Главная страница

капр. Тема Философия бытия


Скачать 231.25 Kb.
НазваниеТема Философия бытия
Дата08.05.2023
Размер231.25 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлакапр.pdf
ТипДокументы
#1114270

Тема 1. Философия бытия
1.
Одной из важнейших категорий западной философии является категория «бытие». Практически с самого ее зарождения данное понятие заняло ключевое место в построениях древнегреческих философов и занимает его по сей день уже в теориях современных мыслителей. Само слово «бытие» впервые появляется у Парменида и представляет собой субстантивацию самого обычного глагола «быть», который служил в древнегреческом языке, во-первых, для обозначения существования вещей, и, во-вторых, для обозначения принадлежности вещам каких-либо свойств, отношений, или, говоря предельно широко, для указания, что нечто является чем-то. Грамматика древнегреческого языка, как, впрочем, затем и всех основных западных языков: латинского, немецкого, английского и т.д. требовала, чтобы подобные предложения строились по шаблону S есть P.
Таким образом, глагол “быть” занимал неприметное, но исключительно важное положение, и без него речь, описание, а значит и постижение мира западным человеком было бы невозможно. Парменид сделал из этого слова философское понятие, придав ему глубочайший смысл. Не вдаваясь в содержание его теории, скажем, что введя это понятие в оборот, он одновременно наметил важнейшие проблемы, связанные с бытием, и по поводу которых философы не пришли к единому мнению и по сей день.
На протяжении 25-ти веков существования западной философии в данное понятие вкладывали разный смысл. Мы рассмотрим тот, который оно имеет сейчас в материалистической философии. Итак, под бытием подразумевается реальность. Бытие в этом смысле это совокупность всего сущего, всех вещей, явлений и процессов единых в том, что они есть, существуют. Каждое из них в отдельности возникает и исчезает, но целостность, в состав которой они входят, при этом сохраняется. Таким образом понятие бытия возникло путем абстрагирования от многообразия форм сущего и фиксации лишь одного его общего свойства – существования.
Однако, следующий вопрос, который сразу же возникает, – это вопрос о неких исходных формах этого бытия, уровнях или слоях. Возникает он потому, что существующее явно отличается друг от друга способом своего существования. И одним из самых резких различий такого рода является различие между материальным и идеальным, телесным и мыслимым, короче говоря, между материей и сознанием.
Для всякого человека эта двойственность мира, в котором он живет, является очевидным фактом. По одну сторону располагаются вещи, механизмы, животные, растения, стихии, планеты, звезды и, наконец, собственное тело, по другую – собственные ощущения, эмоции, желания, мысли, фантазии. По некотором размышлении становится ясной и несводимость одного мира к другому, т.е. их качественная специфика.
Общей чертой всего материального является то, что оно существует
объективно, независимо от нашего желания и восприятия. Разумеется, человек может изменять материальные объекты и даже уничтожать их, однако, тут сразу же обнаруживается, что, во-первых, изменение это производится не самим желанием или мыслью, а столь же материальным воздействием, т.е. посредством своего тела и орудий. Во-вторых, даже в случае уничтожения мы наблюдаем не безостаточное исчезновение вещи, а лишь ее переход в другой материальный объект или явление: сломанная вещь остается суммой своих частей, горящие дрова превращаются в угли, пепел и тепло, наконец, убитое живое существо становится трупом, а он, в свою очередь, был и остается для человека грудой мяса, мехом, кожей и т.п.
В противоположность материальному идеальное, знакомое прежде всего в форме собственного сознания, обладает прямо противоположнымыми свойствами: оно зависит от нашего желания, т.е. содержание психической жизни может направляться и регулироваться изнутри ее же самой, в этом смысле оно субъективно. С другой стороны, столь же очевидно, что причинами, вызывающие появление образов, желаний, ощущений, являются материальные объекты, и следовательно сознание зависимо от материального. Рассматривая собственное тело и организм как проявления этого материального, мы обнаружим, что соответствующие воздействия на тело обязательно скажутся и на психике: алкоголь, наркотики, отсутствие пищи и ее прием, боль, болезнь или, наоборот, удовольствие (например, сексуальное) – все это, конечно, по-разному, но влияет на мысли, настроение, волю, память.
Вопрос о связи между этими исходными формами бытия и первородстве одной из этих обсуждался в западной философии практически с самого ее зарождения. Во всяком случает уже у Парменида, первым употребившего термин “бытие”, мы наталкиваемся на положение “одно и то же мыслить и быть”. Что он имел в виду, до конца осталось не ясным, поскольку мы располагаем лишь введением в его сочинение, что впоследствии позволило разным философам трактовать это положение диаметрально противоположным образом. Безотносительно к тому, что имел в виду сам Парменид, от решения этого вопроса в теоретическом плане зависело достаточно много, чтобы его игнорировать, и полемика продолжалась практически до начала 20 века.
Один из основателей диалектического материализма Ф.Энгельс вообще объявил данный вопрос “основным вопросом философии”, что сразу стало для представителей материализма общим местом. Вот, что он писал по этому поводу в своей работе “Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии”: “Великий основной вопрос всей в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. …духа к природе…. Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально не означают
выражения: идеализм и материализм и только в этом смысле они здесь употребляются”.
О конкретных философах, репрезентирующих данные позиции в западной философии, уже шла речь при рассмотрении ее истории. Но тогда важнее было показать их уникальность. Теперь необходимо яснее очертить сами данные позиции. Идеализм в целом – это такая философская позиция, которая предполагает, что материальное существует не независимо от сознания, а благодаря ему. Конкретные варианты идеализма понимают эту зависимость по-разному.
Существуют два основных модификации идеализма – объективный и субъективный.
Объективный, представленный учениями
Платона, христианских богословов, Гегеля и других, полагает, что материальное существует относительно самостоятельно, но источник и причина его возникновения – нечто идеальное. Для Платона – это идеи, которые, отпечатываясь в совершенно неопределенной материи, порождают вещи. Для средневековых христианских мыслителей – это Бог, который создал мир из ничего, который обладает полной властью изменять в нем течение любого материального процесса (хотя может этого и не делать), и без продолжающейся поддержки которого мир бы исчез. Наконец, для Гегеля природа – это одна из неизбежных фаз саморазвития так называемого
Абсолютного Духа, состояние, в котором он как бы скрывается, но потом снова проявляется в виде сознания человека.
Субъективный идеализм понимает эту зависимость иначе. Для таких мыслителей как Беркли, Юм, Э.Мах материя и материальное – это то, что дано лишь благодаря нашему сознанию и только в нем. Материальное для них – это всегда некие ощущения, восприятия или идеи, которые мы ошибочно принимает на независящую от нашего сознания реальность.
Несколько отличается от них позиция Канта. Для него существование вещи вызвано невоспринимаемой “вещью в себе”, которую невозможно воспринять или представить в силу того, что при воздействии на наше сознание оно автоматически добавляет к “вещи в себе” черты самого же сознания, некие формы, исключительно в которых оно может воспринимать и мыслить. В конечном счете получается, что мы опять-таки имеем дело не с реальностью вне нас, а с порождением собственного сознания, хотя и инспирированного извне.
На что же опираются в своих построениях философы идеалистической направленности? Какие факты могли лечь в основание этой (как может показаться, странной) теории? Отправным пунктом здесь, пожалуй, следует признать следующий. Как будто очевидно, что материальное и идеальное отличаются друг от друга. Но столь же очевидно, что об этом материальном мы можем судить лишь исключительно через посредство своего сознания.
Иными словами, все существующее может быть дано нам в форме воспринимаемого и осознаваемого. Этот неоспоримый факт и повлек за собой идеалистическую интерпретацию.

Противоположная идеализму позиция, называющаяся материализм, тоже имеет в западной философии достаточно глубокие корни. Это прежде всего теория Демокрита и его последователей, затем французские материалисты, Фейербах, Маркс, Энгельс и т.д. Общее между всеми этими теориями состоит в том, что материя в них понимается как самодостаточный слой реальности, вечный и неуничтожимый, а видоизменения тел, ее составляющих, и процессы, протекающие в ней, подчиняются исключительно неизменным законам ее существования. Существование и специфика сознания в материализме признается, но трактуется как результат развития материи. Существование и функционирование сознания при этом продолжают зависеть от некоего материального носителя (с 18 века под ним понимается мозг и нервная система) и обуславливаются им. С разрушением же мозга сознание тоже исчезает. Помимо этого материализм отрицает существование форм сознания иных нежели сознание материальных высокоразвитых живых существ, т.е. божественного сознания и ему подобных.
Теперь перейдем к рассмотрению материи и сознания с материалистической точки зрения. Как исходные формы бытия они в свою очередь проявляются в виде нескольких основных форм. О сознании пойдет речь в следующем разделе, поэтому мы органичимся лишь самым главным.
Сознание включает в себя индивидуальное сознание и сознание общественное. Первое есть не что иное как психический мир отдельного человека. Вторая форма – это особое образование, существование которого вызвано тем фактом, что человек – существо социальное, то есть, может жить лишь в обществе себе подобных, действуя сообща с ними. Совместная деятельность индивидов, наделенных сознанием, приводит к возникновения такой формы сознания, которая перестает зависеть от психического мира отдельного человека и как бы становится над ним. Ярким примером служит язык. В нем с одной стороны проявляется работа индивидуальных сознаний, а с другой – он становится надындивидуальным образованием, без которого невозможна никакая совместная деятельность и сам процесс мышления.
Другими формами общественного сознания являются: мораль, религия, наука, искусство, философия, право и т.д.
Прежде чем перейти к рассмотрению форм материального бытия следует упомянуть о том, что само взаимодействие материи и сознания порождает ряд, так сказать, смешанных форм бытия. Прежде всего это сам человек, который, с одной стороны, является существом материальным, а, с другой, существом – наделенным сознанием. Будучи таковым он, во-первых, способен отражать этот мир, мыслить о нем и уяснять законы, им управляющие, а, во-вторых, руководствуясь таким пониманием, масштабно воздействовать на него и преобразовывать. То же самое относится и к человеческому обществу.
Тот факт, что человек и общество способны осознанно преобразовывать действительность, приводит к возникновению другой комбинированной формы бытия, а именно предметов человеческой
культуры, например, орудий труда. Будучи материальными объектами, они по способу бытия существенно отличаются от прочих материальных объектов. Они возникают и функционируют ради неких целей, поставленных сознанием, те свойства, которые они имеют, приданы им человеком. Таким образом человек, живя посреди природы и используя ее, создает вокруг себя
“вторую природу”, мир материальной культуры, который со временем отгородил его от первой природы, а в настоящий момент активно ее разрушает.
Материальное бытие и его структура
Исходным определением материи является следующее: материя есть объективная реальность, существующая независимо от сознания и отображаемая им. Понятие «материя» наполнялось разным смыслом как в идеализме и материализме вообще, так и в исторически сменявших друг друга формах материализме, что было в первую очередь связано с уточнением и видоизменением научных представлений о ее внутренней структуре. До определенного момента в истории западного материализма материя понималась как субстанция. Субстанция – это термин, восходящий к
Аристотелю, но впоследствии изменивший свой смысл в философии Нового времени. В частности Спиноза понимал субстанцию как причину самой себя, т.е. то, существование чего зависит лишь от самого себя, которая имеет бесчисленное количество свойств и проявляется в виде бесконечности вещей, существ и процессов. С учетом некоторых оговорок такой же смысл вкладывался в определение материи как субстанции. Под ней тогда понималась вечная, самодовлеющая основа всех вещей и процессов
Вселенной.
Довольно долго материалистические учения в определенном смысле развивали теорию Демокрита, увязывая понятие материи с представлением о ее носителе – неделимых атомах. Такая трактовка материи сохранялась в философии и науке до 17 века (разумеется, за вычетом религиозно, а потому идеалистически ориентированной средневековой философии), когда оно было дополнено представлением о еще одной форме материи, получившей название «эфир». Под ним понималась некая всепроникающая среда, которой приписывалась роль переносчика света и электромагнитных взаимодействий.
Общей чертой и того и другого объяснения является то, что в обоих случаях имела место тенденция сводить представление о материи к некой элементарной основе, лежащей в основании всех тел и процессов природы, и на которую эти изменения не влияют. Материя в этом смысле оказывалась некой вечной тканью мира, из которой состоят все тела и существа.
Однако дальнейшее развитие науки заставило пересмотреть эту интерпретацию. Необходимость этого была вызвана так называемым кризисом в физике. Суть его такова. К 19 веку в науке прочно утвердилось представление, что носителем всех материальных свойств мира являются атомы и эфир. Однако, в конце 19 века целый ряд экспериментов и открытий поставили под сомнение эти постулаты. С одной стороны, явление
радиоактивности привело к выводу, что атом делим. С другой стороны, попытки обнаружить влияние эфира, показали, что такового вообще не существует.
В среде ученых в связи с этим наметилось две позиции. Одни полагали, что необходимо пересмотреть старые теории, и что их крушение отнюдь не означает, что исчезает стоящая за ними материя. Другие высказались в том духе, что материя и телесные свойства предметов неотрывны от ощущений, в которых они даются, и, следовательно, вообще бессмысленно говорить об объективном существовании механических, тепловых, оптических, электромагнитных и прочих явлений, а также атомов, вводимых для их объяснения (речь идет о таких мыслителях как Мах, Авенариус, Пирсон,
Пуанкаре и др.). Дальнейшее развитие науки сформировало адекватные новым данным теории. Но эти события заставили пересмотреть и философское представление о материи. Стало очевидным, что, осмысляя материю, нельзя увязывать ее определение с некой элементарной ее формой.
Одним из тех, кто предложил новое определение и свои соображения по данному вопросу был В.И.Ленин. Он определил материю так:
«философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Более короткое определение:
«…объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им».
Соображения же его сводились к тому, что наука дошла до определенного предела в понимании материи, и выход из тупика в осознании, что материя неисчерпаема в своих свойствах и формах. Он писал:
«Материя исчезает» – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
Таким образом, вся эта дискуссия способствовала уточнению смысла понятия «материя» в материализме. Стало очевидно, что помимо своего проявления в виде бесчисленного множества вещей и явлений, она выступает в виде неисчерпаемого многообразия своих форм, она не вне вещей, но и не сводима целиком к отдельным своим проявлениям. При этом материя понимается как постоянно изменяющаяся. В процессах этого изменения она не возникает и не исчезает, а переходит из одних форм и состояний в другие.
В настоящий момент принято считать, что основными формами материи являются вещество, антивещество и поле. С физической точки зрения вещество – это различные частицы и тела, которые имеют массу покоя. Антивещество состоит из античастиц, то есть частиц, имеющих противоположные частицам знаки электрического заряда и магнитного
момента. Из такого рода частиц могут образовываться устойчивые атомные ядра, атомы, молекулы и соответственно вещество. Это антивещество подчиняется тем же законам движения, что и обычное вещество. В больших количествах оно не обнаружено в космосе, и поэтому существование миров, состоящих из него, остается лишь гипотетическим.
В местах соприкосновения вещества и антивещества происходят процессы преобразования частиц и античастиц, обладающих большой энергией. В свою очередь под полем понимается то, что не имеет массы покоя, но обладает энергией, импульсом и рядом других свойств (гравитационные, электромагнитные и пр. поля и их кварки).
В то же время, приведенное деление необходимо дополняется тем соображением, что указанные формы материи нельзя жестко противопоставлять друг другу. Частицы неотделимы от полей и не существует резкой границы, где кончается собственно частица и начинается ее внешнее поле. При рассмотрении структуры вещества и антивещества выясняется, что собственно частицы занимают весьма незначительную долю их общего объема, внутреннее же пространство между ними занимают поля, создаваемые и обуславливаемые соответственно массами, электрическими зарядами и магнитными моментами.
Деление на вещество и поле – это предельно широкое деление, в рамках которого уместно привести деление на так называемые структурные уровни материи. Под ними понимаются множества объектов определенного класса характеризующихся способом взаимодействия и выделяющиеся на основании пространственно-временных масштабов, совокупности важнейших свойств и законов изменения, степени относительной сложности.
Прежде всего, это старое деление на неживую и живую природу и социальную действительность. Внутри этих больших слоев материального вычленяются и другие уровни.

Контроль
Учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности называется a. онтология b. гносеология c. логика d. диалектика e. аксиология
Проблему существования в ее общем виде фиксирует и выражает категория a. бытие b. сущность c. космос d. атрибут e. материя
Онтология — это раздел философии о a. сущем в мире b. закономерностях познания c. структуре общества d. нравственных нормах e. эстетических ценностях

2.
Материя и ее атрибуты
Как уже было сказано, довольно долгое время материя в материализме понималась как субстанция, т.е. как некая несотворенная, самостоятельная основа всех вещей и процессов. Подкреплялась эта интерпретация тем, что, при любых видоизменениях последних всегда сохраняются некие базисные элементы, частицы, из которых все состоит. Далее констатировалось, что материя, понятая как субстанция, имеет ряд неотъемлемых свойств. Они назывались атрибутами.
Однако уже упомянутый кризис в физике привел к изменению этого подхода. Удар, нанесенный по точке зрения, что есть некий базисный элемент материального – атом, заставил сменить это представление другим, что и на элементарном уровне материя дана в виде многообразия разных форм, несводимых к одной. В конце концов, это означало признание неисчерпаемости форм и свойств материи.
С другой стороны, эти соображения не подорвали уверенности в таких ее «субстанциальных» свойствах как несотворенность и неуничтожимость, равно как и в присущности ей других уже известных свойств. В итоге, субстанционная интерпретация материи сменилась так называемой
«атрибутивной». Она состоит в том, что материя не есть нечто, существующее помимо своих атрибутов, а есть система этих атрибутов. Это означает, что любой материальный объект представляет собой сложное образование, в котором по-разному проявляются такие свойства как пространство, время, движение, системность, отражение и другие.
Следует заметить далее, что перечисленные атрибуты выделяются на уровне явлений. Другой уровень рассмотрения материального – уровень сущности – дает нам другие атрибуты: причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, закон.
Сущность и явление
Одними из важнейших онтологических категорий являются категории сущности и явления. Под сущностью имеется в виду внутреннее содержание объекта, предмета, системы, недоступное непосредственному чувственному восприятию и постигаемое с помощью мышления. В свою очередь явление – это внешняя сторона объекта, проявление, выражение сущности.
Весь мир с учетом этих категорий как бы раздваивается. Допустим, человек обнаруживает какие-то ранее неизвестные ему вещи, наблюдает изменения действительности, на его глазах происходят некие события. Во всех этих случаях он чувственно воспринимает какие-то факты. Он может их описать, но он пока не понимает, почему происходит именно это, почему данная вещь имеет именно такие свойства и т.п. Для того чтобы понять их, он сначала должен осмыслить, что имеет дело с внешним проявлением чего- то пока ему неизвестного. Постижение этого неизвестного производится уже с помощью мышления, и эта ситуация является отправным пунктом как
вненаучного, так и научного исследования. Наука со временем может выяснить, что, допустим, смена времен года есть проявление вращения
Земли, что падение тел есть проявление притяжения Земли, что молния есть мощный электрический разряд, что причиной сходства детей и родителей является перенос генетической информации и т.д. Рассмотренные с этой стороны категории сущности и явления выступают как ступени постижения объекта.
С другой стороны, сущность и явление – это и категории реальности.
Сущность в этом смысле – это основа явлений, которая обуславливает их.
Они неразрывно связаны, едины, и в то же время не тождественны. Связь проявляется в том, что они не существуют отдельно друг от друга. Всякая сущность проявляется в каких-то явлениях, и всякое явление несет в себе сущность. Несовпадение, в свою очередь, проявляется следующим образом.
Явление есть нечто единичное, существующее в данном месте и в данное время. Сущность же есть нечто общее, одинаковое во многих явлениях, данных в разных местах и в разное время. Разные явления могут иметь одну сущность. В силу упомянутой индивидуальности явления оно всегда богаче сущности, в том смысле, что обнаруживает не только сущностные черты, но и всевозможные особенности, зависящие от конкретных условий его существования. Наконец, явление есть нечто изменчивое, в то время как сущность стабильна и постоянна.
Пространство и время
Все, с чем сталкивается человек в реальности, происходит в каком-то месте и в какое-то время. Это обстоятельство является фактом, известным всякому. Однако, несмотря на неоспоримость этого факта и в западной, и в восточной философии понятия пространства и времени трактовались далеко не однозначно.
Для представителей материализма пространство и время существуют независимо от сознания человека, но не независимо и не вне материи.
Соответственно все материальные системы и процессы в них существуют и протекают во времени и пространстве.
В истории науки и философии наметились две различные трактовки пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Первая являлась основой физики Нового времени и наиболее четко была выражена Ньютоном в сочинении «Математические начала натуральной философии». Оппонентом
Ньютона по этому вопросу выступал Лейбниц, однако, его теория тогда оказалась невостребованной, и лишь в начале 20 века в связи с разработкой
Эйнштейном общей и специальной теорий относительности взгляды
Ньютона на пространство и время были пересмотрены. В рамках субстанциальной концепции пространство и время понимались как самостоятельные сущности, существующие независимо от заполняющих пространство тел и длящихся во времени событий. Иными словами, они понимались как независящие от материи условия, в которых она существует.

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как системы отношений, образуемые взаимодействием объектов. Соответственно подразумевается, что пространственные и временные характеристики зависят от этих объектов и вне них не существуют. Эйнштейном высказался по этому поводу следующим образом: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время». В другом месте он пишет: «Пустое пространство, т.е. пространство без поля, не существует. Пространство-время существует не само по себе, но лишь как структурное свойство поля».
В чем же выражается зависимость свойств пространства и времени от материи? Разработанная Эйнштейном специальная и общая теория относительности отвечают на этот вопрос так.
Прежде всего, пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения: пространственные характеристики уменьшаются в направлении движения тел при приближении скорости тел к скорости света, временные же процессы замедляются, то есть время замедляет свой ход в быстродвижущихся системах.
Соответственно в общей теории относительности зависимость выражена в том, что под воздействием полей тяготения происходит искривление пространства и замедление хода времени.
Таким образом, пространство и время неотделимы от материи. Однако, несмотря на это, при их познании часто отвлекаются от материального содержания и говорят об их свойствах, рассматривая их как самостоятельные формы бытия. Это допустимо. Выделяют всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Всеобщие – это те, которые имеют место на всех известных структурных уровнях материи. Специфические же присущи лишь некоторым классам материальных систем.
Характерными свойствами пространства являются протяженность трехмерность, изотропность, однородность. Протяженность состоит в способности тел существовать одно возле другого, и, по существу, это не свойство, а сама сущность пространства (точно также как и длительность времени). Трехмерность заключается в том, что для задания координат вещи или события в пространстве необходимо указать три его координаты.
Характерными чертами времени являются длительность, одномерность, однородность, необратимость. В длительности выражается сама сущность времени – способность событий следовать одно за другим, одно после другого.
Необратимость времени выражается в том, что время течет из прошлого через настоящее в будущее, и обратное его течение, т.е. возвращение в прошлое, невозможно.
Системность
Когда говорят, что одним из атрибутов материи является системность, то в самом грубом смысле это означает, что она всегда имеет некую структуру, она каким-то образом организована. Как бы далеко не
продвигалась наука в изучении макро и микромира она везде обнаруживает новые структуры.
В 20 века в связи с ростом научных знаний и изменений представлений о материи возникла потребность в универсальной теории систем. Первая попытка была сделана австрийским биологом Л.Берталанфи. Он выдвинул программу построения такой общей теории систем, которая бы формулировала общие законы и принципы их поведения систем независимо от специального вида. Однако собственно универсальной системы он не создал, поскольку опирался на биологический материал. В дальнейшем эта программа была вопрощена в жизнь так называемой «синергетикой». Ее возникновение связано с именами двух ученых И.Пригожина и Хакена, которые трактовали задачу этой новой теории именно как понимание основных принципов функционирования всех любых материальных систем.
Основными терминами системного подхода являются понятия
«система», «элемент», «структура». Система определяется как комплекс взаимодействующих элементов или шире как целое, состоящее из связанных между собой частей. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе его рассмотрения. Критерием для вычленения элементов системы является его непосредственное участие в устройстве системы.
Очевидно, что механическая сумма элементов не даст системы.
Должно быть что-то еще. Это что-то есть структура, совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.
Выделяют несколько видов систем. Прежде всего, это суммативные и целостные системы. Первый тип – это такого рода комплексы, в которых системность выражена слабо. Составляющие ее компоненты обладают значительной автономностью, связи между ними несущественны, большей частью случайные. Это означает, что при отсутствии некоторых ее элементов система сохраняется. Наконец, свойства всей системы в целом практически равняются сумме свойств ее элементов. Примерами такого рода систем являются штабель досок и т.п. У целостных систем все обстоит наоборот.
Четко выражена зависимость существования системы от наличия каждого из элементов. В результате их внутренние связи оказываются намного прочнее и стабильней. Во всех целостных системах связь между элементами является более устойчивой и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой. Свойства системы являются принципиально новыми по сравнению с качествами элементов. Систем такого рода очень много.
Собственно они и в большей степени отвечают самому смыслу этого слова.
Это, скажем, живые организмы, различные технические устройства, молекулы и т.д.
По разным другим основаниям выделяются другие типы систем. По формам движения материи – механические, физические, химические, биологические, социальные. По характеру связи между частями и целым – органичные и неорганичные. По характеру обмена со средой – закрытые и открытые. Закрытые системы характеризуются отсутствием обмена веществом со средой. Открытые же характеризуются всеми видами обмена
со средой – веществом, энергией, информацией. К ним относятся все биологические объекты.
По характеру движения в системе
– стационарные и эволюционирующие. Системы, которые все время остаются в одном и том же состоянии или же постоянно возвращаются к одному и тому же состоянию, называется стационарной. Если же в системе совершаются необратимые качественные изменения, то это системы эволюционирующие или динамические.
В соответствии со сказанным всю Вселенную можно рассматривать как иерархию разного рода систем.
Движение
Важнейшим атрибутом материи является движение. В отличие от обыденного словоупотребления под философским понятием движения понимается изменение вообще, т.е. под ним следует понимать не только механическое перемещение, но любые взаимодействия и изменения состояний объектов, вызванные этими взаимодействиями. В общем, понятия движения и взаимодействия близки по смыслу, и в большинстве случаев они взаимозаменимы.
Мысль о подвижности мира как основной его характеристике это очень древняя мысль, и ее наличие мы фиксируем в самых разных регионах при первых попытках осмыслить реальность в целом. В Древней Греции эту мысль ярче всего выразил Гераклит. В Китае на идее постоянных перемен, понимаемых как взаимодействие начал инь и янь была построена вся гадательная практика, смысл которой в письменном виде до нас донесла т.н.
«Книга перемен». Не воспроизводя всю судьбу этого понятия на Западе, рассмотрим современные представления об этом материальном атрибуте.
Выделяют два основных типа движения: движение, при котором качество движущего предмета сохраняется, и движение, при котором его качества меняются. Первый тип – это механическое перемещение тел в пространстве, противоположным которому, как будто, выступает состояние покоя. Но дело оказывается намного сложнее. Определение тел как движущихся или покоящихся всегда увязано с определенной системой отсчета. То, что в одной системе отсчета есть покой, в другой будет движущимся. Это, во-первых. Во-вторых, даже в неподвижном объекте происходит движение составляющих его частиц и обмен ими со средой.
Таким образом, то, что воспринимается нами как покой, есть определенное повторение способов и видов движения, образующих предмет и обеспечивающих его стабильность и сохранение его свойств. Это приводит к выводу, что всякий покой относителен, а движения абсолютно.
Теперь рассмотрим второй тип движения. В нем в свою очередь выделяются две основные формы. Первая это такая, при которой изменения свойств не выходят за пределы определенного уровня организации материи, во второй форме такой переход имеет место. Примером первой могут служить изменения небесных тел, эволюция живых существ и т.п. Примером
второй – формирование атомов из элементарных частиц, переход от неживого к живому. В этих случаях имеет место усложнение материи и возникновение новых ее видов или уровней.
Помимо указанных типов движения выделяют несколько форм уже в зависимости от видов материальных систем, в которых протекают изменения. В свое время такая классификация была предложена
Ф.Энгельсом. Поскольку при этом он опирался на современный ему уровень естествознания, на сегодняшний день она уже не совсем адекватна и требует дополнения. Однако, многие положения, относящиеся к этой классификации, полностью сохранили свою справедливость и сегодня.
Им были выделены механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Под механическим движением он имел в виду перемещение тел в пространстве. Под физическим
– молекулярные взаимодействия, выражающиеся в тепловых, электромагнитных, гравитационных и тому подобных явлениях, составляющих предмет изучения физики. Под химической формой движения имелось в виду превращения веществ, имеющих своей основой взаимодействия атомов. Под биологической – изменения живых существ, т.е. белковых, клеточных тел. И, наконец, под социальной – изменения общественные.
Воспроизведем те общие соображения Энгельса по поводу данных форм, которые остались в силе. Прежде всего, движение это неотъемлемое свойство материи, и невозможно представить неподвижную материю.
«Движение в мировом пространстве, механическое движение небольших масс на отдельных мировых телах, молекулярные колебания в виде теплоты или в виде электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в одной из которых или в нескольких за раз находится каждый отдельный атом вещества в мире в любой данный момент».
Во-вторых, он констатирует уже упомянутую абсолютность движения и относительность покоя.
В-третьих, движение несотворимо и неуничтожимо, имеет место лишь переход одних форм движения в другие.
При этом «учение о неразрушимости движения следует понимать не только в количественном но и в качественном смысле». Это означает, что движение, будучи вечным атрибутом вечной материи, должно проявляться во всех своих видах (разумеется при соответствующих условиях). Это порождает у
Энгельса известный оптимизм в отношении перспектив существования мыслящих существ: «…мы все же уверены, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов не может погибнуть и что поэтому с той же самой железной необходимостью с какой она некогда истребит на земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время».
И ряд принципов, лежащих в основании произведенной им классификации. Высшие формы движения возникают на базе низших.

Определенная форма движения всегда имеет в качестве своей основы более низкие формы, которые продолжаются, участвуют в высших и обеспечивают их существование. И в то же время необходимо отчетливо осознавать принципиальную несводимость высших форм движения к низшим, их специфику, собственно и позволяющую выделять их как относительно самостоятельные виды. В соответствии с этим недопустим перенос законов одной формы движения на другую, как то, например, законов жизни животных на общество.
С точки зрения современного материализма удобнее применять несколько иную классификацию. Речь ведется о выделении трех групп форм движения – в неживой и живой природе и в обществе. Помимо тех форм движения, которые присущи соответственно различным видам систем, имеются универсальные, всеобщие его формы, распространяющиеся на все материальные объекты.
Это пространственное перемещение, электромагнитное взаимодействие и гравитационное.
Контроль
Объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого обозначается понятием a. субстанция b. онтология c. абстракция d. интенция e. акциденция
Длительность, смену состояния выражает форма бытия материи a. время b. пространство c. движение d. качество e. количество
Протяженность и структурность всех материальных объектов обозначает категория a. пространство b. время c. материя d. сознание e. движение

3.
Развитие и его законы
Одним из особых видов движения, наиболее сложной его формой является развитие. Под ним понимается направленное, необратимое, качественное изменение материальных и идеальных систем. Смысл данного определения раскрывается так. Прежде всего, говорить о развитии нужно всегда применительно к определенной системе – материальной или духовной. Неправомочно говорить, что развивается материя как таковая.
Далее, именно наличие всех трех упомянутых признаков позволяет говорить о развитии. В случае наличия меньшего их числа мы имеем дело с иными типами изменений.
Поскольку речь идет о качественных изменения, необходимо достаточно ясно понимать, что имеется в виду. Во-первых, из развития исключается момент самого возникновения или исчезновения системы, хотя именно возникновение есть необходимое начальное условие такового. Во- вторых, развитие системы предполагает, что в его процессе сохраняется основное качество системы, ее основа. Следующий важный момент заключается в том, что в случае развития речь ведется именно о комплексе изменений, куда входят и изменения элементов, и подсистем, и структуры.
Развитие характеризуется таким важным признаком как необратимость.
Подразумевается, что развивающаяся система претерпевает не однократное, пусть и значительное преобразование, а такую связь преобразований, которая уже исключает возврат системы к начальному состоянию и придает ей не существовавшие раньше свойства. В свою очередь под направленностью подразумевается то обстоятельство, что в процессе развития всегда имеет место такая связь между изменениями, которая позволяет говорить о некой их тенденции. Хаотичные изменения на уровне подсистем не приведут к развитию системы, если, во-первых, они не будут накапливаться, во-вторых, если, перешедшие затем в форму системных изменений они не будут обладать преемственностью, связью между изменениями системы. Если же это имеет место, то в этом и выражается направленность развития.
Рассмотрением философских аспектов движения занимается диалектика. Одним из важнейших ее предметов являются законы развития.
Таковых выделяют три: закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей и закон перехода количественных изменений в качественные. Исторически заслуга открытия данных законов принадлежит представителям немецкой классической философии, сначала Фихте, затем
Гегелю. Однако, в их трактовке смысл данных законов отличался от материалистической, осуществленной впоследствии Марксом и Энгельсом.
Для Гегеля и Фихте собственно развивающимся образованием изначально являлось нечто идеальное: Я (самосознание) у Фихте, логическая идея у
Гегеля. Материальное же было промежуточным результатом такого развития. Маркс и Энгельс, признавая заслугу Гегеля в открытии самого механизма развития, стояли на прямо противоположной позиции
материализма, и поэтому переосмысление ими данных законов выразилось в том, что, во-первых, развивающимися по ним образованиями были признаны природа, общество и мышление, а во-вторых, в этих процессах утверждался примат материального момента.
В соответствии с этим законы развития приобретают следующий смысл. Закон отрицания отрицания заключается в том, что в процессе развития некой системы имеет место чередование фаз, из которых каждая последующая является результатом отрицания-снятия предыдущей, а в результате двойного отрицания происходит воспроизведение исходного состояния, но уже на более высоком уровне, т.е. обогащенного содержанием пройденных фаз. Окончание при таком понимании – это не возврат к началу, а синтез пройденных фаз.
Таким образом, действие данного закона наиболее наглядно, когда перед нами уже более или менее законченный процесс. В этом случае обнаруживается, что в нем развитие осуществлялось тремя циклами: исходное состояние системы, его превращение в противоположность и, наконец, превращение этой противоположности в свою противоположность.
Ключевыми категориями данного закона выступают отрицание и преемственность. Отрицание в свете данного закона – это тот компонент, без которого невозможно развитие. Уничтожение старого – это всегда и неизбежное следствие, и условие возникновения чего-то нового. Поэтому при переходе от первой стадии ко второй наблюдается разрушение установившейся структуры как препятствующей развитию системы. В то же время это глубоко двойственный процесс, потому что старое не исчезает совсем.
Закон перехода количественных изменений в качественные состоит в том, что изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигнет определенного предела, и, в свою очередь, качественные изменения создают новые возможности количественных изменений.
Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон состоит в том, что источником развития является единство и борьба противоположностей.
Под противоположностями понимаются взаимоисключающие стороны и тенденции предметов, систем, которые, тем не менее, сопряжены в единой системе. Их взаимодействие и приводит к изменениям. Противоположности, таким образом, обнаружимы везде, где имеется развитие – в неорганической природе, в природе живой, в обществе, и, наконец, в мышлении. Примерами могут являться соответственно притяжение и отталкивание, наследственность и изменчивость, классовые противоречия.
ЗАКОН. Понятие «закон» означает необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Материалистическая диалектика исходит из того, что законы носят объективный характер, т.е. выражают реальные отношения вещей, складывающиеся независимо от сознания.

По разным критериям выделяют различные виды законов. Во-первых, по формам движения материи. Во-вторых, выделяются так называемые динамические и вероятно-статистические законы. Первые – это законы, управляющие поведением одного объекта и позволяющие установить однозначную связь его состояний. Вторые – это законы, управляющие большими совокупностями и в отношении поведения индивидуальных объектов позволяющие делать лишь вероятностные заключения. Это, например, законы квантовой механики.
В-третьих, законы различают по степени охвата явлений. По данному критерию они соответственно могут быть частные, общие и всеобщие.
Частные законы управляют отдельной определенной сферой объектов.
Общие управляют тоже одной, но уже достаточно обширной сферой, природой, мышлением или обществом. Примером, такого закона является закон сохранения энергии, действующий во всей природе. Наконец, всеобщие распространяют свое действие на все области.
ПРИЧИННОСТЬ. Выше уже было упомянуто, что атрибутами материи являются движение и взаимодействие. Ключевой категорией, введенной для истолкования и того, и другого является категория причинности и соответственно раскрывающие ее смысл понятия «причины» и «следствия».
Собственно говоря, категория причинности или причинного отношения означает генетическую связь между явлениями или событиями, при которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает, вызывает другое явления (следствие). Представление об универсальном характере данного принципа входило в состав самых различных философский теорий.
Оно же лежит в основании научного подхода к реальности. Ну и, наконец, оно же в неотрефлексированной форме составляет костяк того, что называется обыденным уровнем мировоззрения. Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений называется «детерминизм»
В то же время в западной философии были такие мыслители, которые считали неправомочным признание причинности в качестве характеристики внешнего мира. Сначала это был Юм, а вслед за ним Кант. Юм считал причинно-следственную связь ошибочной подменой отношения смежности в пространстве и времени. Кант же считал ее одной из априорных категорий нашего рассудка и в силу этого неприменимой к т.н. «вещам в себе».
Существуют более простые и более сложные случаи причинно- следственных взаимодействий. Элементарная причинная связь выступает в форме, когда мы имеем всего два звена: причину и порождаемое ей некое следствие. Такая связь характеризуется следующими свойствами. Прежде всего, это последовательность во времени – причина по времени предшествует следствию. Соответственно они не могут поменяться местами, следствие не может выступить в роли причины своей причины.
В то же время сама по себе временная ассиметрия еще не свидетельствует о наличии причинности. Основополагающим признаком выступает именно отношение порождения – причина порождает, вызывает
следствие. При этом по своим качественным характеристикам следствие представляет собой нечто иное, чем вызвавшая его причина.
Другим признаком выступает необходимость. Она выражается в том, что причина всегда вызывает соответствующее следствие, какой бы конкретный случай мы не взяли.
Следующий признак – пространственная и временная непрерывность.
Между причиной и следствием не должно быть пространственного и временного промежутка. Если же такой интервал просматривается, то он должен быть заполнен последовательностью причино-следственных связей, которые собственно и переносят «причинение» от выделенной нами причины к следствию во времени и пространстве. Собственно говоря, в этой ситуации имеет место уже более сложный случай причинного взаимодействия – однолинейная цепь причинения. В ней мы наблюдаем, что некая причина вызывает следствие, которое в свою очередь является причиной для другого следствия и т.д.
Особым случаем причинности выступает причинная цепь с обратной связью. Она представляет собой такую цепь, в которой следствие оказывает обратное воздействие на порождающую его причину и тем самым стабилизирует некое состояние. Например, приток воды в туалетном бачке вызывает подъем поплавка, который в определенный момент блокирует поступление воды. Данный случай является примером отрицательной обратной связи, поскольку нарастание следствия приводит к уменьшению, а затем и прекращению действия причины. Возможен и противоположный вариант – положительной обратной связи. Здесь следствие вызывает усиление действия причины. К примеру, лавина, скорость распространения которой растет с увеличением количества снега.
Следующий случай, когда следствие, вызванное некой причиной, само, выступая в роли причины, вызывает сразу несколько разных следствий, приводя тем самым к разветвлению причинной цепи на несколько самостоятельных ветвей. Пример – разветвление семейного древа. При этом исходная причина уже не предопределяет все возможности, появляющиеся в порожденных ее причинных цепях.
Обратный случай представляет собой ситуацию, при которой не зависящие друг от друга причинные цепи вдруг пересекаются и вызывают новую цепь. Для каждой из «материнских» цепей по отдельности данное событие было бы невозможно и лишь их пересечение дает такой эффект.

Контроль
Философским учением о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий является a. диалектика b. эстетика c. этика d. синергетика e. метафизика
Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания носит название a. единство и борьбы противоположностей b. переход количественных изменений в качественные c. отрицания отрицания d. закон сохранения и превращения энергии e. закон естественного отбора
Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития носит название a. отрицания отрицания b. переход количественных изменений в качественные c. единство и борьбы противоположностей d. закон сохранения и превращения энергии e. закон естественного отбора


написать администратору сайта