Главная страница
Навигация по странице:

  • Истина о причине страдания

  • Исти­на о прекращении страдания );4) путь к освобождению включает следование этическим пра­вилам (шила

  • Направления буддизма В буддизме выделяются три основных направления — Тхеравада

  • Тхеравада

  • Ваджраяна («Алмазная колесница» ), Тантраяна

  • Чань-буддизм

  • Буддизм. Буддизм-мировая религия. Тема. Буддизм мировая религия Буддизм


    Скачать 62.5 Kb.
    НазваниеТема. Буддизм мировая религия Буддизм
    АнкорБуддизм
    Дата11.11.2021
    Размер62.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБуддизм-мировая религия.doc
    ТипДокументы
    #269087

    Тема. Буддизм – мировая религия
    Буддизм - древнейшая мировая религия. Сложился в Древ­ней Индии примерно в VI-V веках до н.э. на идейной почве брахманизма, но отвергал некоторые его элементы. Основате­лем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, представитель ка­сты кшатриев (воинов), а не жрецов-брахманов. После долгих медитаций сын царя Сиддхартха обрел «просветление» и стал Буддой. «Будда» означает «просветленный».

    Основная идея буддизма - жизнь в этом мире есть страда­ние, но страдания можно избежать. Избежать страдания навсег­да - это и есть главная цель буддиста.

    Современный российский исследователь А. А. Накорчевский так передает основное содержание полученного Буддой откро­вения:

    «он прозрел, что в мире все непостоянно (анитья). Этот... вывод является... краеугольным камнем буддизма, из кото­рого весьма логично выводятся все другие главные положе­ния учения. Именно последовательное раскрытие этого прин­ципа привело Будду к отрицанию главного положения тради­ционных для Индии воззрений — нет никакого неизменного по­стоянного всемогущего вечного Бога, а убеждение в том, что человек обладает собственным истинным постоянным и не­изменным «я», есть главнейшее из заблуждений. Более того, нет единой вещи, в которой можно было бы обнаружить что- либо, подобное неизменной субстанции, «своей природы» (свабхава), как говорили буддисты. Третье заключение прямо следовало из первых двух: бытие в этом мире есть страдание (дукха), ибо все непостоянно.... Невозможно не только посто­янное наслаждение, ибо любой радости неизбежно приходит конец (а это и есть страдание! — говорил Будда), но нет и того, кто мог бы постоянно наслаждаться. Ведь даже боги, суще­ствование которых Будда не отрицал, тоже смертны. Можно сказать: стремление к тому, что истинно, постоянно и неиз­менно (а точнее, не подвержено изменениям), и было глав­ной целью поиска Будды. Это состояние в буддизме было на­звано нирваной. ...Одна из особенностей нирваны (в класси­ческом истолковании) состоит в том, что она не подвержена изменениям».

    Нирвана - цель верующего буддиста, - это состояние не­бытия, которое невозможно описать с помощью каких-либо ха­рактеристик именно потому, что отсутствие всяких характерис­тик — его главное качество. В буддийской традиции нирвана сравнивается с угасанием огня в светильнике, гладкой поверх­ностью воды. Нирвана - состояние отсутствия любых чувств и желаний, и, соответственно, состояние, полностью избавленное от страдания. Полное угасание неразумной жажды жизни выво­дит человека из круговорота сансары - бесконечного чередова­ния смертей и рождений, подчиненных закону кармы - закону причинно-следственных связей, определяющих настоящее и бу­дущее любого элемента мира. Любое новое рождение определя­ется накопленной кармой и определяет дальнейшую судьбу в последующих воплощениях. Изменить карму невозможно. Мож­но лишь «уравновесить» негативное кармическое наследие бла­гими поступками.

    Мир сансары, подчиненный закону кармы, включает несколь­ко сфер, населенных разными типами существ: богами, людь­ми, голодными духами (прета), животными, существами, оби­тающими в многочисленных «адах». В буддийской мифоло­гии число разнообразных миров бесконечно. Рождение в том или ином мире определяется кармой. Таким образом, между людьми, богами и другими живыми существами нет сущност­ного различия. Все они подвержены страданию и подчинены карме.

    Наиболее благоприятным является рождение в человеческом мире. Человек не настолько зависим от чувств, как животные и голодные духи, не настолько упоен наслаждениями, как боги, и не задавлен страданием, как обитатели ада. Поэтому ему лег­че осознать истинную сущность вещей (иллюзорность и непосто­янство), что и является путем к спасению из сансары.

    Обычно суть учения Будды сводят к четырем благородным истинам:

    1) мир несовершенен и полон страданий (Истина о страдании);

    2) источник несовершенства - слепая жажда жизни (танха, тришна), которая вводит в действие карму, воспро­изводящую круговорот смертей и новых рождений (сансара); неведение (авидья), духовная слепота этого жела­ния существовать - источник болезни мира (Истина о причине страдания);

    3) освобождение из круговорота сансары состоит в прозрении и достижении просветления, позволяющих выйти из кру­говорота сансары и достичь нирваны - состояния небы­тия, после которого уже не будет новых рождений (Исти­на о прекращении страдания);

    4) путь к освобождению включает следование этическим пра­вилам (шила): правильная речь, правильные поступки, пра­вильный образ жизни; медитацию (самадхи) и спаситель­ную мудрость (праджня) (Истина о Пути к прекращению страдания).

    Путь (марга) к освобождению - «благородный восьмерич­ный путь» (арья аштанга марга) - включает три этапа, каж­дый из которых предусматривает несколько составляющих: этап мудрости (праджня), этап нравственности или соблюдения обе­тов (шила), этап сосредоточения (самадхи). Вставшему на этот путь следует преодолеть три главных аффекта, которые привя­зывают человека к сансаре, - алчность, ненависть и заблуж­дение.

    Этап мудрости включает:

    1) правильное воззрение (усвоение четырех благородных истин);

    2) правильную решимость (решение встать на путь спасения).

    Этап нравственности включает:

    3) правильную речь (избегать лжи, клеветы);

    4) правильное поведение (соблюдение разнообразных правил и обетов). Пять главных правил, которые должен соблю­дать тот, кто встал на путь спасения, это:

    - ненанесение вреда живому;

    - не брать того, что не дано;

    - избегать чувственных излишеств;

    - избегать ложных речей;

    - избегать приема веществ, вызывающих опьянение.

    Эти запреты распространяются и на монахов, и на мирян. Но для монахов они приобретают гораздо более сложную и изощ­ренную форму. Так, запрет избегать чувственных наслаждений не означает для мирян отказа от сексуальной жизни. Для мона­ха же сексуальная жизнь недопустима. Заповедь «не брать того, что не дано» для мирянина означает «не красть». Для монаха - в том числе и невозможность пользоваться хоть чем-либо, что не отдано добровольно - не только людьми, но и природой. Для монахов существовали сотни правил и предписаний, не обяза­тельных для мирян.

    5) Правильный образ жизни (применение правил в обществен­ной жизни, во взаимодействии с другими людьми - не заниматься, например, теми видами профессиональной де­ятельности, которые противоречат этике буддизма).

    Этап сосредоточения предназначен, главным образом, для монахов и включает:

    6) правильное усердие (различные виды йогических практик сосредоточения и психорегуляции);

    7) правильное памятование (контроль над собственными же­ланиями, мыслями, страстями);

    8) правильное сосредоточение (достижение самадхи - фор­мы созерцания, при которой исчезает различие между субъектом и объектом. Правильная практика достижения самадхи ведет к освобождению.)

    Достичь «просветления», освобождения - означало достичь состояния будды, стать буддой, «просветленным». В раннем буд­дизме считалось, что для достижения состояния будды адепту требуется очень много времени - период, сопоставимый со вре­менем существования мира. (Буддизм унаследовал от индуист­ской традиции циклическое видение мира.) В более поздних вер­сиях буддизма (в дзен-буддизме, например) сформировалась прак­тика мгновенного достижения «просветления».

    Буддизм отрицал крайние формы монашеской аскезы, при­сущие брахманизму. Он провозглашал «срединный путь», более умеренные формы самоограничения и самодисциплины. И, тем не менее, классический буддизм был религией преимуществен­но монашеской. Миряне, не имевшие возможности соблюдать все ограничения, предусмотренные буддийской этикой, не мог­ли рассчитывать на достижение спасения. Все, на что они мог­ли претендовать, - это улучшение своей кармы путем следова­ния некоторым простым этическим запретам (не убивать, не красть) и оказания помощи монахам (прежде всего мило­стыни).

    Тхеравада'>Направления буддизма

    В буддизме выделяются три основных направленияТхеравада (или Хинаяна - «Малая колесница»), Махаяна («Вели­кая колесница») и Ваджраяна («Алмазная колесница»). В рам­ках этих направлений, в свою очередь, существуют разнообраз­ные школы и течения. Основные положения буддийской докт­рины допускают множество интерпретаций. Отсутствие мощной единой организационной структуры также способствует возник­новению многообразных течений.

    Тхеравада (учение старейших) - ранний, классический буд­дизм, сложившийся непосредственно в Индии и распространив­шийся позже в Юго-Восточной Азии.

    Махаяна, возникшая гораздо позже - в I в. до н.э., получи­ла широкое распространение за пределами Индии - в Китае, Корее, Японии. Именно представители новой ветви буддизма пре­небрежительно назвали Тхераваду «Хинаяной» - «Малой ко­лесницей», в связи с присущим раннему буддизму «элитизмом» в вопросах спасения. Согласно Тхераваде, спасения могли до­стичь только монахи, ведущие аскетический образ жизни. Но даже для монахов достижение нирваны не было возможным в течение одной жизни. Махаяна, в отличие от Тхеравады (Хинаяны), предъявляла менее жесткие требования к адептам и, глав­ное, допускала существование и активное вмешательство в мир­ские дела различных мифических персонажей, помогающих людям. Так, в Махаяне сложилась вера в спасительную помощь многочисленных бодхисаттв, «просветленных» существ, из ми­лосердия помогающих живущим, погруженным в неведение и страдание.

    Ваджраяна - форма буддизма, распространенная, прежде все­го, в Тибете. Ваджраяна - «тайная», «эзотерическая» буддий­ская доктрина, имеющая сильную магическую составляющую, благодаря которой достижение просветления может быть мгно­венным.

    Опираясь на исследования А.А. Накорчевского и Е.В. Торчинова, отметим основные различия между двумя главными на­правлениями буддизма - Тхеравадой и Махаяной.

    Согласно учению Тхеравады, спасение достижимо лишь для избранных - отсюда и второе название - «Малая колесница» (Хинаяна). Учение Махаяны, «Великой колесницы», обещало спасение всем страдающим существам. Однако путь к спасению занимал множество жизней.

    Различие между Хинаяной и Махаяной проявлялось и в уче­нии о сущности бытия. В учении Тхеравады, восходящему к проповеди Будды, мир состоит из бесконечного количества дхарм. Дхармы - это не материальные частицы, а нечто иное. Для буд­дизма мир - не скопление материальных объектов, а непрерыв­ный поток психического опыта, а дхармы - элементарные фраг­менты опыта. Все элементы мира суть комбинации дхарм. Души человека как таковой, по буддийским представлениям, не суще­ствует, она не более, чем скопление дхарм. Сочетания дхарм ме­няются, подчиняясь закону кармы.

    В учении Махаяны отрицается даже существование дхарм. Сущностью вещей признается «пустота». Все - «пусто», поэто­му нет сущностного различия между сансарой и нирваной. Сан-сара - это неправильное восприятие сущности вещей. Поэтому главным в учении Махаяны считалось изменение сознания, осоз­нание истины (праджня), что было равнозначно спасению. Дос­тижение истины - состояние «просветления» - и есть главная цель. Достигший «просветления» становится буддой. Будды были в прошлом и будут в грядущем, а Будда Шакьямуни - осно­ватель буддизма, был одним из многих, достигших «просвет­ления».

    Поскольку буддизм признает существование множество ми­ров, то в Махаяне допускается и одновременное существование будд в нескольких мирах. Практикующий адепт может входить в контакт с буддами других миров и получать от них помощь и наставления.

    Для сторонников Тхеравады главным в достижении спасения было соблюдение обетов и самосовершенствование. Для сторон­ников Махаяны, помимо стремления к «просветлению» и лич­ному спасению, большое значение имело сострадание (каруна) ко всем живым существам, стремление помочь им. Существо, стремящееся не только к собственному «просветлению», но и спасению других, называлось бодхисаттвой. В махаянистском буддизме поклонение бодхисаттвам и буддам играло очень боль­шую роль.

    В Махаяне сложилось учение о «трех телах будды»: «тело учения» («тело дхармы»), или «тело высшей реальности»; «тело всеблаженства», или «тело воздаяния»; «превращенное тело», или «тело соответствия». «Тело учения» - общее для всех будд, это - их единая «сущность». «Тело учения» и «тело соответ­ствия» индивидуальны для каждого будды. При этом «тело уче­ния» - это присущее будде состояние «просветленности», а «тело соответствия» - тело, в котором будда является людям, чтобы вести их к «просветлению».

    Ваджраяна («Алмазная колесница»), Тантраяна (от слова «тантра» - вертикальная нить, «тантрами» назывались тексты нового учения) - третье направление буддизма, складывающее­ся почти одновременно с Махаяной в Северной Индии. Особен­ностью Ваджраяны было внимание к «телесным практикам». Учение Ваджраяны предполагало активное воздействие на тело в целях достижения спасения. Исходя из учения о недвойственности сансары и нирваны, свойственного Махаяне, новое учение «в своих практических рекомендациях призывало использовать не только «сердце», но и «тело». В предыдущих школах буддиз­ма Махаяны существовали практики, направленные на контроль за деятельностью тела, но они играли лишь вспомогательную роль, способствуя достижению требуемого состояния сосредото­ченности. В новом же течении «телу» отводилась роль, полнос­тью равноправная с «сердцем». К этой двоице была добавлена и «речь», слово как совокупный продукт «тела» и «сердца». Пол­ное и равноправное использование всех этих элементов в прак­тике и определяло, по мнению приверженцев Ваджраяны, пре­восходство их направления, ибо позволяло достигнуть желаемо­го результата - «стать буддой» - в более короткие сроки». Ваджраяна активно использует также различные магические практики и заклинания, что отличает ее от других школ буд­дизма.

    В буддизме Ваджраяны сложилось представление, что страс­ти, обуревающие человека и привязывающие его к сансаре, мо­гут быть использованы для достижения спасения. «Страсти» трак­товались как выражение жажды «просветления». Заложенную в них энергию адепты использовали в особых практиках, кото­рые и позволяли им достигать «просветления» быстрее, чем при­верженцам других направлений буддизма. Практики адептов Вад­жраяны зачастую приобретали весьма специфическую форму.

    Чань-буддизм (от санскритского «дхьяна» - медитация, от той же основы - японское «дзен»). Буддизм получил распрост­ранение в Китае и Японии, при этом религиозная традиция этих древних обществ наложила на новое учение своеобразный отпе­чаток. Чань-буддизм - китайская школа буддизма, возникшая на почве Махаяны и даосизма. Получив распространение в Япо­нии, данная ветвь буддизма стала называться «дзен». Проповед­ником и основателем чань-буддизма считается легендарный учи­тель Бодхидхарма, пришедший в Китай в VI веке.

    Большую роль в чань-буддизме играет учение о «природе будды», которая свойственна всем вещам и составляет их ис­тинную сущность (это положение близко китайскому учению о «Дао» - сущности и пути всех вещей). Целью верующего яв­ляется осознание собственной истиной сущности, что равнознач­но «просветлению» и обретению спасения. Средоточием истин­ной сущности является «сердце». «Сердце» (в русских перево­дах часто употребляется также термин «сознание») - синоним «природы будды», скрытой в каждом существе. Соответствен­но, для реализации собственной истинной сущности следует очистить «сердце» (сознание) от заблуждений. Приведем от­рывок из текста, приписываемого чаньскому наставнику Фу (497-569).
    ...Когда ты изначальное сознание постигнешь,

    Узрит сознание Будду.

    Сознание есть Будда,

    А Будда есть сознание.
    Любая мысль — сознанье Будды;

    Сознанье Будды к Будде устремлено.

    Коль хочешь быстро этого достигнуть,

    Дисциплинированным будь и чутким.

    ...Коль хочешь Буддой стать,

    Не оскверняй ты вещи не единой.

    Сознания природа хоть пустотна,

    Реальны все же ненависть и жадность.
    ...Кто к Дао истинно стремится,

    Свое сознанье созерцает.

    Он знает: Будда там, внутри,

    Нужды нет в поисках снаружи.
    Прямо сейчас сознанье — Будда;

    И Будда есть сознанье также.

    Сознанье лучезарное познает Будду;

    Кто просветлен, постиг сознанье тот.
    И вне сознания нет Будды;

    Помимо Будды нет сознанья...
    И в Хинаяне, и в Махаяне путь к спасению долог - необхо­димо пройти через множество перерождений, прежде чем «про­светление» окажется возможным. В чань-буддизме считается воз­можным обрести спасение в течение одной человеческой жизни. Для достижения этой цели используется не только традиционная для буддизма медитация, но и специфические практики, направленные на то, чтобы вызвать мгновенное «просветление» посредством своеобразного шока. «Нелепые» вопросы, особые притчи, кажущиеся абсурдными, внезапные окрики или удары, применяемые чаньскими наставниками, имели целью «пробу­дить» человека, заставить его осознать иллюзорность повседнев­ного существования. Наставник, учитель играет в чань-буддизме весьма важную роль, он считается носителем священного знания и способен помочь ученику на пути спасения. Однако основная роль принадлежит все же самому человеку, ищущему истину.

    В чань-буддизме главную роль в достижении спасения играет не столько изучение священных текстов, сколько личный опыт (важный чаньский принцип - «не опираться на письмена»). Адепт должен научиться видеть скрытую природу будды во всем, в любом самом незначительном элементе реальности, в любом повседневном занятии. Состояние медитации не обязательно под­разумевает неподвижность и отстраненность от повседневной де­ятельности. Адепт может находиться в состоянии созерцания постоянно, чем бы он ни занимался, - в этом специфика чаньской практики.






    написать администратору сайта