Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2. Философия Средних веков. Контрольные вопросы.

  • Тема 3. Философия эпохи Возрождения. Контрольные вопросы

  • ТУРЫГИН. Тема Античная философия. Контрольные вопросы


    Скачать 24.24 Kb.
    НазваниеТема Античная философия. Контрольные вопросы
    Дата13.10.2022
    Размер24.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТУРЫГИН.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #731772

    Практические занятия. Ответы на вопросы по философии.

    Тема 1. Античная философия. Контрольные вопросы.

    1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

    Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь, Анаксимандр- «апейрон», Пифагор-число как символ гармонии мира. Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н. э. в городе Милеет и получила название милетской школы.

    1. В чем главная особенность классической философии?

    Существенная особенность классической философии — ее просветительский пафос. Каждый мыслитель, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, выступал не от себя лично, а как бы от имени разума как такового, в тайны которого ему удалось проникнуть.

    1. Назовите основные философские школы периода эллинизма

    Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. В IV в до н. э. центром философии были Афины, где сформировалось 4 школы: Академия, Ликей (перипатетики), «Сад» (эпикурейцы) и Стоя (стоики).

    1. Что принимали за первоначало («архе) следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

    Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Анаксимандр — «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит — атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор — число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись.

    1. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

    Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

    1. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

    Предметом философии Сократа является человек как общественное и нравственное существо. Сократа интересует, в первую очередь, не природа, а этика и нравственность.

    О Сократе известно лишь то, что рассказали о нем его ученики – историк Ксенофонт и философ Платон.

    Метод Сократа. Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно.

    1. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

    Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. Основной принцип Платона - деление мира на реальный и нереальный мир (идейный и земной). Чувственные вещи - тени реальных идей. Мир идей объединяется в единое целое идеей общего блага и длится вечно. Высшая идея Платона - идея блага.

    1. В чем видел Аристотель сущность вещей?

    Сутью, сущностью вещи является ее форма. «формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - говорит Аристотель в VII книге «Метафизики». Форма определяется у Аристотеля как «минимально общее», то есть свойственное единичному и в тоже время познаваемое в понятии. Остается недоказанным, что форма способна к самостоятельному существованию.

    1. В чем состоит различие классического и эллинистического этапов философии?

    В чем состоит различие классического и эллинистического этапов философии кратко. После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.

    1. Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

    Теоретический фундамент для новых философских школ был заложен сразу же после кончины Платона и Аристотеля. Новые философские школы пытались решить те же проблемы, что и их предшественники, однако список проблем стал более длинным (это выразительно проявилось у скептиков). Рост нерешенных вопросов произошел, главным образом, в области этики. А эти вопросы принципиально отличались от тех, которые принесла с собой христианская эпоха. Существенной чертой античной этики было то, что для нее наибольшим благом и целью жизни человека было счастье, а между благом и счастьем не было противопоставления и даже различия. Отсюда вытекали важные следствия: в античной этике не было ни требований, ни обязанности в точном значении этого слова. Античная этика давала советы, как достигнуть счастья, и не выдвигала требований морального порядка. Этика носила «оптативный», а не императивный характер. Она предлагала описание желаний, а не обязанностей. Она не знала греха, существовали лишь заблуждения и ошибки. Она еще не выработала понятий морального поощрения и порицания.

    Тема 2. Философия Средних веков. Контрольные вопросы.

    1. Каковы характерные особенности философии средневековья?

    Средневековая западная философия – это, прежде всего, христианская философия. Главная особенность христианской средневековой философии – это её связь с религией. Философия средневековья развивалась исходя из религиозных догм. Именно тогда родилось высказывание «Философия – служанка богословия».

    Особенности философии:

    1) Средневековая философия – это синтез иудейско – христианского учения и греко – римской философии.

    2)Теоцентризм – идея о Боге как центре мира.

    3)Креационизм – сотворение мира Всевышним.

    4) Проблема теодицеи – оправдание Бога как абсолютного добра в опущение зла на Земле.

    5)Проблема общих понятий (универсалий)

    1. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

    Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Достижение человеческого счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души. В отличие от скептиков Августин разделял представление о том, что познание возможно.

    1. В чем отличие, по Августину, града Божьего от града Земного?

    Аврелий Августин стоит на позициях разделения человечества на две категории согласно с двумя типами любви. Эти два типа мыслитель называет градом Божиим (Небесным) и градом земным. Первый отличается любовью к Богу и служением Ему, второй же – любовью к себе, что выражается в пренебрежении Богом и Его установлениями. В этом утверждении проявляется христианское понимание смысла человеческой жизни.

    1. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

    В ранней схоластике сформировались два противоположных направления – реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка зрения восходит к Платону. В крайнем случае реализм исходил из того, что существует только общее, а индивидуальное отдельно не существует, оно лишь кажется существующим и есть не более, чем обман чувственного восприятия. Приверженцы номинализма (с латинского имя) утверждали, что реально существуют лишь отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее – это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка.

    1. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

    Смысл Средневекового спора между реалистами и номиналистами сводился к следующему. Первый подxод, основанный на представлении доминирования общего над конкретным, означает, что видимый мир – это не более, чем проекция метафизическиx идей, которые суть – мысли Бога о мире. Реалисты говорили: «universalia sunt realia» (универсалии (идеи) реальны).

    1. В чем отличие средневековой философии от античной?

    В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии: Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
    Тема 3. Философия эпохи Возрождения. Контрольные вопросы

    1. Какие направления можно выделить в философии эпохи Возрождения?

    Основные направления философии эпохи Возрождения : - гуманистическое, - неоплатоническое, - натурфилософское, - реформационное, - политическое, - утопическо-социалистическое. Гуманистическое направление (XIV - XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви.

    1. В чем состоит сущность антропоцентризма как мировоззренческого принципа эпохи Возрождения?

    В эпоху Возрождения проходит процесс секуляризации - освобождение духовной культуры от религии и церкви. Философия, освобождаясь от религии, превращается вновь в светскую деятельность, в своем идейном развитии тесно переплетаясь с гуманитарным знанием и искусством. Антропоцентризм - утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия.

    1. Какие открытия в естествознании способствовали формированию философии эпохи Возрождения?

    Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии.

    1. Как рассматривает Н.Кузанский проблемы соотношения Бога и мира?

    Вопрос о соотношении бога и мира Кузанец решает вне ортодоксальной креационистской концепции временного творения мира "из ничего". Он отвергает дуалистическую трактовку мира и бога. Мир содержится в боге, бог охватывает собой весь мир. Эта позиция пантеистическая, но склоняющаяся скорее к пантеизму мистическому: не бог отождествляется с природой, а природа, мир заключены в боге.

    1. В чем сущность космологии Н. Коперника по сравнению с античными представлениями?

    Согласно новому учению, в центре Вселенной находится Солнце, а Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Небосвод же, на котором находятся все звёзды, вовсе и не вращается вокруг Земли, как считали прежде, а покоится. Его видимое движение объясняется суточным обращением Земли вокруг собственной оси. Коперник убрал человека из центра мира, сделал бессмысленным деление на подлунный и надлунный миры.

    1. В чем сущность пантеизма Дж. Бруно?

    Воззрения Джордано Бруно, являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм, философское учение, согласно которому. Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж.

    1. Каковы основные положения философии Н.Макиавелли?

    Макиавелли утверждает, что целью является сама власть, и обсуждает только средства взять, удержать и распространить ее. Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, не зависимую от других источников. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Все позволительно, даже обязательно - вплоть до тягчайших преступлений.


    написать администратору сайта