоизм. Афоризмы Фалеса: «Древнее всего Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего мир, ибо он творение Бога. Больше всего пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего ум, ибо он обегает все. Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Труднее всего – познать себя, а легче всего – советовать другим. Самая лучшая жизнь, когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других.Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от своих детей». Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.). был учеником Фалеса. Этот философ считал, что первоначалом (архэ) является апейрон, который является неопределенным и беспредельным. Анаксимандр высказал ряд эволюционных идей о происхождении живого и человека: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Потом они вырастали, выходили на сушу и давали начало другим животным. Вначале человек родился от животных другого вида. Вся материя живая. Земля находится посередине и занимает место средоточия, она шарообразна. Солнце представляет собой чистейший огонь». Он изобрел первые солнечные часы, т.е. гномон, соорудил небесный глобус, один из первых создал карту Греции. Анаксимен (585-524гг. до н.э.) был третьим известным философом Милета, учеником Анаксимандра. Он провозгласил воздух началом всего сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается. Сгущение и разряжение воздуха – два основных взаимно противоположных процесса, участвующих в образовании различных состояний материи (диалектическая идея). Он говорил, что разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры, ветры вызывают тучи, тучи образуют воду, вода – землю, а земля – камни. Философия Гераклита из Эфеса Гераклит из Эфеса (540-480гг. до н.э.) Основной его труд – «О природе». Первооснова всего – огонь, он является также элементом мира и методологическим принципом. Огонь – это символ динамики, развития, изменения. «Этот космос не создал никакой бог и никакой человек. Но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Он утверждал, что «все течет, все меняется»: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». «Противоположности соединяются и образуют прекраснейшую гармонию». В текучем подвижном мире все утрачивает свои прежние черты, переходит в свою противоположность: «влажное высыхает, а сухое становится влажным. Переходят друг в друга сухое и горячее, живое и мертвое», тем самым исключается всякая определенность, устойчивость, надежность человеческого существования. Гераклит заявлял: «Живые мертвые, мертвые живые». Гераклита называли Темным, так как не все могли понять его идеи. Ему принадлежат и следующие высказывания: «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим». «Миром управляет логос (logos – закон, мысль, слово)». «Многознание уму не поучает. Единственная мудрость – это знание мысли, которая всем правит, знание логоса». Вопрос №3. Элейская философия Представителями элейской школы философии являются: Ксенофан, Парменид, Зенон. Ксенофан (6 в. до н.э.) считал, что основа всему – земля. Люди измыслили богов по своему образу и подобию, и каждый народ наделяет богов своими чертами. Эфиопы своим богам приписывали плоский нос и черную кожу. Тракийцы – синие глаза и русые волосы. «Если бы волы, львы и кони имели руки и умели рисовать, то изобразили своих богов в виде быков, львов и коней». По истине существует один бог, не сходный с людьми ни по виду, ни по мысли. Он весь – зрение, мышление и слух. Он правит всем силой ума. Парменид (540-470 гг. до н.э.) – ученик Ксенофана и Анаксимандра, считается основателем элейской философии. Основное сочинение «О природе». Основная проблема – проблема бытия, сущего. Он говорил: «Быть или вовсе не быть: вот в чем разрешение вопроса». Парменид отрицал существование небытия или пустоты: сущее есть одно, и не может быть ничего иного. Свойства бытия – неподвижность и единство (отсутствие множественности). «Для мысли мир един, множественность вещей существует лишь для чувств. Движение – это только иллюзия чувств. Для ума мир тождественен и не знает ни рождения, ни гибели. Мир вечен и неизменен. Знание подразделяется на чувственное (по мнению) и рациональное знание (по истине)». Зенон (480-430гг. до н.э.) был учеником Парменида. Аристотель называл Зенона – родоначальником диалектики, как искусства обнаружения противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий. Метод Зенона – доказательства от противного. Он выдвинул тезисы: Пространство может быть мыслимо как пустота. Мыслимо существование множества вещей. Может быть мыслимо движение. Признание этих тезисов ведет к противоречиям, тем самым доказывается их ложность, следовательно, истинны противоположные тезисы, а значит, пустота, множество и движение немыслимы. Вопрос № 4. Диалектика Сократа и софисты Если элеаты сомневались в истинности показаний наших чувств, то софисты, вообще, отказались от действительности как критерия истины. Они готовы были идти за логикой доказательств, куда бы она ни привела, и объявлять истинным любое утверждение, которое удавалось доказать. Так, Пифагор заявлял: «Человек – есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Таким образом, все субъективно. Когда дует ветер, то одному холодно, а другому нет, и мы не можем сказать, является ветер холодным или нет. Такой взгляд получил название релятивизма, согласно которому все в мире относительно. Кроме того, софисты впервые привлекли внимание к проблеме человека. Софист Горгий (ок. 480-ок. 380гг. до н.э.) утверждал в своем трактате «О природе, или о несуществующем», считающимся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма: 1) Ничего не существует. 2) Если что-либо и существует, то оно непознаваемо. 3) Если оно и познаваемо, то необъяснимо для другого. Если кто-нибудь уличал софистов во лжи, то вот как они выходили из ситуации: «Кто лжет, тот говорит чего нет, но того, чего нет, нельзя сказать, следователь- но, никто не лжет». Парадокс «Лжец» формулируется следующим образом: «Если кто-то говорит, что лжет, то лжет он или говорит правду?» Сократ (469-399 гг. до н.э.). Основная проблема его философии – проблема субъекта (человека). Сократ выдвинул лозунг: «Познай самого себя», то есть познай, кто ты есть и будь им. Философия, по Сократу, – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Но так как жизнь – это искусство, то для совершенства искусства необходимо знание искусства. Отсюда возникает вопрос о сущности знания. Знание – есть усмотрение общего для целого ряда вещей. Это понятие о предмете и достигается путем определения понятий. Для определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектика и включал следующие этапы: постановка вопроса; ответы собеседника; критика предложенного определения; уточнение первоначально поставленного вопроса. Цель философского метода – обнаружение противоречий в утверждениях противника. Это метод, порой, называли сократовской иронией. Целью его философского учения было стремление помочь людям, чтобы они нашли сами себя. Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана майевтика (повивальное искусство). Искусство Сократа действительно помогало людям обрести новое знание и как бы родиться вновь, как мыслящему субъекту. Учитель подобен акушеру, он помогает человеку обнаружить то, что он уже имел в себе. Основное внимание Сократ уделял познанию добродетели. Познание добродетели есть предпосылка нравственной жизни и достижения добродетели. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное, что способствует достижению счастья. Благоразумие есть не только знание того, что есть добро или зло, но умение отделить одно от другого. Сократ выделял три основных добродетели: 1) сдержанность – умение укрощать страсти; 2) мужество – умение преодолевать страсти; 3) справедливость – соблюдение божественных и человеческих законов. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Сократ не считал себя мудрым, т.е. софистом, но лишь философом, любящим мудрость: «Я знаю, что ничего не знаю». Он утверждал: «Знать – это обладать памятью, а не умом». Чем дальше человек продвигается в процессе познания, тем шире раздвигаются горизонты предстоящего. Чем основательнее человек решает проблемы, тем больше новых вопросов встает перед ним. Значит предстоящий путь, по сравнению с «пройденным», не уменьшается, а все увеличивается. Гарантией постижения истины является совесть – даймонион. Совесть имеет божественное происхождение. Именно посредством совести боги выделяют человека и придают смысл всему мирозданию. Целью всего в мире является человек. Самое позорное невежество воображать, «будто знаешь то, чего не знаешь». Критикуя демократию, он заявлял, что «кормчего на корабле, плотника и флейтиста нельзя выбирать по жребию, но по способностям и знанию». Вопрос № 5. Философия Платона и Аристотеля Учеником Сократа был Платон. Платон (427-347 гг. до н.э.), чье настоящее имя было Аристокл, являлся основателем первой Академии, т.е. философской школы, созданной в роще героя Академа в 348 г. до н.э. В этой школе изучали 4 основные дисциплины: 1) диалектику; 2) математику; 3) астрономию; 4) музыку. Всю действительность Платон разделил на два мира: мир идей и материальный мир. Материальный мир является лишь тенью мира идей: он вторичен. Все явления и предметы материального мира являются преходящими. Они возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущими. Идеи же являются вечными и неизменными. Поясняет он свою теорию с помощью образа «пещеры»: все люди находятся как бы в пещере, они закованы в цепи и стоят спиной к выходу, и поэтому видят то, что происходит за пределами пещеры лишь по тем отражениям, которые возникают на стенах пещеры. По Платону, идея предшествует материи уже в том плане, что прежде чем создать какую-либо вещь, человек создает в своей голове идеальный проект этой вещи. Материя – это условие пространственного разделения множества вещей. Чувственный мир есть нечто среднее между обеими сферами: порождением мира идей и материальной сферой. Мир идей – это мужское, активное начало. Мир материи – это пассивное, женское начало. Чувственный мир – детище обоих. В основе теории познания, по Платону, лежит воспоминание. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась в мире идей до того, как соединилась с телом. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше человеку удается освободиться от телесности. Тело – это темница для души. Тело смертно, конечно, а душа – вечна. Следовательно, человек должен стремится к вечному и думать о совершенствовании души. Платон выделял 3 части души: 1) разум; 2) воля и благородные желания; 3) чувственность и влечения. В зависимости от того, какая из частей души преобладает, человек ориентирован на низменное и дурное, либо на возвышенное и благородное. Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель – Стагирит, т.к. родился в городе Стагире, в 334 г. до н.э. основал первый лицей, или Ликей– перипатетическую философскую школу. Написал более 150 трактатов. Философия – это учение о всеобщем, знание общего. Мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части: 1) теоретическая: метафизика, физика, математика. 2) практическая: политика, этика, риторика. 3) изобразительная: поэтика, риторика. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых, он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых, что они находятся в самих вещах. Это учение получило название – гилеморфизм. Форма образует из первой материи действительное реальное бытие. Первая материя – это основа бытия, потенциальная предпосылка существующего. Четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля – это промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который мы чувственно воспринимаем (его изучает физика). У чувственных вещей различают 2 пары противоположных свойств: тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств образуют четыре основных элемента: Огонь – это теплое и сухое. Земля – это холодное и сухое. Воздух – это теплое и влажное. Вода – это холодное и влажное Эти четыре элемента – основа реальных вещей. При изучении конкретных вещей Аристотель говорит о первичных и вторичных сущностях (первых и вторых). Первая сущность – индивидуальное бытие, конкретная вещь как таковая. Вторая сущность – родовая или видовая, отражающая общее, выражена в дефиниции, она является производной. Различают 4 причины всего существующего: 1) материальная причина (пассивное начало); 2) формальная причина (активное начало); 3) активная причина, связанная с источником движения; 4) конечная, или целевая причина, объясняет цель и смысл движения, как реализации цели. Источником движения является форма форм (Бог). Аристотель различал 3 уровня души: 1) вегетативный, растительный, – это способность к жизни, размножению и т.д. (душа растений), 2) чувственный, преобладающий в душах животных, 3) разумный, присущий человеку, – это та часть души, которая мыслит и познает. Душа – это господствующий принцип, а тело – подчиненный. Душа – это форма реализации природного целого. Познание начинается с удивления. Первый уровень познания – чувственное познание (познание конкретных вещей, единичности). Второй уровень познания – разумное (познание общего). Вершиной познания является искусство и наука. Движения помимо вещей не существует, оно вечно. Движение – это изменение сущности, качества, количества и места. Различают 6 видов движения: возникновение; гибель; уменьшение; увеличение; перемена; изменение места. Время – есть число движения в отношении к предыдущему и последующему. Человек – это общественное существо. Основа уравновешенной и благополучной жизни – в умеренности, в середине между избытком и недостатком. Так, мужество – середина между трусостью и безрассудством, щедрость – середина между скупостью и расточительностью. Добродетель есть род умеренности, удерживающий нас от ошибок. Достижениями жизни являются: 1) жизнь практическая, связанная с политической деятельностью; 2) жизнь теоретическая, связанная с познанием. Рабский образ мышления ведет к животной жизни и связан со стремлением к наслаждению и власти. Истинное удовольствие человек получает тогда, когда он делает благо (добро) по своей собственной воле и выбору, а не под давлением извне. Катарсис – это очищение души от дурных страстей через искусство и, прежде всего, искусство трагедии. Целью жизни является счастье, т.е. высшее развитие сущностных способностей человека. Такой взгляд получил название эвдемонизма, т.е. эвдемонизм – это учение, согласно которому цель жизни – счастье. Аристотель рассмотрел четыре взгляда на сущность счастья: 1) Счастье – это удовольствие и наслаждение. Но такая жизнь, по Аристотелю, – это рабская жизнь животного. 2) Счастье – почести, слава, успех. Но это нечто внешнее и зависит от тех, кто тебя оценивает. 3) Счастье – накопление богатства. Но это самая абсурдная из всех целей, жизнь вопреки природе, ибо богатство – средство для чего-то другого и как цель смысла не имеет. 4) Счастье – в самосовершенствовании, т.е. в разумной деятельности и активности. Не просто жить, ведь и растения живут, не просто чувствовать, ведь и животные на это способны. Активность разума – вот цель, достойная человека. Цель разума – найти «точную меру» в поведении, найти средний путь между крайностями. Выводы: Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля. Вопросы для самопроверки: Основные черты философии раннего периода? Объясните проблему первоначала (архе) в учениях представителей Милетской школы. Какие тезисы выдвинул Зенон для подтверждения своего метода «от противного№? Какие три основные добродетели выделял Сократ? Какие взгляды на сущность счастья определил Аристотель? |